Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки




Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отме­ток остаётся пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание па её существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъектив­ность выставляемых отметок.

Следует не допускать тенденцию фор­мального «накопления» отметок,

ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путём арифметических подсчётов. Итоговая отметка не может быть среднеарифметиче­ским данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уров­ня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошиб­ки при применении пройденных и ранил орфографии. Но в последующей своей рабо­те он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведе­нии итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться с фе­тишизацией отметки как единственного «орудия» формирования прилежания и мо­тивов учения и поощрять отказ от форма­лизма и «процентомании». Необходимо со­вершенствовать прежде всего методику те­кущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.

Ещё одной важной проблемой деятель­ности оценивания являются разные подхо­ды к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от выстав­ления отметок учащимся 1-го класса в те­чение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается). До вве­дения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания — звёз­дочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берёт на себя этот предметный знак и отношение ребёнка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат опреде­лённого этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результаты обучения, отмет­ка больше оценивает процесс учения, от­ношения ученика к выполнению конкрет­ной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Ис­ходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

С учётом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырёхбалльная система цифро­вых оценок (отметок). Отменяется отметка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть прирав­нена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удов­летворительно».

Характеристика цифровой оценки (от­метки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетвори­тельного: отсутствие ошибок, как по теку­щему, так и по предыдущему учебному ма­териалу; не более одного недочёта (Два недочёта приравниваются к одной ошибке); логич­ность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: ис­пользование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение всего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения ло­гики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточ­ный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недо­чётов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: на­личие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материа­лу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основ­ных положений, Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Суть ее со­стоит в определении отношения учителя к. внешнему виду работы (аккуратность, эс­тетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставит­ся как дополнительная, в журнал не вно­сится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знамена­теле). Снижение отметки «за общее впечат­ление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неакку­ратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развес­ти» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старание?».

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характе­ристика результатов учебного труда школь­ников. Эта форма оценочного суждения по­зволяет раскрыть перед учеником динами­ку результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и при­лежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ ра­боты школьника, чёткая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характери­стик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает лю­бую отметку в качестве заключения по су­ществу работы, раскрывающего как поло­жительные, так и отрицательные её сторо­ны, а также способы устранения недочётов и ошибок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.