Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как синергетический процесс




Субстандартная семантическая деривация

Рассматривая процессы семантической деривации как постоянный и непрерывный процесс изменения значения слов, как в общей системе языка, так и в ее отдельных подсистемах под влиянием лингвистических и экстралингвистических факторов, мы обращаемся к субстандартной подсистеме, так как изменения в языке «куются и накопляются в кузнице разговорной речи» [Щерба 1967: 116]. Изменчивость, динамичность процессов в этой подсистеме подтверждают мысль об условности дихотомии статика / динамика и синхрония / диахрония. Как в синхронии, так и в диахронии язык проявляет свойства статичности и динамичности развития. Статика и динамика являются единым целым языка в его бытии и функционировании. Динамический характер языка как сущности подчеркивали В. ф. Гумбольдт и А.А. Потебня [Гумбольдт 1984; Потебня 1993]. Динамический подход к языку положен в основу ряда современных исследований (Ю.М. Лотман, Е.С. Кубрякова, Л.Н. Мурзин, Л.А. Алексеева, Г.Г. Москальчук, Н.Л. Мышкина, Л.В. Кушнина). Динамика развития языка может трактоваться как проявление развития и эволюции человека и человечества как органических частей Вселенной, изучаемых синергетикой [Канке 2005: 307]. Это новое направление в изучении самоорганизации сложных систем (Г. Хакен, И. Пригожин, Н.Н. Моисеев, Р.Г. Пиотровский) может найти применение и в установлении связей между процессами человеческого мышления и поливариантными процессами в языковой системе, характеризующейся открытостью, адаптивностью и неравновесностью развития, способностью обмениваться информацией с окружающей средой и усваивать внешние воздействия [Дрожащих 2006: 7]. Явления неравновесности, хаотичности и неустойчивости развития языковой системы явно прослеживаются в маргинальных, периферических подсистемах, дающих примеры притягивающих, аттракторных состояний под воздействием экстралингвистических, социальных факторов. Для субстандартной подсистемы характерны непоследовательность в отборе тех или иных прототипов и образов для переосмысления, неупорядоченность процессов словообразования, диффузность семантики и особая парадигматика: способность образовать открытые ряды квазисинонимов, или экстенсивных вариантов одного и того же смысла [Химик 2000:67]. Такое разнообразие синонимических рядов, располагающихся вокруг центров аттракции (аттракторов), свидетельствует о закономерности синергетических законов для субстандартной подсистемы языка.

В языковой системе, как и в других системах, динамическое равновесие (гомеостаз) может быть нарушено, что приводит к разного рода изменениям, отклонениям от нормы (бифуркациям), исчезновению одних лексических единиц и появлению новых, также недолговечных (т.н. диссипация). Такими отклонениями от нормы на лексическом уровне и являются субстандартные семантические дериваты. Они появляются с возникновением новых реалий в социальной и общественной жизни и могут закрепиться в языке, а могут и бесследно исчезнуть. Т.В. Падучева отмечает выдающуюся роль периферийных фактов языка, «ошметок, мелкой сволочи» в создании прагматических эффектов [Падучева 1996: 223]. Изучение механизмов семантической деривации в субстандартной подсистеме может быть более плодотворным, если обратиться к основным, опорным понятиям синергетики и, в частности, использовать понятие фрактальности, или самоподобия. Самоподобие является основной сущностью фрактала – структуры, состоящей из частей, повторяющих или содержащих информацию о целом [см. об этом: Mandelbrot 1983; Москальчук 2003; Дрожащих 2006]. По определению Н.Н. Белозеровой, фрактал – это модель вечноразвивающейся сущности, основанной на образовании самоподобных структур из каждой точки развития [Белозерова, Чуфистова 2004]. С точки зрения эволюции языковой системы фрактал рассматривается как инвариантный интегральный признак, сохраняющий систему языка в состоянии динамического равновесия. В то же время это «смысловой сгусток», «точка роста»,обеспечивающая самоорганизацию и саморазвитие языковой системы, адаптацию ее к изменяющимся условиям ее существования. Сложная диалектика обратных положительных (поступательных) и отрицательных (убывающих) связей между языковой системой и обществом, между языком и мышлением находят отражение и в механизмах семантической деривации, сложного когнитивного процесса вторичной номинации, способа познания действительности человеком.

 

Выводы по главе 2

 

1. Когнитивная лингвистика, занимаясь изучением процессов человеческого мышления и их реализацией в языке, непосредственно выходит на проблемы языковой концептуализации мира в различных лексических подсистемах.

2. Языковая система, особенности ее функционирования в литературном языке и в разговорной речи существенно отличаются друг от друга. Субстандартная подсистема дает богатый дополнительный материал для изучения, восприятия и понимания действительности, особенностей менталитета различных национальных, социальных и общественных групп, дополняя национальную и культурную концептосферу всей нации.

3. Непрерывный процесс создания новых слов в языке – это сложный когнитивный процесс, он идет в русле уже существующих прототипов, используемых по аналогии в соответствии со структурными и словообразовательными моделями.

4. Аналогия составляет внутренний механизм субстандартной семантической деривации, своего рода принцип развития языка, выражающий его основные противоречия: стремление к типизации и дифференциации. Образование ряда базовых или концептуальных метафор в процессе субстандартной семантической деривации также зиждется на принципе аналогии как общем механизме мышления, обобщения и образного представления человеческого существования. Типизированные модели, по аналогии с которыми создаются новые слова и их значения, помогают выявить определенный динамический стереотип с помощью образованных и закрепленных в памяти нервных путей или ассоциаций.

5. Принцип аналогии находит непосредственное выражение в таких положениях когнитивной лингвистики, как идея прототипа, прототипического объекта и прототипической ситуации. Процесс описания новых жизненных ситуаций происходит с помощью уже существующих образцов, активизируя их по аналогии.

6. Прототипический подход означает и новый подход к явлениям категоризации и концептуализации, соотношениям языковых структур с когнитивными моделями. Изучение механизмов наименования, появление новых слов по аналогии особенно важно при изучении семантических процессов в маргинальной, субстандартной лексике, намечающей новые тенденции в развитии языка.

7. Субстандартная лексическая подсистема активно участвует в процессах концептуальной инвентаризации явлений окружающего мира на основе общности семантических признаков, актуализируемых по аналогии, на основе общей прототипической модели и общего прототипического значения. Избыточость, синонимическая вариативность и экспрессивность этих групп отражают специфику менталитета, психологические особенности поведения и эмоционального состояния социальных групп населения, характеризующихся низким социальным, образовательным уровнем и возрастными особенностями больших групп молодежи, которым свойственны бравада, отрицание авторитетов, ирония и высмеивание общепринятых стереотипов.

8. Семантическая деривация в субстандартной подсистеме имеет синкретичный характер, соединяя метонимический перенос с метафорическим образным преобразованием (метафорической реноминацией).

9. Основными когнитивными моделями синонимической аттракции в тематической группе глаголов «говорения» являются метафорические и метонимические модели, реализующие связь между ментальными сущностями и их языковым воплощением в форме свободных или связных аналогов.

10. Явления синонимической аналогии, синонимической деривации и синонимической аттракции предопределены сложным взаимодействием когнитивного и прагматического планов, реализующих в дериватах весь комплекс эмоционально-экспрессивных и оценочных компонентов импликационала.

11. Семантические процессы в субстандартной подсистеме носят полифункциональный, поливалентный, бифуркационный характер, присущий всем открытым, неравновесным саморазвивающимся системам.

 


Глава 3. Когнитивные МОДЕЛИ и когнитивно-ассоциативные схемы семантической деривации в субстандартной тематической группе Наименований лица (на материале русской и английской субстандартной лексики)

 

Процесс развития новых значений осуществляется по стандартным, хорошо известным языку семантическим моделям. Как уже указывалось выше (см. главы 1, 2), среди разнообразных видов семантической деривации (расширение и сужение значения, семантический сдвиг и др.) наибольшей продуктивностью отличаются метафора и метонимия. При рассмотрении номинативной функции языка и ее семантического аспекта каждый из этих видов представляет собой устойчивый механизм образования новых лексических единиц. Универсальность и специфичность языковой метафоры как способа вторичной номинации состоит в том, что она оперирует образно-ассоциативным подобием, отсутствующим в других видах семантической деривации.

При когнитивном подходе значение слова рассматривается как часть общей понятийной системы человека. Оно определяется особенностями концептуализации мира человеком, обусловленными опытом его взаимодействия со средой и его способностью к мышлению. Внутренняя структура многозначного слова представляет собой сетевую модель, которой связаны между собой отношения различной природы и различной степени близости; одни из этих компонентов соответствуют всем основным признакам категории, а другие – лишь некоторым признакам.

Интерес к метафоре со стороны когнитивной науки связан с ее представлением как языкового явления, отображающего базовый когнитивный процесс. По мнению сторонников когнитивного подхода, главную роль в изучении семантических процессов играют процессы аналогии, в основе последней – перенос из одной содержательной области в другую, и метафора является языковым отображением этих аналоговых процессов. В соответствии с одной из наиболее известных концепций, позволяющей прояснить внутреннюю структуру метафоры, выделяются следующие характеристики аналогий: 1) определенность базовой системы – степень нашего знания исходной содержательной области. Предполагается, что чем глубже мы знаем исходную область, тем легче нам определить, какие отношения считать важными при переносе; 2) ясность – степень точности задания соответствия между сопоставляемыми областями; 3) насыщенность – число переносимых предикатов; 4) широта охвата [Петров 1990: 141].

В психологических исследованиях метафоры интересен подход к метафоре как к нерасторжимому единству вербального и образно-ассоциативного [Кубрякова 1996; Залевская 2005]. С этой позиции метафора определяется как результат взаимодействия образной и вербальной систем. Если образная система имеет дело с информацией о конкретных объектах и сущностях, организуя перцептуальную реальность, то вербальная – интегрирует дискретные лингвистические данные в структуры знаний более высокого порядка. Если первая объясняет гештальтную природу языка, то вторая – роль языковой компетенции в ее интерпретации. До настоящего времени доминирующей в современной литературе остается точка зрения на метафору как на языковое явление. Развитие когнитивных и психологических подходов к анализу метафоры способствовало модификации указанной точки зрения, но, тем не менее упор на концепцию значения остается неизменным. Согласно этому мнению, только язык структурирует и организует концептуальную (ментальную) систему человека. Именно язык выступает в качестве наиболее сложной и гибкой репрезентативной системы. Поэтому изучение любых характеристик метафоры возможно через язык и значение.

Метафора рассматривается как основная ментальная операция, которая объединяет две понятийные сферы и создает возможность использовать потенции структурирования сферы источника при концептуализации новой сферы. Метафоры – это проявление аналоговых возможностей человеческого мышления. Наряду с моделями концептуальной метафоры все чаще и чаще описываются метонимические модели, которые рассматриваются как своего рода схемы человеческого мышления. Когнитивная лингвистика, таким образом, включает язык в систему других когнитивных механизмов человека.

Основным способом пополнения словарного состава сленговой лексикой является семантическая деривация. В этом же значении используется термин «семантическое словообразование», т.е. создание нового слова (слова с другим значением), но не морфологическими, а семантическими средствами [Апресян 1974]. Этот процесс также носит название семантической инновации (переосмысления) слова. Субстандартная семантическая деривация еще недостаточно изучена, хотя существует ряд работ, посвященных этому пласту лексики в различных языках [Беляева, Хомяков 1985; Лапшина 1986; Винокуров 1989; Soudek 1971; Partridge 1959; Пономарева 2001, 2002, 2003, 2004; Розина 2004 и др.]. По мнению Т.М. Беляевой и В.А. Хомякова, семантическая деривация является основным средством создания новых просторечных лексико-семантических вариантов в процессе расширения смыслового объема слова литературного стандарта.

Рассмотрим семантическую структуру субстандартных полисемных дериватов на примере семантической группы наименований лица. Цель данного исследования – выявить механизм развития новых значений у существительных, интегральная сема которых в стандарте имеет, как правило, значение «не человек» и приобретает в субстандартной лексике интегральную сему одушевленности, обозначая человека, обладающего определенными внешностными и личностными характеристиками.

Актуальность исследования определяется необходимостью более полного и адекватного изучения этого пласта разговорной лексики, который служит источником пополнения и обогащения языка, имеет свои словообразовательные тенденции и способы словообразования, в том числе, и семантическую деривацию. Методом компонентного анализа, который является определяющим при изучении механизмов полисемии на современном этапе, были выделены следующие тематические группы (ТГ) стандартных мотивирующих основ (см. диаграмму 1): ТГ животные, ТГ птицы, ТГ насекомые, ТГ абстрактные понятия, ТГ продукты питания, ТГ одежда, ТГ части тела, ТГ неодушевленные предметы, ТГ растения. Эти ТГ являются источником появления новых значений в субстандартной подсистеме, таких как характеристики человека по полу, внешности, возрасту, поведению, одежде, умственным способностям, национальности, положению в обществе, профессии, сексуальным и нравственным характеристикам. Наличие этих многочисленных компонентов значения доказывает, что развитие новых ЛСВ у слов может происходить на основании различных признаков, а иногда и в их сочетании.

Диаграмма 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.