КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационное поведение как наука и учебная дисциплина
Следствия из Хоторнских исследований Несмотря на ряд философских, теоретических и методологических ограничений, характерных для Хоторнских исследований с точки зрения сегодняшних общепринятых исследовательских стандартов, они привели к нескольким интересным выводам, которые позволили лучше понять поведение человека в организациях. Например, интерес представляют контрастирующие результаты, полученные при опытах со сборкой реле и систем банковской сигнализации. В цехах сборки реле на протяжении всего эксперимента производительность непрерывно росла, и сборщики реле были настроены весьма позитивно. В помещении для сборки систем сигнализации все происходило в точности наоборот: недовольные рабочие практиковали вопиющее ограничение производительности. В чем причина различия двух фаз исследования? Один из ключей к ответу на этот вопрос можно найти в результатах анкетирования, проведенного в связи с происходившим в цехах сборки реле. Основная цель опроса состояла в том, чтобы определить здоровье и привычки рабочих. Их ответы позволили прийти к выводам, что все сборщики указывали, что в помещении, отведенном для экспериментов, они чувствуют себя «лучше». В распространенной затем анкете были заданы вопросы относительно обстановки в цехе для сборки реле. Результаты этого анкетирования показали, что рабочие единодушно предпочитают работать в экспериментальном помещении по сравнению с обычным цехом. В порядке значимости рабочие указали следующие причины такого предпочтения: 1. Малочисленная группа. 2. Тип контроля. 3. Заработки. 4. Новизна ситуации. 5. Интерес к эксперименту. 6. Внимание, которое привлекало к себе помещение для эксперимента. Важно отметить, что новизна, интерес и внимание отошли на четвертую, пятую и шестую позиции. Эти три момента обычно ассоциируются с тем, что называют «Хоторнским эффектом». Однако, таким образом, можно сказать, что результаты, полученные в экспериментальном помещении при сборке реле, обусловлены в основном важным значением малой группы, типом контроля и заработками. Все эти переменные (а именно план эксперимента, групповая динамика, стиль лидерства и контроля, вознаграждение) и многие другие разделяют старый подход к «человеческим отношениям» и современный подход к организационному поведению.
Дисциплина, называемая «организационное поведение», призвана помочь менеджерам лучше понять природу человека. Организационное поведение - область исследований, при которых используют теорию, мето-ды и принципы различных дисциплин с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей и познавательных способностей и действий при работе в группах и в рамках целой организации; анализа воздействия внешней среды на организацию и ее людские ресурсы, миссии, цели и стратегии. Основные понятия и принципы, составляющие основу организационного поведения, разработаны в науках, изучающих поведение, особенно психологии, социологии и антропологии культуры. Каждая научная дисциплина, изучающая поведение, ориентирована на свое специфическое направление в этой области знаний, в ней разработаны собственные система понятий, аналитическая структура и предмет изучения, призванные помочь менеджерам лучше понять самих себя, остальных людей и внешние воздействия окружающего мира (такие, как конкуренция, официальные требования и социально-политические изменения). Такой мультидисциплинарный взгляд на организационное поведение (ОП) определяет основ-ные характерные черты ОП как науки (Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организа-ции: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XXVI, с. 5): 1. ОП - это особый метод изучения. Поведение рассмотрено как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Следовательно, изучая ОП, мы должны точно определить, на каком уровне — индивидуальном, групповом и (или) организационном — оно будет использовано. 2. ОП — это мультидисциплина, так как она использует принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин. Изучая ОП, нельзя опираться на четко разработанную теоретическую основу. Это область, в которой только в настоящее время начался процесс формирования и развития теоретических основ. 3. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри организационного поведения. Люди и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства и цели представляют наибольший интерес в организациях. 4. Наука об ОП ориентирована на результативность. Почему бывает высокая и низкая результативность? Каким образом результативность может быть улучшена? Можно ли способствовать повышению качества рабочей результативности? Такие вопросы постоянно возникают в практической работе менеджеров. 5. Внешний окружающий мир рассматривается с точки зрения его воздействия на поведение организации. 6. Наука об ОП прочно основана на общепризнанных дисциплинах, при изучении переменных величин и взаимозависимостей большое значение приобретает выбор научного метода. Поскольку к исследованию организационного поведения применен строго научный метод, то и установленные с его помощью рекомендации имеют научную основу. 7. Область изучения ОП имеет ярко выраженную ориентацию на практику, что позволяет получить полезные ответы на вопросы, которые возникают в процессе управленческой работы. На рис. 1 в самых общих чертах показаны взаимосвязи между организационным поведением (ОП) и смежными дисциплинами: теорией организаций (ТО), организационным развитием (ОР) и управлением персоналом/человеческими ресурсами (УП/УЧР), а также основными объектами их внимания. Как следует из рисунка, ОП характеризуется большей теоретической ориентацией, а также анализом явлений на микроуровне. В частности, ОП основано на многих теоретических конструктах наук о поведении, которые концентрируются на понимании и объяснении поведения индивидов и групп в организациях. Как и другие науки, ОП аккумулирует знание и проверяет теории посредством принятых научных методов исследования. В итоге организационное поведение (organizational behavior) может быть определено как область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им. Рис. 1 не показывает области, относящиеся к компетенции какой-то одной из перечисленных дисциплин, поскольку в пограничных областях линии раздела становятся очень размытыми и среди представителей академической среды и практики нет общего согласия относительно распределения проблем. Теория организаций имеет большую макроориентацию, нежели ОП, и занимается в первую очередь структурой и проектированием организаций. Организационное развитие более ориентировано и на макроуровень, и на прикладную область, чем ОП. Наконец, УП/УЧР в значительно большей степени ориентировано на прикладную область, чем ОП. Функция управления персоналом/человеческими ресурсами является частью практической деятельности организаций наравне с маркетингом, финансовым менеджментом или оперативно-производственными функциями.
Рис. 1. Взаимосвязи организационного поведения с сопредельными дисциплинами Источник: Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XXVIII, с. 17
Организационное поведение представляет бихевиористский подход (behavioral approach) к менеджменту, а не весь менеджмент в целом. В число других признанных подходов к менеджменту входят процессный, количественный, системный и ситуационный подходы. Иными словами, организационное поведение не претендует на то, чтобы описывать менеджмент в целом.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |