Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффекты массовой коммуникации. Концепции лидеров мнений и диффузий инновации




 

После того, как начали изучать эффекты массовой коммуникации в 1920-х годах, идея о том, что массовая коммуникация воздействует на аудиторию непосредственно, одинаково и напрямую, оказалась несостоятельной.

1920-е годы – именно в это время по заказу Фонда Пейна было проведено исследование воздействия кинофильмов на детей, поскольку кинематограф как новое средство массовой коммуникации приобретало широкую популярность и стало основной формой семейных развлечений. Результаты исследования вызвали широкий общественный резонанс, так как подтверждали сильное воздействие кинофильмов на публику. Однако эти выводы не подтвердились в ходе исследований других СМК, что поставило под сомнение теорию «магической пули».

В 1930-е года исследование краткосрочных эффектов массовых коммуникаций. Пол Лазарсфельд дал типологию эффектов МК – немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институционные.

Также он указал возможные причины этих эффектов: отдельные блоки текстов – радиопередача, жанр – мыльная опера, экономическая и социальная структура средств массовой коммуникации (частная или общественная), технологическая природа канала коммуникации.

В рамках эффектов массовой коммуникации развивались некоторые теории – теория игры Стивенсона (аудитория не только отождествляет себя с теми или иными средствами коммуникациями, но и спорит с ними). В ходе изучения эффектов массовой коммуникации обнаружилась несостоятельность теории массовой коммуникации. Американский ученый Пол Лазарсфельд провел серию исследований влияния массовых коммуникаций на принятие решения – голосовать, покупать, идти в кино, менять мнение. Он провел эксперимент в 1940 году во время предвыборной кампании, опросив около 600 семей графства Эри (штат Огайо), чтобы выяснить, насколько определенные СМИ влияют на принятие решений в ходе предвыборной кампании. Результаты исследования противоречили теории массового общества, поскольку большинство респондентов (53%) определились с выбором вначале избирательной кампании и больше не меняли своего мнения, несмотря на то, что СМИ пытались склонить избирателей в пользу определённых кандидатов. Как пишет Бакулев в своей книге, «Лазарсфельд не обнаружил достаточно доказательств того, что медиа играют важную роль в формировании мнений колеблющих избирателей». Многие респонденты вообще редко обращались к медиа, лишь некоторые из них испытывали определенное воздействие. Эти избиратели признавались, что на принятие решений влияли не медиа, а другие факторы (уговоры близких, друзей, других лиц).

 

Концепция лидеров мнений (или теория ограниченных эффектов)

Бакулев: «Лазарсфельд пришёл к очень серьёзному выводу: самое важное воздействие массмедиа заключается в том, что они укрепляют в избирателях уверенность в правильности уже сделанного выбора». Примечательно, что те, кто твердо стоял на своем выборе активно использовал СМИ, а те, кто колебался, обращались к другим людям – авторитетам, у кого была самостоятельная точка зрения, и кто лично посещал выступления кандидатов. На основе этого исследования Лазарсфельд вывел так называемую концепцию лидеров мнений. Согласно этой теории, авторитетные люди, специалисты (а не массовые коммуникации) являются главным источником информации в ходе избирательной кампании для не определившихся избирателей. Именно они больше влияют на принятия решений, а не СМК. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнений, а тех, кто к ним обращался за советом, последователями мнений.

В книге «Личное влияние», опубликованной в 1955 году, Лазарсфельд и его соавтор Катц, пришли к выводу, что лидеры мнения существуют на всех уровнях общества и что их влияние распространяется скорее в горизонтальном, а не вертикальном направлении. Иначе говоря, лидеры мнений влияют на людей, подобных себе, а не на тех, кто выше или ниже их по социальному или профессиональному статусу. Эта концепция соприкасается с теорией малых групп. Поскольку лидеры мнений пользуются авторитетом и популярностью у себя в группе – в определенном коллективе людей с общими интересами и чертами.

Исследователи выявили лидеров в области моды, покупок, общественного мнения и посещения кинотеатров, хотя можно сказать, что лидеры мнений есть фактически в любой области.

В своей работе «Исследование избирателей» Лазарсфельд опять-таки доказал, что власть медиа не столь велика, как представляла теория массового общества. В дальнейшем теория Лазарсфельда получила название теории ограниченных эффектов.

Теория ограниченных эффектов – основные черты:

· В каждой подгруппе свои лидеры мнения, равно как и в разных темах.

· Лидеры мнения происходят из всех слоев общества – сообщения в различных группах могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от статуса и уровня образования определенных индивидов.

· Сообщения на пути к массовой аудитории проходят через различные фильтры, поэтому нужно приспособить сообщения к потребностям конкретных групп.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.