КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I IV. Регулирование государственных доходов 5 страница
Независимо от правильности заполнения декларации налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указанием даты принятия. В случае отправки декларации по почте подтверждением ее представления является опись вложения с указанием даты отправки. В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе). Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований. Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов. Безнадежной считается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов соответственно (ст. 59 части первой НК РФ). Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок. 240 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______ Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихийные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоянии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип справедливости, требующий учета платежеспособности лица, предопределяет право налогоплательщика в указанных и подобных им случаях претендовать на изменение сроков платежа налогов. Данное право налогоплательщика связано с определением сроков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачивать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, принятым на основе и во исполнение закона. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ. Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установленном законодательством. Это означает, что до истечения установленного законом срока уплаты налога налогоплательщик должен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные денежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности отделения банка — в кассу органа местного управления либо почтового отделения. Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ). Глава 11. Налоговые правоотношения f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 части первой НК РФ). Налоговые органы выявляют нарушения налогового законодательства в ходе проверок, других контрольных действий. Если проверкой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обязаны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ). Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультативные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить налоги и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанностью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обязанности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эффективной реализации налоговыми органами своих функций, прежде всего контрольных. Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России. Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на основании информации третьих лиц. На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет. Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом. 16-9677 242 Раздел IV. Регулирование государственных доходов По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию и в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. И в этих случаях регистрация организаций проводится на основе подаваемых ими заявлений, а физических лиц — на основе информации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества. При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Своевременное и правильное выполнение налогоплательщиками обязанностей по налоговой регистрации достигается применением санкций за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ). Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщика возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его налоговому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения. НК РФ возлагает на налогоплательщиков — предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ). Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщиков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты т. Глава 11. Налоговые правоотношения налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесенных расходов, уплаченных налогов. НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»1 устанавливает пятилетний срок хранения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ). Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами. Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ). Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостоверными сведениями. Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловливают обязанность представить документы. Поэтому указанное требование остается декларативным. Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. В частности, должностные лица налогового органа при проведении выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование I СЗ РФ 1996. №48. 16- 244 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______ доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ. Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстановительными и карательными. Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога»1. Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ориентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствованиям и уплачивать проценты по займам. Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций. В противоположность правовосстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения — преступления — установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Ответственность за нарушения налогового законодательства — совокупность различных видов юридической ответственности. Глава 11. Налоговые правоотношения СЗ РФ 1997 № I Ст 197. Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную. Гражданская ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера. Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения. Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом кодексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые являются государственными служащими, — в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополнениями)1. Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб. Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организации нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основаниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются. За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры административной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ). Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако 1 СЗ РФ 1995. № 31. 246 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______ для этого нет оснований О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» применяют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущественной, денежной ответственности Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»), являются мерами административной ответственности, которые применяются к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения При привлечении организации-налогоплательщика к административной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица — законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст 15 3—15 9, 15 11 КоАП РФ Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица Характерная черта административной ответственности — применение административного наказания в качестве меры ответственности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного наказания — штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его применения Глава 11. Налоговые правоотношения Специфических черт «финансового» или «налогового» штраФа> не позволяющих отождествить его с административным, нет1 § 5. Иные участники налоговых правоотношений К иным участникам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодатель" ством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими натогоплателыдику, удерживать этот налог и перечисвдть его в бюджет или внебюджетные фонды Иногда вместо понятия «налоговый агент» используется синонимичное понятие «фискальный агент» На частных лиц обязанности налоговых агентов российскоеза конодательство возлагает в нескольких случаях Во-первых, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц, а в ПеНсИ онный фонд РФ — сумму взносов Во-вторых, при выплате хозяйственным обществом процентов или дивидендов учредителю (акционеру) — юридическому лицу уЛ£Р~ жание налога на доход производится также у источника выплаты В-третьих, организация, выплачивающая иностранному юрИДи" ческому лицу сумму доходов от источников в РФ, обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юриш'че~ ских лиц В-четвертых, налог на добавленную стоимость с иностранны4 юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы услуги), также удерживается российскими организациями, производящими расчеты с этими лицами Нетрудно заметить, что введение института налогового агента обусловлено простыми причинами В отношении иностранны* лиц не существует другого надежного способа обеспечить гарантированное поступление в бюджет причитающихся с них сумм нач°" гов Что касается взимания налогов с граждан у источника выплаты доходов, то необходимо учесть, что далеко не все способны Ра~ зобраться в налоговом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа Бухгалтерия организации — источника выплаты справится с этим лучше Взимание налога у источника выплаты Дохода обеспечивает равномерные поступления в бюджет Сравнительно ограниченное число налоговых агентов легче проконтролировать, чем армию налогоплательщиков Взимание налога у источ- О правовой природе ответственности за нарушения налогового закоН°да телыл-ва см также Хамепушко ИВ О правовой природе финансовых c.iH^ Ций // Финансовые и бухгалтерские консультации 1997 №2 Курбатов А Я " просы применения финансовой ответственности за нарушения налогового злК" нодательства//Хозяйство и право 1995 № 1 Белинский Е К К вопросу о ПРа вовои природе ответственности по налоговому законодательству // Хозяйств° 11 право 1995 № 8—9 248 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______ ника выплаты дохода уменьшает возможности уклониться от налогообложения. Существенным является условие, в соответствии с которым обязанности налоговых агентов распространяются только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику доходы. Правило о том, что налогоплательщик уплачивает налог лично, т.е. за свой счет, должно соблюдаться и при удержании налога налоговым агентом. При невозможности удержания налога (например в случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщение подается в налоговую инспекцию, где налоговый агент состоит на учете. Этот налоговый орган информирует налоговую инспекцию по месту регистрации налогоплательщика. Таким образом, в подобных случаях на налогового агента не возлагается обязанность ни перечислять в бюджет налог за свой счет, ни требовать с налогоплательщика уплатить налог агенту или непосредственно в бюджет до момента выплаты причитающейся ему суммы. Необходимо учитывать, что возложение на предпринимателей и организации функций налоговых агентов — дополнительное обременение. Такое возложение фискальных обязанностей на частных лиц не должно повлечь расходование ими значительных ресурсов. В противном случае к платежам, которые эти лица уплачивают как налогоплательщики, добавляются расходы на содержание штата, привлеченного для выполнения обязанностей налоговых агентов. К тому же следует учесть расходы на обеспечение этих сотрудников рабочими местами, оборудованием, транспортом и др Все это увеличивает тяжесть налогообложения. Кроме того, это бремя ставится в зависимость от внешних факторов (таких, как стоимость аренды офиса и т.п.). Это чревато нарушением принципа равного налогового бремени. Поэтому только в тех случаях, когда удержание налога может происходить автоматически, сопутствовать обычным действиям источника дохода, допустимо обременять частных лиц обязанностями налоговых агентов. Налоговые органы контролируют исполнение организациями и предпринимателями обязанностей налоговых агентов. Проверяется, насколько правильно и своевременно исчисляются, удерживаются и перечисляются налоги, ведут ли агенты учет выплаченных налогоплательщикам доходов и удержанных налогов, представляют ли налоговым органам информацию о выплаченных суммах, удержанных и неудержанных налогах. Если налоговый орган выявит факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей налогового агента, организа- Глава 11. Налоговые правоотношения ция или предприниматель могут быть подвергнуты санкциям. Статья 123 части первой НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 20% суммы неудержанного или неперечисленного налога Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика. Так, обязанным заплатить подоходный налог может быть ребенок, получивший доход. Такие лица участвуют в налоговых отношениях через законных представителей — родителей, попечителей и др. НК РФ не определяет субъектов, которые признаются законными представителями физических лиц. Ими признаются лица, выступающие в качестве представителей физических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 2 ст. 21 части первой НК РФ). Налогоплательщиков-организации в налоговых отношениях представляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Их действия (бездействие) признаются действиями (бездействием) этой организации (ст. 28 части первой НК РФ). Поэтому при нарушении законодательства о налогах и сборах вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, деяния которых вызвали правонарушение (п. 4 ст. ПО части первой НК РФ). Помимо представительства по закону НК РФ допускает и представительство по назначению. Налогоплательщик может уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано права быть его представителями по назначению К ним НК РФ относит должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судей, следователей и прокуроров. В некоторых странах установлен запрет для таких лиц представлять интересы налогоплательщиков и в течение ряда лет после оставления должности1 НК РФ подобных ограничений не ввел. Уполномоченным лицам налогоплательщик должен выдать доверенность. Она оформляется в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Доверенность, выданная физическим лицом представителю, должна быть удостоверена нотариально (п. 3 ст 29 части первой НК РФ). Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Поэтому они тоже могут воспользоваться услугами представителей. От налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов. Ими называют лиц, ведущих прием средств от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |