Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет административного права. Традиционно к предмету административного права относятся общественные отношения, возникающие в сфере публичной деятельности государства




Традиционно к предмету административного права относятся общественные отношения, возникающие в сфере публичной деятельности государства, в частности, в сфере государственного управления. Такая трактовка предмета указанной отрасли права является очень сжатым и требует определенных уточнений.
Для очерчивания круга отношений, требующих административно-правового регулирования, следует исходить из следующего.
1. Государственное управление осуществляют в целях «упорядочения» различных процессов, происходящих в обществе, согласно правил, закрепленных в нормативно правовых актах. В свою очередь, назначением исполнительной власти является выполнение законов и других правовых документов. Следовательно, государственное управление является формой внешнего проявления исполнительной власти. Однако по смыслу такое управление не совпадает с исполнительной властью, поскольку его осуществляют и за пределами системы органов исполнительной власти. Так, функции управления выполняют руководители других государственных органов, предприятий, учреждений, организаций относительно служащих этих органов, персонала предприятий, учреждений, организаций.
Таким образом, административное право регулируют отношения, возникающие как в процессе реализации исполнительной власти, так и осуществления государственного управления за пределами этой ветви власти.
2. В Украине управленческие функции исполнительной власти осуществляют не только государственные органы. Так, ст. 143 Конституции установлено, что органам местного самоуправления законом могут предоставляться полномочия органов исполнительной власти. Указанное конституционное положение конкретизировано и детализированы в тексте Закона «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 p., отдельные статьи которого содержат перечни соответствующих делегированных полномочий. Кроме того, указанные функции могут предоставляться и некоторым другим негосударственным институтам (например, Законом «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы» от 22 июня 2000 г. члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы уполномочены применять принудительные меры, направленные на прекращение противоправных действий, составлять протоколы об административных правонарушениях подобное.
Следовательно, предмет административного права включает общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением негосударственными субъектами делегированных им полномочий исполнительной власти.
3. В Законе «О местном самоуправлении в Украине» содержится четкий перечень как собственных (самоуправляющихся), так и делегированных полномочий органов исполнительной власти, которые возлагают на исполнительные органы местного самоуправления. Сопоставляя эти полномочия, можно отметить почти полное отсутствие принципиальной разницы между ними. Так, реализуя как собственные, так и делегированные полномочия, в которых зафиксирован общеобщественных интерес, такие органы влияют на различные процессы, происходящие на определенной территории, в том числе путем принятия решений, обеспеченных принудительной силой государства. Целью такого воздействия является создание благоприятных условий для претворения в жизнь законов, реализации гражданами своих прав и свобод, нормального функционирования субъектов хозяйствования. Таким образом, содержание управленческих отношений, возникающих в процессе деятельности органов местного самоуправления, однородный с отношениями управления со стороны государства, а потому первые требуют административно-правового урегулирования.
4. Одним из видов юридической ответственности является административная ответственность. В Украине вопрос о привлечении виновных к ответственности такого вида могут решать представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также судьи. Последние, рассматривая дела об административных правонарушениях, руководствуются нормами административного права, иными словами, осуществляют правосудие в форме административного судопроизводства.
Таким образом, общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением правосудия в форме административного судопроизводства, также является составляющей предмета административного права.
В законодательстве и литературе словосочетание «административное судопроизводство» вспоминают не только в связи с рассмотрением судами дел об административных правонарушениях. Законом «О судоустройстве в Украине» от 7 февраля 2002 г. предусмотрено, что в нашем государстве подлежат образованию специализированные административные суды, которые в форме административного судопроизводства решать споры, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоврядування1. Внедрение и деятельность таких судов обусловит то, что правосудие в форме административного судопроизводства охватывать не только рассмотрение дел об административных правонарушениях, но и разрешения споров, связанных с упомянутыми правоотношениями.
При определении предмета административного права важно отметить, что деятельность органов исполнительной власти, местного самоуправления, других уполномоченных субъектов и отношения, возникающие при этом, имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граждан. В связи с этим, в современных условиях, когда речь идет о введении настоящих демократических отношений между властными структурами и гражданами, административное право, с одной стороны, призвано обеспечивать эффективную деятельность указанных органов, а с другой, - создавать условия для реализации и защиты граждан от произвола субъектов управления путем четкого очерчивания полномочий последних и закрепление доступных механизмов противодействия их незаконной деятельности.
Подытоживая изложенное, можно утверждать, что предмет административного права составляют общественные отношения, возникающие в целях реализации защиты прав граждан, создания нормальных условий для функционирования гражданского общества и государства. Такие отношения связаны с: 1) деятельностью органов исполнительной власти, 2) внутренне организационной деятельностью других государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, 3) управленческой деятельностью органов местного самоуправления, 4) осуществлением другими негосударственными субъектами делегированных полномочий органов исполнительной власти, 5) осуществлением правосудия в форме административного судопроизводства.
Предмет административного права охватывает широкий круг отношений, содержание которых объективно требует правового урегулирования с помощью специфических методов, механизмов. Последнее обстоятельство позволяет определить административное право как профилирующую отрасль, которая вместе с уголовным и гражданским правом образует юридическую основу, обязательную часть возглавляемой конституционным правом системы.
К профилирующих отраслей материального права примыкают процессуальные - уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, а также административно-процессуальное право, которое находится в состоянии формирования. Наличие процессуальных отраслей обусловлено необходимостью организации выполнения норм соответствующих профилирующих отраслей.
На базе профилирующих возникают специальные отрасли, назначением которых является обеспечение специализированного правового режима для отдельного вида общественных отношений (например, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право). I, наконец, теоретики выделяют комплексные отрасли, которые, будучи второстепенными в системе права, регламентирующие определенный круг отношений, которые не требуют особых метода и механизма регулирования, однако предполагают необходимость формулировки правовых предписаний, которые несколько обособлены от норм профилирующих отраслей (например, банковское право, налоговое право, авторское право).
Соотношение административного права с другими отраслями права обусловлено местом каждого из них в правовой системе. Так, тесная связь наблюдается между административным и конституционным правом, поскольку последнее составляет основу всех отраслей права, содержащий исходные положения, на основании и с учетом которых возникают административно-правовые нормы. Административное право и профилирующие отрасли являются равнозначными, автономными центрами системы права.Определенные специальные и комплексные отрасли возникают на базе административного права, принимая при этом отдельные элементы, присущие именно ему (земельное, финансовое, налоговое право и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.