КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Дж. Тойнби 2 страница
Значительное влияние на научно-историческое изучение права оказали философско-исторические положения и идеи, выдвинутые просветителями. Вот некоторые из них: реабилитация принципа историзма и изучение истории отдельных народов, идея круговорота в истории (Дж. Вико) создание всеобщей истории человечества и связанный с этим принцип сравнительного изучения истории всех стран (Вольтер); изучение исторических явлений в связи с идеей прогресса как основного закона общественной жизни, предполагающего исторический процесс как движение человечества по восходящей линии от низших к высшим формам общественной жизни (Тюрго и особенно Кондорсе); учение о влиянии географической и социальной среды на общественное развитие, культуру и политический режим тех или иных стран (Монтескье, Руссо), первые серьезные попытки создания целостной картины эволюции культуры (Гердер). В XVII в. учение о естественном праве, оформившись в самостоятельную школу, продолжает свое дальнейшее развитие под сильным влиянием философии рационализма, провозглашенной французским философом Репе Декартом (1596-1650). Основным положением школы естественного права, господствовавшей в теоретическом правоведении на протяжении ХVII-ХVIIІ вв., являлось признание прирожденных прав отдельного человека, т.е. индивида, который является простейшим элементом в обществе. Представители школы естественного права видели свою задачу в выявлении методами рационализма вечного, абсолютного, равного для всех народов и всех времен права, вытекающего из природы и стоящего выше положительного права. Рассмотрение своего объекта в статике, а не в динамике предопределил антиисторизм доктрины естественного права.
__________________________ 25 См.: Аннерс Э. Указ. соч. - С. 180,182. 26 См.: Капустин М.Н. История права. - Ч. 1. - Ярославль, 1872. - С. 6. 27 Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательств // Юридический вестник. - 1879. - Т. II. - С. 624. 28 См.: Капустин М.Н. История права. - С. 5. Если принять во внимание тот факт, что идея естественного права как одна из главных идей эпохи во многом определяла ее интеллектуальное содержание, то возникает естественный вопрос: как сказывается на эволюции историко-правового познания антиисторическая направленность естественно-правовой доктрины и не означало ли это, что в Новое время дальнейшее развитие историко-правового познания было приостановлено? Думается, что нет! Хотя не исключается, что «абстрактные тенденции рационалистической философии и систематическое игнорирование ею истории отразились неблагоприятно на научной обработке положительного права»30. Дело в том, что почва для последующей эволюции историко-правового познания была подготовлена в недрах самой эпохи. Гносеологическая предпосылка для него была обусловлена эпистемой эпохи, которой, как уже упоминалось, явилась индукция. В методологическом плане с точки зрения изучения истории отказ от догматико-схоластической методологии имел большое значение, будучи значительным шагом вперед. В отношении онтологических предпосылок требуются некоторые пояснения, касающиеся картины мира того времени. Так, к этому времени уже вследствие великих географических открытий (открытие Америки и других регионов земного шара, вторая половина XV - середина XVII в.) происходит становление единого географического пространства. В Новое время резко возрастает роль техники в жизни общества, совершается промышленный переворот, выразившийся в переходе от мануфактуры к машинному производству. Качественно новые параметры получает экономическое сотрудничество между народами. Благодаря расширению мореплавания и обменных отношений налаживаются экономические связи, формируется мировая торговля, появляется всемирный рынок. Синхронно резко усиливается экономическое неравенство европейских стран, меняется соотношение между европейскими нациями. Происходит обмен экономической информацией, культурными и научными ценностями.
Последствием этих социально-экономических, культурных изменений становится прежде всего образование единого исторического пространства, т.е. всемирной истории. Говоря словами Т.Н. Грановского, театр истории становится шире. Превращение истории в онтологически целостный процесс стимулировало, в свою очередь, расширение диапазона исторического познания. Другим последствием указанных изменений, - как это ни парадоксально, - было развитие национализма: в создавшихся условиях все эксплицитнее становится существенная роль территориально масштабной политической организации в решении экономико-правовых проблем, в обеспечении функционирования национальной экономики в ее отношениях с мировым рынком, а прежним феодальным городам-государствам не под силу оказалось решение подобных проблем. Возникает насущная потребность в национальных политико-правовых учреждениях и институтах. Реакцией на происходящее явилось изучение национального права. Итак, «благодаря вспыхнувшему национализму правоведение стало национальным делом»31. А необходимость в разработках национального права, в свою очередь, требовала соответствующих исторических изысканий. Таким образом, в силу указанных причин господство школы естественного права никоим образом не устранило дальнейшего прогресса в деле научно-исторического изучения права. Кроме того, здесь следует обратить внимание и на «другую сторону медали». Ведь школа естественного права, выведя юриспруденцию из узких рамок юридической догматики, оказала тем самым, хотя и косвенно, позитивное влияние на научно-историческую разработку права32. Также не следует забывать попыток по созданию теории общественного развития на основе теории естественного права, предпринятых крупнейшими представителями этой школы Г. Гроцием и Г. Гоббсом.
Весомый вклад в это дело внесли прежде всего немецкие ученые. В дальнейшем развитии и получении историко-правовой наукой своего научного облика во многом она обязана их исследованиям. Еще А.Н. Стоянов справедливо отмечал, что, невзирая на то, что исходный пункт исторического направления в правовой науке устанавливался гораздо раньше, точнее в XVI в. во Франции, потом, покинув Францию, переходил в Голландию, «но ни Франция, ни Голландия не имели того значения для развития исторической школы (добавим от себя - для исторического изучения права, значит и для становления историко-правовой науки. - М.Д.), какое имела Германия. Еще с конца XVII века появилась в Германии реакция против так называемых отвлеченных теорий в праве с одной стороны, с другой - против рабского _____________________________ 29 Кстати, известны три методических принципа критики исторических источников, предложенных Декартом: 1) никакой авторитет не может заставить верить в то, что невозможно; 2) сопоставление различных источников друг с другом, чтобы они не противоречили друг другу; 3) проверка письменных источников неписьменными (см.: Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980. - С. 61). 30 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - СПб., 1999. - С. 31. 31 Аннерс 3. Указ. соч. - С. 295. 32 По этому поводу Д.И. Луковская пишет: «В теориях естественного права данной эпохи нащупывалась диалектика исторического и логического, расчищался путь для воссоединения истории с философским разумом. Историческое выступало в них как эмпирически данное природное (естественное), а логическое - как то же природное, но рационалистически, теоретически обработанное (естественные законы). В силу своей разумности „логическое" (без исторической критики) подчинения догме римского права»33. Пробуждение исторического интереса в Германии в XVII в. было обусловлено главным образом необходимостью в разработках национального права, которое на первых порах складывалось главным образом из правовых обычаев. А это возможно было в конфликте со школой естественного права, принципиальное отношение которой к историзму было отрицательным. Все это вызывало потребность в новом воззрении, и ответом на эту необходимость в определенной мере стала реформа, предложенная Готфридом Вильгельмом Лейбницем35 (1646-1716) в работе «Ноуа тейюйш (НзсепЛае <1осепс1аедие)иг1зргис1еп1:1ае» (Новый метод изучения и обучения юриспруденции, 1667).
Основная цель реформы, предложенной Лейбницем в работе «Ыоуа тейюёш...», заключалась в том, чтобы дать юриспруденции научно-систематический характер. По мнению Лейбница, изучению права должно предшествовать ознакомление с его историей, в которой действует закон непрерывности движения. Лейбниц, в отличие от других его великих современников (Декарта, Ньютона, Локка), ратуя за непрерывность развития, не относился враждебно к прошедшему, наоборот, требовал выявить между предшествующим этапом развития и новым периодом в истории человечества те нити, которые связывали их. В учебниках своего времени, посвященных римскому праву, он не находил предшествующих изменений права. Вот как писал об этом он сам: «В них не указывается, какие положения были установлены трибунами, консулами, преторами и императорами в различные эпохи, пока римское право не приняло своей завершенной формы»36. Выступая против так называемого «тегПоАиз 1е$ит» (с11е Ье§а1огпип§), Т.е. системы комментариев к сборникам Юстиниана, исчерпывавшей уже свои возможности в толковании законов, задачу исторического изучения права Лейбниц видел не в механической регистрации хронологического чередования законодательных актов и обычаев, а в разъяснении исторического развития права, в критической разработке исторического материала. При этом рассмотрение права в процессе развития явилось подрывом юридической догматики и подспорьем логической системы изложения права. Таким образом, Лейбниц был одним из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную историю права и положил начало научно-историческому изучению права. По словам известного русского правоведа К. Неволина, после издания Лейбницем «Нового метода...» изучение права в Германии было значительно расширено, а история римских и немецких законов стала особым предметом обучения 37. Исследователь жизни и творчества мыслителя, В. Герье о его изысканиях в области истории писал следующее: «Тогдашнее положение исторической науки принудило его приняться за черную работу; он не побрезгал ею, не пожалел неблагодарного труда и издал несколько сборников исторического материала. Он отнесся критически к этому материалу и изгнал из науки много неточностей, ошибок и предрассудков, например, миф о папессе Иоанне. В „Анналах Западной Империи" он представил образчик историографического искусства, который своими достоинствами далеко опередил время: Лейбниц обнаружил в нем критический такт и тонкое понимание духовной жизни народа, проявляющейся в церкви, философии, литературе и пр., - два главных условия новейшей историографии»38. В изучении исторического материала видел великий философ твердую почву для науки международного права, поскольку он был также блестящим дипломатом и глубоко вникал в исторический смысл международных отношений своей эпохи. Придавая большое значение историческому изучению международного права, он положил начало систематическому сбору, а также тщательному исследованию международно-правовых материалов. Он сам издал два сборника памятников по международному праву, при этом, как отмечает У. Батлер, ссылаясь на М. Тосано, «по сути внес значительный вклад в ____________________________ становилось общественным (природа человека разумна) и превращалось в факт общей воли (естественное право), т.е. вводилось в историю» (Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - С. 118). 33 Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательств. -С.604-605. 34 Э. Аннерс пишет: «...германский национализм и стремление к немецкому государственному единству стали благоприятной почвой для исключительно широкого для того времени развития правоведения, что вывело Германию на лидирующие позиции в этой сфере вплоть до первой мировой войны. Если исключить Англию и Францию, германское правоведение стало образцом для большинства других стран Европы» (Аннерс Э. Указ. соч. - С. 295). 35 Приведенный ниже момент его творческой биографии имеет прямое отношение к его роли в научно-историческом изучении права. Г.В. Лейбниц - юрист по образованию, философ по складу ума, один из самых универсальных гениев: он же математик, физик, языковед, дипломат. Будучи придворным историографом, глубоко интересовался историей. По словам одного из исследователей наследия мыслителя В. Герье, он представлял собой целую академию. Едва ли существовала хоть одна отрасль знания того времени, которую бы он не изучал, и в которую бы его мысль не внесла что-нибудь новое. Причем он чаще открывал новые пути, чем проходил их до конца. Это можно сказать и о его творчестве в области юриспруденции в целом, истории права в частности. 36 Цит. по: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 32. 37 Неволил К Энциклопедия законоведения. - Т. 1. - Киев, 1839. - С 11. 38 Герье В. Лейбниц и его век. - СПб., 1868. - С. 586.
историческую науку строгой точностью и широким охватом документов, отобранных им для печати»39. Лейбниц полагал, что трактаты и договоры должны играть такую же роль в международном праве, как позитивное законодательство во внутреннем праве (гражданском и уголовном). С именем Лейбница связано также деление научной истории права на внешнюю историю права и внутреннюю историю права40. Под внутренней историей права ученый понимал историю развития самих правовых норм и институтов, а под внешней историей права - историю, воссоздающую ту историческую обстановку, в условиях которой возникла и развивалась та или иная система права. Иными словами, «внутренняя история устанавливает непрерывную цепь изменений права, рассматриваемого в обособлении от прочих сторон общественной жизни; внешняя история связывает эти изменения со всей совокупностью исторической обстановки и таким образом ведет нас к уразумению права через изучение внешней среды его развития»41. По Лейбницу, первая является наиболее важной и входит в состав юриспруденции, последней же он отводил вспомогательную роль, поскольку эта не специальная история права, а общая история, привлекаемая для уразумения права42. Программа Лейбница включала также вопросы обучения, часто переплетавшиеся с научными вопросами. В уже упомянутом «Новом методе...» Лейбниц выступал за упорядочение юридического образования и подчеркивал необходимость изложения всей науки права по-новому, различая при этом два рода наук: главные и вспомогательные. К главным наукам он относил догматическую (дидактическую) и полемическую, к вспомогательным - историческую и экзегетическую (экзегетика - искусство толкования законов) юриспруденцию. Главной целью обучения он считал подготовку такого совершенного, разносторонне образованного юриста, который мог бы участвовать в любом виде юридической деятельности, включая судопроизводство и законодательство. Позиция Лейбница по вопросу определения границ историографического обучения праву в целом была верной и представляет интерес для нашего времени. Он предлагал отграничить преподавание отживших частей права от действующих: первые должны найти свое место в истории и в институциях общего права, а действующее право должно преподаваться в рамках отдельного курса. В лейбницевской концепции привлекает внимание историософский подход к одной из главных категорий исторического познания - времени, что образно подчеркнуто в формуле немецкого философа: «Настоящее заражено прошлым и чревато будущим». У него находим зачатки историософского подхода к постижению права. Он считал, что цель правоведения нельзя ограничить исследованием одного лишь настоящего. Наряду с прошлым надо обязательно иметь в виду и будущее. И самое главное то, что исследователь при этом должен стремиться не упускать из виду связь времен - прошлого, настоящего и будущего. Значение указанного историософского положения велико как для исторического познания в целом, так и для историко-правового познания. Сказанное позволяет заключить, что Лейбниц не только в более строгом научном смысле поставил вопрос об историческом изучении права, но также внес ощутимый вклад в это дело. Его идеи оказали позитивное влияние на последующее развитие правовой мысли в целом- и способствовали преодолению антиисторизма школы естественного права и росту интереса к научно-историческому изучению права. Влияние этих идей особенно сказалось на разработках геттингенской школы права, которая, в свою очередь, стояла у истоков научной программы исторической школы права. Неслучайно, что свой труд, предназначенный для распространения новых взглядов, Г. Гуго предпослал выдержками из лейбницевской методологии43. С именем Лейбница также связано учение о восходящем прогрессе, на которое впоследствии опирался Г. Гегель. Немаловажное значение для исторического изучения права имели также воззрения французских ученых Монтескье, Вольтера, Руссо, Тюрго, Кондорсе и др. В своем известном труде «О духе законов» (1748) Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), в противовес взглядам естественного права о возможности установления оди накового права для всех стран и государств, пригодность законов одной нации для других считает «величайшей случайностью». Законы, действующие в общественной жизни, по мнению Монтескье, не являются продуктом произвола законодателя, а предопределяются исторически, т.е. связаны с определенной исторической обстановкой (но последнюю великий мыслитель понимал своеобразно, включая сюда форму правления, климат, почву страны, величину ее территории, численность, род занятия, богатства и нравы ее жителей и т.д.). Именно эти факторы, по Монтескье, обусловливают содержание и ______________________________ 39 Батлер У.Э. Сборники международных договоров в России XVIII века: сопоставление с европейским опытом (Перевод А.Л. Чичерина) // «Зерцало»: Журнал юридической библиографии. - Вып. 3. - М., 1998. - С. 85-86. 40 Деление истории права на внешнюю и внутреннюю в литературе ошибочно связывается с именем Г. Гуго (см.: Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. - Т. 1. - М., 1998. - С. 20). 41 Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. - С. 301. 42 Подробно об этом см.: Тарановский Ф.В. Лейбниц и так называемая внешняя история права. - 3-6. 43 См.: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 32.
характер позитивного права у разных народов и в различные эпохи их социально-исторического развития44. Тем самым он способствовал, вслед за Лейбницем, преодолению антиисторизма школы естественного права. Идея Монтескье о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа, в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений о «народном духе» представителей исторической школы права. Известны оценки Гегелем этих идей Монтескье, согласно которым последний относительно исторического элемента в позитивном праве высказал истинно историческую и философскую точку зрения: «Она сводится к тому, что законодательство вообще и его особые определения следует рассматривать не изолированно и абстрактно, а как зависимый элемент одной тотальности в связи со всеми определениями, составляющими характер нации и эпохи»45. Новгородцев в числе заслуг Монтескье указывает на его вклад в дело должного развития идеи внутренней истории права, «признания настоящего понимания существа истории как области индивидуальных явлений, которые не могут быть подведены под общую мерку»46. В своем трактате он привлечением к исследованию первобытных времен народов и исторических времен Востока, античного мира и всего средневекового периода европейской истории, как и новой ее эпохи, подготовил возможность изучения развития права во всемирно-историческом масштабе47. Его взгляды стали отправной точкой в трудах ряда ученых. Свидетельством тому может быть работа французского историка А.Л. Токе «О начале законов, искусств и науки у древних народов» (1758). Другие французские ученые - Тюрго и Кондорсе восполнили пробел в исторических воззрениях Монтескье разработкой идеи прогресса. Прогресс в понимании Кондорсе - это поступательное движение на основе бесконечного развития человеческого разума как творца истории и культуры. Интересны взгляды Кондорсе также на периодизацию мировой истории48. Особое место во французском Просвещении занимает идеолог Французской революции Жан-Жак Руссо (1712-1778). Как и Монтескье, Руссо выделял роль географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. для законов отдельных народов. Он подходил исторически к вопросам социального неравенства, собственности и государства. У него находим глубокие мысли относительно методологических вопросов истории. Интересны в этом плане его рассуждения о фактах: «Факты, описываемые в истории, далеко не представляют точной картины тех же фактов, как они происходили в действительности: они меняют форму в голове историка, приспосабливаются к его интересам, принимают оттенок его предрассудков»49. Руссо не примиряется с теми, по его же словам, «худшими» историками, которые судят факты, занимаются фиксированием поверхностных, заметных фактов с помощью имен, мест и дат, но при этом «медленные и прогрессивные причины этих фактов, которые не отмечают таким же способом, остаются неизвестными»50. В последующем развитии историко-правового познания влияние представителей классической немецкой философии и романтизма несомненно. Именно их идеи оказали наибольшее воздействие на умонастроения по-новому мыслящих немецких ученых-правоведов на предмет исторического изучения права. Следует указать, что если взгляды представителей французского Просвещения на проблемы исторического изучения права ограничивались преимущественно философским характером, то в немецкой научной мысли того времени, помимо философских воззрений на эти проблемы, обнаруживается подлинно научная историография права51. Значительную роль в распространении философско-исто-рических идей сыграл немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В своем монументальном труде «Идеи к философии истории человечества» (в 4-х частях, 1784-1791) он дает широкую панораму всей мировой истории. Немецкого ___________________________ 44 См.: Монтескье Ш.Л. О духе законов. Избранные произведения. - М., 1955. - С. 168. Концептуальный подход к осмыслению истории у Монтескье сводился к выделению трех главных факторов: 1) форма правления (или политический режим), 2) «физические» факторы (географическая среда, климат) и 3) социальные факторы (численность населения, религия, денежная система, торговля) (см.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. - С. 36). 45 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. - С. 62-63. 46 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 32. 47 См.: Щеглов В.Г. Всеобщая история права. Введение. - Ярославль, 1907. -С. 5. 48 См.: Кондорсе Ж А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспоминании. - Кн. 3-4. - СПб., 1912. - С. 228. 50 Там же. - С. 230. 51 Отмечу, что в последующем изложении в центре внимания будут те мыслители, в воззрениях которых особенно отчетливо прозвучала проблема исторического познания, вернее буду исходить из учета их влияния на историческое понимание права, а не из той роли и веса, которые они имеют в классической немецкой философии в целом, потому и не исключается, что не будет выдержана та последовательность, согласно которой обычно излагается воззрения представителей классической немецкой философии. Также следует учесть, что отдельные идеи этих философов еще будут предметом рассмотрения настоящего исследования в соответствующих местах. . просветителя интересовала наука, описывающая всю историю человечества, в качестве которой для него выступала философия истории. В этой связи следует отметить, что его «Идеи...» сыграли важнейшую роль в становлении философии истории как особой дисциплины. Центральным пунктом в «Идеях...» является проблема законов общественного развития. По Гердеру, история общества прямо примыкает к истории природы и, следовательно, законы развития общества, подобно законам природы, носят естественный характер. А. Гулыга суммировал гердеровское понимание основного закона истории следующим образом: «Живые человеческие силы - вот двигательные пружины человеческой истории; история представляет собой естественный продукт человеческих способностей, находящихся в зависимости от условий, места и времени. В обществе произошло лишь то, что обусловлено этими факторами. Это, по Гердеру, основной закон истории»52. Концепция органического развития мира, впервые наиболее четко сформулированная Гердером в трактате «Исследование о происхождении языка» (1772), в развернутом виде представлена в «Идеях...». По мнению Гердера, истоки элементов культуры не следует искать в абстрактном разуме; их можно найти только в народности, а последнее - понятие историческое. Культура, являясь продуктом духовной жизни народов, находится вместе с ней в постоянном развитии. Гердеровская идея развития мира как единого целого, равно и его представление о единстве и разнообразии культуры и ее прогрессирующем характере во многом определили последующее развитие философско-исторической мысли53. Немалое значение имеет философское наследие Иммануила Канта (1724-1804). Центральные пункты в философско-исторических рассуждениях Канта - человеческий разум и идея свободы, олицетворяющиеся в политико-правовых институтах. По Канту, право и государство - не случайные акты человеческой воли, а являются необходимым требованием всей разумной природы человека. Человеческие действия суть проявление свободы воли. История как наука занимается изображением человеческих действий. Кант историю понимал как объективный закономерный процесс, признавал преемственную связь, соединяющую отдельные эпохи в последовательном и закономерном процессе развития. Он различал мир свободы и мир природы. Для Канта история -это царство свободы, действующей по законам, в отличие от мира природы. В своем сочинении «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (опубликованном в 1784 г. спустя несколько месяцев после выхода в свет первой части гердеровских «Идей...» и, по-видимому, написанном под влиянием своего ученика) Кант утверждал, что культурно-исторический процесс имеет закономерный характер и развивается благодаря внутреннему антагонизму. Человека, постоянно переживающего неудовлетворенность, культура заставляет отклоняться от естественного состояния, а эти отклонения зачастую бывают разрушительными для общества. Однако благодаря антагонизму человек продвигается к культуре, делая себя сам. Кант был уверен, что через разрешение антагонизма между культурным влиянием на человека и его стремлением быть самим собой мыслимо достижение величайшей цели человеческого рода - всеобщего правового гражданского общества. Осмысление не только в рамках отдельного народа, государства, общества, но и во всемирно-историческом масштабе - главное достоинство кантовских воззрений на проблемы права и государства54. Введение принципа историзма в теорию познания исследователи связывают с именем Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775-1854). Утверждая объективную необходимость исторического процесса, он впервые обратил внимание на событие как на объект исследования истории. Выделяя две большие сферы познаваемого (природу и историю), Шеллинг исследование общества противопоставлял изучению природы. История, в отличие от природы, не предуказана и состоит из мыслей и действий человека, т.е. человек сам творит свою историю. Цель истории, по Шеллингу, - реконструкция истории. В его представлении методика исторического исследования включала как эмпирические (группировку материала), так и теоретические процедуры (установление истины)55. Шеллинг отмечал также существенное значение истории для правоведения; но предметом изучения представлялось ему лишь публичное право, а частное право тем самым исключалось из него. В создании идейной атмосферы, в которой зародились новые исторические воззрения на правовую тематику, следует особо подчеркнуть роль романтиков. Романтизм как идейное и художественное течение наибольшее распространение получил в Германии. Основными представителями немецкого романтизма _______________________________ 52 Гулыга А.В. Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» // Гер дер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. - С. 629. 53 Подробно о воззрениях И.Г. Гердера на изучение прошлого см.: Гулы-га А.В. Гердер. - М., 1975.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |