Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Сущность теории коммуникаций




Массовые коммуникации и медиапланирование

Сяглова Юлия Владимировна доцент кафедры маркетинга и рекламы, зам декана по учебно – воспитательной работе

 

Раздел 1 Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина

1. Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

2. История теорий коммуникаций

3. Содержание коммуникативного процесса

4. Массовая культура: понятие особенности

 

Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие

Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации: учебное пособие

Шарков Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны»): учебное пособие, Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие

 

Ведомости, коммерсант, Lenta.ru, Outdoor

 

1. Понятие коммуникации и предмета теории коммуникаций

v Коммуникация пронизывает все стороны жизни современного общества, социальных групп и отдельных индивидов

v Понятие «коммуникация» имеет множество значений, которые отражают многоплановость подходов к изучению теории коммуникаций.

v Коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому.

Communicatio (лат.) – связываю, делаю общим

 

В настоящее время понятие «коммуникация» имеет интерпретации:

- путь сообщения, средство связи одного объекта с другим (например, транспортная коммуникация)

- общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе), специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других форм связи

- устойчивая система связей и отношений между двумя или несколькими подсистемами (например, межкультурная коммуникация) или многими элементами, функционирующими внутри формализованной социальной система (например, интегрированные маркетинговые коммуникации)

Компоненты коммуникации:

Дискурс – логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица коммуникации. В теории коммуникации дискурс представлен социальным процессом, в который включен текст.

Тексты – сообщения, которые передаются в процессе коммуникации. Тексты могут быть выражены визуально, графически, изобразительно, риторически. Коммуникация выступает как посредник между индивидуальной общественно осознанной информацией.

Ключевая проблема коммуникации – необходимо выбрать механизм, который способен перевести индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального массового воздействия.

Коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии:

- тактильно – кинестическая (у высших приматов) – мерчендайзинг

- устно – вербальная (у первобытных народов)

- письменно – вербальная (в эпоху цивилизации)

- печатно – вербальная (после изобретения книги)

- многоканальная (в современный момент)

 

В процессе формирования научного понятийного аппарата были выделены термины «общение» и «коммуникация».

Общение рассматривает как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или оценочного характера.

Общение представляет собой социально обусловленный обмен мыслями и чувствами между людьми в разных сферах деятельности

 

Социальная коммуникация – это коммуникативная деятельность людей, организаций, масс медиа, которая обусловлена совокупностью социально – значимых ценностей, оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных норм общения, принятых в данном обществе.

Социальная коммуникация представляет социально – обусловленный процесс передачи и восприятия информации и включает два аспекта:

- коммуникативно – социальный

- социально – психологический

Содержательной стороной обоих аспектов выступает информация

 

В истории теории коммуникации можно выделить несколько подходов к определению сущности коммуникативного процесса:

1. Философский подход (Аристотель, Ж.П. Сартр, Мунье, К. Ясперс)- исследователи предложили одну из первых моделей коммуникации: оратор, речь, аудитория

Изучается возможность создания путей общечеловеческой коммуникации между странами и веками.

2. Технический подход складывался в процессе развития науки и техники.

Создание новых технических систем – средств коммуникации

Разделение труда – первый шаг в развитии теории коммуникации (Адам Смит), который предполагает, что знание коммуникативного процесса становятся необходимыми для организации коллективного труда.

Первое десятилетие XX века отмечено западными учеными Чикагской школы (Р. Парк, Е. Бургесс, Н. Андерсон, Берджесс). Расцвет этой школы связан с развитием эмпирической стадии американской социологии и социологическим подходом к анализу способов массовой коммуникации. Первенство этой школы длилось до начала Второй мировой войны.

В 40-е годы исследование массово – коммуникационных процессов развивалось как новое научное направление, одним из представителей которых стал Г. Лассуелл. Он предложил свою модель и формулу коммуникации и способствовал развитию социологии средств массовой информации.

В 1942г. Формируется школа Пало – Альто (Холл, Гофман, Ватславик).

В рамках этого направления были выдвинуты следующие гипотезы:

- движущая сила коммуникации – в процессе интерактивного взаимодействия

- поведение людей имеет коммуникативную ценность и может рассматриваться как система коммуникации

- рассматривая последовательность сообщений, помещенных в горизонтальном (последовательном) и вертикальном (между элементами системы) положениях можно определить логику коммуникации. Таким образом коммуникации как вербальному акту была противопоставлена коммуникация как социальный процесс, содержащий различные виды деятельности (речь, жест, взгляд)

 

В 40-е гг. формируется Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Ф. Поллок, Т. Адорно), создается институт социальных исследований. Школа связана с термином «критическая теория». Анализируются феномены различных культур, некоторые представители школы приходят к выводу о том, что развитие промышленности ведет к деградации культур.

 

3. Содержание коммуникативного процесса

Любой процесс коммуникации можно разделить на этапы, элементы и участников. Универсальная модель отражает структуру любого вида коммуникации и включает в себя

 

Элементы коммуникативного процесса:

- источник (коммуникатор) – инициатор коммуникации, осуществляет определенные запланированные коммуникативные подходы

- адресат (реципиент) – объект/субъект коммуникации, получатель информации/сообщения; обладает коммуникативными ожиданиями

- знаковые системы/коды – с помощью которых сообщение передается в том виде, в котором оно наиболее удобно для восприятия и понятно адресату

- сообщение – определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженные с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную форму. Включает: содержание сообщения (т о, что оно содержит – мысли, аргументы), канал или техническое средства передачи сообщения – личная встреча, газета, радио, телевидение, уличный щит, Интернет, публичное выступление), личность, создающая или передающая сообщение

 

Цель – результат, ради которого коммуникатор вступает в коммуникацию с реципиентом.

Предмет коммуникации – та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую воздействует коммуникатор.

Коммуникативный акт – процесс передачи сообщения от коммуникатора реципиенту. Критерием завершенности коммуникативного акта является факт принятия реципиентом от него сообщения, т.е. наличие подтверждение достоверной обратной связи.

 

Октябрь – 332 ауд

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.