Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к оцениванию




Оценка результатов учебно-поз­навательной деятельности младших школьников

Оценка есть определение качества дос­тигнутых школьником результатов обуче­ния. На современном этапе развития на­чальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие па­раметры оценочной деятельности учителя:

  • качество усвоения предметных зна­ний, умений, навыков, их соответствие тре­бованиям государственного стандарта на­чального образования;
  • степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
  • степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблю­дать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
  • уровень развития познавательной ак­тивности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные — сло­весными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внима­ние на необходимость усиления роли по­стоянных наблюдений за уровнем познава­тельных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей дея­тельности, слабый контроль и самокон­троль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объё­мом изученного материала и уровнем обще­го развития учащихся.

Не менее важно требование объективно­сти оценки. Это проявляется прежде всего в том, что оценивается результат деятель­ности ученика. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей па отлични­ков, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику — завышает, а троечнику — за­нижает.

Характер принятия школьниками оцен­ки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребёнка и его отношения к учению. Отри­цательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похва­лить, исправить ошибки. Ученик не при­нимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» - а он нашёл у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашёл ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятель­ности является формирование у школьни­ков умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошиб­ки, знать требования к работам разного ви­да. Работа учителя состоит в создании оп­ределённого общественного мнения в клас­се: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта рабо­та, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в клас­се и помогают развитию оценочной дея­тельности школьников.

Приведём пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его про­верить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Уче­ник сам нашёл ошибки, что означает у него наличие навыка самоконтроля. Естествен­но, в данном случае требуется не наказа­ние, а поощрение. Но найдётся учитель, который скажет: «Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого тре­бует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик ещё не может сразу применить правило написа­ния, скорее его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправ­ление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация ещё и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, без­различное отношение к оцениванию («За­чем искать у себя ошибки, если учитель всё равно снизит отметку?»). Противоре­чие, образующееся при такой ситуации, от­рицательно сказывается на всём учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между одно­классниками, детьми и родителями,

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формиро­вания тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отноше­ния к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (не­правильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик пре­вращается в равноправного участника про­цесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к ус­тановлению того, чего он достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.