КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Дж. Тойнби 1 страница
М. Блок В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории как и всякая иная социальная деятельность, подчиняется господствующим тенденциям данного времени и места.
1.1.1. Происхождение историко-правового знания (предыстория историко-правовой науки)
Процесс метаморфозы исторических знаний в стройную систему, понимаемую ныне как особая отрасль науки - историческая наука, происходил в течение длительного времени. Накопление исторических знаний имело место уже на ранних этапах развития общества. Первым способом понимания исторической реальности являлось мифологическое мышление. До появления письменности представления людей о прошедших событиях находили свое отражение в преданиях, эпосе, былинах и т. д. Значительное место в исторических представлениях людей занимала вера в божественную силу. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. С появлением письменности стало возможным фиксировать и накапливать исторические знания. Об этом свидетельствуют исторические надписи царей Шумера и Аккада, китайские надписи эпохи Шан-Инь, надписи о реформе Урукагины в Лагаше и т.д. Важным этапом в развитии исторического познания были исторические представления, возникшие в античном мире, а высшими достижениями исторической мысли этой эпохи были сочинения древнегреческих авторов - Геродота и Фукидида. Греческий историк Геродот (между 490 и 480 - около 425 до н.э.) считается «отцом истории». В своем главном труде «История» (является первым памятником исторической мысли), посвященном греко-персидским войнам, он описывает народы и страны, в которых он побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Его сочинения содержат в себе зародыши историко-критического подхода. «История Пелопонесской войны» Фукидида (около 460-400 до н.э.) считается вершиной античной исторической мысли. Его работы отличают такие редкие для того времени элементы, как документированность повествования, отказ от концепции объяснения истории, согласно которой ход истории предопределен божественной волей, поиск причинно-следственной связи событий. Другим наиболее крупным историком Древней Греции был автор «Всеобщей истории» Полибий (около 200 - около 120 до н.э.). Эта работа была знаменательна тем, что в ней впервые появилось понятие «всеобщая история», с изложением истории не одной страны, а всех важнейших стран Средиземноморья, завоеванных Римом. Его труд охватывает Грецию, Македонию, Малую Азию, Рим и другие страны. В числе античных историков следует также упомянуть Иосифа Флавия, Тацита и Плутарха. Что входило в предмет исторического исследования в описываемый период? Для Геродота - это скорее всего мировая культура, для Фукидида - политическая деятельность, история войн, а для Полибий - разнородные события. По-разному отвечали они и на вопрос, как изучать историю. В этой связи нельзя не упомянуть знаменитое изречение римского историка Корнелия Тацита: $те 1га е! 5Шс1ю (без гнева и пристрастия). Этим он призывал историков руководствоваться только интересами установления истины. В то же время важно отметить, что историческое мышление в целом, судя по работам указанных авторов, не выходило за рамки простого описания исторических событий, историческое повествование в собственном смысле еще не было выделено из рассказа7, исторические сочинения содержали сведения по самым разным вопросам, но превалирующей была тема войны. Что касается права, то в этих работах обнаруживаются наиболее ранние исторические сведения об организации власти, обычаях разных народов. Как известно, родиной юриспруденции считается Древний Рим. Поэтому, говоря об истоках исторического познания права в Древнем мире, нельзя не затрагивать вопрос об историческом мышлении древних римлян. Совершенно прав В.А. Томсинов, который, рассуждая о правовой науке Древнего Рима отмечает, что «использование римскими юристами научных принципов при организации правового материала не повлекло за собой возникновения подлинной юридической науки. Римская юриспруденция __________________________________ 6 См.: Кэндзюро Я. Философия истории. - М., 1969. - С. 22. 7 Известна характеристика подобной истории Гегелем как первоначальной (см.: Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Соч. - Т. VIII. -М.-Л., 1935. - С. 3-5). всегда и во всем своем объеме служила практике и качество теоретического, научного знания о праве приобретала лишь в той степени, в какой это требовалось для эффективного обслуживания потребностей практического судопроизводства, не более того». Вместе с тем, историческое мышление не было чуждо римской юриспруденции. «Занятие юриспруденцией, - пишет далее Томсинов, - требовало от римлян не только знания правовых норм, владения приемами их формулирования и толкования. Материал римского права представлял собой довольно сложное сочетание старого и нового. Каждая эпоха вносила в него что-то свое, и эти отложения различных эпох, постепенно накапливаясь, образовали явление, которое можно было понять, лишь усвоив историю его становления и эволюции. Римский юрист неизбежно должен был выступать и в качестве историка, а римская юриспруденция - является одновременно исторической дисциплиной»9. Правда, римская юриспруденция не дает примеров историко-правовых исследований. В то же время известны, например, содержательные исторические экскурсы, которые сопровождают изложение цивильного права в «Институциях» (около 161 г. н.э.) Гая (середина II в. н.э.), ценные исторические сведения из сочинений юристов прошлого, содержащиеся в «Дигестах» (или «Пандекты», 533г.). Свидетельством развитого уровня исторического мышления римских юристов может быть также тот примечательный факт, что авторство крылатых выражений «1их VепШг$» (история - свет истины) и «та$г$гга \п*ае» (история - учительница (наставница) жизни), равно как и присвоение Геродоту титула «отца истории», принадлежит не менее знаменитому римскому оратору, юристу, государственному деятелю и мыслителю Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.)11. Тем не менее применительно к Древнему миру правильнее говорить лишь о проявлениях отдельных элементов исторического познания права, а в целом же сама историческая наука и юриспруденция не были подлинными науками в том смысле, в каком мы понимаем их сегодня, становление которых относится к более позднему времени истории человечества. Историческая мысль эпохи средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода ведущей исторической концепцией явилась концепция провиденциализма, разработанная христианским теологом и церковным деятелем Аврелием Августином, прозванным Блаженным (354-430). В соответствии с идеей провиденциализма все происходящее считалось воплощением воли Провидения. Подобное понимание хода истории позволяло выделить лишь внешние связи явлений в их хронологической последовательности, повсеместно отсутствовал критический подход к источнику. Тем самым существенно сузились горизонты научного исторического видения. Под давлением церкви история начинает рассматриваться как явление второстепенное, вспомогательное. Тем не менее раннее средневековье ознаменовалось появлением летописей (анналов, хроник) как формы хронологического фиксирования исторических событий. Полезно здесь обратить внимание на один момент, который имел немаловажное значение для дальнейшего развития исторического мышления, в особенности в эпоху Возрождения. Еще академик В. В. Бартольд в числе преимуществ западноевропейского средневекового мира перед византийским особо выделял его ознакомление с арабо-мусульманской культурой и наукой. Последняя дала мировой исторической науке таких знаменитостей - авторов «всеобщих историй», как Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.), Якуби (X в.), Табари (конец IX - начало X вв.) и др. Значительной фигурой для кристаллизации философско-исторических идей был крупнейший историк XIV в. Ибн Хальдун Абдаррахман Абу Зейд (1332-1406). В своем знаменитом «Введении» к пространному историческому труду «Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле», Хальдун, отвергая объяснение истории с позиций религиозной идеологии, рассматривает историю как постоянное изменение быта, нравов людей и влияние климата на историю общества, развивает теорию общественного развития, проявляющегося в циклах подъема и упадка цивилизации в процессе смены поколений. Его философско-исторические мысли стояли во многой на уровне воззрений передовых представителей гуманистической историографии в Италии. Считая историю «новой наукой», он пытался перейти от повествовательной истории к прагматической. Как считает В.В. Бартольд, «от прагматической истории греков его теории совершенно независимы»; он «располагал гораздо более обширным историческим опытом, чем в свое _______________________________ 9 Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период).е. -С.41. 10 По словам одного из современных исследователей Д.Б. Дождева, «именно Гай был первым профессиональным историком права, аналитически исследовавшим преемственность в структуре различных институтов. Вкус к истории права, традиционный для европейской правовой науки, восходит к Гаю» (см.: Дождев Д.В. Гай // Антология мировой правовой мысли. - В 5 т. -А. I. Античный мир и восточные цивилизации. - М., 1999. - С. 316). 11 Цицерон. О законах. I, 5 // Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова. - М., 1972. 12 См.: Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории. - М., 1974. - С. 7-8.
время греки»13. Также следует отметить, что Хальдун, как и другие философско-исторически мыслящие ученые древности и нового времени, оказался не в состоянии приложить свои теоретические схемы к историческому материалу. В начале II тысячелетия новое дыхание юриспруденции придало возникновение и функционирование университетского образования в Западной Европе. В задачу настоящего исследования не входит подробный анализ тех достижений в области права и правовой науки в целом (особенно вопроса о том, следует ли считать этот период началом правовой науки в собственном смысле этого слова), которые были связаны в не меньшей мере с указанным фактором. Укажу лишь влияние этого фактора на развитие исторического познания права на основе имеющих исследований по данной проблематике14. Первым университетом в Европе был юридический университет в Болонье, основанный в 1087 г., т.е. вскоре после обнаружения в 1080-х годах манускрипта Свода законов Юстиниана. Привлекает внимание тот факт, что в юридических университетах - и в Болонье, и в других городах, в начальный период преподавалось «то право, которое... вовсе не было господствующим (т.е. действующим. - М.Д.) правом, это было право, содержавшееся в одной древней рукописи, извлеченной на свет Божий в итальянской библиотеке в конце XI в. Рукопись эта воспроизводила Ди-гесты, огромный сборник юридических материалов, составленный при римском императоре Юстиниане около 534 г., то есть пятью веками раньше... Таким образом, первым объектом систематического изучения в Европе стал свод права (правовая система) более ранней цивилизации, в том виде, в каком он был записан в огромной книге или наборе книг (курсив мой. - М.Д.)»15. Такое положение вещей русский историк права А.Н. Стоянов объясняет следующим образом: «Война и схоластические мечтания поглощали деятельность большинства в средневековом обществе. Грубая сила и выспренные, мертворожденные умствования были господствующими явлениями. А между тем ум человеческий нуждался в здоровой пище, в положительном знании. Где было искать их?.. Вообще можно положительно и беспристрастно сказать, что римское право было самым практическим и здоровым продуктом человеческой мысли в ту пору, когда европейские народы стали ощущать в себе жажду знания»16. Указанные тексты были до такой степени казуистичны, что это затрудняло их понимание. Поэтому преподавателям приходилось объяснять, толковать их. Впоследствии заметки, записываемые при этом студентами между строки на поляхтекстов римских кодексов (отсюда их общее название - глоссы и соответственно всей школы юристов, этим занимавшихся - глоссаторы), приобрели авторитет наравне с соответствующими объясняемыми текстами. Основа школы глоссаторов римского права положена юристом Болонского университета Ирнерипем (между 1055-1060-1130). Наиболее общепринятой глоссированной работой считалось «С1оз8а ОгсНпапа» («Собрание глосс», около 1250г.) Аккурсия (1185-1263). Школа глоссаторов господствовала до середины XIII в.17 В последующие столетия подобную же ______________________________ 13 См.: Бартолъд В.В. Культура мусульманства. - М., 1998. - С. 58. 14 См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. -М., 1998. - С. 124-164. О формировании юридической науки в данном контексте также см.: Честное И.Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. - СПб., 1999. - С. 12-38. Общепринятым считается мнение, согласно которому в античности и средневековье существовали лишь предпосылки, отдельные элементы наук, но не сама наука; она возникает только в Новое время. В частности, по мнению В.И. Вернадского, наука нашего времени - «это по существу создание ХУ11-ХХ вв., хотя отдельные попытки и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого» (Вернадский В.И. О науке. - Т.1. Научное знание: Научное творчество. Научная мысль. - Дубна, 1997. - С.419). В свете сказанного я полностью солидаризируюсь с высказанным в литературе мнением о том, «что условия развития юридического мировоззрения Нового времени (значит и правовой науки. - М.Д.) были созданы в эпоху средневековья» (Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. -2000. - № 3. - С 8). 15 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 125-126. Необходимо отметить, что на римское право средневековые юристы ориентировались еще до образования первых университетов в Европе. Так, оно было предметом внимания во многих юридических школах в Риме, Равенне, Павии и других городах (Х-Х1 вв.). 16 Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. - С. 250-251 (Здесь и далее цитаты из работ дореволюционного периода даются в соответствии с нормами современного русского языка, сохраняя при этом некоторые особенности лексики того времени и авторской речи). 17 А.Н. Стоянов о деятельности глоссаторов писал: «Прежде всего они объясняют себе смысл отдельных законов. Отсюда так называемая законная экзегеза, первый шаг, азбука науки права положительного. Но от объяснения отдельных законов высшие, теоретические требования ума повели юристов к логически-связному изложению целых учений в тех же законных пределах источников. Это элемент догматический. Кроме того, юридическая литература начала XIII столетия представляет попытку излагать учения римского права самостоятельно, не придерживаясь порядка титулов и книг Свода. Здесь зародыш элемента систематического. Таким образом, глоссаторы напали на те же живые стороны, которые должны быть в методе юриспруденции как науки в истинном смысле слова. Изучение положительного права не может обойтись без экзегезы, без догматической и систематической обработки. Здесь выражаются основные, неизменные приемы работу вели постглоссаторы, или комментаторы, которые истолковывали не только тексты, также и глоссы к ним. Их еще называли консилиаторами (от лат. сошШшп -совет). Главой постглоссаторов считается Бартоло де Соссоферрато (1313-1357). В средние века школа комментаторов, объектом внимания которых являлись памятники древности, в особенности римское право, продолжали старые экзегетические приемы изучения права до XVI в. Применяемый постглоссаторами формальный схоластический метод известен под названием «гао5 ггаИсиз» (т.е. итальянский принцип). О том, что деятельность постглоссаторов получила широкое признание в средневековом обществе, говорит тот факт, что комментарии ряда известных из них пользовались не только в теоретическом правоведении, но и применялись в судебной практике, имея чрезвычайный авторитет18. На начальном этапе возникновения университетов «изучавшие... древние тексты юристы... воспринимали право Юстиниана не как право, применимое в Византии в 534 г., а как право, применимое всегда и везде»19. Однако такое положение дел имело место только в первый период. В последующем подобное отношение к римскому праву изменяется в связи с расширением программ университетского преподавания путем включения в них сначала канонического, а затем и городского права, которые были уже действующими. При подобном положении дел тексты Свода Юстиниана начинают обсуждать и изучать в контексте «связи времен». Конечно, нельзя еще говорить об историческим подходе в собственном смысле слова, ибо эпистемой эпохи была дедукция, основным методом «работы» с текстами - схоластика, т.е. комментирование, систематизация, устранение пробелов и противоречий20. Тем не менее очевидно, что возрождение интереса к изучению римского права сыграло положительную роль в плане исторического изучения права, привело к обсуждению современного, действующего права анализируемого времени, а решение текущих практических проблем права поставило впоследствии задачу рассмотрения их в контексте всего предшествующего, и в первую очередь римского права. Но все это происходит несколько позднее. Таким образом, потребности лучшего понимания действующего права путем истолковании старого права обусловливают обращение к юридическим памятникам и институтам древности, а значит появление хотя и скудных, отдельных, эпизодических историко-правовых исследований, т.е. зарождение историко-правовых знаний, которые впоследствии под влиянием Возрождения получают свое дальнейшее развитие. Стало быть, предпосылки для научно-исторического познания права в последующем периоде были созданы именно в эпоху Средневековья, и в целом рассмотренный период может быть охарактеризован как зачаточная стадия историко-правовой мысли.
1.1.2. Начало научно-исторического изучения права. Идейные (философско-исторические и теоретико-правовые) предпосылки возникновения историко-правовой науки
Каждая философская система решает группу исторически данных проблем, готовя тем самым почву для постановки новых проблем и новых систем. Так всегда было, и так всегда будет. Б. Кроне Проследить историю западной традиции права и принять ее - значит повернуться лицом к открытым теориям и права, и истории. Г.Дж, Берман
Изучение истории человечества получило ощутимый импульс в эпоху Возрождения, в период перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Новым мировоззрением, возникшим в эпоху Возрождения, становится гуманизм, отдельные черты которого присутствовали в античной культуре. Неслучайно, что главная черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». В это время зарождаются новые подходы к пониманию истории. Историки-гуманисты стремятся расширить круг исторических источников, начинают всесторонне их анализировать, подвергать, хотя и эпизодической, критике21. В правоведении появление гуманистического направления было ознаменовано значительным ослаблением позиций постглоссаторов, изучением римского права с применением _________________________________ человеческого ума, которые называются анализом и синтезом» (Стоянов А. Методы разработки положительного права и общественное значение юристов от глоссаторов до конца XVIII столетия. - С. 4-5). 18 См.: Покровский И.А. История римского права. - Петроград, 1918. - С. 199. 19 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 125-126. 20 См.: Честное И.Л. История политических и правовых учений. - СПб., 1996. - С. 26-27, 30. 21 Оценивая роль данной эпохи в эволюции исторического познания, И.Д. Ковальченко пишет: «Превращение исторических знаний в науку было связано с переходом в объяснении явлений общественной жизни с прови-денциалистских позиций на филологического и исторического методов, рассмотрением права как одной из сторон общественной жизни и т.д. Несомненный вклад в развитие исторического познания внесла гуманистическая историография в Италии. Итальянским историком Флавио Бъондо (или Бионди, 1392-1463) были заложены основы новой, трехчленной периодизации истории (древняя, средняя и новая история), которая получила окончательное признание лишь в XVIII в. Выдающийся политический мыслитель и историк Пикколо Макиавелли (1469-1527) в своих сочинениях в противовес средневековый провиденциальным концепциям выдвинул идеи объективной исторической закономерности, не ограничиваясь простым описанием событий или теологическими объяснениями, стремился установить внутренние закономерности исторического процесса. Один из видных представителей итальянского гуманизма Лоренцо Балла (1400-1457) в своих произведениях исследовал язык римской юриспруденции («Красота латинского языка») и филологический метод анализа исторических источников («О девизах и геральдических знаках»). В последнем Л. Балла выступал против несовершенных методов толкования средневековых юристов-глоссаторов, критикуя их в том, что они не владели приемами филологической интерпретации22. Главой гуманистического направления в правоведении считается Андрей Алъциатти (или Альчиати, 1492-1550). Его нередко также считают родоначальником исторического метода изучения римского права «тоз §аШсш» (галльский принцип). Первостепенной задачей, согласно этому методу, считалось возвращение к тексту кодекса Юстиниана для установления подлинного значения содержащихся здесь правовых дефиниций, причем с учетом их исторического контекста. Влияние А. Альциатти нашло отражение в историко-правовых воззрениях целого ряда французских правоведов (Ф. Бодуен, Ф. Отман, Ж. Куация и др.). Ф. Бодуен известен своим трактатом «Об основании всеобщей истории и ее соединении с юриспруденцией» (1561), где историческое изучение права рассматривалось в тесной связи с историей человечества. Как крупный ученый, занимавшийся изучением исторических основ римского права, упоминается среди других французский юрист Жак Куаций (или Куяс, 1522-1590). Современники" признавали его высшим авторитетом в толковании римского права. Несмотря на то, что и его труды в основном состояли из комментариев к работам римских юристов, он отличался привлечением к изучению дополнительных и вновь обнаруженных документов (например, кодекса Феодосия), устранением искажений, внесенных отдельными комментаторами до него. В национальном (в данном случае французском) праве Куаций видел своего рода продолжение римского права. Как и другие представители историко-филологической школы, он выступал за сохранение содержания кодекса Юстиниана в новых формах его выражения. Представитель французского Возрождения, философ, политический мыслитель, историк и юрист Жан Воден (1530-1596) предпринял попытку выявить закономерности исторического процесса, выдвигал оптимистическую концепцию непрерывного прогресса вместо широко распространенной среди средневековых авторов пессимистической теории регресса. Он впервые установил понятие суверенитета как отличительного признака государства и разработал политико-правовую теорию суверенитета. Впоследствии идея суверенитета оказала значительное влияние на осознание потребности в разработках национального права. Труд Ж. Бодена «Метод легкого познания истории» (1566), недавно изданный на русском языке, считается одним из первых в мире фундаментальных трудов по теории истории23. Выделяя в этом сочинении три вида истории по объективному признаку (человеческая, естественная и священная или божественная), Воден историю права относит к первому. Именно человеческая история, по его мнению, объясняет поступки человека, живущего в обществе. Воден выступал против идеи универсальности и вневременного характера римского права и критически относился к использованию во Франции только римского права. М.С. Бобкова, ссылаясь на Ж. Моро-Райбел, пишет: «Воден утверждал, что праву не хватает истории, которая обеспечивает его надежным контекстом, равно как и восстанавливает его недостающие элементы. Только обращение к человеческой истории, в недрах которой сокрыта лучшая часть права, может гарантировать создание системы универсальной юриспруденции, на основе которой допустимы и правомерны сравнения законодательств самых различных народов и времен»24. _______________________________ рационалистические. Суть этого перехода в том, что характер и ход общественного развития стали объяснять не воздействием потусторонних, Божественных сил, а деятельностью самих людей, умственными и психологическими чертами тех из них, которые имели возможности оказывать наибольшее влияние на общественную жизнь. Понятно, что таковыми оказывались царствующие особы и выдвигаемые ими крупнейшие государственные деятели и сановники» (см.: Ковалъченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987. - С. 45). 22 См.: Жолъ К.К. Философия и социология права. - К., 2000. - С. 175-176. Автор считает, что первопроходческое исследование в области истории римского права выполнено именно учеником Баллы Помпоний Пэта (1428-1498). 23 См.: Воден Ж. Метод легкого познания истории. - М., 2000. 24 Бобкова М.С. Жан Воден и его трактат // Боден Ж. Метод легкого познания истории. - С. 340-341. Вклад французских ученых-правоведов гуманистического направления в правовую науку, состоявший в значительных достижениях в области научной методологии права, в использовании этой методологии «для совершенствования и дальнейшего развития исторических исследований в области римского права», в «более углубленном понимании и осмыслении исторического развития процессов, осуществлявшимся главным образом благодаря исследовательским поискам оригинальных римских правовых источников», позволил Э. Аннерсу считать их «первыми истинными историками права»25. Стало быть, Возрождение в лице юристов гуманитарной ориентации дало толчок делу научно-исторического изучения права. Примечательно, что именно в это время начинают разделять понятия история права, под которой понимали изложение юридических памятников и характерные черты права определенного народа в динамике, и так называемые юридические древности, где излагались отдельные юридические институты не в своем историческом развитии, а в статике, как они наличествовали в конкретном историческом отрезке времени26. По этому поводу А.Н. Стоянов писал: «Дело заключается в различии точек зрения и метода;...история права имеет живое, органическое отношение к своему материалу, так как исследует его с точки зрения последовательного развития. Древности же юридически рассматривают правовые явления лишь с целью описания их в известный момент, когда уже закончилось развитие юридических институтов и норм положительного права»27. По словам другого историка права М.Н. Капустина, с обращения к истории юридических памятников и институтов научная разработка права получает широкое развитие28. Тем не менее, следует отметить, что несмотря на определенные сдвиги в методологическом плане (зарождение научных методов исследования, критическое отношение к источникам, отступление на второй план догматических приемов, рассмотрение права как одной из сторон общественной жизни), не следует слишком переоценивать достижения юристов-гуманистов в интересующей нас области: и у них предметом изучения оставалось римское право; гуманисты, как и критикуемые ими схоласты, преклонялись перед авторитетами и устаревшими традициями. Важнейшей вехой на историческом пути научного изучения истории является эпоха Просвещения и Революций, охватившая ХVII-ХVIII вв. Она была ознаменована переворотом в историческом мышлении, а именно: в исторические представления входит идея историзма; эпистемой эпохи становится индукция; в противовес провиденциализму развивается рационалистический взгляд на историю как на процесс осуществления «естественного закона», разума; возникают более или менее развитые представления о законах развития истории; в центре внимания оказываются закономерности исторического развития, критерии исторического прогресса, роль эволюции и революции в жизни народов и другие вопросы, наконец, самое главное, происходит выделение исторических знаний в особую отрасль науки. Отвергнув в качестве единственного объекта изучения политическую историю, историки-просветители считали, что основным предметом занятия историков должна являться история, охватывающая все стороны жизни общества.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |