Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО «Профобразование», 2001. – 656 с. 38 страница




 

Следующим элементом правового режима является порядок государственного регулирования использования земель.

 

Также к элементам правового режима необходимо отнести круг субъектов земельных правоотношений, которые обязаны соблюдать установленные государством правила земельного режима. А также наличие у них прав и обязанностей.

 

Важным элементом правового режима является система мер, обеспечивающих охрану этого режима от нарушений.

 

Таким образом, под правовым режимом следует понимать установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны.

 

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

 

Правовой режим данной категории земель складывается из нескольких элементов. Одним из них является наличие объекта правового регулирования, на который распространяется данный порядок. Он бывает, как правило, общим, родовым и конкретным.

 

Общим объектом правового регулирования является земля как часть окружающей природной среды, обладающая бесценным биопотенциалом в виде плодородия почв.

 

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель, то есть ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.

 

Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйственных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатывающие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т.п.).

 

Земельное угодье является конкретным объектом правового регулирования. Оно представляет собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению.

 

Говоря о целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как «конкретное целевое назначение». Под ним понимается такой вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации. На таких землях нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.

 

Проводя подразделение земли по виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению. Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохозяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощенных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

 

Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

 

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделенных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле. Например, если собственник земельного участка решил возвести на нем птицеферму, то он несет ответственность за противопожарную безопасность, сохранность чистоты воздуха, а земельный участок приобретает соответствующий особый правовой режим. Устанавливают специальный правовой режим органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

 

Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных государственных органов но регулированию правового режима.

 

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» были созданы новые федеральные органы для регулирования земельных отношений – Федеральная служба земельного кадаста РФ (учетная функция), и в отношении собственности – Министерство имущественных отношений РФ.

 

Таким образом, были созданы государственные органы, которые сосредоточили в своих руках всю деятельность по регулированию правового режима земель.

 

Нужно также сказать, что регулирование правового режима земель, как общего объекта правового режима, осуществляют государственные органы общей компетенции – Федеральная служба земельного кадаста РФ и ее территориальные органы. Регулирование правового режима категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции. Так, например, постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 года «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» в качестве такого органа называет Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.*

 

*Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 года «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», пункт 2.

 

Третьим элементом правового режима использования земель является круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли. Так, сельскохозяйственные предприятия не могут быть собственниками земель промышленности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает ведения промышленной деятельности.

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения, является Земельный кодекс РФ, который в статье 57 приводит перечень субъектов правоотношений, имеющих право на получение земельного участка.

 

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

 

1. Хозяйственным товариществам и акционерным обществам, производственным и потребительским кооперативам, в том числе колхозам, казачьим обществам, другим коммерческим сельскохозяйственным организациям и общинам для сельскохозяйственного производства.

 

2. Государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятиям, опытно-производственным, учебным, учебно-опытным и учебно-производственным хозяйствам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным учреждениям высшего, среднего и начального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательным учреждениям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей.

 

3. Государственным и муниципальным несельскохозяйственным предприятиям, религиозным организациям для ведения сельского хозяйства.

 

4. Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.*

 

*Земельный кодекс РФ, статья 57.

 

Каждый из этих субъектов получает земельный участок на определенных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и на неопределенный срок. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сельскохозяйственными участками. Остальным участникам правоотношений, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в собственность, в бессрочное пользование и в аренду.

 

5. Гражданам Российской Федерации, вынужденным переселенцам из государств – участников Содружества Независимых Государств земельные участки предоставляются для жилищного строительства, личных подсобных хозяйств, создания крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственных организаций.

 

Земельные участки сельскохозяйственным организациям (хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, другим коммерческим организациям) могут предоставляться в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду как юридическому лицу в соответствии с законами субъектов РФ. В случае предоставления земельного участка в собственность сельскохозяйственной организации ее члены (участники) получают право на земельный пай (долю), представляющий собой стоимостное выражение части земельного участка, приходящегося на долю члена (участника) сельскохозяйственной организации.

 

Земельные участки учреждениям государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятиям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Использование земельных участков учреждений и государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий осуществляется в соответствии с их уставами.

 

В рамках земельной реформы в России производится реорганизация колхозов и совхозов. Ее суть заключается в переходе от старых организационно-хозяйственных форм к новым, которые установлены новым законодательством РФ.

 

Суть реорганизации заключается в следующем. Раздел земель колхозов и совхозов на доли (паи) для передачи их в собственность граждан, занятых в сфере сельскохозяйственного производства.

 

Установление режима свободной хозяйственной деятельности новых структур на базе рыночных отношений и невмешательства в нее государственных органов.

 

Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, имеют право покупать землю и имущество бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества (Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»),

 

Земельный кодекс уже давно устарел и не может отвечать сложившимся экономическим условиям. Поэтому под сельскохозяйственными предприятиями, с учетом нового Гражданского кодекса, нужно понимать новые организационные формы. Так в Гражданском кодексе, как уже отмечалось, закреплено, что коммерческие сельскохозяйственные предприятия создаются в следующих формах.

 

Хозяйственное товарищество, под которым понимаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности.

 

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

 

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

 

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

 

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Оно создается на основании учредительного договора, который подписывается всеми участниками и регистрируется в соответствующем государственном органе. В случае ликвидации товарищества его имущество (в том числе и земля) распределяется между его учредителями (ст. 66–86 ГК РФ)

 

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.

 

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества.

 

Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества.

 

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

 

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Участниками акционерного общества могут быть как граждане, так и юридические лица (ст. 87-106 ГК РФ)

 

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

 

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

 

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом – коммерческой организацией (ст. 107–114ГКРФ).

 

Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива.

 

Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет. Размер и порядок внесения паевого взноса определяются уставом кооператива.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива наравне с гражданами Российской Федерации.

 

Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

 

Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

 

Кооператив не отвечает по обязательствам его членов.

 

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. По решению общего собрания членов кооператива часть прибыли кооператива может распределяться между его наемными работниками.

 

Кооператив может быть ликвидирован по решению общего собрания членов кооператива, в том числе в связи с истечением срока, на который он создан, достижением цели, ради которой он создан, или в связи с признанием судом недействительной государственной регистрации кооператива вследствие допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо в случае иных неоднократных или грубых нарушений закона, а также иных правовых актов, или признания его судом банкротом (Федеральный закон «О производственных кооперативах»).

 

В соответствии с новым ГК РФ был значительно расширен круг субъектов права на землях сельскохозяйственного назначения: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на ве-ре);

 

коммерческого товарищества – ст. 66-86 ГК РФ; общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью или акционерные общества – ст. 87–106 ГК РФ; производственные кооперативы – ст. 107–114 ГК РФ. Об этом подробнее в курсе «Аграрное право».

 

Четвертым элементом правового режима земель является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель, что составляет основной элемент правового режима. Права и обязанности субъектов зависят как от особенности земли – используемого объекта, так и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств, что подробнее будет рассмотрено ниже.

 

Пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель. К нему относятся:

 

наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также нормы, не допускающей изъятия ценных сельскохозяйственных земель;

 

наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению правового режима земель. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательных работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда – при возникновении спора;

 

наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение межевых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т.д.;

 

наличие правовых норм, исполнение которых позволит восстановить нарушение режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

 

Помимо Земельного кодекса порядок предоставления физическим лицам земельных участков сельскохозяйственного назначения регулируется статьями 10 и 11 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года с последующими изменениями и дополнениями, устанавливающими права, обязанности и ответственность лиц, ведущих крестьянское (фермерское хозяйство).

 

Основным элементом правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несутответственность в соответствии с гражданским законодательством и статьями 124–126 Земельного кодекса. Физические лица могут быть привлечены в уголовной, гражданской и иным формам ответственности.

 

Наконец, для того чтобы обеспечивать надлежащий правовой режим использования земель, необходимо создать эффективный правовой и правоприменительный механизмы. К ним относятся:

 

1) наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения как наиболее ценной категории земельного фонда России перед землями несельскохозяйственного назначения;

 

2) выработка таких правовых норм, применение которых позволило бы устранить условия, способствующие нарушению правового режима земель;

 

3) правовые нормы должны содержать санкции за нарушение правового режима земель. Так, в действующем Земельном кодексе в статьях 124–126 предусмотрена ответственность в виде довольно крупных штрафов за самовольное занятие земли, порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т.д.;

 

4) правовые нормы должны содержать в себе порядок, позволяющий устранить нарушения режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Кроме того, незаконный пользователь обязан за свой счет привести земельный участок в пригодное для использования состояние.

 

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда РФ.

 

Неоднородность в правовом режиме обусловлена:

 

видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами. Так, естественные угодья имеют иной правовой режим по сравнению с пахотными землями; ценные сельскохозяйственные земли находятся под повышенной правовой охраной по сравнению с обычными угодьями; на землях, подверженных отрицательным природным изменениям, устанавливается особый охранительный режим и т.д.;

 

юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель. Например, научно-исследовательские учреждения должны использовать земли сельскохозяйственного назначения приоритетно для исследовательских целей, пропаганды передового опыта, а уж затем выступать в качестве обычного пользователя;

 

иными объективными обстоятельствами. Так, при отнесении земель сельскохозяйственного предприятия к числу природоохранных происходит ограничение сельскохозяйственной деятельности, что изменяет и правовой режим использования земель данным хозяйством.

14.2. Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима

 

В предыдущем параграфе режим земель рассматривался с трех позиций: как общий объект правового режима (элемент земельного фонда), как родовой объект (земля определена категорией этого фонда) и конкретный объект правового режима (земельное угодье).

 

Данное подразделение понятий земли имеет не только теоретическое, но и практическое прикладное значение, поскольку правовой режим использования земли подразделяется на общий, особенный и специальный.

 

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения как общего объекта. Любой земельный участок имеет природные особенности, свойственные всем видам земель, а значит любому земельному участку свойственны элементы правового режима, порожденные этими особенностями. Рассмотрим их по отдельности:

 

1. Любой земельный участок, это, прежде всего, территория, на которой располагаются природные объекты (водоемы, растительность) и объекты имущественного характера (строения, сооружения, др. недвижимое и движимое имущество). В силу этого, первой обязанностью собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов является осуществление рациональной организации территории своих участков.

 

Обеспечение правильной организации земельной территории осуществляется уже в ходе передачи земель в собственность или иные формы использования, поскольку главной задачей землеустройства является рациональное использование земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий по поддержанию устойчивых ландшафтов и охраны земель.

 

Землеустройство уже в процессе своего осуществления принимает меры для устранения неудобств в расположении земель. Например, при выделении земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок должен представлять собой, как правило, единый земельный массив, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений сельскохозяйственных организаций (ст. 8.3 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

 

Закон не раскрывает понятия «рациональная организация территории», однако анализ действующего законодательства и иных нормативных актов позволяет утверждать наличие в этой обязанности следующих признаков:

 

рациональное размещение природных и имущественных объектов на территории земельного участка. Так, искусственно возводимые водоемы целесообразно располагать в естественных оврагах и других выемках местности, а не рыть для них котлованы на равнинной территории; дороги, магистрали и иные коммуникации и линейные сооружения располагать не по полевым участкам, а вдоль границ полей, дорог, полезащитных лесополос и т. п.; плодово-ягодные насаждения совмещать с противоэрозионными защитными лесополосами и т. п.;

 

рациональное совмещение природных и имущественных объектов на земельных участках.* Например, при выделении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства вблизи населенного пункта не затрагиваются земли, используемые под усадьбы населения и земли общественного пользования – выпасы скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и пр.;

 

*Подробнее об этом см. главу 10.

 

устранение отрицательных последствий от размещенных соседствующих объектов. Так, целесообразно при размещении пахотных угодий вблизи от населенных пунктов создавать между пашней и селом «буфер» в виде массива естественных угодий (пастбищ, сенокосов), который бы защищал здоровье жителей от применяемых на полях агрохимикатов и других неблагоприятных последствий, вызываемых сельскохозяйственным производством.

 

2. Любой земельный участок представляет собой неперемещаемый объект, что является особенностью его правового режима и отличает его от режима обычного имущества:

 

если право собственности, владения, аренды на обычный имущественный объект возникает путем передачи имущества собственнику, пользователю, арендатору, то аналогичные права в отношении земельного участка возникают после установления границ этого участка на местности и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды этим участком;

 

поскольку при участии земли в гражданском обороте перемещается не земля, а пограничные линии, распределяющие и перераспределяющие права собственности, землевладения, землепользования и аренды, то в ходе использования земель неизбежно возникают отношения соседства.

 

Земельно-соседские правоотношения имеют, как правило, две стороны: право на требование соседа определенных ограничений принадлежащих ему правомочий и обязанности подчиниться законным требованиям соседа об ограничении собственных правомочий в отношении использования своего участка. Например, если завод, расположенный по соседству с сельхозпредприятием, сточными водами своего производства повреждает сельскохозяйственные угодья, то сельхозпредприятие вправе требовать от завода создания очистительных систем; если агрохимикаты при сельхозработах на полях, расположенных вблизи заводского поселка, попадают в этот поселок, то завод вправе требовать от сельхозпредприя-тия либо изменения режима использования угодий, либо переноса угодий на другие земли.

 

Каждый собственник земли, землевладелец, землепользователь и арендатор обязан не нарушать права других собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования природными объектами.

 

Наряду с правами соседских требований и притязании соседей друг к другу, закон устанавливает разграничение этих требований от необоснованных заявлений. Так, защите подлежат не всякие интересы соседствующих субъектов земельных правоотношений, а лишь такие, которые охраняются законом (сервитут). Необоснованным, к примеру, будет требование соседствующего субъекта о прекращении строительства объекта, который не нравится ему по своей конструкции.

 

3. Любой земельный участок представляет собой часть окружающей природы, является элементом экосистемы, а поэтому находится в сфере эколого-правового режима регулирования. Например, те земельные участки, на которых происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, здоровью человека, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, после чего на них прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду; ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов (ст. 58 Закона об охране окружающей природной среды).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.