Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поняття та риси адміністративного права




Каждое общество нуждается в упорядочении общественных отношений, т.е. социального регулирования. Такое регулирование осуществляется с помощью социальных норм - правил поведения общего характера, регулирующих различные сферы общественной жизни. Право выступает основным способом регулирования общественных отношений. Имеющиеся нормы права в совокупности образуют единую систему общеобязательных правил поведения.Одновременно единство системы права не исключает его разделения на Отдельные отрасли и правовые институты.
Под отдельной отраслью права следует понимать обособленную совокупность взаимосвязанных норм, которую объединяет общий предмет регулирования.Итак, чтобы выяснить специфику отрасли права, необходимо правильно установить круг однородных общественных отношений, их регулирует конкретная отрасль права, и предмет такого регулирования.
Административное право представляет собой отдельную отрасль правовой системы Украины, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главной их особенностью является то, что они возникают, развиваются и прекращают свое существование в сфере государственного управления в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях управления в государстве.
Для правильного понимания предмета административного права необходимо учесть ряд важных обстоятельств, совокупность которых дает возможность определить его место в правовой системе.
Во-первых, свой регулятивный влияние на общественные отношения административное право осуществляет через управление и этим упорядочивает соответствующие отношения в государстве и обществе.
Во-вторых, основное внимание уделяется именно тем отношениям, которые возникают с выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности, т.е. предполагается необходимость наличия соответствующего субъекта исполнительной власти. Кроме того, нужна практическая реализация юридически властных полномочий, принадлежащих указанным субъектам.
Итак, определяя предмет административного права, следует учитывать: сферу государственного управления, охватывающий любые аспекты государственно-управленческой деятельности; наличие в ней субъекта исполнительной власти; необходимость практической реализации полномочий, предоставленных субъектам исполнительной власти для осуществления имигосударственно-управленческой деятельности.
Можно отметить, что не все общественные отношения в сфере государственного управления входят в круг отношений, составляющих предмет административного права. По сути, это лишь те условия, при которых управленческие отношения возникают как мероприятие практической реализации задач и функций исполнительной власти.
Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многогранны. На современном этапе в зависимости от особенностей их участников отличают такие виды управленческих отношений, возникающих, развивающихся и прекращают существование:
между субъектами центральных и местных органов исполнительной власти (например, Кабинетом Министров Украины и областными, районными государственными администрациями);
между субъектами исполнительной власти, находящихся на одинаковом организационно-правовом уровне и непосредственно не связаны между собой подчинением (скажем, на центральном уровне между министерствами, комитетами и ведомствами, на местном уровне между государственными администрациями разных областей);
между субъектами исполнительной власти и подчиненными им государственными предприятиями, организациями, учреждениями (примиром. Министерство образования - ректорат вуза);
между субъектами исполнительной власти и государственными предприятиями, организациями, учреждениями, которые не находятся в их организационном подчинении (например, в вопросах финансового контроля, административного надзора и т.п.);
между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями (например, в коммерческих, предпринимательских структурах);
между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями (скажем, между областной государственной администрацией и президиумом областного совета профсоюзов);
между субъектами исполнительной власти и гражданами (например, между отделом социального обеспечения государственной районной администрации и гражданином, который обратился в отдел с заявлением).
В названных видах управленческой деятельности непосредственно участвует тот или иной орган исполнительной власти. Без их участия управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут. Поэтому вышеупомянутые отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями, а также внутри их.
Отношения управленческого характера могут возникать и в процессе внутренней организационной деятельности иных государственных органов, должностных лиц. В частности, к таким органам следует отнести прокуратуру и суд. Собственно, прокурор области осуществляет управленческую деятельность через подбор и расстановку кадров, за руководство деятельностью районных и городских прокуроров, исполняющих свои полномочия. Однако, его деятельность является вспомогательной относительно основной, направленной на обеспечение выполнения прокуратурой возложенных на нее Конституцией Украины функций по поддержанию государственного обвинения в суде, представление интересов гражданина или государства в суде, осуществление надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие и т.п.. Аналогичные отношения управленческого характера возникают у председателей судов, деятельность которых является вспомогательной по осуществлению правосудия, возложенной на суды.
Управленческие отношения могут возникать, развиваться и внутри системы общественных организаций разных уровней. В основе таких отношений лежат нормы соответствующих уставов, положений.
На основании изложенного необходимо отметить, что предмет регулирования административного права охватывает круг однородных общественных отношений, к которым необходимо отнести:
- Управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
- Управленческие отношения внутреннего организационного характера, которые сложились в процессе деятельности других органов государственной власти;
- Управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
- Управленческие отношения организационного характера, возникающие внутри системы общественных организаций.
Итак, административное право является отдельной отраслью права, составляет систему правовых норм, призванных регулировать общественные отношения управленческого характера в сфере государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.