КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объемные модели коммуникации
Многоступенчатые модели коммуникации
1)Нелинейная модель коммуникации Т. Ньюкомба – представляет собой треугольник, вершины которого составляют реципиент, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие реципиента с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой. Если стороны настроены друг к другу положительно, они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение сторон к ситуации не будет совпадать. 2) Циркулярная модель Г. Малецке – человек одновременно и постоянно выступает источником и получателем информации, т.е. происходит непрерывный процесс коммуникации. В компонентах коммуникации (коммуникатор, сообщение, получатель, медиум) под медиумом подразумевается одновременно и каналы коммуникации и информационный носитель. В области обратных связей рассматривается давление на коммуникатор содержания сообщения и медума, а медиума – на получателя.
3) Двуступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации П. Лазарсфельда, Р. Мертона: сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетного члена группы. При усвоении содержания полученной информации люди склонны прислушиваться, прежде всего, к неформальным лидерам Суждение, предлагаемое аудитории через СМИ, приводится в действие посредством межличностных коммуникации и наибольшее влияние на принятие решения оказывают лидеры. Лидеры мнений – связующие звено между СМК и массой.
1) Диффузная модель Э. Роджерса – коммуникация не влияет сразу на всех, а убеждает критические 5%, а затем информация растекается сама собой по всем уровням объемной социальной структуры. Любая новая идея проходит 5 этапов: - внимание - интерес - оценка - принятие - подтверждение
Реципиенты по степени восприимчивости инноваций разделены на 5 типов: - новаторы, способные сразу схватить на новые идеи – 2,5% - ранние принимающие – большинство лидеров мнений, с которыми советуются при принятии решений – 13,5 % - раннее большинство – принимают новые идеи чуть раньше, чем их примет среднестатистический гражданин – 34% населения - позднее большинство – скептики, принимающие новые идеи вслед за ранним большинством – 34% - поздние принимающие – подозрительно относятся к новым идеям – 16%
2) Модель речевой коммуникации Р. Якобсона – рассматривает 6 функций языка. Между коммуникатором и реципиентом помещают элементы: контекст, сообщение, контакт, код. Эти элементы модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка · Экспрессивная функция – связана с коммуникатором и выражает его отношение в исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно – эмоциональный оттенок. · Метаязыковая функция – имеет непосредственную связь с кодом, с помощью которого можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, а, например, показав предмет.
5.Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения
Исследователи массовой коммуникации подразделяют историю изучения эффективности слияния СМК на несколько этапов: · Первый этап (20-30гг.) – характеризуется наделением массовой коммуникации безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей. Были выделены элементы структуры общения: коммуникатор (активное звено), сообщение (средство воздействия), реципиент (пассивное звено)
Основной целью акта коммуникации является изменение социальных установок (мнений, суждений, представлений) реципиента посредством организованного определенным образом сообщения и поведения коммуникатора. Уязвимое звено подобных моделей – представление о пассивности реципиента. Однако реципиент активно ведет себя по отношению к СМИ, его восприятие выборочно и его необходимо представлять как равного партнера по общению. · В 40 – 60гг под влиянием эмпирических исследований возможности воздействия СМК на массовую аудиторию были сдержаны. Появляется теория «минимального эффекта» (Лазарсфельд, Мертон). В результате появилась двухступенчатая модель массово – коммуникативного воздействия на аудиторию, при которой уже не массовые коммуникации играли роль доминирующей силы, а личностное влияние лидера мнений. Концепция удовлетворения потребностей аудитории Б. Берельсона, исходит из того, что массовые коммуникации ориентируются на потребности (ожидания) аудитории и этот факт во многом определяет содержание сообщений.
Период оценки влияния СМК на формирование позиции аудитории, начавшийся в 1970-х гг. происходит под знаком поиска новых мощных эффектов СМК. Фокус исследований сменился с изменения установок на изучение когнитивных факторов. Г. Маршалл Мак-Люен разработал теорию, основа которой состоит в том, что все прогрессивные этапы в развитии общества причинно обусловлены развитием технических средств информационных связей.
· 80-е годы характеризуются социальным конструктивизмом – с одной стороны, СМК оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на предсказуемый манер. При этом отличием от первого этапа является то, что влияние СМК не считается универсальным и неизбежным и основано на специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах. С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией. Сообщение СМК рассматривается как часть процесса, с помощью которой индивиды конструируют значение, и общественное мнение.
6.Массовая культура: понятие и особенности Содержание социальной коммуникации определяется целями, которые она призвана реализовывать – обеспечение жизнеспособности социума и различных аспектов его существования. Понятие «базовые (первоначальные) системы коммуникации» - позволяет определить характеристики общественных систем, функционирующих в определенном коммуникативном пространстве, а также закономерности и перспективы их развития. Исследователь Холл (1996г) выделил критерии оценки состояния социальной среды, которые объединены вокруг трех полюсов: · Первый полюс – «ядро» - включаются понятия: существование, объединение. Его содержание обусловлено необходимостью выживания и репродукции человека, и для того, чтобы выжить, живые существа объединяются. · Второй полюс – «ориентация», «позиционирование». Содержит понятие территории и времени, т.е. основные элементы, вокруг которых индивидуумы общаются с окружающей средой и между собой · Третий полюс – в процессе общения индивиды развивают эмоциональную, чувственную сферу, накапливают знания.
Категории, определяющие массовую культуру: 1.Осознание себя и пространства 2.Коммуникация и язык 3.Одежда и внешний вид 4.Еда и правила поведения за столом 5.Время и его восприятие 6.Взаимоотношения 7.Нормы и ценности 8.Система религиозных убеждений и представлений 9.Умственная деятельность 10.Организация труда
Виды коммуникаций: Виды коммуникативных пространств: · Пространство внутренней коммуникации (общение человека с самим собой) · Пространство межличностной коммуникации (общение 2-х человек) · Пространство межгрупповой коммуникации (от 3 до 10 человек) · Пространство публичной коммуникации (от 10 до 100 человек) · Пространство организационной коммуникации (сотни участников). Структурированы не только по признаку «активность – пассивность», но и по типу «высшее – низшее», присуща иерархия · Пространство массовой коммуникации (более 1000 человек)
Участники процесса коммуникации: - коммуникатор (создатель сообщения) - реципиент (получатель сообщения) - посредник, промежуточное звено – может взять на себя функции коммуникатора, канала, реципиента (первичное восприятие – декодирование). Может вносить изменения, искажать информацию.
Эффект коммуникации – коммуникативное воздействие, которое позволяет оценивать как коммуникатора и посредника, так и реципиента.
Классификация коммуникаций: 1. По критерию отношения к границам организации: - внутренние (осуществляются в рамках самой коммуникации_ - внешние (выходят за рамки организации) 2. По характеру взаимодействия - личные - неличные (требуют наличия посредника) 3. По направленности: - горизонтальные (один и тот же социальный статус) - вертикальные - диагональные (коммуникации людей, принадлежащих к одной вертикали управления или иерархии) 4. По времени функционирования: - текущие - эпизодические 5. По степени формальности: - формальные (характеризуются документированностью) - неформальные 6. По пространственному масштабу: - локальные (местные) - региональные - национальные - глобальные 7. От целей организации: - коммуникации с отдельными личностями - коммуникации с организациями (физическими и юридическими лицами) 8. По признаку мощности охвата: - внутриличностные – связаны с организацией внутреннего коммуникативного пространства индивидуума - межличностные 9. По критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения: - вербальные (2 формы: устная и письменная) - виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение)
Коммуникативное воздействие происходит на каждом уровне языка: фонетический, семантический, синтаксический. Ассоциации: А – ярко-красный О – светло-желтый или белый И – светло-синий Е- зеленый, светло – коричневый Ы – темно-коричневый, черный
Гром – грубый, сильный, злой Свирель – светлый Треск – шероховатый, угловатый Шепот – тихий
Невербальные коммуникации
Включает в себя знаковые системы: 1) Оптико – кинетическую 2) Параэкстралингвистическую 3) Организация пространства и времени 4) Визуальный контакт Нужны для: - дополнения речи - замена речи - интерпретация эмоциональной составляющей партнеров
1. Свойства моторики различных частей тела, лица, позы 2. Системы вокализации, тембр голоса, диапазон 3. Включение в речь пауз, покашливания, смех, плач, сам темп речи
Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Тагесика (хаптика) – изучает роль и значение прикосновений при общении Сенсорика – основана на чувственном восприятии Проксемика – поведение в пространстве, значение дистанции между собеседниками Хронемика – использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Уровни информации в невербальном общении: 1. Сведения о характере сообщения 2. Эмоциональное состояние человека 3. Отношение к собеседнику
4 зоны коммуникации: - интимная (достаточно близкие люди, не посвящяют в жизнь третьих лиц) 0 – 45см - личная 45 – 120 см - социальная (при формальном общении) 120 – 400 см - публичная (на публичных мероприятиях) 400 – 750 см
Виды коммуникации: 1. Перфоманская коммуникация (основа – ритуалы) 2. Мифологическая коммуникация 3. Художественная коммуникация
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |