Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дж. Уотсон. Задачи и цели психологии 1 страница




Средневековые традиции не позволили психологии стать наукой. До последнего времени психология находилась под столь могущественным влиянием традиционной религии и философии, что она никак не могла освободиться от их господства и сделаться естественной наукой. Химия и физика давно эмансипировались. Зоология и физиология в настоящее время находятся в процессе освобождения. Показателем тех затруднений, которые эти науки встречают на своем пути, служат до сих пор не прекращающиеся нападки на доктрину эволюции.

За последние шестьдесят лет была сделана попытка создать из психологии экспериментальную науку. При этом высказывалось смелое предположение, что психология, созданная таким путем, станет наукой без души, т. е. естественной наукой. Однако, несмотря на существование многочисленных лабораторий как в Америке, так и в других странах, вышеуказанное предположение долгое время не находило себе подтверждения.

Предмет психологии не объективен. Причиной этого обстоятельства послужила, главным образом, узость в определении предмета исследования, равно как и в выборе метода. Психология ограничила свой предмет одними лишь так называемыми «состояниями сознания» — анализом их и синтезом. Состояния сознания, подобно так называемым явлениям спиритизма, не носят объективно доказуемого характера, а потому они никогда не смогут стать предметом истинно научного исследования..

Во всех других областях науки подлежащие наблюдению факты объективны, доказуемы и могут быть воспроизведены и проверены каждым опытным исследователем. Физиолог, например, может заметить усиление дыхания, наступающее у живот­ного в известных условиях; химик может установить, что ускорение дыхания наступает вследствие наличия в крови известных химических веществ и после соответствующего исследования может определить состав этого вещества, его вес, структуру. Другими словами, научные данные (проверенное наблюдение) являются всеобщим достоянием, и методы научного исследования, как бы сильно они ни различались по виду, в принципе одни и те же. Однако в области истинных естественных наук существует разделение труда и потребностей. Поясним это на примере. Тироксин (гормон щитовидной железы), с одной стороны, является предметом исследования физиологов, с другой стороны — медиков и, наконец, — физиков и химиков. Психология же, как наука о сознании, лишена подобной общности своих данных. Она не может делить их с другими науками, точно также и другие науки не могут ими воспользоваться. Психолог А не может поделиться своими данными не только с физиком А, но и со своим же коллегой, психологом В. Даже если бы эти данные существовали, то они являлись бы изолированными, необычными «психическими» курьезами.

Интроспекция как основной метод психологии служила другим весьма важным препятствием для ее развития. Этот интроспективный метод — созерцание того, что происходит в собственном «я» исследователя — являлся главным методом анализирующих психологов. Считалось необходимым для начинающего потратить несколько лет обучения в психологической лаборатории в наблюдениях над калейдоскопической сменой состояний сознания, наступающих в каждый данный момент; лишь после этого интроспекция приобретала научный характер. При этом предполагалось, что подобная тренировка в значительной мере повышает способность схватывать и анализировать свои собственные состояния сознания. Интроспективист утверждает, что таким путем ему удается свести сложные состояния ко все более и более простым, пока он, наконец, не достигнет элементарных, неразложимых далее состояний, которые называются ощущениями и чувствами.

До сих пор психологи не были в состоянии дать ничего кроме анализа — и притом лишь своих только прошлых состояний!

Синтез, этот sine qua поп метод современной науки, считался неосуществимым в психологии. Все, что интроспективной психологии удалось сделать, это выставить утверждение, что психические состояния образуются из нескольких тысяч элементарных единиц; существуют, например, тысячи единиц ощущений — красный цвет, зеленый цвет, холод, тепло и т. п., а также их следы, называемые образами, и элементарные единицы чувств - удовольствие и неудовольствие (число последних, пожалуй, можно было бы довести до шести, если бы мы включили сюда напряжение и расслабление, а также возбуждение и покой).

Однако истинность или ошибочность вышеуказанного утверждения несущественны, так как ни одно человеческое существо не в состоянии произвести интроспективное наблюдение ни над кем другим, кроме самого себя. Существует ли десять элемен­тарных ощущений, или их сотня тысяч (если вообще допустить их существование), существует ли только два аффективных тона или пятьдесят, — все это не имеет ровно никакого значения для той совокупности мировых знаний, которую мы называем наукой.

Интроспективная психология более не нужна. Психология, основанная Вундтом, не сумела, таким образом, возвыситься до степени науки и потерпела крах в своей попытке сделать какой бы то ни было научный вклад в ту область науки, которая изучает природу человека; она не создала ничего, что могло бы облегчить понимание того или иного пове­дения человека или что дало бы возможность видоизменять это поведение.

Психология нуждается в пересмотре своих предпосылок. Од­ной из причин, по которой психология, направляемая Вундтом, вступила на этот ложный путь, было то, что она не решалась расстаться со своим прошлым. Она пыталась, с одной стороны, сохранить свои традиции, с другой — подвигаться вперед в своем развитии как наука. До того, как в астрономии стал возможен какой бы то ни было прогресс, необходимо было расстаться с астрологией; неврология должна была отрешиться от френологии, химия — от алхимии. Однако общественные науки, психология, социология, политика и экономика, не желают расстаться со своими «знахарями». По мнению многих современных ученых, психология для того, чтобы только продлить свое существование, не говоря уже о том, чтобы стать истинной естественной наукой, должна отказаться от субъективного предмета исследования, от интроспективного метода и от принятой сейчас терминологии. Сознание с его структурными единицами, элементарные ощущения (и их следы —образы), чувственные тоны, внимание, восприятие, представление — все это одни лишь неопределенные выражения. Какова бы ни была науч­ная ценность бесчисленных томов, написанных в терминах со­знания, она может быть гораздо лучше определена и выражена только тогда, когда психологические проблемы, давшие толчок этим исследованиям, будут разрешены путем истинно объектив­ных научных методов.

Психология поведения — естественнонаучный подход к пси­хологии. Допуская правильность вышеизложенных аргументов про­тив господствующих в психологии предпосылок, психология по­ведения, впервые заявившая о себе в 1912 г., попыталась взять новый ясный курс и порвать окончательно как с ходовыми тео­риями, так и с традиционными представлениями и терминологией. Для сторонника психологии поведения психология является отделом естествознания, который исследует человеческое поведе­ние: поступки и слова людей — как заученные, так и незаучен­ные. Это учение о деятельности человеческих существ, начинаю­щейся даже еще до рождения и кончающейся смертью.

Каждое человеческое существо проявляет некоторую деятельность в продолжение своей жизни. Последняя начинается с момента начала эмбрионального развития и длится без перерыва до самой смерти. Человеческая деятельность в течение этого периода обнаруживает как подъемы, так и понижения. Во время сна, коматозного состояния, паралича эта деятельность кажется сведенной до абсолютного минимума как в смысле своего объема, так и по самому своему качеству. Величина и характер активности варьируют от младенчества к детству, отрочеству, зрелому возрасту и старости.

Поведению свойственна непрерывная организация и реорганизация. В течение первых лет жизни человека мы встречаем некоторые, сравнительно немногие, высоко организованные незаученные акты - «инстинкты». Мы находим многочисленную группу слабо связанных рефлексов, заключающихся в ударных движениях рук и ног, в изгибании всего тела и в движениях голосовых связок. Два-три года спустя мы находим, что некоторые из этих незаученных актов остались неизмененными, тогда как другие модифицировались или вовсе исчезли. Мы замечаем некоторый прогресс и в координации или сочетании отдельных слабо связанных друг с другом актов в нечто единое, что мы называем «выучками» или навыками. Теперь индивид реагирует четко и связанно руками, ногами, туловищем на целый ряд ситуаций. Он четко реагирует путем отдельных слов или целых словесных групп на многие словесные ситуации. Исследуя его несколько позже, мы замечаем, что он приобрел еще более сложную систему навыков, резко отличающихся от тех, которые он обнаруживал ко времени предшествующего наблюдения. Он умеет сам одеваться, говорит условным языком, развил в себе социальные навыки, ходит в школу, читает, пи­шет.

Если исследовать его в зрелом возрасте, то сложность орга­низации его навыков покажется нам невероятно большой и не поддающейся никакому измерению. Он выполняет целый ряд актов (деятельностей), требующих сноровки, развил в себе сложную систему ре­чи, женился, обзавелся семьей, интересуется политикой, школой и т. п.

Психология поведения пытается найти принципы, лежащие в основе изменений поведения. Психология поведения пытается путем систематических наблюдений и экспериментов дать фор­мулировку тех обобщений, законов и принципов, которые лежат в основе поведения человека. Когда человеческое существо совер­шает ряд актов — производит движение руками, ногами или на­прягает свои голосовые связки — то непременно должна существовать группа предшествующих факторов, являющихся «причиной» акта. Удобным обозначением этой последней группы мож­но считать термин «ситуация» или «стимул». Если поставить ин­дивидуума лицом к лицу с какой-нибудь ситуацией — будь то огонь, угрожающее животное, человеческое существо или пере­мена судьбы — он будет обнаруживать какую-нибудь деятельность, даже если и не сдвинется с места или если упадет в обморок. Таким образом, психология сталкивается непосредственно с двумя проблемами: 1) определить вероятные причинные ситуации, или стимулы, давшие начало реакции, и 2) по данной ситуации предсказывать вероятную реакцию.

1. По наблюденной реакции определить вероятную ситуацию. Первая проблема требует изучения человека в действии от момента его рождения до самой смерти с тем, чтобы психолог поведения, наблюдая поведение человека, сумел бы с достаточной достоверностью определить ситуацию или стимул, вызвав­ший акт, другими словами, мог бы дать научное определение стимула..

Возьмем обыденный пример. Сосед наблюдает своего друга. Он видит, как тот выходит из дому в 7.54 утра, как раз вовремя, чтобы поспеть на поезд к 8.15. Пройдя некоторое расстояние, он останавливается, шарит в карманах и вдруг бежит обратно по направлению к дому. Сосед говорит: «Ах, Джордж снова забыл захватить из дому проездной билет. Это всегда с ним случается». Наблюдатель устанавливает стимул или ситуацию, вызвавшую акт, отчасти пользуясь настоящим поведением своего друга, отчасти руководствуясь данными из прошлого поведения того же друга. Этот пример настолько тривиален, что похож на пародию, если приводить его как иллюстрацию научного практического метода. И все же подобного рода проблемы, только требующие для правильного решения больших знаний, постоянно представляются психологам. — Почему люди отправляются на войну? Почему некоторые люди отрицают эволюцию? Почему Джордж Смит покинул свою жену? Почему служащие оставляют меня после одного - двух месяцев службы? Почему Генри Д. живет бедно, несмотря на то, что он силен и обладает большой технической сноровкой? Почему демократическая нация столь часто избирает ничтожество в президенты? Всякое подобного рода поведение имеет за собой целый ряд определенных «причин» не в меньшей мере, чем извержение вулкана, разрушающее сотню городов. Эта сторона психологии изучалась и подвергалась многочисленным исследованиям со стороны социологов, экономистов, журналистов и т. п., которые ориентировались в этих проблемах лишь ощупью. Указанные исследователи считают себя в праве (не в меньшей мере, если не в большей, конечно, чем современные психологи) писать об этой стороне поведения. К несчастью, результаты этих попыток очень редко представляли что-нибудь действительно ценное. Объяснения даются в рамках некоторых сторон основной природы человека, относительно которых у нас нет почти никаких данных. Для того, чтобы дать правильный ответ, нам необходимы определенные, доступные воспроизведению данные, касающиеся незаученного поведения человека; необходимы сведения о том, чему данный субъект обучался, какие традиционные факторы оказывают влияние на его группу, каким социальным обычаям он следует в настоящее время, какое влияние оказали на его развитие школа и церковь. Для того, чтобы дать точный ответ на любое «почему», заданное по отношению к той или иной человеческой деятельности, необходимо изучить человека аналогично тому, как химик изучает новые органические соединения.

2. По данной ситуации предсказать вероятную реакцию.. Другой не менее важной задачей психологии является экспериментальное изучение поведения человека от раннего детства до глубокой старости, которое дало бы возможность по данному стимулу или ситуации предсказывать вероятную ответную реакцию.

В области социальных отношений мы часто сталкиваемся c практическими проблемами подобного рода. Россия, например, в настоящее время управляется Советами, которые явились непосредственно вслед за падением монархического правительства, после нескольких сотен лет самодержавия. Какие изменения в поведении индивидов, населяющих Россию, принесет эта ситуация? Или какое влияние окажут на индивидов недавно введенные в Норвегии и Швеции законы о разводе, предоставляющие гораздо больше свободы, чем прежде?

Со стороны отдельных индивидов точно также часто возникают вопросы. Если у А есть жена, которая постоянно хворает, — что будет, если она умрет внезапно — внесет ли это дезорганизацию в его жизнь? Как скажется неожиданное богатство на В? Индивид плохо справляется со своей работой. Как отразилось бы на его поведении, если бы его заставили работать усерднее? Исправился ли бы он, или же качество его работы понизилось бы еще больше?

Тысячи подобных вопросов возникают не только у психологов, но и у всех вообще людей. Человеческая жизнь идет вперед. Необходимо сделать некоторые предсказания насчет результатов известных ситуаций. Однако до тех пор, пока психология не станет наукой и не соберет целый ряд данных, характеризующих поведение, которое появляется в результате экспериментально вызванных ситуаций, до тех пор предсказания того поведения, которое возникает в результате ситуаций повседневной жизни, будут носить тот же характер движения ощупью в темноте, который свойственен им со времени появления человечества.

Управление человеческим поведением. Каждый ученый знает, что его успехи в своей области определяются тем, насколько он в состоянии приложить результаты своего исследования к управлению подопытным материалом, например, к регулированию приливов, защите от молнии при помощи громоотводов, экспериментальному воспроизведению молнии и дождя, рассеянию тумана.

Точно также и психолог, избравший предметом своего исследования человеческое поведение, понимает, что успех его исследования определяется тем, в какой мере он в состоянии управлять этим поведением. Какие возможности заложены в репертуаре актов, приобретенном индивидом в результате общего школьного обучения: может ли он развиться в художника, певца, администратора? Можно ли сделать из него превосходного игрока в гольф? Если так, то какие необходимо предпринять шаги, как технически нужно провести обучение, чтобы быстро установились необходимые навыки, которые должны закрепиться в нем навсегда?

Или наш индивидуум полон страхов, необычайно застенчив, стыдлив, заикается. Можем ли мы изменить его поведение? Если да, то как это выполнить технически? С другой стороны, можем ли мы вселить здоровый страх в ребенка, который бесстрашно играет со змеями, хватает каждую собаку, которую видит, и подбирает чужих котов?

Такого рода задание требует не только умения устанавливать ситуацию по ответной реакции или предсказывать возможную реакцию, исходя из данной ситуации; оно требует большего, а именно — умения экспериментально управлять стимулом и создавать ответную реакцию; стимул должен быть прибавлен или вычтен, чтобы наступила соответствующая реакция; если же требуемая или ожидаемая реакция не входит в репертуар действий данного индивидуума, то она должна быть в нем установлена, если только в нем содержится годный сырой материал.

Итак, здесь мы находим истинное и законное поле для экспериментального изучения человеческого материала. До тех пор, пока в нашем распоряжении не будет достаточных данных, необходимых для управления поведением человека в нежные годы его раннего детства, нам кажется прямо - таки опасным приступить к воспитанию ребенка. Старый довод, сводившийся к тому, что миллионы детей в течение минувших тысячелетий вполне успешно воспитывались своими родными, недавно потерял всю свою силу в свете получившего теперь общее признание факта, что большая часть человечества терпит неудачу в своей попытке удовлетворительного приспособления к обществу.

Сторонник психологии поведения считает, что только систематическое длительное генетическое изучение человеческих существ, начатое в раннем детстве и продолженное вплоть до перехода через отрочество, только такое изучение даст нам в руки экспериментальный контроль над человеческим поведением, который в такой мере необходим как для управления целым обществом, так и для личного благополучия.

Эта короткая сводка наиболее общих сторон психологического исследования должна убедить нас в двух вещах. Во-первых, что каждый человеческий индивидуум нуждается в законах и данных психологии поведения для организации своей собственной повседневной жизни. Во-вторых, ввиду того, что общество, которое действовало до сих пор, основываясь на одних лишь средневековых традициях или, в лучшем случае, на слепом методе проб и ошибок, столь мало продвинулось вперед на пути к пониманию и к управлению явлениями человеческого поведения, необходимо сделать последнее предметом интенсивного научного исследования.

Главной целью становятся методы, которые в данное время могут быть использованы для обстоятельного объективно-научного изучения человеческого поведения.

О предмете научной психологии. Психология как наука ставит перед собой задачу определить сложные факторы, участвующие в развитии поведения человека от его детства до старости и найти законы для направления этого поведения. Для разрешения таких задач нам необходимо изучить простые и сложные обстоятельства, вызывающие действия человека: с какого времени своей жизни он может реагировать на различные простые и сложные чувственные стимулы; в каком возрасте он обычно приобретает различные инстинкты, и каковы те условия, которые их вызывают? Каков шаблон его инстинктивных действий, т. е. производит ли человеческое существо независимо от обучения какие-либо сложные действия инстинктивно, как это делают низшие животные? Если это так, каков полный запас инстинктов человека? Когда проявляется эмоциональная деятельность, какие положения ее вызывают и какие особые действия наблюдаются при эмоциональном поведении? Как рано можем мы наблюдать у детей образование навыков? Какие особые методы можем мы развить, чтобы быстро и прочно внедрить и сохранить телесные и разговорные навыки, требуемые обществом?

Стимул и ответная реакция. Это общее описание предмета психологии очень мало помогает нам при анализе частных задач, которые ставятся поступками и поведением. Для того, чтобы составить план экспериментального разрешения какой-либо проблемы в психологии, мы сначала должны ограничить ее самыми простыми рамками. Если мы просмотрим приведенный в предыдущем параграфе список задач, представляемых поведением человека, а также наши практические примеры, то увидим, что имеются общие факторы, проникающие через все виды действий человека. В каждом приспособлении всегда имеются как ответная реакция, или действие, так и стимул или ситуация, вызывающие ответ. Не углубляясь далее в факты, можно, по-видимому, сказать, что стимул всегда подготовлен средой, внешней по отношению к телу, или движениями собственных мускулов человека и выделениями его желез; наконец, что реакции всегда следуют непосредственно после появления и вмешательства стимула. Это, на самом деле, допущения, но, по-видимому, это основные допущения для психологии. Прежде чем мы, в конце концов, примем или отвергнем их, мы должны будем изучить природу как стимула или ситуации, так и ответной реакции. Если мы предварительно примем их, то мы можем сказать, что целью психологического изучения является установление таких данных и законов, чтобы при данном стимуле психология могла предсказать, какова будет реакция, или, с другой стороны, если дана ответная реакция, она могла бы определить природу действующего стимула.

О применении термина «стимул». Этот термин мы применяем в психологии так же, как он применяется в физиологии. Только в психологии область применения этого термина приходится несколько расширить. Когда мы в психологической лаборатории имеем дело со сравнительно простыми факторами, вроде действия световых волн различной длины, действия звуковых волн и т. д., и пытаемся выделить их влияние на приспособление человека, то мы говорим о стимулах. С другой стороны, когда факторы, ведущие к реакциям, более сложны, как, например, в общественной жизни, мы говорим о ситуациях. Ситуацию, несомненно, в конечном анализе можно разложить на сложную группу стимулов. В качестве примеров для стимулов мы могли бы назвать: лучи света различной длины волны; звуковые волны различной амплитуды, длины, фазы и их сочетание; газообразные частицы столь малого диаметра, что они воздействуют на оболочку носа; растворы, содержащие частицы вещества такого размера, что приводят в действие вкусовые сосочки; твердые предметы, действующие на кожу и слизистую оболочку; излучающие стимулы, вызывающие температурную реакцию; вредящие стимулы, как порезы, уколы и вообще повреждения тканей. Наконец, движения мускулов и деятельность желез служат стимулами путем воздействия на приводящие нервные окончания в мышцах.

Здесь необходимо подчеркнуть, что только в самых редких экспериментальных условиях мы можем стимулировать организм одним единственным стимулом. Жизнь представляет стимулы в смешанных сочетаниях. Когда вы пишете, на вас воздействует сложная система: пот струится с вашего лба, перо стремится выскользнуть из ваших пальцев; слова, которые вы пишете, устанавливаются в фокусе вашей сетчатки; стул доставляет стимуляции и, наконец, уличные шумы все время действуют на вашу барабанную перепонку. Но гораздо важнее, и это могло бы быть обнаружено при помощи чувствительных инструментов, что хотя вы вслух не говорите, но ваш голосовой механизм — мускулы языка, глотки и гортани — находятся в постоянном движении, двигаясь привычным образом. Тот факт, что вы находитесь в аудитории, смотрите на своего инструктора и окружены своими сотоварищами, является другим весьма значительным элементом. Итак мы видим, что мир стимулов чрезвычайно сложен. Удобно гово­рить об общей массе стимулирующих факторов, вызывающих действия человека, как о каком-то целом, как о ситуации. Ситуации могут быть самого простого рода или же высокой сложности. Наконец, здесь следует отметить, что существует много видов физической энергии, не действующих непосредственно на наши органы чувств. В качестве примера мы можем привести факты, что многие волнообразные движения воздуха имеют такую длину или амплитуду, что не производят слуховых стимуляций.

Общий характер реакций. Подобным же образом мы в психологии пользуемся физиологическим термином «реакция», опять-таки несколько расширяя его применение. Движения, получае­мые в результате удара по коленному сочленению или по подошвам ступни, являются «простыми» реакциями, которые изучаются как в физиологии, так и в медицине. В психологии наше изучение также иногда направлено на простые реакции такого рода, но чаще на некоторые сложные реакции, возникающие одновременно. В последнем случае мы иногда пользуемся популярным термином «поступок» или «приспособление», подразумевая под этим, что вся группа реакций объединена таким образом (в инстинкт или навык), что индивидуум делает нечто такое, для чего мы имеем особые обозначения, как то: «принимает пищу», «строит дом», «плавает», «пишет письмо», «разговаривает».

Но психология не занимается хорошими или дурными качествами поступков или успешностью, оцениваемой по практическим или нравственным правилам. На основании того, что человек в своих отдельных поступках делает ошибки при добывании пищи, при постройке своего дома, при разработке математической задачи или не живет в согласии со своей женой, мы не можем отвергнуть его как психологический материал. Мы изучаем без предвзятости его возможности в смысле реакций; открытие того факта, что он будет производить только несовершенные попытки на овладение и управление определенными типами его среды, явится важной частью нашей задачи, такой же важной, как возможность установить, что он способен произвести некоторые другие приспособления. «Успешные» приспособления, «хорошие» поступки, «дурные» поступки — это все термины, которыми пользуется общество. Каждая социальная эпоха устанавливает свои критерии действий, но эти критерии меняются от одной культурной эпохи до другой. Следовательно, это не психологические мерила. Наоборот, способности к реакциям остаются неизменными в течение веков. В пределах вероятности мы можем предположить, что если бы мы могли достать новорожденного младенца, принадлежащего к династии фараонов, и воспитали его с другими ребятами в Бостоне, то из него вышел бы такой же представитель школьной молодежи, каких мы находим среди других гарвардских студентов. Его шансы на жизненный успех, вероятно, совсем не отличались бы от шансов его одноклассников. Результаты, полученные из научного анализа реакций человеческого существа, будут пригодны в любую культурную эпоху. В функции психолога входит обязанность указать, обладает ли данный индивидуум такими способностями и реакциями, чтобы соответствовать правилам этой культурной эпохи, а также указать наиболее быстрые способы, которыми можно привести его к тому, чтобы он действовал согласно данным правилам. Тот факт, что общественные величины меняются, возлагает новые тяготы на психолога, так как каждое новое такое изменение означает измененную ситуацию, на которую человек должен реагировать измененными сочетаниями поступков, а каждый новый ряд поступков должен быть внедрен и объединен со всеми прочими системами действий индивида. Перед психологией поставлены задачи решить, может ли индивид соответствовать новым правилам, и определить и развить методы его обучения.

Двигательные и железистые показатели реакций. Что может наблюдать психолог? Конечно, поведение. Но, на основании анализа. поведение — это отдельные системы реакций, которые производит индивидуум по отношению к своей среде. Когда нам приходится изучать механизм таких приспособлений, мы находим, то они зависят от интеграции рефлексов, соединяющих рецепторы с мускулами и железами. Здесь надо подчеркнуть, что объек­тивная психология не анализирует такие интеграции до конца за исключением случаев, где этого требует задача. На самом деле действия в совокупности также важны для изучающего поведение, как и для других психологов.

Одноклеточные организмы не обладают обособленной мышечной и нервной системами. Все же части их единой клетки должны быть специализированы в двигательном или сенсорном смысле, так как такие организмы движутся в ответ на стимул — на свет, тяготение, тепло, холод, электричество и т. п. Если подниматься по ступеням животного мира, то мы находим, что развиваются особые ткани органов чувств (рецепторов) и наряду с ними как двигательные или эффекторные органы, так и нейроны, соединяющие рецепторы с эффекторами. Действие в таких случаях становится более точным, более локализованным, более быстрым и в то же время более постоянным. Если мы будем подвигаться все выше по ступеням, мы встретимся с развитием желез. Железы так же, как и мускулы, участвуют в ответных реакциях, и особые действия желез возникают всегда, когда имеются двигательные действия. И обратно, железы действуют на мускульную систему и влияют на ее отправления. Далее имеется два рода мускулов — поперечно-полосатые и гладкие. Первые приводят в движение руки, ноги, туловище, язык и гортань. Гладкие мышцы управляют, главным образом, кровеносными сосудами, кишечником, органами выделения и половыми. Обычно, когда мы говорим о реакциях, мы подразумеваем, что организм подвигается направо или налево, или сокращается в целом, что он ест, пьет, сражается, строит дома или занимается торговлей. Но эти наглядные и легко наблюдаемые изменения не исчерпывают термина «реакции», как мы отмечали выше. Мы должны понимать под реакцией сумму изменений в гладкой и поперечно-полосатой мускулатуре и железах, следующую за данным стимулом. Нашей ближайшей задачей является определение того, какие движения нужно изучать в относительной изоляции, хотя для человека интерес сосредоточивается, главным образом, на интеграции отдельных реакций, на усвоении им некоторых навыков, т. е. на употреблении рук, ног или голосовых связок. Важно с самого начала освоиться с содержанием представления о реакции. Животное или человек могут оставаться совершенно неподвижными под действием стимула, но мы не можем сказать, что здесь не было реакции. Тщательное наблюдение покажет, что имеются изменения в напряжении мускулов, в дыхании, кровообращении и в секреции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.