Государственное управление - вид социального управления, вид специфической деятельности государства, получает выражение в функционировании его органов, которые влияют на общественные отношения с целью ее урегулирования в соответствии с государственным интересам. Специфические черты государственного управления: 1) общегосударственный характер; 2) подзаконный характер; 3) юридически-властный, распорядительный характер; 4) организационный смысл; 5) целеустремленность, активный характер; 6) постоянная основа, непрерывность. Государственное управление осуществляют на основании принципов: социально-политические: демократизм; участие населения в управленческой деятельности; равноправие лиц; равенство всех перед законом; законность; гласность; учета общественного мнения; объективность; принципы построения аппарата государственного управления: отраслевой, функциональный, территориальный; принципы функционирования аппарата государственного управления: нормативность деятельности; единоначалие; коллегиальность; разделение управленческого труда; ответственность за свои решения; оперативная самостоятельность. Содержание государственного управления реализуется через комплекс функций - функций управления, которые выполняют задачи государства и общества путем владноорганизацийнои деятельности в разных процессуальных формах. Форма государственного управления - внешне выраженное действие - волеизъявление исполнительно-распорядительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках режима законности и его комплекции для достижения управленческой цели - выражение во внешнем виде конкретных действий государственных органов, их структурных подразделений и должностных лиц, осуществляемых в процессе исполнительной деятельности и направлены на реализацию функций управления. Выделяют две группы форм управления - правовые и неправовые. Правовые формы управления - формы управленческой деятельности, которые непосредственно вызывают правовые последствия, связанные с установлением или применением норм права. Выделяют: издание правовых актов управления; заключение соглашений (договоров); осуществление других юридически значительных действий. Неправовые формы управленческой деятельности - формы деятельности непосредственно не связаны с правовыми последствиями, в результате их применения не возникают административно-правовые отношения. К неправовым формам управления относятся: организационные действия (проведение совещаний, собраний, обсуждений, проверок, разработка прогнозов, программ, осуществление бухгалтерского, статистического, налогового учета, проведение пресс-конференций и т.п.); материально-технические операции (делопроизводство, исполнение постановлений о применении мер административного принуждения, административных взысканий, составление справок, отчетов, издание юридических актов и т.д.). Правовые и неправовые формы взаимодополняют друг друга в процессе деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Методы государственного управления - это совокупность средств осуществления управленческих функций государства, влияния субъектов государственного управления на объекты. Выделяют: научные и ненаучные методы; демократические и диктаторские; государственные и общественные; творческие и шаблонные; административные и экономические; прямого и косвенного воздействия; общие и специальные. Наиболее распространенной является классификация методов государственного управления на общие и специальные. Общие - методы управления, применяемые на важнейших стадиях управленческой деятельности; специальные - методы управления, применяемые при выполнении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления. Проанализируем общие методы управления. 1. Контроль и надзор: Контроль - активное вмешательство субъекта управления в деятельность подконтрольного объекта. Надзор - пассивный метод управления, заключающийся в сборе нужных знаний о деятельности объекта управления и их оценки. 2. Метод прямого и косвенного воздействия: Прямое влияние - прямое воздействие субъекта управления на объект через приказы, инструкции и т.д.. Косвенное воздействие - создание заинтересованности у объектов управления, воздействие через функции, интересы, стимулирование, предоставление возможности выбора варианта поведения. 3. Административные и экономические методы: Административные методы - воздействие на объект управления путем установления их прав, обязанностей, через систему приказов, опирающиеся на систему подчинения, властные полномочия. Экономические методы - создание экономических условий, стимулов, вызывающих заинтересованность при работе. Предоставляется широкий выбор вариантов поведения, поощряется инициатива и т.п.. 4. Регулирования, руководство, управление: Регулирования - определение общей политики и принципов ее реализации через различные направления. Руководство - практическое проведение в жизнь общей политики и принципов в соответствующей области управления, контроль и разработка направлений деятельности подконтрольных объектов. Управления - прямой систематическое воздействие субъекта управления на объект повседневного оперативного характера. 5. Убеждение и принуждение: Убеждение - система методов правового и неправового характера, осуществляемая государственными и негосударственными органами, и выражается в применении воспитательных, поощрительных, разъяснительных мероприятий с целью в формировании граждан понимания необходимости выполнения предписаний нормативных актов. Виды: воспитание, разъяснения, инструктаж; поощрения; критика; личный пример, организация определенные меры подобное. Принуждение - дополнительный метод государственного управления, психологическое или физическое воздействие государственных органов (должностных лиц) на определенных лиц с целью заставить их выполнять предписания правовых норм. Государственное принуждение проявляется в двух формах: судебной и административной. Все методы государственного управления взаимодополняют друг друга, взаимосвязаны и образуют единую систему. Акты государственного управления - властные, принятые согласно требованиям законов, предписания органов исполнительной власти по вопросам компетенции всех органов (должностных лиц), рождающих юридические последствия. Акты государственного управления является средством практической реализации задач исполнительной власти. Особенности актов государственного управления: принимаются при осуществлении функций исполнительной власти; подзаконный характер; официальный характер; властный характер; принятые в установленном законом порядке, должным образом оформлены. В совокупности эти признаки обусловливают отличие актов государственного управления от законов, актов общественных организаций, служебных документов, актов судебных органов, органов и гражданско-правовых соглашений, договоров. Требования, предъявляемые к актам государственного управления: оптимальность, т.е. сочетание эффективности акта и целесообразности его принятия; ответственность юридическим требованиям: законность (подзаконный характер; соответствие предписаниям законодательства, в отношении которого принимается акт управления; соответствие компетенции органа, который выдает акт; соответствие процессуальным требованиям); презумпция законности акта (акт считается законным с момента принятия, если он не отменен в порядке, предусмотренном законодательством; другие органы не могут проверять законность актов, кроме судебных органов); соответствие организационно-техническим требованиям: относительно языка акта (четкость, лаконичность, доступность); относительно формы акта (письменный или устный); обязательно наличие реквизитов: наименование органа, выдавшего; дата и место его принятия; порядковый номер; название документа; территория, на которую распространяется действие акта; перечень установленных обязательств; данные об ответственности за невыполнение документа, перечень государственных органов, осуществляющих контроль за выполнением акта; санкция; срок вступления в силу; подписи лиц от органа, принявшего акт; своевременность доведения до заинтересованных лиц; регистрация (если требуется) в Министерстве юстиции Украины, другие требования. Акты управления, принятые с нарушением требований, считаются дефектными. Дефектные акты делятся на ничтожные и оспариваемые. Ничтожные акты - акты, юридическая недействительность которых очевидна, недостатки которых отменить нельзя и которые не порождают юридических последствий. Они не действительны с момента принятия, за их неисполнение не наступает юридическая ответственность (содержащие указания о нарушении законодательства, способствующих совершению преступлений и т.д.). Оспаривании акты - акты с ошибками, дефектность которых не очевидна, и которые можно отменить, доработать, привести в соответствие с требованиями законодательства. Принятия актов государственного управления - это стадийная деятельность государственных органов; это разновидность административного производства. Стадии принятия актов государственного управления: стадия - подготовка управленческого акта; стадия - принятие решения; 3 стадия - доведение актов до исполнителей (опубликование, рассылка, ознакомление под роспись и т.п.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление