Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение нарушений письма у детей с ФФНР




Содержание фронтальных и индивидуальных занятий

Нейропсихологический анализ распада речи при акустико-гностической афазии. Центральная задача восстановительного обучения

Нейропсихологический анализ распада речи при афферентной моторной афазии. Центральная задача восстановительного обучения.

Логопедическая работа по коррекции заикания у дошкольников (патофизиологический подход)

Логопедическая работа

-Массаж расслабл-й или тонизир-й

-Гимнастика общая и спец-я (по Архиповой)

-Лечение невропатолога

-Работа над дыханием физиологич и речевым. Формир-ть нижнедиафрагмальное, на его сонове 3х-фазовое.

- Постановка звука +развитие фонематич. Процессов (обычные этапы)

- Параллельно идет формирование лекс-грамм стороны речи и развитие познават процессов.

 

Патофизиологический подход к проблеме заикания, основанный на учении Павлова И.П. Представители Лебединский, Селивер, Волкова. Рассматривает заикание как функциональное расстройство речи, нарушение моторной сферы проявляется в нарушении темпа и плавности устной речи (судорожные состояния мышц речевого аппарата).

Инициальное (не более 2х мес. с момента возн-ия): домашний режим мин. 2 мес. Изоляция ребенка, постельный режим 3-4 дня, по рекомендациям невропатолога и психиатра назначается усиленное питание, медикаментозное лечение, обтирание теплой водой и хвойные ванны, сонная терапия. Устраняется психотравмирующая ситуация. Заикание может исчезнуть и ребенка включить в обычную жизнь, но профилактические меры. Ежедневные прогулки, ограничение речевой деятельности, речь должна быть спокойная, тихая, замедленная, создать обстановку занятости, продление сна.

Застаревшее заикание: специальные логопедические занятия в группа из 4-5 чел. Основная задача коррекции: нормализовать темп и плавность речи. Сделать речь плавной, ритмичной. Обучение несколько замедленной речи. Правила: Ударный гласный в слове нужно произносить слегка растягивая, все слова во фразе говорить слитно, без всякого напряжения. В предложении все слова произносятся слитно, но в последнем слове ударный гласный тянется. Замедленная речь освобождает от напряжения, от судорог; помогает согласовывать дыхательные, артикуляционные, голосовые движения; нормализует и темп, и плавность речи. Используется сопряженная речь, полусопряженная, отраженная.

1 период: Задачи – формировать условный механизм говорить без запинки как можно дольше. В первом периоде обучения логопед отрабатывает навык говорить не спеша, плавно, ритмично, говорить громко, уверенно, выразительно. Упражнения в сопряженной, полусопряженной и в конце - отраженной речи. Используются предметные хорошо известные картинки. Вначале, фразы из 2 слов, затем 3-4 слова – отрабатываются в полусопряженной и отраженной речи); упражнения на координацию слова с движением – проговаривание текста под прошагивание; задания на индивидуальное, хоровое проговаривание стихов. Затем отрабатывается отраженная речь: речевой материал, отработанный в сопряженной речи. Затем подключаем новый речевой материал, чтение небольших рассказов эмоциональных, сказок. Самый длит. Период, на котором вселяется уверенность.

2 период: широко используется отраженная форма речи, добавляется вопросно-ответная форма, в конце - самостоятельная речь. Используются предметные картинки; сюжетные картинки; серии сюжетных картин; пересказы небольших текстов. Закрепляются все правила речи. Работа над интонацией.

3 период: Сформировать условно-рефлекторный механизм говорить без заикания. Закрепление навыков плавного, слитного произношения в самостоятельной речи, используются игры в форме диалога, ролевые игры, инсценировки, самостоятельный рассказ на предложенную тему.

На всех периодах: работа по развитию артикуляционного аппарата, проводится артикуляционная гимнастика: упражнения для движений языка, губ, челюстей, формирование динамической организации движений, формирование кинестетические (ощущения) основы движений (п/д зеркалом). Формируется нижнее диафрагмальное дыхание, 3-х фазовое дыхание. Упражнения на расслабления мышц всего тела.

Структура занятия 1-го периода: мотивация, арт гимн, дыхат гимн, расслабл гимн, динамич дыхат гимн, упр-ия на коордиацию движений и речи (15 мин. в виде зарядки), воспитание спокойного, слитного темпа речи на материале сопряж, полусопряж и затем отраженной речи, момент психотерапии (поощрение), д-з.

Структура занятия 2-го периода: мотивация, арт, дыхат, расслабл гимнастика в виде зарядки (5 мин), задание на координацию слов с движениями, воспитание спокойного слитного темпа речи на материале отраж и вопр-ответной речи, момент психотер-ии, д/з.

Структура занятия 3-го периода: Мотивация, упр на коорд слова с движениями, закрепление спок и плавного темпа в самостоячт. Речи – диалог, кук театр, Психотерапия, д/з.

Нередко заикание появляется вновь, появляется волнообразные течения. Большое внимание чтению, предм-практич. деятельности, соблюдать правила плавной спокойной речи в семье. Недостатки: мало времени вопр-ответной и самост. речи, не формир-ся коммкникативные процессы, только в стенах кабинета.

 

 

Афферентная моторная афазия - это системный распад экспрессивной стороны речи, других ВПФ, личности и поведения пациента, коркового генеза, который наступает после 3 лет. Локализация поражения: нижние отделы постцентральной области КГМ. Основной фактор (механизм) – кинестетическая апраксия: происходит распад артикулем. Пациент не может отобрать нужные артик-ые позы, не дифференцирует их. Кинестетическая апраксия выделяет ряд симптомов: распад фонем и фонематического слуха, нарушения лексико-грамм-й стороны речи, распад словаря. Центральной задачей восстановительного обучения является изжитие кинестетической апраксии: восст-ие пассив слов запаса; формирование образов, представлений о предмете, формирование активного словаря, формирование семантических полей, ассоциативных связей одного слова с другими словами, семантич полей, формирование синтагмы от простой к более сложной, и анализа синтагмы путем звукового анализа слов и чтения (лог читает, делит, озоглавл, пересказ устно и письменно)

Предварит-я стадия: растормажив функций арт-го ап-та по детским темам, карточкам, вопрос+предмет.; формрование ассоциат-ых связей, развитие моторики, восстановление пассивного словаря.

Основная стадия: Восстанов актив словаря, схемы предложений, формирование валнтностей, семантич. Полей, оставление и анализ предложений. Коррек произнош, анализ звук состава слов, контроль правил произношения, артик-я гимнастика постановка звука, исп-ие метода чтения (логопед читает, делит, озоглавл, пересказ устно и письменно)

 

Относится к виду сенсорных афазий. Сенсорная афазия - нарушение импрессивной стороны речи, других ВПФ личности и поведения пациента, коркового генеза, после 3 лет. Впервые акустико-гностическую сенсорную афазию описал К. Вернике. Данная форма возникает при поражении верхних височных отделов КГМ, которые отвечают за анализ и синтез звуков, что приводит к нарушению фонематического слуха (фактор). Симптом (Следствие) - распад понимания речи. Не соотносят слово с предметом, страдает оперативная память, распад устной и письменной речи, т.к нарушение слоговой и звуковой структуры. Набл-ся распад слухового восприятия (бытовые звуки, шум), эмоц сфера (тревожны, расторможены, поток бессвязной речи).

Центральная задача восстановительного обучения – восстановление фонематического слуха опосредованным путем.

Предварит-я стадия обучения: упорядочить поведение пациента (переводим на предметно-практич-ю деят-ть, затормозить непродуктивные процессы). Ведем работу по пониманию речи через оживление представлений о предметах. Используем автоматизированную речь (цифры, озвученное чтение. Классификации предмет картин. Введение в контекст- для понимания речи (Шар, где, какой, зачем…) Восстанов Ф.С.-есть ли звук.

 

 

Фронтальные занятия. Виды в ДОУ: З анятия по коррекции произношения на этапе автоматиз-ии и дифф-ии, Занятия по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте, Занятия по преодолению заикания. Особенности: 1.Речевая зарядка либо не проводится, либо проводится по общему плану,т.к ее задача актуализация кинестетич. ощущений и стимуляция голосовых реакций. 2.Зеркала не используются. 3.Максимально исп-ся речь самих детей. 4.Инсрукции даются из разных мест группы, важно наличие отвлекающих факторов.5. Задания должны соответсвовать речевым возм-ям детей. 6.Наглядный материали символические изображения. Виды в школе: занятие по коррекции дисграфии, Занятие по коррекции дислексии, Занятие по развитию речи.

Структура занятия по развитию речи: Оргмомент, Развитие психол базы речи, Речевая гимнастика, Работа над лексикой (работа по развитию акт и пасс словаря), Работа над грамматикой (отраб-ся навыки словообраз-я, словоизменения), Итог занятия – рассказ (перед этим работа по плану, комментарии логопеда). Структура занятия по подготовке к обучению грамоте: как и по коррекции произношения, но включается этап развития психологич. базы речи, все речевые этапы должны сопровождаться письменными видами работ (штриховка, обведение). Этап развития фонемати-х процессов является речевым. На этапе работы с предложениями обяз-но составляется графическая схема. Работа с текстом используется только для вычленения ребенком предложения из текста.

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д

I этап: подготовительный (развитие моторики артикуляционного аппарата-артик. гимнастика, формирование моторики артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха (тексты насыщенные данным звуком)

II этап: постановка звука ( поставить правильный артикуляц. уклад звука, правильное произношение звука, закрепить правильный артикуляц. уклад звука в начале слога, затем в изолированном виде и только потом в словах. На материале слов развивать фонематическое восприятие и слух. Научить слышать звук в разных слоговых последовательностях и выделять звук из слогов, изучить артикуляционно-акустическое положение звука.

III этап: автоматизации (закрепить правильный артикуляц. уклад звука в словах, предлогах, небольших текстах, продолжать работу по развитию фонематического слуха, учить слышать звук на материале текста, предложений слов, продолжать формировать артикуляционно-акустический образ звука, соотношение звука с буквой

IV этап: дифференциации звуков. Не переходить к дифференциации пока не раскрыта смыслоразличительная роль фонемы.

(Проводится работа по второму смешиваемому звуку, проводится занятие по изучаемому звуку на различение фонематического слуха и восприятия. Учим слышать звук в разных фонетических позициях (слогах) и учим выделять звук из разных фонетических условий. Необходимо сформировать не звук, а фонему как смыслоразличителя. Ввести звук в самостоятельную речь.

 

 

Работа по профилактике письменной речи проводится параллельно работе по коррекции звукопроизношения. Необходимо:

1. Продолжать формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

2. Предупреждение появления специфических ошибок на письме, то есть вторичного нарушения речи.

3. Развитие пространственно-временных ориентировок, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений.

4. Продолжать развитие мелкой моторики рук, с использованием пальчиковой гимнастики, обводки, штриховки.

5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв и т.д.

6. Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово».

Коррекция звукопроизношения:

Подготовительный: формируем моторику арт. аппарата, арт гимн-ка общая и спец., развиваем фонематический слух на материале текстов.

Постановка: необходимо сформировать правильный арт. уклад звука, арт гимн-ка общая и спец, закрепить правильную арт. на материале слогов и слов, для развития фонематического слуха проводим анализ звукового состава слов.

Автоматизация: закрепляем правильный арт. уклад звука, формируем арт.- акустический уклад звука. В конце этапа соотносим арт. - акустический образ звука с буквой и на этом этапе много времени уделяем развитию фонематического восприятия и слуха.

Дифференциация: проводится через выявление смыслоразличительной роли фонем на материале предложений, текстов, с использованием стихов, чистоговрок, пословиц и т.п. Развитие слуховой дифференциации. Закрепление произносительной дифференциации в самостоятельной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.