Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции пропаганды Г. Лассуэлла и У. Липпмана




Теория пропаганды

 

Получила распространение во время Первой и Второй Мировых войн, когда властям многих государств нужно было мобилизовать общество, объединить общей идеей. Как пишет Бакулев в своей книге «Массовые коммуникации, «стало крайне важным повысить лояльность людей, внушить им ненависть к врагу, поддерживать в них высокий моральный дух вопреки нужде и лишениям, заставить их думать прежде всего о родине».

Черты теории пропаганды:

· СМИ могут донести до каждого хитроумно составленные стимулы, которые одинаково воспримут все люди, и реакция на них будет тоже более или менее одинаковой.

· СМИ способны формировать общественное мнение и склонить массы к любой точке зрения, угодной коммуникатору.

· Теория затрагивает психологическую конституцию людей и используется в контексте других теорий, например, фрейдистской теории.

 

Теория пропаганды соприкасается с так называемой теорией «магической пули».

 

Теория «магической пули» – сообщения СМИ принимаются всеми членами аудитории одинаково, и такие стимулы вызывают мгновенные и непосредственные отклики. Возникла во времена Первой и Второй мировых войн как военная пропаганда.

Сегодня теория «магической пули» проявляется в рекламе. Массовые коммуникации способны заставить людей покупать товары в неслыханных количествах и ассортименте.

Теория «магической пули» также предполагает существование белой пропаганды как противовеса черной пропаганде.

 

 

Гарольд Лассуэлл объединил бихевиоризм и фрейдизм и создал, таким образом, теорию пропаганды, которая предлагает крайне пессимистический взгляд на медиа и их роль. Сила пропаганды объяснялась не столько сутью или привлекательностью сообщений, сколько уязвимостью сознания среднего человека. Ученый полагал, что экономический кризис и политический конфликт вызвали всеобщий психоз и из-за этого люди становились жертвами грубых форм пропаганды. Лассуэлл пришел к выводу, что даже относительно доброкачественные формы конфликта по сути патологичны. Когда конфликт вырастает до такого уровня, как в Германии в период кризиса, весь народ может стать психологически неуравновешенным и податливым к манипулированию.

Позднее Лассуэлл признал теорию «магической пули» ложной. Пропаганда, считал он, это нечто большее, чем простое использование СМИ как инструмента обмана и контроля над людьми. Дело в том, что людей нужно постепенно готовить к принятию совершенно иных идей и совершению других поступков. Коммуникатор, полагал ученый, должен детально разработать стратегию для длительной кампании, в ходе которой можно было бы осторожно внедрять, а потом культивировать новые идей и образы. Таким образом, эта стратегия опирается на так называемые коллективные и эталонные символы, которые ассоциируются с сильными эмоциями. Бакулев пишет в своей книге: «В отличие от понятий «магической пули», теория Лассуэлла предполагала длительный и крайне сложный процесс подготовки. Один-два раза натолкнувшись на экстремистские идеи, человек едва ли испытает их воздействие». Лассуэлл считал, что раньше распространение эталонных символов осуществлялось бессистемно, и предлагал передать контроль над пропагандой через медиа новой элите – научной технократии, которая должна была использовать свои научные знания во благо, а не в зло («идея благотворящей технократии»).

 

У. Липпман поддерживал идею благотворящей технократии Лассуэлла – разделял его скептицизм по поводу способности обычного человека разобраться в своём общественном мире и принять разумные решения относительно своих поступков. В работе «Общественное мнение» он отметил, между «миром внешним и картинами в наших головах» существуют расхождения, которые неизбежны. Отсюда – сомнение Липпмана в способности обычного человека самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, как допускает классическая теория демократии. Липпман напрямую противоречил либертарианской теории, видя необходимость создания определенного органа или механизма, способного уберечь народ от черной пропаганды. Он считал, что СМИ должны функционировать под контролем в какой-нибудь приемлемой, но очень строгой форме. При этом он полагал, что самоцензуры недостаточно. Липпман предложил создать квазиправительственное бюро расследований, которое должно было тщательно анализировать информацию и направлять её другим элитам для принятия решений. Словом, это бюро должно было бы контролировать поток информации.

Липпмана и Лассуэлла критиковал Джон Дьюи, который считал, что человек способен отделять ложную от правдивой информации и самостоятельно бороться с негативной пропагандой. Дьюи против контроля научной технократии.

По Дьюи, СМИ – средства просвещения и образования должны научить человека критически мыслить. Он считал, что концепции Липпмана и Лассуэлла слишком упрощают роль СМИ и сводят её к роли внешних агентов, манипулирующих «картинками в головах людей». Такие СМИ, считал Дьюи, лишают СМИ права служить в качетве надежных средств содействия и защиты общественных дискуссий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 8305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.