КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подход социального научения
Когнитивный подход обвиняли в том, что он является менталистским, а бихевиористский под-ход - в детерминизме. Ученые, исповедовавшие когнитивный подход, утверждали, что модель С - Р и, в меньшей степени, модель Р - С чересчур механистически описывают человеческое поведение. Жес-ткое описание человеческого поведения в рамках модели С — Р действительно позволяет критико-вать его как чересчур механистическое, однако вследствие научного подхода, педантично применяв-шегося бихевиористами, оперантная модель стада весьма значительным вкладом в изучение челове-ческого поведения. То же самое можно сказать и о когнитивном подходе. Было проведено множество исследований с целью проверки его значимости как средства для объяснения поведения. Настало время признать, что оба подхода внесли важный вклад в понимание, предсказание и контроль человеческого поведения. Подход социального научения пытается объединить достижения когнитивной психологии и бихевиоризма. Следует подчеркнуть, что подход социального научения является бихевиористским. Он при-знает, что поведение может быть проанализировано. Тем не менее в отличие от жесткого или радика-льного бихевиоризма, подход социального научения предполагает, что люди обладают самосознани-ем и их поведение целенаправленно. В рамках этого подхода также предполагается, что люди позна-ют окружающую среду, изменяют и конструируют ее, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы, а также отмечается важность правил и символических процессов при научении. Хотя с социальным научением ассоциируются имена целого ряда психологов, работа Альберта Бандуры, вероятно, лучше всего представляет этот подход. Он придерживается позиции, согласно которой поведение наилучшим образом объясняется в терминах непрерывного взаимодействия меж-ду когнитивными, бихевиористскими и инвайронментальными (обусловленными средой) детермина-нтами. Индивидуум и ситуация, определяемая средой, не функционируют как независимые элементы, но, в сочетании с собственно поведением, взаимодействуют, определяя характер поведения. Бандура поясняет, что «в основном именно посредством своих действий люди создают условия среды, кото-рые в ответ влияют на поведение людей. Опыт, порождаемый поведением, также частично определя-ет то, кем становится человек и что он может делать; это, в свою очередь, влияет на его последующее поведение». Треугольная модель на рис. 2 заимствована из работы Бандуры и транслирует его подход в соответствующие объекты анализа и переменные организационного поведения.
Рис. 2. Подход социального научения к организационному поведению Источник: Там же, с. 21.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |