КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Напряженность и загруженность рабочего дня
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как: - чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); - ощущение эмоционального и физического истощения; - снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); - общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); - частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; - резкая потеря или резкое увеличение веса; - полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); - постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; - одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; - заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как: - безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); - повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; - частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); - постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); - чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); - чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; - общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»). К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: - ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; - сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); - вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; - руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; - чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; - невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; - дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; - злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств. Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала. Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.
Заключение В моей профессиональной жизни вопросы психолого-педагогической направленности весьма актуальны. Следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Личностное развитие.Происходит становление личностного образа человека, его индивидуально-личностное развитие как субъекта жизни, культуры, социума. 2. Готовность к профессиональной деятельности. Можно выделить три уровня адаптации и несколько типов компетенции. 3. Профессиональное взаимодействие. Профессиональное взаимодействие включает все многообразие субъект - субъектных и субъект - объектных отношений, характерных для государственной службы как разновидности управленческой деятельности. 4. Стрессовые факторы. Стресс переживается как сугубо индивидуальная проблема сотрудника и может быть вызван самыми различными обстоятельствами: тяжелым жизненным "контекстом" сотрудника, его индивидуальной психологической уязвимостью, а также конкретными стресс-факторами, связанными и не связанными непосредственно с выполняемой работой. Проблемой стресс может стать лишь в случае, когда возникновение его оказывается устойчивой тенденцией и затрагивает значительное число сотрудников. 5. Кризисные ситуации. К числу проблемных ситуаций, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в кризисные, стоит отнести: падение дисциплины сотрудников; высокий уровень текучести кадров; стрессовые состояния или психофизиологические "срывы" сотрудников; конфликты. 6. Напряженность и загруженность рабочего дня. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. 7. Таким образом, мы рассмотрели далеко неполный перечень психолого-педагогических вопросов, касающихся моей профессиональной деятельности.
Список литературы 1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2006. 2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001. - 400 с. 3. Жданов О.И. Стресс в жизнедеятельности госслужащего и пути его профилактики. М., 2004. – 78 с. 4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2005. – 336 с. 5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006. – 240с. 6. Каменская Е.Н. психология и этика делового общения. Ростов н/Дону, 2004. – 224 с. 7. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. СПб., 1998.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |