Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патогенетический подход к проблеме заикания. Формы заикания и диагностика




Логопедическая работа.

Моторная алалия. Логопедическая работа.

Алалия моторная — это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.

1.Формируем психол-ю базу: восприятие различной модальности (зрит, слух, тактильное, пространств, ритмич); внимание, память, познават. деят-ть). Параллельно развиваем моторную сферу: динамич-й праксис, кинетич-ую основу движений, ритмическую организацию движений. Изучаем ритмические рисунки (повтор, чередование).

На первом этапе формируем понимание импрессивной стороны речи по детским темам: соотносим слово с предметом, формируем валентности слов (связи одного слова с другим), включаем слово в семантические поля, для укладывания в памяти организованного словаря, т.о. формируем ассоциативные связи, работаем над развитием познават-й деятельности – объединяем предметы по признакам, работаем над оппозиционными понятиями. Моторная сфера и психол-я база речи развивается и в предметно-практической деятельности. Проводится работа по коррекции звукопроизношения.

2. На втором этапе работаем с активным словарем: обучение повторной речи, обязательно не забываем работать с ритмической составляющей (повтор, черед-ие, переключение с одного на другой). Работа ведется по слогам определенной слоговой структуры. Отрабатываются 13 классов слоговой структуры, выделенных Марковой. Здесь же формирование грамматической структуры предложений (Грипшпун –Гл+В.п, Гл+П.п, противопост-е Гл+В.п и Гл+П.п, S+P, S+P+О, S+P+О В.п). Работа над предложениями глубинной синтаксич-й структуры (Бобры строят плотины - Плотины строятся бобрами). Проведение анализа пр-ий: смысловой, интонац-ый, предикативный. Коррекция звукопроизношения на этом же этапе. Обратить внимание на различие гл и сгл-х, показ смыслоразличительной роли гласных, отрабат-ся слоговая стр-ра слова. Формирование связной речи: работа над смысловым содержанием, выделение темы-ремы, тексты цепной организации, параллельной организации (описат.раззказы), в которых расширя-ся слов-й запас за счет валентностей прилагательных. Работа по сюжетным картинкам, карточкам.

 

Это клинический подход (с участием врачей). Согласно данному подходу существует 2 формы заикания:

Невротическая форма (функциональная) и Неврозопадобная форма заикания (это органическая форма).

Невротическая: возникает в возрасте 2-2,5-3лет, после травматического воздействия, сразу тяжелое заикание. Отмеч-ся невротич. расстройства, впечат-сть, очень капризны, плаксивы, раздражительны, негативизм, истерики по мелочам. В 5-6лет переживают свой дефект: малообщительны, стесняются своей речи; Может набл-ся мутизм – молчат. В анамнезе: патологий нет ни во время беременности, не в период раннего детства. Общая моторика: отмечается лишь общая функциональная слабость двигат.сферы: неловкость, неточность в движении, вялость, двигат.утомляемость. В целом общая моторная сфера и речь развиваются у них своевременно. Мелкая и речевая моторика в норме.

Неврозоподобная: в озник. после 4-5лет, появляется без видимой причины. Начинается с легких запинок и в течении 2,3-х месяцев становиться тяжелым. Речь сопровождается многими сопутствующими движениями. Отмечаются органические расстройства ЦНС: двигат.расторможенность, повыш.возбудимость, отвлекаемость, значит.сниженность работоспособности, наруш.произвол.внимание, не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой - это церебро-астонический синдром. Анамнез: выявляется органич.поражения в принатал, натальн., постнатальном периоде. Двигат.нарушения органич.хар-ра: многообразн.изменения в моторной сфере (напряженность, нарушение координации рук, ног, повышен мышеч.тонус), не могут быстро переключить от одного движения к другому; синкенезий; задержка в развитии (сроках) моторной сферы и речи. Мелкая моторика: нарушение - тонуса мышц (особенно пальцев рук), осязания, скорости переключения движений. Речевая моторика: нарушается объем движ-й, повыш.тонус мышц языка, губ, гиперкенезы, синкенезии, накопление слюны у уголков рта, наруш.скорость переключения, снижен. кинестетич.ощущения, утомляемость. Изолировано произносят звуки, в потоке речи они звучат смазано, отмечается нижнее произношение шипящих и переднеязычных звуков.

Коррекция направлена на нормализацию темпа и плавности реч: развивать всю моторную сферу, речевое и физиолог дыхание, необх-мо поставить звуки и потом переходить к заиканию, охранительный речевой режим, развитие координации движения и речи, формировать темпо-ритмическую организацию движения. Обязательно форм-ие ритмической структуры речи!

Отрабатываем скорость переключений (в играх), важно проводить общий массаж (начиная с живота), пальчик. игры.

 

20. Ринолалия: Определение. Формы. Структура дефекта.

Ринолалия - это наруш тембра голоса и звукопроизношения, обуслов-ые анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Обусловлена различными расщелинами губы и неба: Сквозные (губы, альвеолярного отростка, тв и мягк неба. Несквозные (только губы, только альвеол отростка или нижнего, или мягкого неба) –может набл-ся скрытая расщелина, кот зарыта фиброзной перепонкой. Обнаружение – пальпация, визуал. на твердой атаке (А).

Причины: эндогенные (наследственные, возраст родителей), экзогенные (болез матери (серд-сосуд, диабет, травма жив,алкоголь, недостат кислор плода и пр.) Обе в первый период берем-ти 4-9 недель.

Следствие: назальность (нар небно-глот смыкан); наруш естест питан, нар зубо-челюстн систем, снижен слуха, наруш дыхан, снижен ЖЕЛ., слаб. жеват-глот мускулат, увелич корень яз.,

Формы: Открытая, Закрытая, Смешанная.

Открытая - вызвана отсутствием небно-глоточного смыкания. 2 вида: врожденная открытая ринолалия и приобретенная открытая ринолалия. Снижение реечвых кинестезий, формируются неправильные сп-бы образования звуков. Не умеют воспр-ть в движениях артикуляции фонологические противопоставления в языке, что ведет к недоразвитию ФС, и не форм-ся ФВ. При произнесении Сгл – отсутствие звука зад-яз КГХ и сложных шип и свист, а у Гл – затешевывание противопоставлений гласных по ряду и огубленности. После постановки – сближение арт укладовя6 перяз ТД-задяз КГ, Тв-мяг – одинак положение сред части спинки яз, Зв-гл – назальность, голос не работает.

Закрытая - изменение тембра голоса в следствии частого или полного отсутствия резонанса носовой полости. Страдают гл звуки – они теряют свою звучность, страдают носовые звуки М,Н.

Характер нарушений: в ходе полной закупорки происх замена звуков М-Б, Н-Д.

В случае частичной закупорки -сочетание МБ и НД.

Может происх смешение МиН

Две формы закрытой: функциональная закрытая – в рез-те глухоты, тугоухости, подражание назальной речи окр-их или отиты, насморк, аденоиды. Органическая закрытая – в рез-те органич изменений в области зева, носоглотки. М/Б – передняя (препятствия в передних отделах носа – узкие ноздри, перегородки, полипы, отеки) и задняя (в дальних отделах носа – носоглоточные полипы, фибромы, сращения мягкого неба с задней стенкой глотки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.