Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поняття, ознаки та характеристика принципів державного управляння




Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления.
1.Государственный управления в широком смысле - это совокупность всех видов деятельности всех органов государства, т.е. означает фактически все формы реализации государственной власти в целом. Статья 6 Конституции Украины устанавливает, что государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией границах и соответственно законам Украины. Другой язык, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующим влиянием со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.
2. Государственное управление в узком смысле - это совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства. Следовательно категория государственного управления в узком смысле отражает относительно самостоятельный вид деятельности государства, его осуществляет определенная часть государственных органов. Самое узкое понимание государственного управления должна быть основным в административном праве, поскольку реальной потребности в использовании здесь еще одного - широкого - понимание государственного управления просто нет. Следовательно, государственное управление - это вид социального управления, вид специфической деятельности государства, получает выражение в функционировании его органов, которые влияют на общественные отношения с целью ее урегулирования в соответствии с государственным интересам.
Специфические черты государственного управления:
1) общегосударственный характер;
2) подзаконный характер;
3) юридически-властный, распорядительный характер;
4) организационный смысл;
5) целеустремленность, активный характер;
6) постоянная основа, непрерывность.
Государственное управление осуществляют на основании принципов:
1) социально-политические: демократизм; участие населения в управленческой деятельности; равноправие лиц; равенство всех перед законом; законность; гласность; учета общественного мнения; объективность;
2) принципы построения аппарата государственного управления: отраслевой, функциональный, территориальный;
3) принципы функционирования аппарата государственного управления: нормативность деятельности; единоначалие; коллегиальность; разделение управленческого труда; ответственность за свои решения; оперативная самостоятельность.
Содержание государственного управления реализуется через комплекс функций -
функций управления, которые выполняют задачи государства и общества путем властно организационной деятельности в разных процессуальных формах.
Следует отметить, что управленческие связи прослеживаются и в деятельности
законодательных органов, органов прокуратуры, судов, однако эти связи являются внутренними, организационно-правовыми. Также выделяют местное самоуправление - право территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, городов для самостоятельного решения вопросов местного значения. Соотношение государственного управления, исполнительной власти,
государственного регулирования, и административного права:
Исполнительная власть - это ветвь государственной власти, которая предусматривает наличие
особых звеньев государственного аппарата (органов государственного управления общей компетенции), имеющих право непосредственного управления государством, исполнение законов и других нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью. То есть это способность государства посредством управленческой деятельности реализовывать веление законодательной власти. Но отождествлять такие понятия как «исполнительная власть» и «государственное управление» нельзя, поскольку сама по себе «власть» и «реализация власти» явления не синонимичны. Понятие «государственное управление» в современных условиях следует рассматривать как категорию, значительно шире понятия «государственная исполнительная власть» или «государственная исполнительная деятельность». Ведь государственное управление осуществляют все государственные органы - законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Хотя основная группа управленческих отношений состоит именно в сфере исполнительной власти, не все отношения с участием органов исполнительной власти могут быть управленческими, и не все из последних входят в состав предмета административного права. Так, исполнительные органы осуществляют многие функции, которые не являются управленческими (информационная, благотворительная, идеологическая деятельность и т.п.).Однако, как выше отмечалось, управленческая деятельность основывается и на других отраслях права, используя их потенциал влияния на общественные отношения, а некоторые управленческие по своей природе отношения вообще не урегулированы нормами права или за несовершенства правового регулирования, или через творческий характер этих отношений. Исполнительная власть представлена ​​в механизме разделения властей органами исполнительной власти. Государственное управление осуществляется в рамках этой системы и
находит свое выражение в деятельности различных звеньев государственного аппарата, который является органом государственного управления. Основное назначение его - исполнительная и распорядительная деятельность в пределах, предусмотренных административным правом, нормами, образующими административное законодательство.
Аверьянов В.Б. так раскрывает соотношение государственного управления и исполнительной власти:
И. Сфера государственного управления определяется тем, что оно осуществляется:
1) в рамках деятельности органов исполнительной власти, а именно:
- В ходе реализации их полномочий по управляемых объектов внешнего общественного (экономического, социального и т.д.). Среды;
- В ходе выполнения местными государственными администрациями полномочий органов местного самоуправления, делегированных соответствующими местными советами, учитывая, что самой исполнительной власти данные полномочия первоначально не
принадлежат;
- В ходе руководства высшими органами исполнительной власти работой нижестоящих органов;
- В ходе руководства работой государственных служащих внутри каждого органа (его аппарата) исполнительной власти (последние два направления относятся к упоминавшейся ранее внутриорганизационной сферы);
2) вне пределов деятельности органов исполнительной власти, а именно:
- Внутри аппаратов любых других (кроме органов исполнительной власти) органов государственной власти - в ходе руководства работой государственных служащих (например, в аппарате парламента, судов, органов прокуратуры и др.);
- Внутри государственных предприятий, учреждений и организаций - в ходе руководства работой персонала их администраций (первые два направления касаются упоминавшегося внутриорганизационного управления);
- Со стороны соответствующих уполномоченных государством субъектов в процессе управления государственными корпоративными правами;
- Со стороны различных совещательно-консультативных органов, образуемых государственными органами (например, Президентом Украины), в части выполнения предоставленных им организационно-распорядительных полномочий в отношении других органов и должностных лиц.
II. Сфера исполнительной власти определяется тем, что:
1) наряду с теми направлениями реализации исполнительной власти, которые опо-середковуються в виде собственно государственно-управленческой деятельности (т.е. государственного управления), значительное место занимают те направления, в которых отсутствуют характерные признаки понятия «государственное управление». Кроме перечисленных выше примеров «неуправленческой части» деятельности органов исполнительной власти, при оценке любого другого направления реализации исполнительной власти также следует обязательно выходить из его конкретного содержания, а точнее, из содержания закрепленных за данными органами функций и полномочий - на предмет с выяснение их управленческой или неуправленческой направленности;
2) в случаях, когда осуществление исполнительной власти происходит в форме собственно управленческой деятельности, следует учесть, что в демократическом государстве эта деятельность может осуществляться не только исключительно государственными органами, но и
отдельными негосударственными субъектами - ведь полномочия исполнительной власти могут быть делегированы государством:
а) во-первых, органам местного самоуправления;
б) во-вторых, некоторым другим негосударственным институтам (например, отдельным общественным организациям) и другие.
Несмотря на активные научные исследования вопроса о соотношении понятий
«Государственное управление» и «государственное регулирование», оно до сих пор остается дискуссионным. Существует немало теоретических положений и толкований самих этих
явлений в зависимости от общих представлений о формах и методах деятельности государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.