![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советы слушающему
Советы выступающему Как завоевать слушателей? Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в условиях далеко не идеальных. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже): Только граждане не хочут слушать, Гражданам бы выпить и покушать... (Е.Евтушенко) Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения, силой слова, и актуальностью призыва, и артистическими приемами... Не гнушайтесь советами, даже взятыми из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор. Изучайте свою аудиторию, если возможно — заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеждения, психологическое состояние в момент общения — возможно, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса. Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подведете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказа-1и: начал он неплохо, но скоро выдохся. Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить интерес, восстановить внимание аудитории. Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15 — 20 минут паузы — занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Однажды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один («я еду в деревню»). — «I», — ответил другой («поезжай»). Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления; плохо, если вы скомкаете заключительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополнительного времени. Всегда учитывайте мотивацию слушателя, она имеет шкалу, так как обычно слушают: по принуждению -> по обязанности, служебному долгу -> по собственному волевому усилию -> по интересу, который зарождается, -> по интересу, который захватывает, — > по увлечению, с радостью. Общение — двусторонний процесс: возможно, что слушающий даже больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы: а) ответ или новое высказывание; б) поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым в) обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего. 1. Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слу 2. Слушающий на основе речевого ожидания формирует свою 3. Прежде чем обнаружить свою реакцию, слушающий выверя 4. Есть понятие «благодарный слушатель». Он не перебивает го же легко и быстро подчинится позиции говорящего, что выяснится позднее. 5. Слушатель в диалоге меняет свою роль: становится говоря 6. Не исключена и такая реакция слушателей на прослушанную 84. Риторический анализ текста Один из главных методов изучения языка — языковой анализ, впервые разработанный Ф. И. Буслаевым. Его разновидности: грамматический анализ, словообразовательный, фонетический, орфографический, анализ художественного текста и пр. Риторический анализ отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, устное или письменное, от анализа дискурса (потока жизни, ситуации, породившей данное высказывание) до выбора слов. Примерный план анализа следующий. 1. Общая характеристика текста: устный или письменный, вид 2. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись 3. Характеристика содержания: жизнеописание, текст закона, 4. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, 5. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного 6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и 7. В каком стилистическом ключе построен текст (стиль, его 8. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные 9. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фра 10. Соблюдение нормы культуры речи, требований литератур 11. Если возможно — сведения о восприятии текста, степени 12. Ответ на три вопроса: что хотел сказать автор; что сказал;
94. Подберите десять разных текстов. Устно потренируйтесь в их рито 95. Представьте себя журналистом, оратором, адвокатом, премьер- 85. Самоконтроль и самооценка Напомним, что любое сознательное действие начинается с мотивации, целеполагания и завершается контролем и оценкой. Самоконтроль осуществляется самим автором по этапам подготовки — от выбора темы до обратной связи. Особенно важно найти истоки неудач, понять, на какой ступени допущена ошибка, каковы причины, пути исправления. Что же касается оценки, то сам автор — самый строгий судья. Оценка дается сперва общая, синтетическая, — оценивается результат целого выступления, его эффективность. Бывает и так, что оратор недоволен собой, а слушатели заинтересовались, значит эффективность высокая; хотя обольщаться все равно не следует. Позже, на досуге, проводится анализ и автор оценивает свою речь в деталях. Ниже даются схемы того и другого.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |