КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Дж. Тойнби 3 страница
54 См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. В 6 т. - М., 1966. - Т. 6. - С. 7-23. 55 См.: Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. - М., 1997. - С. 215.
кроме Ф.Шеллинга были Ф.Шиллер (1759-1805), А. Шлегель (1767-1845), Ф. Шлегель (1772-1829); к ним примыкал также и ф. Шлейермахер ( 1768-1834). Романтизм является выражением острого противоречия между действительностью и высоким идеалом. Для него характерно стремление к синтезу искусства и науки. Целью романтизма была реабилитация средневековья, историки-романтики решительно отвергали рационалистическое объяснение истории просветителями и идею переворота, революции в истории. Романтики в историзме видели основополагающий мировоззренческий и познавательный принцип. Прошлое для них - источник жизненных сил настоящего, а не нечто безвозвратно ушедшее, угасшее. Они считали, что современное состояние каждого народа является результатом постепенного и длительного исторического развития, т.е. органически связано с прошлым (идея «органического развития»), и придавали важное значение индивидуальному своеобразию национальных культур. Соответственно, историки-романтики выдвигали в качестве первоочередной задачи историческое исследование качественного своеобразия истории различных народов, выяснение индивидуальных особенностей исторических явлений. В этом пункте огромное значение романтиков в формировании воззрений представителей исторической школы права относительно национального развития права. Другая заслуга историков-романтиков заключается в том, что они, развивая гердеровское понимание культуры, положили начало сравнительно-историческому изучению культуры.
Большое влияние на развитие исторического познания в целом оказало гегелевское понимание истории. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в своем учении объединил идею всемирно-исторического прогресса, выдвинутую просветителями, и принцип «органического развития», выдвинутый романтиками. Главная заслуга Гегеля состоит во внесении в теорию всемирно-исторического процесса диалектического принципа развития, что и привело к значительному обогащению методологии исторического анализа. Гегель, исходя из отправной посылки всей своей философии -постулата о существовании абсолютного духа как высшей, трансцендентной силы, направляющей жизнь мира, рассматривал историю как «прогресс духа в сознании свободы». Двигателем истории является «мировой дух». Вся мировая история - проявление идеи духа, произведение творческого разума. Разум правит миром, он господствовал и господствует также и во всемирной истории. Мировой дух налагает печать на право, нравы, религию, семью и государство; они являются конкретными формами проявления абсолютной идеи в истории человечества. Слово «история» имеет две стороны: объективную и субъективную. Различая «то, что совершалось», т.е. фактическое развитие и историческое описание, а именно отражение этого процесса в научном познании, Гегель считает, что оба процесса развиваются параллельно, как развитие духа и его осознание. Следовательно, изучение прошлого неотделимо от субъекта познания. При этом метод познания, называемый Гегелем диалектическим, состоит в выявлении логики явлений. Как указывает В. Виндель-банд, «диалектический процесс развития был у Гегеля логическим, переход от одной формы к другой был всегда вместе с тем и рациональной критикой»56. Гегель предлагает в качестве инструмента анализа логическую триаду: тезис - антитезис - синтез. Тем самым познание у Гегеля воспроизводит процесс естественной эволюции.
Всемирная история совершается в духовной сфере и есть прогресс духа в сознании свободы во времени. «Восток знал только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны»57. Отсюда и вытекает гегелевское деление всемирной истории: Древний Восток - древний мир (тезис), античность - греческий и римский мир (антитезис) и Европа - германский мир (синтез). Всемирная история направляется с Востока на Запад; Азия - начало всемирной истории, а венцом и вершиной ее является Европа. Но поскольку дух вечен, постольку продолжительности в собственном смысле для него не существует58. Таким образом, современная мыслителю Пруссия не является концом всемирной истории. Единый мировой дух в каждом народе обнаруживается как особый национальный дух. Каждый национальный дух представляет ступень в развитии мирового духа, которое происходит через смену одного национального духа другим; подобная связь отдельных народов и составляет всемирную историю. Поскольку всемирная история – это всемирный суд, она оказывается единственным судьей над государством. Стало быть, предметом всемирной истории является государство, потому при этом речь может быть только о таких народах, которые образуют государство59. Мировой дух, по Гегелю, дает право быть «носителем степени развития» в определенной исторической эпохе какому-нибудь одному народу-авангарду, и этот народ получает возможность составить, иначе говоря, монополизировать эпоху _________________________ 56 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М., 1995. - С. 318. 57 Гегель Г.ЯФ. Философия истории. - С. 98. 58 См.: Там же. - С. 104. 59 См.: Там же. - С. 38. всемирной истории. Такое счастье в Новом времени, как считал Гегель, выпало на долю германской нации, под которой имелись в виду, скорее всего, вообще народы северо-западной Европы, имеющие германское происхождение, а не только немцы. Все остальные народы не имеют права голоса в истории. Отсюда - деление народов на исторические и неисторические. Здесь и обнаруживаем недостаток гегелевской философско-исторической теории. Коль скоро право имеет самое непосредственное отношение к свободе60, является, как и государство, конкретной формой проявления абсолютной идеи в истории человечества, то и его историческое развитие происходит в рамках указанной периодизации истории. В этой связи, на мой взгляд, ошибочна трактовка трех основных форм права (абстрактное право, мораль и нравственность), согласно которой построена гегелевская «Философия права», как динамики исторического развития права61, ибо они являются главными формообразованиями свободной воли и соответственно основными ступенями движения мысли, диалектического развития идеи свободы, понятия права62, а не фазами, ступенями реального исторического процесса развития права.
Известно, что Гегель подлинной наукой о праве признавал лишь собственную концепцию философии права и принижал тем самым научное значение юриспруденции. «Наука о праве есть часть философии»6*. Позитивная наука о праве занимается не смыслом права, а исторически изменчивым позитивным правом. Следовательно, «позитивная наука о праве (юриспруденция. - М.Д.) есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное - дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности, дальнейшего применения и т.п.» Отдавая должное Монтескье за его исторические воззрения относительно положительного права, Гегель пишет: «Рассмотрение являющегося во времени процесса возникновения и развития правовых определений - это чисто историческое исследование, так же как познание их осмысленной последовательности, обнаруживающейся посредством сравнения их с уже наличными правовыми отношениями, обладает в своей собственной сфере несомненными заслугами, но находится вне какой бы то ни было связи с философским рассмотрением, если только развитие из исторических оснований само не смешивает себя с развитием из понятия, а историческое объяснение и оправдание не расширяется до в себе и для себя значимого оправдания». Стало быть, историческое исследование и философское изучение находятся в разных сферах: «одно дело - выявить в них (правовых определениях. - М.Д.) то, что может истинно произойти только посредством понятия, и совсем другое - показать историческую сторону их появления, те обстоятельства, случаи, потребности и события, которые привели к их установлению»67.
Интересна также гегелевская классификация исторической науки68. ______________________________ 60 «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бы-пгие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея», - пишет Гегель (Гегель Г.В.Ф. Философия права. - С. 89). 61 См.: Бачинин В.А. Философия права и наказания. - Харьков, 1999. - С. 152; Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь -СПб., 2000. - С. 60. 62 Подробно об этом см.: Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля - М 1998.-С. 50 и ел. 63 См.: Там же. - С. 127. 64 Гегель Г.В.Ф. Философия права. - С. 60. 65 Там же. - С. 250. 66 Там же. - С. 62. 67 Там же. - С 63. 68 По Гегелю, существуют три вида историографии: 1) первоначальная история; 2) рефлективная история; 3) философская история. Представители первоначальной истории, к которым Гегель относит Геродота и Фукидида, излагали исторические события, очевидцами которых сами были. Тут историк «не прибегает к рефлексии, потому что сам духовно сжился с излагаемым им предметом и еще не вышел за его пределы». В рефлективной истории изложение материала уже не связывается с участием историка в описываемых событиях. Эту историю немецкий философ разбил на следующие подвиды. 1. Всеобщая история в представлении Гегеля есть вся история какого-нибудь народа или какой-нибудь страны или всего мира, где главной задачей историка является обработка исторического материала с точки зрения собственного духа, отличающегося от духа содержания этого материала; он должен руководствоваться определенными принципами, служащими в качестве методологии анализа материала. «Такая история, которая задается целью дать обзор продолжительных периодов или всей всемирной истории, - пишет Гегель, - должна в самом деле отказаться от индивидуального изображения действительности и прибегать к сокращенному изложению путем применения абстракций, - это сокращение производится не только в том смысле, что пропускаются события и действия, но и в том смысле, что мысль резюмирует богатое содержание». 2. Прагматическая история предполагает изложение прошлого с точки зрения настоящего. «События различны, но общее и внутреннее в них, их связь едины. Это снимает прошлое и делает события современными. Таким образом, прагматические рефлексии при всей их абстрактности в самом деле являются современностью, и благодаря им повествования о прошлом наполняются жизнью сегодняшнего дня». 3. В критической истории, по словам Гегеля, излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических сочинений, устанавливается их истинность и достоверность. Как свидетельствует автор, в основном точно так же и в современной ему Германии трактовалась история. 4. К последнему подвиду рефлективной истории Гегель фактически относит, говоря языком современной науки, отдельные отрасли исторической науки, а именно такие, как история права, искусства, религии и др. Этот подвид истории, по характеристике Гегеля, есть «такая история, которая тут же выявляет себя как нечто частичное»; в то же время эти отрасли находятся в связи со всей историей народа; поскольку они руководствуются общими точками зрения, постольку составляют Сколько бы сильно ни было влияние философских воззрений на создание духовной атмосферы для окончательного становления историко-правовой науки как самостоятельной области знания, данный процесс, пожалуй, не нашел бы своего завершения без стремлений самих представителей этой области, без научного историко-правового опыта. Здесь еще продолжает первенство немецкое правоведение. Исторический взгляд в немецкой юриспруденции, начиная с конца XVII в. и в течение первой половины XVIII в., представляют приверженцы элегантной школы. В частности, выходец из этой школы Гейнекций высказывается о необходимости изучения фактических тонкостей истории для понимания существующего права. А другой ученый А. Бах задачу истории права видит в объяснении причин установления законов, а не в простом их перечислении69. Тем не менее, стремления этих ученых не дают сколько-нибудь ощутимого результата в сравнении с предшествующим периодом. В разработке теоретико-идейных основ для дальнейшего развития историко-правового мышления особую роль сыграли исторически ориентированные немецкие юристы второй половины XVIII в. Так, особенно под влиянием идей Лейбница и Монтескье, во второй половине XVIII в. возникло новое научное направление, которое получило название по имени города, где жили и творили основные его представители - геттингенская школа. Основателем школы был профессор геттингенского университета Я.С. Пюттер (1725-1805). После того как вновь было издано X. Вольфом в 1748 г. сочинение Лейбница «Новый метод...», первым откликнувшимся на высказанные в нем идеи был именно Пюттер. Воспроизводя их в своем труде «Новый опыт юридической энциклопедии», он в дальнейшем выступает с требованиями реформ в юридической науке. Пюттер высказывается за то, чтобы юриспруденция обращала внимание на права всех народов, которые имеют свое изменяющееся с течением времени положительное право. Критикуя представителей вольфианской школы, он не соглашался с идеей построения общепригодного идеала права, но вместе с тем допускал возможность восполнения пробелов в положительном праве принципами естественного права. В центре историко-правовых воззрений Пюттера стояло признание важности изучения истории положительного права, без чего, по его мнению, оно не может быть понято и объяснено70. Намеченная Пюттером программа осуществляется только в конце века, благодаря именно стремлениям Г. Гуго. Являясь крупнейшим представителем геттингенской школы, он в то же время стоял у истоков разработки теоретической программы исторической школы права (потому и изложение его воззрений считаю целесообразным отнести к последующей части работы, посвященной исторической школе права). Представителями геттингенской школы также являлись И. Мозер, Ю. Мёзер и И. Шлюссер. Они, отрицательно отнесясь к отвлеченным теориям права, отстаивали огромное значение народных юридических обычаев. Консервативное стремление к защите существующего порядка, характерное для этих ученых, привело их к углублению в историю. Осознание необходимости истории было главным достоянием этой школы. Кроме указанных, к противникам естественно-правовой школы, примыкавшим к геттингенскому направлению, относятся Рейтемейер, Флатт, Зейденштикер и др. Описанный период был знаменателен также появлением специальных историографических работ по истории права. К этому же времени относится появление первых литературных опытов по истории правовых учений. С середины XVIII в. в университетах Германии курс истории права становится обязательным. Что касается возникновения науки, изучающей историю правовой мысли, то следует согласиться с мнением, что «политико-правовая теория осмысливает свое прошлое, настоящее, размышляет о будущем первоначально в рамках истории философии. Объясняется это тем, что сама политико-правовая теория выступает еще главным образом в качестве политической и правовой философии»71. В рассматриваемый период также появляются предпосылки и для научного осознания политической и правовой теорией своей истории. В это время в дело исторического изучения права весомый вклад вносит также историческая наука, где идет интенсивная работа по собиранию источников и памятников права, тщательно проверяется хронология, расшифровываются древние надписи. В частности, в 1776 г. английскими учеными были выпущены в свет древнеиндийские Законы Ману, а в 1794 г. У. Джоунз опубликовал их в переводе на английский язык. ______________________________ переход к философской всемирной истории. Философская история, или философия истории, представляет собой изложение исторического материала, руководствуясь некоторыми общими философскими принципами, по выражению Гегеля, она «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» (см.: Гегель Г.В.Ф. Философия истории. - С. 3-10). 69 См.: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 30, 45. 70 Там же. - С. 32. 71 Луковская Д.И. О предмете науки истории политических и правовых учений // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. - М., 1978. - С. 45. Именно в этот период целая плеяда историков творят свои знаменитые и по сей день труды, в которых нередко научно-историческому изучению права отводилось немалое место.
Подводя некоторые итоги, следует подчеркнуть, что до сих пор история историко-правового познания была историей расширения горизонта субъекта познания на историческое понимание права. Как видно из предыдущего анализа, становление историко-правовой науки было подготовлено всем ходом эволюции историко-правового познания. Новое время при этом стало главной вехой. Именно в это время создавалась идейная атмосфера, в которой зародились новые исторические воззрения. Как мы видели, свою лепту в это дело вносили как философы, так и историки. Тем не менее история права не выделялась в самостоятельную отрасль научного познания в строгом смысле этого слова. Исто-рико-правовые знания существовали как бы на обочине общей истории и правоведения. До XVIII в. в практике исторического изучения права господствовал в основном догматический метод, который проявлялся при изучении римского права, действовавшего тогда в Западной Европе. По словам А.Н. Стоянова, юридическая литература в течение XVII и XVIII вв. изобиловала еще сочинениями по так называемым юридическим древностям72. К этому времени мы не находим более или менее разработанных определений предмета как правоведения в целом, так и его исторической части в частности, на что особо обратил внимание еще современник изучаемого периода Г. Гуго: «Предмет изучения права и способ, как приобретать эти знания, совершенно не упоминаются в книгах и докладах, где скорее всего этого можно было бы ожидать»73. Это является еще одним ярким свидетельством того, что доселе историко-правовая наука не стала самостоятельной областью научного знания. Ведь научное определение предмета любой науки становится возможным лишь после оформления ее (науки) как таковой74. Тем не менее проведенный анализ позволяет констатировать, что основы научно-исторического изучения права закладывались в Западной Европе на протяжении ХУ1-ХУШ вв. В это время историческое изучение права приобретает более наукообразный характер; фактически подготавливается почва для превращения исторического изучения права в цельную науку. М.Ф. Владимирский-Буданов, отмечая кризис господствовавшей в XVIII в. теории «естественного права», писал: «После переворота в XVIII в. и разочарования, постигшего европейское общество в первой четверти XIX в., нельзя уже было признать истинным выражением права ни законы действующие, ни право, философски построенное; оставалось признать таким право, исторически данное (т.е. выразившееся в целой истории какого-нибудь народа). Тогда в Германии возникла так называемая историческая школа правоведения (Савиньи и др.), утверждавшая, что единственно-истинный метод изучения права есть исторический»75. Как мы увидим ниже, в действительности завершение процесса становления историко-правовой науки связано с именем исторической школы права. Однако это - тема самостоятельного обсуждения, чему и посвящена следующая часть работы.
____________________________ 72 Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательств. - С 624. 73 Гуго Г. Учебник по курсу цивилистики // Антология мировой правовой мысли. - В 5 т. - М., 1999. - Т. III. - С. 275. 74 Как справедливо отмечает Т.Н. Ойзерман, «научное определение предмета любой науки, конечно, не может быть исходным пунктом ее действительного исторического развития: оно становится возможным на сравнительно высокой ступени развития науки, являясь итогом, обобщением пройденного пути и достигнутых результатов» (Ойзерман Т.Н. Проблемы Историко-философской науки. - М., 1982. - С. 177). 75 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Издание седьмое. - К., 1915. - С. 2.
1.2. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИКО- ПРАВОВОЙ НАУКИ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ в XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
В XIX в., веке науки, истории и романа, историки упорно стремились разместить свою* дисциплину во владениях науки... Ф. Хартог Век наш по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания. В.Г. Белинский
1.2.1. Историческая школа права и дальнейшее развитие исгорико-правовой науки в Западной Европе
В заключительном обзоре предыдущей части работы было подчеркнуто, что становление историко-правовой науки было подготовлено всем ходом эволюции историко-правового познания. Но этот процесс завершается благодаря особому историческому направлению в европейском правоведении - исторической школе права, у истоков которой стоял Г. Туго, главой был Ф. Савиньи, а последовательным проводником - Г. Пухта. Огромная роль воззрений представителей исторической школы права в становлении историко-правовой науки заключалась прежде всего в окончательном утверждении принципа историзма, идеи закономерного развития права, в глубоком осознании необходимости исторического анализа правового материала. В отличие от старых взглядов на историю, представляющих собой, по словам Савиньи, лишь «поучительное собрание примеров, из которого каждая эпоха может черпать для себя назидание», новые взгляды обращались на изучение последовательного развития права, с осознанием индивидуальности и своеобразия исторических явлений, независимо от непосредственных практических целей. Центр тяжести перемещается теперь от вопроса, чем право должно быть, к вопросу о том, как оно возникает. Тем самым главным для нового воззрения стало выяснение процесса формирования права. Определяя право не как произвольное установление людей, а как закономерный исторический продукт общественной жизни, историческая школа права, в качестве особой юридической теории став антитезой учения естественного права, нанесла сокрушительный удар по нему. Создание методологической основы и разработка некоторых базовых положений исторической школы права связаны с именем крупнейшего представителя геттингенской школы Густава Гуго (1764-1844). Опираясь на идеи Монтескье и Канта, Г. Гуго доказал однобокость и ограниченность доктрины естественного права. Для него право - не продукт рациональных умозаключений, в противоположность метафизической трактовке генезиса и бытия права, Г. Гуго отмечает непроизвольность совершения эволюции права. Он также оспаривает общепризнанное в его время представление о том, что единственным источником права является закон, иными словами, право определяется лишь по усмотрению законодателя. По Гуго, это не что иное, как ложное представление об источниках права и отождествление закона и обычая. Право не может определяться одними законами, помимо них имеются и другие правовые нормы, развивающиеся независимо от законодателя, «добровольно принимаемые народом», «всем тем, что образуется в праве само собой», т.е. обычное право76. Разъясняя процесс образования права, Г. Гуго отстаивал идею самобытного развития права, считал, что естественный путь развития права - не регулирование «сверху», а собственное развитие, развитие без всякого вмешательства. Ориентируясь на Гердера, он сравнивает право с языком в их историческом развитии: право - и частное, и публичное - развивается подобно языку и нравам само собой, спонтанно, не дано от Бога, не устанавливается договором. Своим происхождением оно вовсе не обязано усмотрению законодателя. Следовательно, людям лучше всего не вмешиваться в него. Научные стремления Г. Гуго сводились к объединению в рамках юридической науки традиционного юридико-догматического учения о позитивном праве с философской и исторической трактовкой права77. _____________________________ 76 См.: Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 36-37. 77 См.: Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. - С. 124. По его мнению, юриспруденция должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права и истории права. При этом задача истории права состоит в демонстрировании того, что право складывается исторически, а не является продуктом деятельности законодателя. Все сказанное позволяет резюмировать: Гуго - главная фигура у истоков исторической школы права. Он во многом был основоположником идей, составивших теоретическую базу исторической школы права. Сам Савиньи, считая Гуго своим предшественником, высоко оценил его вклад в науку о праве, состоявший в идее самобытного развития права, уважения к обычному праву и к историческому прошлому. В признании Гуго основателем исторической школы права колебался П.И. Новгородцев: «Если к этой школе относить все те учения, которые мы находим у Савиньи и его преемников, то нельзя называть Гуго ее основателем, так как он существенно от нее уклонялся»78. В частности, Новгородцев в числе тех элементов исторической школы права, которые у Гуго еще отсутствуют, отмечает «идеи национального характера, предопределяющего образование права» и «представление об органическом развитии при помощи внутренних сил». Взамен этого Гуго «утверждает, что юридический быт каждого народа определяется внешними условиями, и, по-видимому, думает, что содержание известного положительного права исключительно зависит от случайного стечения обстоятельств»79. Если Г. Гуго лишь обозначил некоторые идеи теоретической программы исторической школы права, то ее непосредственное создание как цельной юридической теории связано с именем Фридриха Карла фон Савиньи (1779-1861). У Савиньи эта доктрина получает наиболее полное развитие. Звание главы исторической школы права по праву принадлежит ему. Основополагающие идеи исторической школы права сформулированы Ф. Савиньи в знаменитом споре между ним и гейдельбергским профессором А.Ф.Ю. Тибо (1772-1840) по поводу кодификации гражданского законодательства Германии. Последний в своей брошюре «О необходимости одного общего гражданского права для Германии» (1814), радикально отрицая историческое прошлое, выдвигал требование о необходимости создания в самые короткие сроки единого общегерманского гражданского кодекса по примеру ГК Наполеона, взамен многочисленных местных законодательств мелких германских земель, что и, по мнению автора, послужило бы правовой основой для преодоления партикуляризма в германской государственности. Однако это предложение сторонниками самостоятельного национального развития Германии было встречено с резким протестом. Особенно энергично противостоял этому предложению Савиньи. В том же году была издана специальная, ответная брошюра Савиньи под названием «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Не отвергая создание усовершенствованного гражданского права, он здесь отличается от сторонников свода законов в выборе средств достижения этой цели. Подвергая критике идею скорой кодификации германского гражданского права, Савиньи утверждал, что право - явление, исторически обусловленное, потому его следует рассматривать в историческом развитии; образование права есть процесс выявления «убеждения народа», это понятие впоследствии он заменил на заимствованное у Пухты понятие «народный дух», и, следовательно, оно, подобно языку и нравам, не создается в определенный момент творчеством отдельных лиц или их совокупностью. Право, по Савиньи, в своем историческом развитии проходит три стадии, совпадающие с основными периодами народной жизни: 1) стадию природного права, соответствующую периоду «детства» народа, который относится к первобытному обществу: здесь право существует в неразрывном единстве с мифологическими элементами сознания данного народа, т.е. в примитивной форме, и определяется обычаями, верованиями и нравами; 2) стадию так называемого ученого права: на этой стадии по мере развития и усложнения права с развитием жизни народа требуется особое сословие, состоящее из представителей народа, выражающих народную волю и имеющих особые познавательные способности, т.е. сословие ученых-юристов, под влиянием которых право делается предметом научной обработки и начинает свою двойную жизнь - как часть целостной народной жизни и как самостоятельная наука; 3) стадию кодификации, которая является результатом завершения процесса научной разработки права.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |