КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.Ф. Асмус 2 страница
Гуманитарность всякого социального познания, историко-правового в частности, обусловлена, прежде всего, и в немалой степени особой конфигурацией отношений в системе «субъект-объект», важной ролью в данной системе субъекта-человека, который является одновременно и объектом. Здесь обнаруживается и другая точка прикосновения - это связанность историко-правового знания с текстами, ибо «текст является той специфической особенностью, которая выделяет человека как объект гуманитарно-
_________________________________ 14 Более того, как отмечает лауреат Нобелевской премии, один из основателей синергетики И. Пригожий, «конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному „перемешиванию" научной культуры» (Пригожий Я., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. - С. 275). 15 См.: Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. - Л., 1973. - С. 39. 16 Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М., 1976. - С. 186. 17 См.: Аннерс Э. История европейского права / Пер. со швед. - М., 1994. -С. 139-141. 18 Одним из редких исключений в советской юридической литературе, где обращено на это внимание, является работа Д.И. Луковской (см.: Яу- ковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л., 1985). 19 См.: Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. - М., 1988. - С. 165. 20 См.: Просперини Я.Ю. Проблема человека и гуманитарные науки (фи-лософско-методологические аспекты) // Автореф. дис.... канд. филос. наук. -М.,2000. -С. 15.
го познания»21. Это обстоятельство «позволяет обнаружить то общее, что есть у истории с другими гуманитарными науками, и делает правомерным единый методологический подход к ним»22. Отсюда правомерно вывод, что историко-правовое познание гуманитарно, так как связано с человеком и основными источниками его являются тексты. Однако одной только констатации гуманитарности природы историко-правового познания при всей ее важности недостаточно. Еще важнее - выявление значения тех методологических подходов, характерных для гуманитарного знания, от применения которых историко-правовое познание может только выиграть. В этой связи необходимо отметить такие важные аспекты гуманитарного знания, как его направленность не столько на материальность человека, сколько на субъективность последнего,и диалогичностъ природы постижения данного субъективного мира23. Здесь «исследование становится спрашиванием и беседой, то есть диалогом. Природу мы не спрашиваем, и она нам не отвечает. Мы ставим вопросы себе и определенным образом организуем наблюдение или эксперимент, чтобы получить ответ. Изучая человека, мы повсюду ищем и находим знаки и стараемся понять их значение»24. При этом важно подчеркнуть, что признание принадлежности историко-правового познания к гуманитарному типу познания актуализирует ряд важных, а нередко и выдвигает новые для историко-правового познания задачи. Во-первых, гуманитаризация историко-правовых знаний выводит на первый план процедуру понимания, ибо гуманитарное познание и призвано выявить смысл, актуализирует аксиологический момент в историко-правовом познании, без которого немыслимо гуманитарное знание, во-вторых, диалогичность как особое свойство гуманитарного познания делает привлекательным и перспективным рассмотрение проблемы диалогичности методологии историко-правового познания и, в-третьих, востребует тесные междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как культурология, антропология (правовая антропология в особенности), семиотика и т.д., во взаимосвязи которых коренится появление новых подходов и активное внедрение аппарата культурологии, антропологии, понимающих методик и т.п. Здесь я попытался обозначить лишь самые общие контуры сюжета «эпистемологии исторического познания права», оставив его более детальное рассмотрение для последующих разделов работы. Тем не менее выявленные особенности историко-правового познания позволяют уже, в рамках введения в проблему заметить один важный момент, а именно: эпистемологические проблемы в рассматриваемой сфере - сложный, трудный и объемный для анализа объект. Среди ученых все больше выкристаллизовывается мнение о том, что повышенный интерес к истории, возникающий обычно на рубеже столетий, в переломных этапах развития общества в связи с раздумьями о том, что представлял собой минувший век, этап и каким будет век, этап грядущий, в той же степени актуализирует теоретико-методологические поиски в области исторического познания. Правда, вряд ли может быть оспорено, что в период крутых перемен как в общественной жизни, так и в науке возникает потребность осмысления ее основ, оценки их в теоретико-познавательном, методологическом плане. Однако, на мой взгляд, они есть вечные проблемы научного творчества, и были и всегда будут, пока «жива» наука. Критическое осмысление теоретико-познавательных проблем, концептуальных основ исторической науки - область непреходящего интереса ремесла историка. Еще с XIX века - века конструирования исторических наук -проблематика, связанная со спецификой исторического (в том числе историко-правового) познания, как относительно самостоятельная область научных поисков, стала привлекать внимание исследователей. Однако на последующих этапах его развития в условиях «единственно верной» методологии поиски в области теоретико-познавательных проблем исторического познания (и историко-правового познания) становились все более односторонними. Только перемены, произошедшие за последнее десятилетие в общественной жизни стран постсоветского пространства, привели к освобождению от господства коммунистической идеологии и, соответственно, методологической гегемонии марксизма. К сожалению, в результате сложившейся историографической ситуации образовался своеобразный теоретический вакуум: старая методология была предана забвению, _____________________________ 21 Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991. - С 134. 22 Там же. - С. 128. 23 Диалогичность как особенность гуманитарного познания была впервые выявлена Ф. Шлейермахером, а введение его в методологию гуманитарных наук связано с именем М.М. Бахтина. 24 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 292. В другом месте маститый ученый пишет: «Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» (Там же. - С. 363).
сдана в «архив» истории, а овладение новой методологией оказалось для многих делом далеко не простым25. В настоящее время понимание проблем исторического познания вообще, историко-правового познания в частности, переживает определенные метаморфозы, связанные, с одной стороны, с отказом от марксизма, с другой - с взлетом постмодернизма, который со своими истинами и одиозными, радикальными требованиями придает новую остроту проблемам исторического познания. Нельзя не согласиться с констатацией положения дел в этой области, данной Л.П. Репиной, которая пишет: «Современная эпистемологическая революция, в которую история оказалась вовлечена позднее других социально-гуманитарных наук, поставила историографию в целом и ее отдельные субдисциплины в состояние активного переопределения своих методологических и содержательно-предметных оснований»26. Надо заметить, что в последние годы интерес к разработке теоретических проблем исторической науки значительно возрос27. Она привлекает внимание не только философов, но и представителей многих других социально-гуманитарных наук. В то же время, как ни парадоксально, интерес к этой проблеме со стороны представителей правовой науки по сравнению с предыдущими десятилетиями28 заметно ослабел. Неразработанность теоретико-методологических проблем историко-правового познания ведет к распространению в конкретно-исторических исследованиях мировоззренческой нечеткости, разнобою, описательности, узкому эмпиризму. Нет надобности специально доказывать, что историко-правовые исследования сегодня испытывают настоятельную потребность в серьезных и глубоких исследованиях, прежде всего, эпистемологических проблем. Хотя отдельные теоретико-методологические проблемы историко-правового познания уже были поставлены и отчасти решены, но комплексное изучение проблемы историко-правового познания, в том числе поднятые в настоящей работе, сколько-нибудь полно и обстоятельно еще не осуществлено. Итак, главный замысел представленного исследования состоит в том, что в нем разрабатываются эпистемологические проблемы исторического познания права. Между тем, естественно, что в одной работе, сколь бы объемной она ни была, не представляется возможным осветить все аспекты данной обширной темы. Поэтому центральной для настоящего исследования выбрана одна группа эпистемологических проблем, точнее та часть, которая связана только с одним из двух оснований науки - предметом. Выбор именно данной части проблем для настоящего исследования имеет свою гносеологическую основу. Несомненно, как уже говорилось, все теоретико-методологические проблемы историко-правового познания, связанные как с первым основанием (предметом), так и со вторым (методом), нуждаются в постановке и решении. Однако достаточно очевидно, что содержание каждой систематической области познания в значительной степени обусловливается выбором и составом обсуждаемых проблем, а это невозможно без ясного представления о поле исследования: научные, профессиональные рассуждения об изучаемой реальности обязательно предполагают ее предметную определенность, т.е. в первую очередь ответ на вопрос, «что познается», и лишь затем - «как познается». Точное определение предмета -необходимое условие эффективности данной дисциплины, залог упорядоченности и успехов проводимых здесь исследований. С другой стороны, ведь самостоятельный статус научной дисциплины определяется самостоятельным статусом ее предмета. Видимо, и поэтому первый вопрос в любой науке - это вопрос о ее предмете. Думается, был прав М.А. Барг, когда, имея в виду соотношение предмета и метода, писал: «Желательно только не менять члены этой логической „связки" местами, поскольку никакое приращение в области метода не может настолько расширить границы предмета, чтобы, он потерял свое структурирующее начало, придающее ему качество предмета $ш §епеп$»29. Примечательны в этой связи _________________________________ 25 Подробнее об особенностях советской (марксистской) историко-правовой науки и о современной ситуации в этой сфере в постсоветском пространстве см. с. 119-132 настоящей работы. 6 Репина Л.П. Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Под ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой. - Вып. 2. - М., 2000. - С. 5. 27 См., напр.: Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993; Проблемы исторического познания (Материалы международной конференции. Москва, 19-21 мая 1996 г.). - М., 1999; Савельева ЯМ, Полетаев А.В. Указ, соч.; Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. - М., 1997; Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). - М., 2001 и т.д. Особенно следует отметить такого важного факта, что самые животрепещущие проблемы исторического познания в последние несколько лет напряженно обсуждаются на страницах следующих альманахов: «Одиссей. Человек в истории» (Москва, вых. с 1991 г.), «ТНЕ515. Теория и история экономических и социальных институтов и систем» (Москва, вых. с 1993 г.), «Диалог со временем» (Москва, вых. с 1999 г.), «Время мира» (Новосибирск, вых. с 2000 г.). 28 Библиографию этих работ см. с. 129-130 (прим. 239) настоящей работы. 29 Барг М.А. «Анналы» и междисциплинарные методы исторического познания // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 70 (прим. 1). также рассуждения Н.Н. Алексеева: «Если современная наука о государстве находится в периоде кризиса, это происходит от недостаточной выясненности научных ее целей и заданий. Вывести науку из кризиса может только правильно поставленное изучение методологии»30. Между тем, как отмечает ученый, «метод науки должен зависеть от ее предмета и... всякая методология, стремящаяся опередить предмет, тем самым стоит под угрозой беспредметности»31. Однако, не следует забывать, что, во-первых, обсуждение предмета науки - это не предмет самой науки, а относится к области теории научного познания, метанауки, во-вторых, выбор определенного видения или самостоятельное конструирование предмета есть рефлексия методологического плана, и требует определенной методологической разработки. На страницах настоящего исследования читатель неоднократно станет свидетелем, что в проблемах, обсуждаемых здесь, «методология неотде лима от вопроса о природе исследуемого объекта»32. Итак, в центре внимания представленной на суд читателей работы - одна из узловых проблем историко-правового познания - вопрос о его предметной области, его сИйегепйа зресШса. Главная особенность настоящего исследования - в подходе к историко-правовому познанию как комплексному образованию с учетом современного уровня развития науки и междисциплинарных исследований. Автор комплексно рассматривает такие актуальные для историко-правового познания проблемы, как его объект, предмет, границы и внутреннее строение; в новом ключе обсуждаются проблемы соотношения объекта и предмета историко-правового познания в целом; разрабатывается многомерная модель объекта и обобщенная характеристика предмета историко-правового познания. В свете современной историографической ситуации, на основе обобщения новейших тенденций мировой историографии, в том числе анализа постмодернистского историографического дискурса, выявляются пути обогащения историко-правовых знаний, рассматриваются, в частности, возможности их антропологизации. Особое внимание уделено проблемам структуры историко-правового познания и знания, поскольку выбор приоритетных исследовательских направлений, их социальная поддержка во многом зависят от правильного представления о внутренней структуре научного знания, в особенности о дисциплинарных структурах науки. В работе предложено комплексное рассмотрение проблемы предмета и структуры историко-правового познания на всех основных уровнях исторического познания правовой реальности: на конкретно-историческом, теоретико-историческом и философском (философско-историческом) уровнях. В работе выдвинута и обоснована следующая гипотеза: историко-правовое познание не ограничивается традиционными историко-правовыми науками, но и имеет теоретические отсеки (универсальная история права как теоретическая история права и историософия права как область философско-исторического осмысления права). Прослеживая в работе историческое развитие объекта исследования, автор рассматривает процесс эволюции историко-правового познания в целом, выявляет основные тенденции его развития на современном этапе, что вытекает из авторского замысла подготовить почву для последующих построений, хотя, и это необходимо подчеркнуть, оно имеет также самостоятельное научное значение, так как проводится впервые. Установленная на предыдущих страницах работы специфика историко-правового познания и место его в системе социально-гуманитарного, исторического, и правового в частности, научного познания позволяет констатировать, что если, с одной стороны, проблемы, касающиеся социально-гуманитарного познания вообще, относятся при этом (конечно же, специфически преломляясь) одновременно и к историко-правовому познанию, то, с другой - решение собственных проблем последнего порой становится невозможным без выхода за его пределы, без обращения к пограничным областям знания. Указанное обстоятельство предопределяет характер и значение некоторых выводов настоящего исследования как междисциплинарных. Выбор темы и исследовательская установка настоящей работы по сути своей являются интегральными. Рассмотрение предмета историко-правового знания как целого, интегрированного
__________________________________ 30 Алексеев Н.Н. Предмет и метод науки о государстве // Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. - М., 1998. - С. 5-6. 31 Там же. - С 5. На это обстоятельство, в частности, обратил внимания также Э. Гуссерль: «Известные формы связей содержания вытекают из общей природы предметов каждой данной области, и они в свою очередь определяют типичные особенности форм обоснования, преобладающих именно в этой области. Это и есть базис для предвосхищающих научных догадок» (Гуссерль 3. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994. – С.192). 32 Пригожий И., Стенгерс И. Указ. соч. - С. 267. комплекса отдельных историко-правовых наук и направлений позволяет создать почву для синтеза отдельных историко-правовых отраслей знания и, следовательно, для построения специальной научной картины исторического мира права. Указанное обстоятельство предопределило также методологические основы исследования. При этом особое значение придается системному подходу как универсальному инструменту познавательной деятельности. Он адекватен поставленной цели, поскольку именно системное понимание предметной области ориентирует на более корректную постановку и решение многих науковедческих вопросов, составляя при этом, говоря словами К. Боулдинга, скелет науки; в его рамках не только возможны, но и существенны как процессы дифференциации, так и процессы интеграции. Более того, системный подход толерантен к другим подходам. В современной эпистемологии системность мышления считается также признаком научности. Значение системного подхода для организации знания велико. Во-первых, он обеспечивает обобщение уже имеющихся знаний, во-вторых, позволяет четко определить границы между отдельными научными дисциплинами, более четко выделить предмет каждой из них. Системное видение объекта познания - реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей отрасли научного познания и созданию целостной картины изучаемой реальности. Завершая вводную часть работы, хотел бы поблагодарить тех, кто, пусть и в разной степени, содействовал проведению настоящего исследования, создавая ту интеллектуальную среду, в которой оно родилось. Особую признательность необходимо выразить, прежде всего, доктору юридических наук, профессору и члену-корреспонденту Академии правовых наук Украины П.М. Рабиновичу (Львовский гос. ун-т). Благодарю тех, кто дал ценные советы в процесса исследования: докторов юридических наук, профессоров Д.И. Лу-ковской и И.Ю. Козлихину (СПбГУ), докторов философских наук, профессоров Дж.Т. Ахйедли, А.Б. Мамедову (БГУ) и С.А. Сидорову (РГПУ). Я выражаю признательность за ценные советы и дружескую поддержку, оказанные на завершающем этапе исследования кандидатам юридических наук, доцентам И.Л. Честнову и А.В. Ильину. Искренняя благодарность всем, кто оказал помощь в подготовке и опубликовании книги. Автор надеется, что монография будет способствовать усилению интереса к теоретико-методологической проблематике историко-правовой науки, активизации исследований, повышению их методологического уровня, и с благодарностью примет все критические замечания, советы и пожелания по поводу поднятых в ней проблемы (Е-таИ: тЛатгг1г@уа1гоо.сот).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |