Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и предмет муниципального права




М.И.ПАСТУХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Минск, 2007

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Системы (модели) местного самоуправления

Конституция РФ и федеральные законодательные акты о местном самоуправлении

Конституционные принципы организации местного самоуправления в РФ

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. и иное законодательство о местном самоуправлении

Нормативные правовые акты о местном самоуправлении субъектов РФ

Нормативные правовые акты муниципальных образований

Устав муници­пального образования

Решения, принимаемые на местном референдуме или сходе граждан

Нормативные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления

Виды муниципальных образований в РФ

Гарантии местного самоуправления в Российской Федерации

Система органов местного самоуправления в России

Полномочия органов местного самоуправления

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Представительные органы муниципального образования

Исключительные полномочия представительного органа муниципального образования

Организационно-правовые формы деятельности представительного органа

Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

Глава муниципального образования и местная администрация

Иные органы муниципального образования

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

 

Приложение: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

 

Термин «муниципальное право РФ» употребляется в трех смыслах. Во-первых, так называется одна из отраслей системы права РФ. Во-вторых, так именуется научная дисциплина как совокупность научных теорий и знаний, изучающих данную отрасль права и регулируемые ею общественные отношения. В-третьих, муниципальное право выступает также учебной дисциплиной, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов.

Все эти понятия тесно связаны, так как имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление.

Прежде всего нас будет интересовать, что представляет собой муниципальное право как отрасль права, т.е. совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений.

Известно, что отрасли права различаются в первую очередь по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид.

Специфика отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества – в сфере местного самоуправления.

Поэтому важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление.

В статье 3 Конституции РФ местное самоуправление рассматривается как одна из форм народовластия, составляющая сущность конституционного строя России. Согласно ей, единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы го­сударственной власти и органы местного самоуправления. Статья 12 Конституции гарантирует незыблемость и самостоятельность местного самоуправ­ления в пределах своих полномочий.

Согласно статьи 130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» от 8 октября 2003 г., местное самоуправле­ние - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечиваю­щая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными за­конами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответст­венность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из инте­ресов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Указанное определение принципиально отличается от прежнего, содержащегося в одноименном Законе 1995 г., в котором местное самоуправление определялось как деятельность населения, а не как форма власти. Это давало ос­нования считать местное самоуправление общественной организаци­ей, хотя реально без властных полномочий ни о каком решении местных вопросов не мо­жет быть и речи.

Исходя из характеристик местного самоуправления, можно выде­лить его признаки:

1) самостоятельное решение населением вопросов местного зна­чения;

2) многообразие организационных форм осуществления;

3) организационное обособление органов местного самоуправления в системе органов публичной власти;

4) учет мнения населения, исторических, культурных, национальных и иных местных особенностей.

Указанные особенности местного самоуправления обусловливают специфику муниципальных отношений, составляющих предмет муниципального права.

В предмете муниципального права можно выделить следующие группы общественных отношений:

1) отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли;

2) отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни;

3) отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

Особенности предмета муниципально-правового регулирования обусловливают комплексный характер муниципального права как отрасли права. Многие нормы муниципального права, регулирующие на местном уровне имущественные, финансовые, земельные и другие отношения, являются одновременно нормами гражданского, финансового и других отраслей права.

Муниципальное право – новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления и развития. Его формирование связано с реформированием местной власти, начало которому было положено в 1990-1991 г., когда были приняты Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991).

В советский период местные органы власти (местные Советы и их исполнительные комитеты) являлись по своей сути государственными органами, входящими в единую систему государственной власти. Они функционировали на основе единых законодательных актов. Поэтому не было необходимости в формировании специальной отрасли права, которая имела бы своим предметом исключительно местные органы власти.

Формирование новой отрасли права поставило вопрос о ее наименовании. В качестве альтернативных использовались два понятия «муниципальное право» и «право местного самоуправления». Между ними нет принципиальных различий, но большее распространение получила первая формулировка, которая используется в законодательстве европейских стран. Она закрепляется в Конституции РФ, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.