Государственная служба - один из важных видов общественно полезной деятельности, смысл которой заключается в выполнении задач и функций государства в соответствии с объемом компетенции соответствующего органа государственной власти. Государственная служба является организационно-правовым явлением со своим характерным содержанием и особенностями. Во всех случаях служебная деятельность связана с тремя элементами: 1) введением службы (установление должностей, их количества), правовым урегулированием порядка прохождения и т.д.; 2) организацией выполнения полномочий, осуществлением управления соответствующими объектами; 3) решением внутриорганизационных вопросов служебной деятельности в определенном органе или организации (взаимоотношения между структурными подразделениями и служащими соответствующего органа). Государственной службе традиционно рассматривают в трех аспектах - социальном, политическом и правовом. В сжатом виде ее социальный аспект характеризуется назначением государственной службы в жизни общества; политический связан с формированием государственной власти, ее осуществлением соответствующими органами; юридический аспект обусловлен необходимостью правового регулирования статуса государственных служащих, порядка прохождения службы и других элементов государственно-служебных отношений В юридической науке главное внимание уделяется именно правовому аспекту государственной службы, в котором видное место занимает административно-правовое регулирование. Совокупность взаемозвьязанних правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственной службы, составляют комплексный институт права (правовой институт). Так, в него входят: нормы конституционного права, которыми устанавливается право на государственную службу; нормы финансового права, регулирующие финансирование государственной службы и т.д.; а также нормы других отраслей права - экологического, трудового, земельного и т.п.. При определении понятия государственной службы следует исходить из следующих основных признаков этого явления: государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах (законодательных, исполнительных, судебных, прокуратуре) и аппарате; государственная служба осуществляется на основе Конституции и законов Украины, других нормативно-правовых актов; содержание государственной службы заключается в практическом выполнении задач и функций государства и решении других общественно важных задач, обеспечении прав и свобод граждан; оплата труда государственных служащих осуществляется из государственных средств (из Государственного бюджета). Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. содержит определение понятия государственной службы, которое в целом охватывает главные ее признаки. Это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате с целью практического выполнения задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств (ст. 1 упомянутого Закона). В юридической науке существуют два подхода к определению дефиниции государственной службы: широкий и узкий. Согласно широкого трактования государственная служба - это служба в государственных предприятиях, учреждениях и организациях (государственных учебных заведениях, государственных учреждениях здравоохранения и т.п.). Узкий аспект данного понятия определен в статье 1 Закона «О государственной службе», согласно которому государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств. 3. Виды государственной службы В юридической науке и действующем законодательстве весьма важным является вопрос о видах государственной службы. Необходимо отметить, что на законодательном уровне этот вопрос не нашел своего решения. В теории административного права по этому поводу существуют различные точки зрения. Более того, нет единого мнения по поводу того, о чем именно идет речь: о «типах», «виды», «формы» или «уровне» государственной службы.Именно такие разнообразные и разноаспектных понятия часто используются при характеристике государственной службы. Чаще используется понятие «виды» государственной службы, реже - «типы» и «виды». Так, В. Л. Коваленко предлагает применить принцип разделения всей государственной службы на два основных типа - гражданскую службу и милитаризованную службу и третий, дополнительный, тип - специализированную службу. В свою очередь типы государственной службы подразделяются им на виды. Больше сторонников имеет точка зрения, согласно которой государственная служба подразделяется только на два вида: гражданскую и милитаризованную.Так, Ю. М. Старилов отмечает, что «... общепризнанно распределять государственной службе на два вида: гражданскую (например, служба в государственных органах Российской Федерации и ее субъектов, в администрации области) и милитаризованную (например, военная служба,служба в органах внутренних дел, налоговой милиции и т.д.)... гражданская служба и милитаризованная могут включать в себя различные подвиды этих служб, что объективно необходимы государству и созданы им для реализации специальных функций и особого внутриотраслевой компетенции». А. П. Ноздрачьов выделяет следующие три вида государственной службы: федеральная государственная служба; государственная служба субъектов Российской Федерации и специализированная государственная служба. Несколько иной является точка зрения Ю. П. Битяк и А. В. Петришина, которые предлагают классифицировать государственной службе в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на: а) государственной службе в органах законодательной власти, б) государственной службе в органах исполнительной власти; в) государственной службе в органах судебной власти. Заслуживает внимания классификация, предложенная в Концепции реформы административного права, согласно которой следует законодательно закрепить следующие виды: а) профессиональная государственная служба, которая состоит из: административное государство службы (служба в государственных органах, их аппарате, органах местного самоуправления); специализированной государственной службы (судебные органы, органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, таможенных пошлин нет, дипломатические и т.п.); гражданской государственной службы (медицинские, научные, учебные и другие государственные учреждения); б) позапрофесийна государственная служба, которая вкючае в себя следующие должность: государственные политические должности (Президент, министры, народные депутаты и др..) должности патронажной службы (руководители пресс-службы, радным ки, помощники, консультанты); вспомогательные (обслуживающие) должности (референты, секретари и др.).. В. Б. Аверьянов считает, что «... в институт государственной службы не следует включать деятельность лиц, которые хотя и выполняют важнейшие государственно-властные функции, но имеют статус«политических деятелей», а не«государственных служащих». К этим лицам относятся Премьер-министр Украины, члены Правительства Украины, главы местных государственных администраций, народные депутаты Украины, избранные должностные лица парламента, в том числе Председатель Верховной Рады Украины. Правовой статус этих лиц должен быть детально регламентирован в отдельных законодательных актах». Анализ различных точек зрения относительно видов государственной службы позволяет утверждать, что, поскольку саму государственную службу в юридической науке принято понимать в широком и узком аспектах, то и классифицировать ее также можно исходя из различных аспектов ее понимания. Виды государственной службы в широком смысле соответствуют той классификации, которая предложена В. Б. Аверьянов и Концепцией реформы административного права. В узком понимании государственной службы можно выделить последующие ее виды (некоторые ученые называют их типами государственной службы): а) гражданская государственная служба (государственные служащие дер государственных органов и их аппарата); б) милитаризованная государственная служба (государственные служащие эти вооруженных государственных формирований, имеющих воинские или специальные звания); в) специализированная государственная служба (государственные служащие эти органы исполнительной власти со специальным статусом).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление