КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы организационных коммуникаций
Как все иные управленческие функции, коммуникативная функция характеризуется множест-венностью типов и форм, способов и методов ее реализации. В связи с этим существует ряд классификаций типов коммуникаций в деятельности руководителя. По признаку ориентации, направленности коммуникаций руководителя они подразделяются на внешнеорганизационные и внутриорганизационные. Любая организация находится в опреде-ленном внешнем окружении, зависит от него и вынуждена постоянно адаптироваться к его измене-ниям. В силу этого имеют место ее постоянные и интенсивные коммуникации с внешней средой. Сре-дства коммуникации со средой многообразны. Это - деятельность руководителя по организации рек-ламы и создание (поддержание) имиджа организации; деятельность руководителя по проведению маркетинговой политики на внешнем рынке; его участие в подготовке регулярных отчетов для выше-стоящих инстанций; само участие в работе этих инстанций. Особую роль во внешнеорганизационных коммуникациях руководителя играет представительская функция. Любой руководитель постоянно контактирует и с паритетными ему по статусу руководителями других - смежных организаций, и с вышестоящими руководителями организаций, в которые возглавляемое им учреждение входит на правах структурного подразделения. В этих случаях он как бы олицетворяет (персонифицирует) организацию в целом, представляет ее во внешней среде. Этот тип коммуникаций специфичен. Когда руководитель участвует в работе вышестоящих инстанций, он выступает одновременно и как подчиненный. В связи с этим возникает явление маргинальности его коммуникативного поведения.
Внутриорганизационные коммуникации подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации представляют собой обмен информацией между иерархическими уров-нями организации, а горизонтальные - обмен в пределах паритетных иерархических уровней. В свою очередь, вертикальные коммуникации делятся также на два основных типа - нисходящие и восходя-щие коммуникации. Первые чаще всего являются основной формой, в которой руководитель реализу-ет свои управленческие воздействия. Это - приказы, распоряжения, указания, предписания, установ-ки, рекомендации, директивы и др. Вторые представляют собой систему каналов движения информа-ции «снизу вверх». Эта информация также может быть различной по своему функциональному пред-назначению и выступает, в частности, в форме сигналов о событиях, оповещения о неблагополучии дел, официальных отчетов (устных и письменных), неформального осведомительства и др. Горизон-тальные коммуникации разнотипны. Во-первых - это коммуникации между паритетными подраз-делениями организации (в том числе - между группами). Они возникают вследствие необходимости координации их работы и служат этим целям. Во-вторых - коммуникации между исполнителями, сос-тавляющие наиболее обширное «поле» всех коммуникативных обменов в организации. Здесь возни-кают многочисленные и противоречивые социально-психологические феномены, с которыми должен считаться руководитель, например межличностные конфликты. В-третьих - коммуникации между па-ритетными руководителями подразделений внутри организации (например, между руководителями среднего и особенно низшего звена управления). Вертикальные и горизонтальные коммуникации имеют определяющее значение для функционирования организации. Обычно принято считать, что вертикальные коммуникации более значимы, поскольку они реализуют главный принцип построения организации - иерархический. Он, однако, всегда синтезирован с другим - координационным принци-пом, который требует коммуникаций по горизонтали. На это указывал еще А.Файоль, показавший, что эффективность организации прямо и сильно связана с развитостью горизонтальных коммуникаций, и рекомендовавший поэтому всячески поощрять и даже специально организовывать горизонтальные каналы коммуникации и сотрудничества (так называемые мостики Файоля) [Edwards W. Behavioral Decision Feory // Amer. Rev. Of Psichol., 1961, V. 12].Лишь через сочетание этих двух принципов и соответственно типов обеспечивается коммуникативная функция в целом. Это сочетание образует своего рода «каркас» всей коммуникативной сети организации.
Для характеристики деятельности руководителя значимо также разделение вертикальных коммуникаций на подтипы. Оно основывается на нескольких критериях одновременно и включает следующие виды коммуникаций. Во-первых, это коммуникации вида «руководитель-подчиненный»,специфика которого состоит в том, что это индивидуальный, развертывающийся «лицом к лицу» процесс межличностного общения. Сочетание непосредственного характера контакта с его иерархич-ностью — две главные особенности данного типа обмена. Он, хотя и реже, может осуществляться и опосредованно — например, в форме письменного указания. Во-вторых, это специфический подтип коммуникаций «руководитель — подчиненный», в котором первый является руководителем высшего звена, а второй (подчиненный) — также руководителем, но нижележащего иерархического уровня. В-третьих, это коммуникации вида «руководитель — руководитель»; они включают две разновид-ности: между руководителями паритетных подразделений внутри организации и между руководи-телем всей организации и руководителями иных учреждений и организаций. Всем указанным видам коммуникации присуща общая черта: они носят индивидуальный характер и развертываются, как правило, при непосредственном контакте. Кроме того, все они включают в качестве хотя бы одного из коммуникантов руководителя (разных иерархических уровней), а в своей совокупности характеризуют поэтому «индивидуальную коммуникативную вертикаль». Эта вертикаль включает также коммуникации типа «руководитель — рабочая группа». Он имеет комбинированный индивидуально-коллективный характер и реализуется в многообразных организационных формах: совещаниях руководителя с рабочими группами, отчетах групп перед руководителем, локальном инспектировании, контрольных проверках рабочих групп и др.
Традиционно коммуникации подразделяются на формальные и неформальные, формальные каналы коммуникаций непосредственно определяются структурой организации, ее основными функ-циональными целями и задачами. Неформальные коммуникации - это все те контакты, которые реа-лизуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов. Они также включают ряд основных разновидностей. Во-первых - неформальные контакты между рядовыми членами организации. Во-вторых, аналогичные связи между руководителем и подчиненными. В-третьих, это неформальные внешнекоммуникативные связи руководителя со средой (феномен «больших связей» руководителя). Особая роль среди всех неформальных внутриорганизационных контактов принадлежит такой их разновидности, как слухи, в значительной степени создающие социальную микросреду организации. Они влияют на общественное мнение, на деятельность членов организации, на их статус и репута-цию. Существует стойкое предубеждение о недостоверности такого рода коммуникативного явления, каковым являются слухи. Однако исследования показывают, что в действительности они очень досто-верны и справедливы не менее чем в 80% случаев, а в отношении состояния дел внутри организации этот показатель достигает 99%(!). Организационные коммуникации подразделяются также по форме - по тому каналу, который в них используется. При этом выделяются устные (вербальные), письменные (в их многочисленных разновидностях), комбинированные, визуальные, аудиоционные коммуни-кации, а также коммуникации через оперативную печать, через средства наглядной агитации и др. Наконец, существует еще одна классификация типов коммуникаций - по признаку того этапа организационного функционирования, на котором они имеют преобладающее значение. Это соот-ветственно: коммуникация при приеме на работу, при ориентировке в круге служебных обязанностей, в самом процессе деятельности, в процессеее оценки, в ходе дисциплинарного контроля за ней.
Все рассмотренные виды и типы коммуникаций показаны на рис. 1. Рис. 1. Типы коммуникаций Источник: Карпов А.В., С. 166. Обобщая вышесказанное относительно важности коммуникационной функции, можно сделать вывод о том, что одним из важнейших требований, предъявляемых эффективному руководителю, является его коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность в литературе характеризуется как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, поддерживать общение на разных уровнях доверительности, умение диагностировать социально-психологический климат в коллективе и внутригрупповые процессы, вести их эффективную коррекцию, адекватно оценивать собственное поведение. Коммуникативная компетентность руководителя опирается на коммуникативные способности, а также знания закономерностей межличностного (в том числе и делового) общения и коммуникативные умения. К коммуникативным способностям руководителя относятся такие личностные качества как экстравертированность, открытость (в том числе и когнитивная), эмоциональность, проницатель-ность, экспрессивность, адекватная социальная перцепция, способность к эмпатии. Перечень коммуникативных умений руководителя мы рассмотрим несколько позже, после того, как познакомимся со структурой общения.
1.2. Определение общения. Общение как психологический феномен является достаточно сложным явлением, поэтому в литературе существует множество подходов к его определению. Так, например, А.А. Леонтьев (Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с., с.240) дает следующее определение общения: «…можно определить общение как систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» (курсив мой). В отличие от него Е.П. Ильин (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000. – 512 с., с.205) пишет «…человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания» (курсив мой). Приведем еще одно определение общения, даваемое С.Н. Тидором (Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск: «Периодика», 1997. – 256 с., с.124): «Общение – это процесс формирования, развития и проявления системы взаимоотношений, которые складываются между группами людей и отдельными индивидами» (курсив мой). Такое многообразие определений общения связано как со сложностью этого феномена, так и с теми его функциями, на которых акцентируют внимание разные авторы: обеспечение взаимодействия людей в процессе совместной деятельности, установление контакта, передача информации, формирование и проявление системы взаимоотношений. Вступая в общение, то есть взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе (Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001, 496 с., 10): - обмен или передача информации; - формирование умений и навыков или развитие профессиональных качеств; - формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; - обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; - осуществление коррекции, изменение мотивации поведения; - обмен эмоциями. Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как: межличностное, деловое, специально-профессиональное и научное, социально-политическое и информационно-коммуникативное и пр. Способы взаимодействия зависят от целей, которые преследует общение, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры. Нас будет интересовать только первый вид общения — деловое общение. Под деловым понимается общение, служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д., создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц. Управленческое общение – это разновидность делового общения между субъектом и объектом управления, осуществляемое знаковыми средствами и обусловленное потребностями управления. Поэтому ему присущи все закономерности делового общения и в дальнейшем мы будем говорить в основном о деловом общении, выделяя, где это будет необходимо специфику управленческого общения. Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество. Деловое общение предполагает реализацию следующих условий (Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001, 496 с., с. 15-16): 1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий; 2) предметно-целевое содержание коммуникации; 3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета; 4) взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений; 5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж); 6) формальные ограничения: а) конвенциональные ограничения, то есть соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (например, действия по инструкциям, протокол, соблюдение правил внутреннего распорядка, следование традициям предприятия и пр.); б) ситуативные, то есть с учетом ситуации делового общения (например, деловая беседа, совещание, презентация, переговоры и пр.) взаимодействовать целенаправленно, в заданном регламенте, используя адекватные коммуникативные средства, создавая соответствующую пространственную среду и достигая прагматического ожидаемого результата; в) эмоциональные, то есть независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявлять стрессоустойчивость - управлять собой, демонстрировать эмоциональную культуру; г) насильственные, то есть допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время, а также когда реакции партнера неадекватны ожиданиям и нормам (например, агрессивное поведение). Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах: монологической, где преобладают коммуникативные действия - высказывания личности как субъекта - организатора процесса слушания у других субъектов - участников общения; диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны; полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации. Основной способ организации коммуникативной деятельности при взаимодействии двух партнеров - диалог. Типичными единицами диалога являются действие, высказывание и слушание.
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: "умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире" (Цит по Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, - 279 с., с. 94). Чтобы выигрывать - нужно уметь говорить и слушать, формулировать соответствующие конкретной ситуации вопросы и ответы, действовать естественно, искренне и откровенно, если это способствует достижению цели, или гибко менять стратегии и выбирать разнообразные приемы психологического влияния на партнера по деловому взаимодействию, если в этом есть необходимость. Деловое общение требует тренировок, развития мастерства "самурайского" типа. Понимание информации и даже овладение ею еще не есть овладение умениями и навыками, необходим постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов, затем закрепление их в игровом моделировании: разыгрывание ситуаций и ролевые игры, учебные и деловые игры, воспроизводящие практику делового взаимодействия, и только затем демонстрация приобретенных возможностей в деловом партнерстве. Именно реальная повседневная жизнь, деловое общение с коллегами и клиентами, постоянная "самопрезентация" и анализ результатов преподнесут истинные уроки мастерства.
Список использованной литературы: 1. L.A.Mainiero, C.L.Tromley Developing managerial skills in organizational behavior, Prentice-Hall, New Jersey, 1989 2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с. 3. А.А. Леонтьев (Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с. 4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб: Питер, 2000. – 512 с. 5. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск: «Периодика», 1997. – 256 с. 6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001, 496 с. 7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, В.Н.Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, - 279 с.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |