Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характеристика ОНР. Уровни ОНР




ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых проявляются нарушения всей системы речи: звукопроизношение, звукоразличение, лексика, грамматика.). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века и три уровня ОНР выделила Левина Р.Е. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности: более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; речь детей с ОНР малопонятна.

ОНР (с 5 лет). Нарушение всей системы речи: звукопроизношение, звукоразличение, лексика, грамматика. Для детей термин «Общее недоразвитие речи». Три уровня ОНР выделила Левина Р.Е.

ОНР 1 уровня. Резко ограничен словарь (20-25 слов). Фразы либо отсутствуют, либо однословны, аморфны (не имеющая формы), ситуативно-обусловлены. Понимание речи только ситуативное при условии использования мимики и жестов.

ОНР 2 уровня. Словарь ограничен, но доступны 2-3хсложные слова, активно использует мимику и жесты. Простая, резко аграмматичная фраза (Мама пошел гулять = мама, пойдем гулять). Понимает обращенную речь без жестов, н в рамках ситуации.

ОНР 3 уровня. Доступна фраза, но ребенок испытывает трудности при использовании трудности при употреблении союзов и предлогов, особенно сложных. Резко страдает произношение (полиморфное). Нарушение формирования фонематического слуха и восприятия, поэтому понимание речи доступно только при зрительном контакте. В словаре преобладают существительные.

ОНР 4 уровня. Стали выделять в ХХ веке (Филичева). Это Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Нерезко выраженные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. В речи встречаются отдельные нарушения слоговой структуры, вялая артикуляция, грамматические ошибки, недостаточный уровень лексических средств (понимание пословиц).

 

14. Нормальная артикуляция звуков «С», «З». Недостатки. Пути коррекции.

[с] Согл., ротовой, щелевой, передне-языч., глухой, твердый.

Губы растянуты в улыбке,

зубы сближены на расстоянии 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние зубы.

Средняя часть спинки языка несколько приподнята, по середине образуется желобок, по к- му идет выдых. струя. воздуха.

Корень языка несколько опущен.

Боковые края языка приподняты к боковым коренным з. и смыкаются с ними.

Небная занавеска поднимается и образует плотное небное смыкание.

Голосовые складки разомкнуты, не вибируют. Выдых струя узкая хол, идет косо.
Сигматизм: шипящий сигматизм. (близко к [ш]) кончик яз. Оттянут, а корень и спинка резко выгибаются по направлению к небу.

2.МежзубныЙ (выгляд. яз. м/у зубами)

3.Зубно-зубной (как сф смазанный)

4.БоковоЙ (щечное про из ношение) хлюпающий.

Парасигматизм: с на т; ф; д; в; г (редко)

Воспитание звука. Артикул. гимн. Отработатъ широкое положение языка. 2. На ощущение подъема и опускание кончика языка (широко открыть рот, кончик языка у нижних резцов - поднимать и опускать яз при широко открытом рте) 3.Мостик 4.горка 5. Большое внимание развитию движения губ на гласные, особенно «улыбка» 6. Упр. на переключение с одного движения на другое. 7. Работа над выдохом.

Постановка звука. l.по подражанию (посмотри и послушай)

2. Через межзубное положение. отраб.широкое положение языка. Побужаем положить широкий язык на нижн. губу сделать хороший выдох. А логопед в это вр четко произносит [с], отработав эти движения убираем язык к нижним зубам.
3.Через опорный [э] побуждаем произносить «эв-широко улыбнуться и выдохнуть на кончик языка.
Здесь же дается образец логопеда.

4.при сохранном [ц] с использованием тактильно-вибрационного контроля и слухового (на руке)

а). побуждать произносить звук Ц и ощутить толчкообразную затем потянуть звук подольше

5.0Т опорного [ф] побуждаем произносить «ф» и высовывать язык между зубами на фоне произнесения «ф 6. С помощью зонда.

Закрепление звука. l.показать смыслоразличительную роль 2.диффиринциаци

(З) Согл., ротовой, щелевой, передне-языч., звонкий, твердый.

N арт. звука: Тоже что и [с] исключения 1.спинка языка поднимается несколько выше 2.голосовые связки сомкнуты и вибрируют 3. Выдыхаемая струя слабее

Сигматизм: шипящий сигматизм. (близко к [ж]) спинка языка излишне выгарбливается. 2.МежзубныЙ (выгляд. яз. м/у зубами «сз» с оглушением) Зубно-зубной (как «вз» смазанный) 4.Боковой (щечное произношение) хлюпающий звук 5.носоввоЙ - акустически восприним. Как «х» с носовых оттенком.

Парасигматизм: з оглушается замен. На с; д; т; ш; в; ф; заменяется на д.

Воспитание звука. Артикул. гимн. Как при С + чашечка. Работа на гласные звуки и на дыхание.
Постановка звука. 1. по подражанию А) даем послушать тактильно есть или нет голос (можно на примере гл. а, о и на с)

Б) на фоне произнос [с] побуждаем определить есть звоночек или нет. А затем произносим [з] И ребенок чувствует этот голос.

3.По аналогии с гласными. Последний гласный д.б. близок к внешней артикуляции [з] а-шопотом, а-громко; о-шопотом, о-громко; и-шопотом, и-громко; с-шопотом, з-громко.
Закрепление звука. 1.закреплять в позициях м/у гласными а-за, о-зо, о-зу. 2.т.к. [з]щелевой, закрепляем признак фрикативности а-з____а, о-з_____о 3.Для сохранения признаков звонкости надо сочетать с сонорами м____за, л____за, н____за. 4.Открытый слог з____а; з____о; з____у.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.