КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Дж. Тойнби 5 страница
Указанные взгляды Иеринга обусловливает и своеобразное его отношение к истории права. Соглашаясь с положением исторической школы о закономерности развития права, он, вместе с тем, говорил об отрицательном ее влиянии в целом на правильное разрешение задачи истории права. «Теория эманации (так он называет учение исторической школы. - М.Д.) служит подушкой, на которой спит наука» 110. Историк права, опирающийся на историческую школу права, довольствуется, по мнению ученого, лишь передачей факта исторического развития права. Подобное положение истории права Иеринг уподобляет «положению служанки догмы, Золушки в доме права, которую терпят лишь потому, что она таскает дрова и воду для хозяйства»111. Особый интерес для настоящего исследования представляют взгляды Р. Иеринга на предмет и задачи науки истории права, которые он изложил в ряде работ, и в особенности в своей «Истории римского права» (1894 г.), отрывки которой, как уже упоминалось, еще тогда были переведены на русский язык и изданы под названием «О задаче и методе истории права». Теоретико-методологическая значимость этих взглядов, сохранивших свою актуальность и по сей день, делает необходимым более подробное их рассмотрение. Немецкий ученый был убежден в том, что история права, в отличие от истории искусства, литературы, церкви, которые удовлетворяются научным интересом, не преследуя других (особенно практических) целей, «дает ключ к пониманию действующего права». Задача историка состоит в выяснении не систематической, а исторической связи правовых явлений, ему надлежит исследовать основания, обусловившие движение права. В основу изучения истории права ученый кладет идею причинности в праве, которая сводится не к простому изложению исторических фактов. В центр тяжести переводятся здесь те исторические факты, которые обусловливают «собою тот или иной вид права на данной ступени его развития: внутренних импульсов, т.е. народного характера, склада ума и образа мыслей народа, а также высоты его культурности в описываемое время, - и внешних, т.е. экономических, социальных и политических условий его жизни, а также, в особенности, его сношений с другими народами»112. Причем, по Иерингу, ставившему перед собой задачу «рассеять туман господствующего учения о развитии изнутри наружу, - туман, заволакивающий очи историка», лозунгом науки должно быть выяснение зависимости внутреннего от внешнего. _____________________________ структура и институты. - М., 1980, - С. 218-257). 106 Иеринг Р. О задаче и методе истории права. Сокращенный перевод С.В. Завадского // Журнал Министерства юстиции. Год второй. - № 2. -СПб., 1896. - С. 153-154. Данная работа представляет собой сокращенный перевод первой части («Введение в историю развития римского права»), отрывок задуманной немецким ученым и незавершенной «Истории римского права», изданной после его смерти в Лейпциге в 1894 г. В. Эренбергом. 107 Карбонъе Ж. Юридическая социология. - М., 1986. - С. 93. 108 Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. - С. 134. 109 Подробнее об отношении Иеринга к естественному праву см.: Там же.-С. 114,130-134. 110 Иеринг Р. О задаче и методе истории права. - С. 148. 111 Там же.-С. 146. 112 Там же.-С. 154.
В историческом исследовании Иеринг предпочтение отдает субъективному моменту: «Одно дело - история, другое - писание истории. Летописцу, который нанизывает один на другой голые факты, мы отказываем в имени историка, а даем его только тому, кто, не довольствуясь простым перечислением исторических событий, умеет показать их внутреннюю связь. Эта связь не выказывается вовне, а покоится на личных выводах, и в таком смысле всякое истинно-историческое сочинение субъективно. Требовать от него объективности значит не понимать сущности человеческого познания. Как отражение в зеркале зависит от качества зеркала, так и отражение прошедшего в историческом труде зависит от личности историка. В этом субъективном моменте кроется возможность успеха науки истории... Но само в себе прошедшее неизменно; следовательно, в его изображении надо поставить в счет субъективному моменту»113. Немецкого ученого не удовлетворяет положение в современной ему науке; своим описательным характером она оставалась на низком уровне до начала века. В исторических исследованиях еще сохраняются чисто догматические приемы; изучаются лишь системы норм без их связи с жизненной средой. Изучение истории римского права во второй половине XIX в., как представляется Иерингу, находится на этом же уровне, излагая только внешние перемены права во времени. «История требует иного человека, чем догма. Можно быть прекраснейшим догматиком, юристом в полном смысле слова, и все-таки очень плохим историком за отсутствием исторического взгляда фантазии, дара сопоставления и необходимого таланта изложения. Историку же права ничуть не больше нужды в юридических способностях, как историку искусства в способностях художественных»114. Эти методологические требования Иеринга, несмотря на отдаленность времени, сохраняют свое научное значение и для современных историко-правовых исследований. Ведь и в настоящее время наша наука не смогла избавиться от описательности, узкого эмпиризма. С теоретическими идеями Иеринга совместима выработка права как на уровне конкретного народа, на внутригосударственном уровне, так и вне этого уровня, т.е. на международном уровне, совершенно не допускаемая с точки зрения исторической школы права. Размышляя об истории права во всемирно-историческом масштабе, он приходит к выводу, что в Новое время, в новом мире «история права (в онтологическом смысле. - М.Д.) получает высший полет; здесь возносится она поистине до истории права». Теперь правовые системы, ранее развивавшиеся порознь, «не бегут более рядом, не соприкасаясь друг с другом, но перекрещиваются, соединяются в одну ткань...»115. Такое положение дел, как результат взаимосвязи и взаимодействии различных народов, соединяло не только практики, также и «науки самых разных народностей для общности действий». А это создало условия для возникновения, помимо существующей истории права отдельных народов, общей науки истории права116. В историко-правовой науке второй половины XIX и начала XX вв. прочно утвердилось мнение, что в этой области социально-гуманитарного знания большое значение наряду с историческим имеет также и сравнительный метод, которые часто применялись в связи друг с другом как сравнительно-исторический метод. В центр исследований в области всеобщей истории права перемещаются поиски общих закономерностей развития правовых систем различных обществ и народов. Следовательно, учеными, широко применявшими в своих изысканиях сравнительно-исторический метод, всеобщая история права воспринимается как сравнительная история права. Для многих ученых Западной Европы долгое время были признаны эталоном теоретико-методологические разработки английского профессора Эдуарда Фримана (1823-1892) по проблемам сравнительного исследования. Свои взгляды впервые он изложил в работе «Сравнительная политика» (1873). По Фриману, источников наблюдаемых у разных народов сходств три: 1) прямая передача одним народом другому одного или совокупности учреждений; 2) действие одинаковых причин, вызвавших тождественные последствия; 3) происхождение от одного общего корня117. Он считал, что сравнительный метод, применяемый к изучению права, может дать новые факты, подобно тому, как произошло в сравнительном языкознании и сравнительном изучении культуры. Некоторые положения в воззрениях Фримана по обсуждаемому вопросу подверглись резкой критике в русской историографии права В.И. Сергеевичем, М.М. Ковалевским, Н. Максимейко и М.А. Дьяконовым118. ______________________________ 113 Там же. - С 143-144. 114 Там же. - С 147-148. 115 Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Часть первая. - СПб., 1875. - С. 8. 116 Там же. - С. 4-6. 117 См.: Фриман Эд, 1) Сравнительная политика и единство истории. -СПб., 1880; 2) Сравнительная политика. - М., 1900. 118 См.: Сергеевич В.И. Государство и право в истории // Сборник государственных знаний. - СПб., 1879. - Т. VII. - Гл. И; Ковалевский ММ. Исто-рико-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. - М., 1880; Максимейко Н. Сравнительное изучение истории права Вступительная лекция // Записки Императ. Харьк. ун-та. - Кн. 1. - 1898. - I вып., Научный отдел. - С. 1-4; Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. - М.-Л., 1926. Наиболее ярким образцом сравнительно-исторического подхода к праву во второй половине XIX в. служит обычное право, на базе сравнительно-исторического изучения которого в правовой науке сформировалось новое направление исторического профиля - сравнительная этнология (или юридическая этнология). В центре ее стали такие проблемы, как изучение архаического (примитивного, первобытного) права, вернее проблемы происхождения права. Развертываются исследования по изучению примитивного права на основе данных истории различных до-индустриальных обществ. В это же время обнаруживаются зачатки культурологического подхода к изучению исторического развития права. Здесь особая заслуга принадлежит известному английскому историку и правоведу Г.Дж. Самнер-Мэну (1822-1888). Хотя в начальный период Мэн примыкал к исторической школе права, его творчество в большей степени связано с социологическим подходом к изучению права. Исходя из эволюционистского объяснения возникновения права, он считал эволюцию правовых институтов медленным, постепенным процессом, происходящим на базе обычая. В своем известном исследовании «Древнее право» (1861) Мэн на основе изучения римского, германского, славянского, ирландского, индусского права дает картину эволюции правовой жизни различных обществ, которая, по словам М.Н. Капустина, «отличается особенно живостью, так что основные положения нового права поставлены в связи с древними институтами и вытекают из них совершенно ясно»119. Уделяя в основном внимание главному в каждом правовом институте, он в целом удачно применяет сравнительно-исторический метод. Другим не менее известным ученым в области сравнительно-исторического изучения права был французский ученый Р. Дар-рест. Его перу принадлежат работы по правовым системам древней Скандинавии, славянских и кавказских народов, Персии и т.д.120 Одним из ведущих ученых столетия был немецкий историк права В. Арнольд. В своем сочинении «Развитие культуры и права» (1865-1868) он исследует связь права с культурой народа (германского), постоянно проводя при этом параллели между римскими и германскими институтами. Автором сделана попытка по определению места права в общем движении культуры. По Арнольду, помимо права, такие элементы, как язык, искусство, наука, нравы, хозяйство, государство являются теми областями, в которых проявляется духовная жизнь народа; при этом три из указанных областей - право, государство и хозяйство - особенно тесно связаны между собой. Несмотря на это, именно право он считает главным двигателем культуры. Между тем гражданские институты римского общества автор объясняет экономическими условиями жизни. Однако В. Арнольд не преувеличивает роль последних в развитии права; по его представлениям, при совершенно одинаковом уровне хозяйства двух народов возможны разные выражения права121. Другой немецкий ученый А.Г. Пост стал одним из основателей сравнительной этнологии. Его перу принадлежит сочинение «Сравнительно-этнологическая основа всеобщей теории права» (1880). В работе «Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права» (1878) Пост исследовал правовые обычаи и институты самых различных эпох у разных народов. Примеры обширного подхода к изучению исторического развития отдельных институтов права дают также работы немецкого ученого конца XIX - начала XX в. И.Ю. Колера. Придавая большое значение историческому методу как едва ли не единственному плодотворному методу изучения, права, он значительное внимание уделял всемирно-историческому изучению права (о его воззрениях более подробно речь пойдет в третьем разделе настоящего исследования). Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что если в XVIII в. историко-правовая наука только «вышла из детских пеленок», то в XIX в. она обрела самостоятельный статус. Показательна характеристика этого времени, которую дал один из известных представителей русской историко-правовой науки А.Н. Стоянов: «Наш XIX век привыкли называть историческим веком. И действительно, если мы сопоставим его с веком XVIII, то в последнем заметим преобладание направления философского во всех отраслях человеческих знаний, со включением правоведения. Юриспруденция настоящего столетия подчинилась общему движению, руководившему научной работой новой эпохи, т.е. и юриспруденция приняла историческое направление»121.
_____________________________ 119 Капустин М.Н. История права. - С. 36-37. 120 Даррест Р. Исследования по истории права. - СПб., 1894. 121 См.: Капустин М.Н, История права. - С. 37-38. 1.2.2. Зарождение и развитие историко-правовой науки в России123. Проблемы историко-правовой науки в трудах российских историков права
Вследствие завершения процесса формирования российской правовой науки, начавшегося еще в середине XVIII столетия, первая половина XIX в. стала переломным этапом в ее истории. Она была знаменательной помимо всего прочего еще тем, что надлежащая оценка значения истории для правопознания стала традиционной. В начале века слово «юриспруденция» в устах передовой интеллигенции звучало как «родная сестра истории». Правда, еще во второй половине XVIII в. русские историки (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов) в состав своих курсов по русской истории включали научную обработку истории русского права124, а первые русские профессора права (С.Е. Десницкий, З.А. Горюшкин, А.Я. Поленов) осознали значение и необходимость исторического изучения права125. Именно в этот период появились первые труды по историко-правовой тематике. Однако собственно научная литература по истории права складывается в первые десятилетия XIX в. (точнее в начальный, «либеральный» период царствования Александра I)126. Общепринятым считается, что научное изучение права в России было связано главным образом с университетским преподаванием, «поэтому история развития юридической науки в России, по существу, неотделима от истории развития этих университетов»127. Еще по уставу Московского университета 1755 г. из исторических дисциплин в юридическом факультете предусматривалось преподавание «узаконения римской древней и новой империи». В начале XIX в. таковой становится специальная истори-ко-правовая дисциплина «Права знатнейших древних и нынешних народов», которая изучала, по словам одного из первых профессоров, читавших этот курс, Л. Цветаева, начало и посте пенное происхождение законов тех народов, «которые славились в древности и в новейшие времена славятся своими законоположениями»129. В числе «знатнейших» народов древних указываются египтяне, древнегреческий и римский народы, а в новейшие времена - английский и французский народы130. При оценке природы данной дисциплины, а равно места ее в системе историко-правовых знаний можно согласиться с мнением И.А. Емельяновой, что «в силу описательности и известной статичности законодательных явлений» она не была подлинней историей права, а может быть приравнена скорее к «юридическим древностям»131. Тем не менее особо следует подчеркнуть ее роль в процессе становления историко-правовой науки в России, явившейся, по верному замечанию профессора Петербургского университета Б.Н. Утина (1832-1872), прямой предшественницей всеобщей истории права.
__________________________ 122 Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательств. - С. 604. 123 Не ставя задачу всеобъемлющего анализа процесса становления и развития историко-правовой науки в России, тем более что в упомянутых работах И. Емельяновой уже сделана попытка такого анализа, воспроизвожу здесь наиболее принципиальные моменты в данном процессе, рассмотрев основные характерные черты развития историко-правовой мысли, акцентируя при этом внимание на теоретико-методологических проблемах, имеющих прямое отношение к предмету настоящего исследования. 124 Именно в этот период были предприняты первые попытки создать систематизированный свод Российской истории, где и отводилось место историческому изучению права. Здесь следует назвать многотомные «Историю Российскую с самых древнейших времен» В.Н. Татищева и «Историю Российскую от древнейших времен» М.М. Щербатова, доведенную до 1610 г. Ф. Морошкин в предисловии к книге А. Рейца «Опыт истории российских государственных и гражданских законов» пишет: «Начало исторического изучения Русского законодательства положено любознательностью и изы-сЫтельным умом Тайн. Совета. Василия Никитича Татищева» (Репц А. Опыт истории российских государственных и гражданских законов. Пер. с нем. и предисл. Ф. Морошкина. - М., 1836. - С. IV). 125 См.: Станиславский А. О ходе законоведения в России и о результатах современного его направления. - СПб., 1853. - С. 36-37; Грацианский П. С. О методологии исследований государственно-правовых явлений в произведениях русских просветителей 70-80-х гг. XVIII в. // Проблемы истории государства и права и политических учений. - М., 1974. - С. 137. А также см.: Десницкий С. Слово о прямом и ближнем способе к научению юриспруденции. - М., 1768. - С. 17-20; Благовещенский А. История и метод законоведения в XVIII в. // Журнал Министерства народного просвещения. - 1835. - Ч. VI-VII. Одна интересная работа по истории зарождения русской правовой науки появилась недавно: Москвина А.Г. Становление русской юриспруденции: XVIII век. - СПб., 2000. 126 Об этом см.: Емельянова И.А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении. - С. 17. Говоря о судьбе историко-правовых знаний в России, следует вспомнить слова Ф. Морошкина, сказанные им в 1836 г., о том, что Россия долгое время не имела «истории законодательства», и «история и догматика права... составляли нераздельное целое» (См.: Рейц А. Опыт истории российских государственных и гражданских законов. - С. II). 127 Кузнецов Э.В. Указ. соч. - С. 33. 128 См.: Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917). - М., 1989. - С. 32. 129 Цветаев Л. Начертание теории законов. - М., 1816. - С. 7. 130 В дальнейшем, в 20-30-х годах в связи с политической реакцией предмет данной дисциплины сужается политическими и практическими соображениями. 131 Емельянова И.А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении. - С. 18.
Для рассматриваемого этапа (первые десятилетия XIX в.) эволюции историко-правового познания в России характерными были нравственно-политическая направленность науки и образования, и понимание права с позиций естественно-правовой теории132. Вместе с тем ему не было чуждо вера в божественное предопределение судеб народов и царств. Важными вехами в становлении историко-правовых наук, а равно в развитии историко-правовой мысли в России являлись периоды от конца 30 - до начала 50-х гг. и от конца 50-х до начала 80-х годов. С введением нового Устава российских университетов 1835 г., закреплявшего практический характер юридического образования, усиливается интерес к разработке истории права с позиций юридического догматизма. Следствием подобного подхода стала замена в названиях правовых наук слова «право» словом «закон»133. Одним из заметных сочинений, написанных в этот период в соответствии с новым направлением университетского юридического образования, стала «Энциклопедия законоведения» профессора Киевского университета К. Неволина, имевшая самостоятельную историко-правовую часть - «историю законодательства»134. Придавая особое значение исторической части правовой науки («законы нашего времени не могут быть понимаемы и усовершаемы в отдельности от законов прошедшего времени»,135 - писал ученый), задачу ее автор видел в изучении лишь важнейших законодательств, «в которых преимущественно выражается характер ступени, занимаемой известным их отделом в целом их ряде»136. В отличие от нее всеобщая история положительных законодательств должна охватывать законодательство всех государств. Рассматриваемый период был знаменателен изучением истории русского права, начатой еще представителями так называемой немецкой школы истории русского права - учеными Дерпт-ского университета Эверсом, Рейцем и Нейманом в 20-х гг. Научными разработками в области всеобщей истории права были заложены предпосылки ее становления, научное оформление которой относится к концу 50-х - началу 60-х гг. А расцвет свой эта научная дисциплина переживала после ее официального признания по университетскому Уставу 1863 г.137 Вторая половина XIX в. отмечена изобилием литературы как по конкретным историко-правовым исследованиям, так и по теоретико-методологическим проблемам историко-правовой науки. Характерным для российской историко-правовой науки середины XIX в., а равно и последующего периода развития ее, было как экстенсивное, так и интенсивное расширение предмета историко-правовых изысканий. Если это отразилось, с одной стороны, во включении в поле историко-правовых исследований права славянских народов, европейского и мусульманского права и т.д., то с другой, - в историческом изучении народного быта, в том числе догосударственного. Знамением времени также стало внедрение сравнительно-исторического метода. Процесс становления и развития российской историко-правовой науки проходил в лоне различных направлений и школ. Российским историкам права13 наряду с разработанными на почве собственной русской историографии139 ____________________________ 132 Подробнее об этом см.: Там же. - С. 16, 24-36. 133 Забегая вперед, отмечу, что подобное положение дел продолжалось до начала 60-х гг. К этому времени большинство исследователей полагали, что закон - не единственная форма выражения права, таковым является также и обычное право, и установился взгляд, что историческое изучение права «не может ограничиться лишь историей форм, в которых юридические нормы выражались и осуществлялись», но должно - и это главная его задача - «раскрыть сущность и содержание этих норм, показать их прогрессивное развитие в жизни народа» (Ясинский М.Н. Лекции по внешней истории русского права. Вып. I. Введение и история источников права первого (земского) периода. - Киев, 1898. - С. 6). Таким образом, взамен прежнего, более узкого названия, эта наука получает более широкое название - истории права. Соответственно изменяются взгляды на предмет и содержание ее. Неволин К. Энциклопедия законоведения. - Т. 1. - С. 103. 135 Там же. - С. 106. 136 Неволин К. Энциклопедия законоведения. - Т. 2. Вторая половина особенной части. - Киев, 1840. - С. 4. 137 Подробнее об этом см.: Емельянова ИЛ. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении. - С. 64-77. 138 Кстати, российская историко-правовая наука XIX - начала XX вв. дала немало известных имен. Это были К.А. Неволин, М.М. Михайлов, К.Д. Кавелин, Б.Н. "Чичерин, Б.Н. Утин, А.Н. Стоянов, М.Н. Капустин, В.В. Сокольский, Ф.Ф. Зигель, П.Г. Виноградов, М.М. Ковалевский, Н.П. Загоскин, В.Н. Лат-кин, И.Д. Беляев, А.М. Осипов, Н.К. Нелидов, А.Ф. Кистяковский, В.И. Сергеевич, М.Ф. Владимирский-Буданов, М.Н. Ясинский и др. 139 Здесь особо следует отметить государственную школу историографии. Еще в XVIII в. В.Н. Татищев в своей «Истории российской...» определил историю любой страны как историю ее государственного строя. Тем самым было положено начало «государственному подходу», который стал традиционным для русских историков. Подход этот со временем усложнялся и обогащался. Родоначальниками государственной (или «юридической») школы в русской историографии (и правовой) и в науке государственного права являлись историк СМ. Соловьев и юристы Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин. Представители этой школы сводили историю Русского государства к истории государственно-правовых отношений. Подробнее о самобытности русской историко-правовой мысли в XIX в. см.: Емельянова И.А. Историко-правовая наука России XIX в. История русского права. Методологические и историографические очерки. и правоведения140 научными школами и направлениями были известны все направления в западной методологии, хотя они и не копировали их автоматически. Иногда различные направления и школы правовой мысли в научном творчестве отдельных ученых так тесно переплетались, что затрудняло их отнесение к тому или иному из них. Многие ученые (например, М.Н. Капустин, Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский и др.) историческое направление в правовой науке связывали с сильным влиянием исторической школы права. Как известно, в первой половине XIX в. в университетах России профессорами были в основном немецкие ученые. С другой стороны, многие российские ученые высшее образование получили в Германии, некоторые даже учились у Савиньи (например, К.А. Неволин). Благодаря тесным научно-учебным контактам между Германией и Россией идеи исторической школы права имели в Российской империи своих приверженцев. В частности, к идеям исторической школы права примыкали такие известные историки права, как Н.Д. Иванишев, Н.П. Загоскин, И.Д. Беляев, А.Ф. Кистяковский, М.Ф. Владимирский-Буданов. О.Ф. Скакун указывает на такие заимствованные из концептуального арсенала исторической школы права Германии идей, как историзм в праве, эволюционно-органический характер развития права, предпочтение обычного права закону, рассмотрение обычаев как воплощение народных идей о правом и неправом, трактовка права как результата развития народного сознания141. Конечно, роль основных идей (в особенности идеи историзма в праве, без которой зарождение научной истории права немыслимо) исторической школы права в эволюции историко-правовой мысли неоспорима также и в России, ибо последняя - составная часть эволюции мировой историко-правовой мысли. Тем не менее не следует преувеличивать ее роль, необходимо воздать должное исторической самобытности российской научной мысли в данной области. Примечательным является тот факт, что представители российской историко-правовой науки занимались поисками ответов на многие теоретико-методологические вопросы своей науки. Начиная со второй четверти XIX в. внимание историков права к ее теоретико-методологическим проблемам становилось все более заметным. Были затронуты такие важные вопросы, как: 1) определение предмета и задачи историко-правовой науки в целом и в ее отдельных разделах; 2) соотношение национального и всеобщего в историко-правовом познании и, следовательно, научных дисциплин национальной истории права и всеобщей истории права; 3) проблема специфических «исторических законов»; 4) структура науки и учебной дисциплины истории права;
_____________________________ 140 Правоведение было представлено различными направлениями и школами, среди которых доминировали юридический позитивизм и социологическое направление. Основные направления в правовой науке России XIX -начала XX вв. рассмотрены в последующих работах: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. - М., 1978; Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. - Рига, 1983; Поляков А.В. «Возрождение естественного права» в России (критический анализ основных концепций). 141 См.: Скакун О.Ф. К вопросу об исторической преемственности в буржуазной теории права // Право и борьба идей в современном мире / Материалы научной конференции (Москва, 24-26 декабря 1979 г.). - М., 1980. -С 78. В свете сказанного определенный интерес представляют взгляды некоторых ученых. В частности, Н.П. Загоскин писал: «...право не должно и не может быть рассматриваемо ни как исключительный императив разума, ни как исключительный продукт природы, ни как результат непосредственной творческой деятельности человека... право каждого отдельного народа -есть продукт всей предшествовавшей исторической жизни его и... единственным источником права является правовое сознание народа, представляющееся органической частью всего его мировоззрения» (Загоскин Н.П. История права русского народа. - Казань, 1899. - С. 9). Наиболее резко формулирует исторический подход к проблеме происхождения права И.Д. Беляев: «Самостоятельное общество, пока оно самостоятельно, не может подчиниться чуждым законам, принесенным со стороны; подчинение чуждым законам есть уже явный признак падения общества. Законы должны вытекать из исторической жизни народа. Связь между законом и внутреннею историческою жизнью народа так неразрывна, что ни изучение законодательства не может быть вполне понятно без изучения внутренней жизни народа, ни изучение внутренней жизни - без изучения законодательства» (Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. - М., 1879. - С. 1). Примерно такую же мысль высказывал А.Ф. Кистяковский: «Право не есть дело личного произвола, а такое же органическое явление, как язык и религия, и законодатель, считающий себя творцом закона, в сущности неведомо для себя является только органом отдельного момента в истории развития права» (Цит. по: Скакун О.Ф. К вопросу об исторической преемственности в буржуазной теории права. - С. 79).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |