Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральні органи державної виконавчої влади як суб’єкти адміністративного права




Поняття та види суб’єктів адміністративного права, їх характеристика

Субъектами административных правонарушений выступают граждане или должностные лица. Административной ответственности подлежат вменяемые лица, которым на момент совершения правонарушения исполнилось 16 лет.Лицо в возрасте 16-18 лет, совершившего административное правонарушение, привлекается к ответственности на общих основаниях.Должностные лица подлежат административной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере порядка управления, общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, выполнение которых входит в их служебные обязанности. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, но и за ненадлежащее обеспечение исполнения их другими лицами, прежде всего подчиненными. На них накладывается дисциплинарное взыскание, если правонарушение было совершено при исполнении ими служебных обязанностей.
Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях согласно действующему законодательству Украины.Субъективная сторона административного правонарушения охватывает вину, мотив и цель поведения правонарушителя. Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Одной из важнейших проблем административного права в современный период является упорядочение и повышение эффективности деятельности субъектов административного права - в первую очередь органов исполнительной власти. Одной из наиболее острых для Украины проблем политико-организационного характера является проблема исполнительной власти. Широко известный в мире термин «исполнительная власть» на протяжении более чем 70-летней истории нашего государства был фактически изъят из научного оборота. Тогда доминировала теория о сочетании в советах законодательной и исполнительной власти. Казалось, что всевластие советов вполне поглотило исполнительную власть как самостоятельную форму державновладних проявлений. Однако, как известно, советы всех звеньев никогда не были всевластными, о чем свидетельствует многолетняя история и практика советского строительства. Не были они и органами власти и управления, как обосновывалось в многочисленной научной литературе. В частности, об этом свидетельствует то, что ради законодательную работу в полном объеме никогда не совершали. К тому же проекты решений местных органов власти, как правило, готовили исполнительные органы, и этим фактически подменяли законодательную власть. Отсюда, с одной стороны, практика подмены законодательных актов подзаконными (исполнительными), а с другой - непосредственное вмешательство, как правило, неквалифицированных законодателей в сферу исполнительно-распорядительных органов и в их деятельность, что в итоге привело к тому, что проблема государственного бкдивництва в Украина - создание действенного механизма реализации законов - все еще не решена. За весь период господства советской власти так и не была сформирована настоящей нормативно-правовой базы, которая бы организационно-функционально закрепляло статус исполнительного аппарата советов. В последнее время наконец был принят закон «О Кабинете Министров Украины», который хоть и является несовершенным и требует внесения изменений, однако является важным шагом к четкому закреплению правового статуса органов исполнительной власти в целом. С позиций западной науки админисративного права исполнительная власть - это система органов государственного управления (правительство, министерства и т.д.), т.е. система исполнительно-распорядительных органов. Однако сущность категории исполнительной власти не сводится к определению конкретных субъектов деятельности по реализации государственной власти. Более привлекательным оказывается подход, с позиций которого сущность исполнительной власти видится в том, что это «правоприменительная власть». Хотя, на наш взгляд, и это понимание не раскрывает в полном объеме сущности этой формы государственной власти. Исполнительная власть как реальная категория имеет раскрываться через выяснение основных черт государственной власти в целом. В современный период повышается актуальность эффективной административной политики. Последнюю А. П. Шергин определяет как «основные направления деятельности государства в сфере взаимоотношений исполнительной власти и гражданина. Административная политика реализуется в практической деятельности органов исполнительной власти. Необходимость новой административной политики обусловлена ​​целью создания в Украине современного правового государства, однако предварительным этапом должно явиться безотлагательно проведения административной реформы.Важным шагом на этом пути стало бы формирование законодательства, которое бы установило механизм реформирования исполнительной власти и обеспечило реализацию административно-правового статуса граждан и самих органов исполнительной власти. Важным элементом деятельности государственных органов исполнительной власти является осуществляемая на основе нормативно установленных положений норматворча работа - от ее эффективности зависит реальное действие законов. Реализация правового статуса органов исполнительной власти в Украине гарантируется украинским законодательством, возможностью обращения за защитой в суд, применение мер государственного принуждения.
Еще одной проблемой управленческой деятельности органов исполнительной власти как субъектов административного права является то, что Конституция не определяет перечень объектов управления Кабинета Министров Украины, министерств, других центральных органов исполнительной власти, и местных государственных администраций. Отсутствие перечня конкретных объектов делает осуществление управления со стороны органов исполнительной власти беспредметным, что, в свою очередь, сводит осуществления правоохранительной, контрольно-надзорной функции управлиня нет.Безусловно, определение объектов управления исполнительной деятельности связано с конкретными правами и свободами человека и гражданина, а также с закрепленными Конституцией формами собственности - собственности украинского народа, частной, государственной, коммунальной и интеллектуальной. Так Кабинет Министров Украины, согласно п. 5 ст. 116 Конституции, вправе в пределах закона осуществлять управление всеми объектами государственной собственности, обеспечивать равные условия развития всех форм собственности. Конституция и законодательство об органах исполнительной власти определяют объекты управления только согласно существующим формам собственности, но необходимо и определение объектов управления в различных отраслях, например в области образования.
1. Понятие органов исполнительной власти
1.1 Понятие и признаки органа исполнительной власти как субъекта административного права
Среди коллективных субъектов административного права следует, в первую очередь, выделить органы власти. Место органов исполнительной власти как субъектов административного права визначаеься целью деятельности, а это - обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. Механизм реализации законов является механизмом самой исполнительной деятельности. Органы исполнительной власти занимают особое место в системе субъектов административного права. Во-первых, они являются основными (после Президента Украины) функционально-отраслевым носителями исполнительной власти в государстве, а статус органа исполнительной власти закрепляется за ними в нормативном порядке, во-вторых, является важнейшей составляющей органов государственного управления и государственного аппарата в целом (как известно, государственный аппарат, кроме органов государственного управления, объединяет управленческие структуры законодательной власти, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы), в-третьих, они объединены единым руководством и подчинением, за что действуют согласованно и целенаправленно, во- четвертых, каждый из органов этой системы наделен государством специфической компетенцией в сфере государственного управления и реализации государственной исполнительной власти, в-пятых, система органов исполнительной власти оказывает регулирующее влияние на все сферы государственной и общественной жизни, в-шестых, в рамках своей компетенции органы исполнительной власти самостоятельны в организационном и функциональном отношениях, в-седьмых, осуществляется специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительно-распорядительной. На основе указанного можно сформулировать определение органа исполнительной власти - это носитель государственной власти, реализующей свою компетенцию в закрепленной сфере государственного управления и имеет юридический (нормативно зафиксированный) статус органа исполнительной власти. Кроме того в административно-правовой науке дают и другие определения, так во органом исполнительной власти признают часть государственного аппарата (организацию), которая имеет свою структуру и штат служащих и в пределах установленной компетенции осуществляет от имени и за дорученнм государства функцию государственного управления в экономической,социально-культурной, административно-политической сферах общественной жизни. Органы исполнительной власти имеют все важнейшие признаки государственных органов, но, кроме того, они имеют и собственные специфические черты, обусловленные задачами и особым характером государственного управления. К признакам органов исполнительной власти относятся:
система органов исполнительной власти и управления основана на законе иерархии, то есть подчиненности, подконтрольности, подотчетности нижестоящих государственных органов власти вышестоящим.
каждый орган исполнительной власти, действуя от имени и по поручению государства, имеет определенный правовой статус, выступает носителем соответствующих полномочий, Релизация которых обеспечивает ему достижение цели исполнительно-распорядительной деятельности.
органы исполнительной власти наделены необходимой оперативной самостоятельностью, которая выражается в их компетенции - предметах ведения, правах, обязанностях, територальних рамках деятельности каждого отдельного органа.
каждый орган исполнительной власти имеет официальное наименование и полномочия использовать различные атрибуты с государственной символикой.
деятельность этих органов имеет вторичный, подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, поскольку они осуществляют свои функции на основании и во исполнение закона.
будучи частью государственного аппарата, органы исполнительной власти маюь собственную внутреннюю структуру и штат служащих.
орган исполнительной власти представляет собой организацию - коллектив людей - государственных служащих, который сформирован путем их назначения или конкурсного отбора на должность для осуществления конкретной исполнительно-распорядительной деятельности в юридически властной форме.
органы власти отличаются от органов законодательной и судебной власти по своему целевому назначению, функциями, характером деятельности, порядком образования и взаимоотношениями между различными органами, составом служащих и порядком замещения ими должностей, формами и методами осуществления своих юридически властных полномочий.
органы власти отличаются от предприятий, объединений, учреждений, организаций, в том числе и государственных тем, что имеют властные полномочия в отношении вышеуказанных субъектов и управляют ими.
Сущность органов исполнительной власти раскрывается через выяснение их осноных функций:
1) Социально-политическая - направляет властно-административную деятельность исполнительных органов на неукоснительное выполнение законов и актов, а также осуществления непосредственного руководства объектами управления.
2) Правоприменительная - заключается в разработке и фактическом осуществлении организационных мероприятий, направленных на обеспечение реализации предписаний правовых норм в жизнь.
3) Правоохранительная функция - обеспечение реализации правоприменительной деятельности и надлежащее поведение всех участников управляемых процессов.
4) Контроль и надзор - осуществляется в таких формах как обеспечение налоговой и таможенной политики, аудит, надзорная деятельность за функционированием конкретных объектов.
5) Координационный - сотрудничество и согласование действий участников и уменьшение сферы непосредственного административного распорядительства.
Четкое указание на виды органов исполнительной власти содержит Конституция Украины. По ст. 113 высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины; ст. 114 указывает на существование министерств и ведомств (министерств); ст. 118 определяет местных государственных администрациях как местные органы власти. Кроме указанных в Конституции Украины, действующее законодательство наделяет статусом органов исполнительной власти без дальнейшего его уточнения Совет министров Автономной Республики Крым (п. 1 ст. 35 Конституции Автономной Республики Крым) и милицию (ст. 1 Закона Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 p.).
Таким образом, органы власти Украины делятся на: а) высокий б) центральные, в) местные, г) специальные. К специальным целесообразно отнести Совет министров Автономной Республики Крым и милицию.
1.2 Правовой статус органов исполнительной власти
Упорядоченность и эффективность деятельности органов исполнительной власти напрямую зависит от четкого законодательного закрепления их правового статуса. Правовое положение (или правовой статус) органов исполнительной власти, предусматривает, что все они действуют на основе законов и других нормативно-правовых актов, осуществляют нормотворческую деятельность, действия, предписанные им нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятельностью, но в пределах установленной компетенции.Характеризуя правовой статус органов исполнительной власти важно отметить, что гражданская правоспособность не является признаком правового статуса органов исполнительной власти. Кроме того категория юридического лица вообще неприемлема для их характеризування, поскольку она не способна отразить как характер осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности, так и специфику государственно-властных полномочий, которые им принадлежат. Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Они являются лишь ответственными перед Президентом Украины и подконтрольный и подотчетный Верховной Раде Украины. Превышение пределов установленной компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий. Основным способом влияния законодательного органа на исполнительную власть является принятие законов. Органы исполнительной власти здиснюють значительное влияние на законотворческую деятельность представительного органа власти, зоерема реализуют право законодательной инициативы. Споры связанные с деятельностью органов исполнительной власти теперь является компетенцией специализированных административных судов. В случае, когда нормативные акты исполнительной власти не отвечают Конституции Украины, они могут быть отменены Конституционным судом Украины. Органы исполнительной власти здиснюють исполнительную, распорядительную, контрольно-надзорную, регулирующую, юрисдикционную и нормотворческую дильнисть. Правовой статус органов исполнительной власти, которые здиснюють важные функции государственного управления в различных сферах, должен, как правило, устанавливаться в соответствующих законах.Правовой статус органов исполнительной власти в Украине определяют в первую очередь Конституция Украины, законы Украины («О Кабинете Министров Украины», «О местных государственных администрациях» и др.), акты президента Украины, постановления Верховной Рады Украины, а также пидзаконимы актами высших органов исполнительной власти относительно низких. До правового статуса органа исполнительной власти относится также объем его компетенции, определяемом законодательством. Компетенция - это определенный объем государственной деятельности, возложенный на конкретный орган, или круг вопросов, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами, которые он имеет право решать в процессе практической деятельности (круг вопросов, виришуютьсяминистерством, определяется в положении о соответствующем министерстве; ведомством - в положении о соответствующее ведомство).
При изучении вопроса правового статуса министерств и ведомств необходимо обратиться с указами Президента Украины "О системе центральных органов исполнительной власти" (от 15.12.1999 p.), "Об очередных мерах по дальнейшему осуществлению административной реформы в Украине" (от 29.05.2001 г.) Для выяснения статуса центральных органов исполнительной власти необходимо также обратиться к таким нормативно-правовых актов, как указы Президента "О Государственном комитете информационной политики, телевидения и радиовещания Украины", "О государственном комитете стандартизации, метрологии и сертификации", Положением о Министерство обороны Украины, Положением о Государственном комитете строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, Положения о Министерстве юстиции Украины, Положением о Министерстве здравоохранения Украины, Положения о Министерстве транспорта Украины и др.. (См. рекомендованную литературу). Немаловажным является уяснение того, что особенность административно-правового статуса органов местного самоуправления проявляется, в первую очередь, в выполнении ими делегированных полномочий органов исполнительной власти (ч. 3. Ст. 143 Конституции Украины). Следует иметь в виду, что в Законе "Об органах местного самоуправления в Украине" предусматривается перечень таких полномочий.Данный вопрос решается в соответствии с договором между органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. На сегодняшний день нет нормативно-правового акта, который бы закреплял механизм делегирования полномочий. Следует иметь в виду, что при выполнении делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти. Административно-правовой статус органов местного самоуправления регламентируется Конституцией Украины, законами Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях". В свою очередь, органы местного самоуправления также могут делегировать ряд своих полномочий местным государственным администрациям и контролировать их выполнение.

2. Система органов исполнительной власти
2.1 Кабинет Министров Украины - основной субъект административного права
Высшим органом исполнительной власти является Правительство Украины - Кабинет Министров. Статья 113 Конституции Украины фиксирует, что Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Он ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в статьях 85, 87 Конституции. Кабинет Министров слагает свои полномочия перед новоизбранным Президентом Украины. В его состав входят Премьер-министр Украины, первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра, министры. Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады, а персональный состав Кабинета Министров назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра.Работой Кабинета Министров руководит Премьер-министр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.