Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общесоциальные гарантии прав и свобод личности




На процесс реализации субъективных прав и свобод большое
влияние оказывают общественные условия, или социальная сре-
да. Всякие нормы создаются и действуют, как справедливо под-
черкивается, не «в пустоте», а в реальной совокупности общест-
венных отношений, на основе и в рамках окружающего бытия,
которое во всех своих проявлениях опосредует эффективность
действия норм1.

В юридической науке вопрос о роли общественных условий в
реализации прав и свобод человека и гражданина рассматрива-
ется главным образом через призму их гарантирования, т. е. по-
зитивно воздействующих на реализацию факторов, поскольку
без них не может быть обеспечена возможность получения ин-
дивидом определенных благ.

Теория и практика формирования основ правового статуса
человека и гражданина на принципах демократии и правовой
государственности в целом утвердились в некоторых стандар-
тах содержания общесоциальных гарантий, без которых право-
вой статус, входящие в него права и свободы человека и граж-
данина остаются лишь красивыми нормотворческими форму-
лировками.

Общесоциальные гарантии чаще всего делятся на политические,
социально-экономические, идеологические
(духовные), т.е. сог-
ласно основным сферам общественной жизни.

К политическим гарантиям относятся:

; См.: Эффективность правовых норм, — М., 1980. С. 76.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

а) система народовластия;

б) возможности личности принимать участие в управлении де-
лами общества и государства;

в) устойчивость политических структур, их способность к дос-
тижению гражданского согласия;

г) политический плюрализм;

д) многопартийность и т.п.

Важнейшей политической гарантией прав и свобод человека и
гражданина, безусловно, является демократия, развитость ее
институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие,
участие граждан в делах общества и государства, прежде всего
посредством использования своих политических прав и свобод.

В этом смысле особо значимо закрепление в Конституции РФ:

демократического правового устройства России; республиканс-
кой формы правления (ст. 1); разделение властей на законода-
тельную, исполнительную, судебную; признание человека и его
прав в качестве высшей ценности (ст. 2); суверенитета и власти
всего народа (ст. 3); целостности территории (ст. 4); равнопра-
вия субъектов Российской Федерации (ст. 5); системы свобод-
ных выборов; политического многообразия.

Гарантом реальности демократического правового положения
человека и гражданина выступает вовсе не тоталитарное, но
сильное государство: признающее во взаимоотношениях с лич-
ностью ее приоритет на основе верховенства права; поддержива-
ющее политическую стабильность в обществе; способное при
необходимости эффективно защищать демократию; претворять
в жизнь официально принимаемые юридические акты всеми за-
конными средствами.

К сожалению, современная посткоммунистическая российс-
кая государственность на этот счет подчас обнаруживает сла-
бость, и проблема настоятельно требует самого серьезного реше-
ния. В науке существует, без сомнения, верное мнение о том, что
для свободы человека в равной мере опасна как абсолютизация
власти, так и ее отсутствие, разрушение, ведущее к деградации
личности, хаосу'.

* Демидов А. И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство
и право.— 1995.—№11. С. 10, 11.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

Соответственно принцип разделения властей означает не
только самостоятельность каждой ее ветви в пределах своих пол-
номочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что обус-
ловлено единством государства как такового, его общей обязан-
ностью обеспечивать и защищать права и свободы человека и
гражданина, другие основы конституционного строя.

В конечном же счете вопрос зависимости прав человека от де-
мократичности организации и деятельности политической влас-
ти имеет не менее фундаментальную обратную сторону: госуда-
рство не существует как правовое вообще вне воплощения его
определяющего принципа — приоритета прав человека'.

К числу благоприятных для прав и свобод личности полити-
ческих условий можно отнести становление принципов соци-
альной солидарности и партнерства как альтернативы классово-
го противостояния.

Исключительно значимы идеалы интернационализма и друж-
бы народов в противовес неадекватной суверенизации, нацио-
нальному обособлению в рамках единой страны. Просчеты в на-
циональной политике, как известно, породили многочисленные
нарушения прав россиян, проживающих в отдельных регионах,
вплоть до прямых угроз личной безопасности, поэтому появле-
ние законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»2
далеко не случайно.

К социально-экономическим гарантиям относятся:

а) высокий уровень благосостояния общества;

б) наличие «среднего класса»;

в) социальная стабильность;

г) эффективная система социального обеспечения;

д) бесплатность основного общего и среднего профессиональ-
ного образования;

е) мощная материально-техническая база общества;

ж) эффективная экономика, основными элементами которой
являются: единство экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг, финансовых средств;

' Общая теория прав человека. — М., 1996. С. 68—75.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного

Совета Российской Федерации. — 1993.— №12. — Ст. 425, 427.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

з) ограничение монопольной экономической деятельности;

и) поддержка конкуренции;

к) свобода экономической деятельности;

л) признание и защита равным образом частной, государствен-
ной, муниципальной и иных форм собственности;

м) социальное партнерство между человеком и государством,
работником и работодателем, производителем и потребителем;

н) высокая производительность труда.

Суть социально-экономических гарантий особенно ярко
проявляется в отношении одноименных прав человека и граж-
данина.

К примеру, реализация права на жилище прямо зависит от
темпов жилищного строительства и его фонда, права на труд —
от наличия рабочих мест, соответствующих выбираемому роду
деятельности и профессии.

Среди форм собственности большое значение имеет степень
развития конституционно провозглашенной в сегодняшней
России частной собственности как гарантии материальной неза-
висимости человека, его индивидуальной свободы, наконец, де-
мократичности его правового положения в целом.

Исключительно важную роль в обеспечении прав и свобод че-
ловека и гражданина играет непосредственно социально-эко-
номическая политика, а также экономическая функция госу-
дарства.

Российское государство провозглашено Конституцией РФ как
социальное (ст. 7). Это предопределяет главное его назначе-
ние — служение человеку, а значит и его правам. Здесь, правда,
есть нюансы, требующие уточнения.

Так, на закате власти КПСС, при очевидно негативных резуль-
татах многолетней заурегулированности экономики властью, в
политико-правовых исследованиях нередко прослеживалась
мысль о перспективности их (власти и экономики) предельного
взаимоограждения по историческому образцу отдельных запад-
ных стран.

Возобладала, однако, позиция, согласно которой для осуще-
ствления прав человека недостаточно полного невмешатель-
ства государства в частную жизнь, сферу экономических отно-


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

шений между людьми, а нужны известные правогарантирую-
щие меры''.

Речь идет, как справедливо подмечено, не о вмешательстве, а о
государственном содействии, цель которого — выполнение обя-
занности правительств по отношению к человеку и гражданину,
зафиксированной в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и
ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах — обеспечить каждому достойный уровень
жизни2.

Именно для этого социальное государство призвано регулиро-
вать отношения труда и капитала; корректировать неблагопри-
ятные экономические процессы; не допускать крайней поляри-
зации общества по уровню доходов, в частности через эффек-
тивную систему налогообложения; заниматься охраной труда и
здоровья людей; поддерживать культурный и интеллектуальный
потенциал общества; устанавливать минимально достаточный
размер заработной платы; малообеспеченным гражданам оказы-
вать материальную помощь; осуществлять иные меры социаль-
ной защиты населения.

Для реализации этих задач государство должно создать эффек-
тивную экономику, мощный производственно-технический по-
тенциал.

Государство в соответствии со ст. 7 Конституции РФ осущес-
твляет единую социальную политику, обеспечивая реализацию
прав человека и гражданина на труд, на социальное обеспече-
ние, на охрану здоровья, содействует решению проблем семьи,
материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализа-
ции молодежной политики.

Третью группу гарантий составляют идеологические (духовные)
гарантии, к которым относятся:

' Эбзеев Б. С. Права и обязанности человека и гражданина как отражение диа-
лектики индивидуального и коллективного начал в организации социума//Лич-
ность и власть (конституционные вопросы). — Ростов н/Д; Саратов. — 1995. С.
123; Юсупов В. А. Главная идея административного права // Административное
право и права человека. — Волгоград, 1990. С. 5.
2 Лукашева Е. А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях
рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. — М.,
1994. С. 6.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

а) высокий уровень развития духовной культуры, право-
сознания;

б) идеологическое многообразие;

г) запрет на монополизацию идеологии;

д) запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни;

е) развитие духовных традиций;

ж) свобода литературного, художественного, научного, техни-
ческого и других видов творчества и т.п.;

з) общедоступность культурных ценностей.

Идеологические (духовные) гарантии это прежде всего уро-
вень культуры общества, его научный и творческий потенциал,
образованность, нравственные установки его членов. В качестве
особой гарантии Конституция РФ выделяет признание в России
идеологического многообразия и в то же время однозначно зап-
рещает разжигание социальной, расовой, национальной и рели-
гиозной розни (части 1, 2, 5 ст. 13).

Составной частью духовно-идеологических гарантий служит
общественное и индивидуальное правосознание, политико-пра-
вовая культура общества, отдельных граждан, включая должно-
стных лиц, призванных обеспечить защиту прав.

Неотъемлемое условие реальности прав и результативности
осуществления — знание их людьми, осмысление их высокой
ценности, умение правильно использовать и защищать, уваже-
ние прав окружающих.

Среди идеологических факторов обеспечения субъективных
прав большое значение имеют прогрессивные политико-право-
вые концепции, научно-теоретические разработки в области
прав и свобод человека и гражданина.

Велика роль правового воспитания граждан в духе соблюдения
законности и правопорядка.

Наметилась позитивная тенденция целенаправленного изуче-
ния проблемы прав человека в рамках высшего и среднего обра-
зования, распространения общих знаний в данной области сре-
ди населения.

' Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа
личности. — М., 1980.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

Так, в целях его широкого ознакомления с международными
документами о правах человека их тексты публикуются в различ-
ных официальных изданиях: «Российской газете», «Бюллетене
международных договоров» и др.

Положено начало систематическому информированию широ-
кой общественности о состоянии дел с правами человека в стра-
не через официальные доклады парламентского уполномочен-
ного, посредством специализированных периодических изда-
ний, таких, как «Права человека в России — международное из-
мерение», «Белая книга России», «Российский бюллетень по
правам человека» и др.

Политические, социально-экономические и идеологические
гарантии образуют комплекс базовых условий, который, еще раз
подчеркнем, предопределяет в целом реальность всех прав и
свобод человека и гражданина, является решающей предпосыл-
кой формирования у индивида заинтересованности в их реали-
зации.

Однако сами по себе общесоциальные факторы не всегда мо-
гут обеспечить полноценное использование прав и свобод чело-
века и гражданина, тем более защищать от посягательств и нару-
шений.

Необходимо отметить, что рассмотренные выше виды соци-
альных факторов становятся гарантиями прав и свобод личнос-
ти благодаря их организационно-правовому обеспечению, поэ-
тому общесоциальные гарантии неразрывно связаны с юриди-
ческими и организационными гарантиями.

Как уже отмечалось, юридические гарантии — это средства
обеспечения, защиты и охраны прав и свобод личности.
Юриди-
че-ские гарантии делятся на две группы: гарантии реализации,
т. е. юридические средства, которые обеспечивают их право-
мерную реализацию, и гарантии защиты и охраны прав и сво-
бод, т.е. юридические средства, обеспечивающие их защиту и
охрану.

Юридические гарантии реализации человеком и гражданином
своих прав нацелены на создание для нее и общества оптималь-
ной социально-правовой среды их реализации и, в отличие от
гарантий защиты и охраны, непосредственно не связаны с пра-


Правовой статус человека и гражданина в РФ

вонарушениями. По существу, такая градация принята в науке,
проявляется на практике и не вызывает принципиальных дис-
куссий'.

К гарантиям реализации человеком и гражданином своих прав
относятся:

1) конституционное закрепление норм, регулирующих отно-
шения в области реализации, защиты и охраны прав и свобод;

четкое законодательное установление пределов прав и свобод
личности, их конкретизация в текущем законодательстве;

2) юридические факты, с которыми связывается их обладание
и непосредственное пользование;

3) процессуальные формы реализации;

4) меры поощрения и льготы для стимулирования правомер-
ной и инициативной их реализации.

Сюда в первую очередь входит и вся правовая система, и
прежде всего законодательство, регламентирующее права и сво-
боды: их значимость, юридическую силу, содержание, объем,
границы использования, процессуальные процедуры осущес-
твления, включая юридические факты, с которыми оно связы-
вается, и т.д.

Путь к юридическому обеспечению прав и свобод личности в
широком плане открывается с законодательного оформления
сущности государства, общественного строя, приверженности
этого строя демократическим политико-правовым принципам,
таким, как правовая государственность, верховенство закона,
разделение властей, приоритет личности во взаимоотношениях
с государством и т. д.2

Непосредственное обеспечение прав и свобод человека и
гражданина берет начало с самого их признания государством и
соответствующей нормативно-правовой регламентации.

Определяющим здесь является характер регламентации, вклю-
чая уровень имплементации международных актов о правах че-
ловека, а также официально придаваемый правам социально-
юридический смысл. Российская Федерация, как известно, при-

1 Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалис-
тическом обществе. — М., 1987. С. 60—341.

2 Права человека. История, теория, практика. — М., 1995. С. 141—144.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

соединилась к важнейшим международно-правовым докумен-
там о правах человека, признала их приоритет.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепле-
ны на конституционном уровне как непосредственно действу-
ющие, что придает им высшую юридическую силу в отноше-
нии правотворческой, правоисполнительной, правоохрани-
тельной деятельности всех государственных органов и должно-
стных лиц.

В качестве принципов, гарантирующих права и свободы, обос-
нованно выделяются принципы соразмерности их ограничений
и сохранения их сущностного содержания.

Общий смысл этих принципов в недопустимости выхолащи-
вания, чрезмерного ограничения властью прав и свобод даже в
связи с возникновением опасности для конституционного
строя, прав и законных интересов других лиц, правопорядка и
др. Это весьма значимо для прав, реализация которых при из-
вестных правонарушающих обстоятельствах не исключает за-
конного применения государством силы и принуждения (зап-
рет митингов, ограничение свободы передвижения, забасто-
вок и т. д.).

Запрещается затрагивать само существо содержания основных
прав и свобод человека. Правда, прямая формулировка такого
запрета в Конституции РФ отсутствует, в отличие, скажем, от
Основного закона ФРГ (п. 2 ст. 19), однако в ней есть ряд норм,
которые могут аналогичным образом толковаться (ст. 18, ч. 2
ст. 55)1.

Статья 71 Конституции РФ (п. «в») указывает, что в ведении
Российской Федерации находятся регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина; в ст. 55 установлено, что права
и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде-
ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.

1 Ледях И.А. Защита прав человека как функция конституционного правосудия
// Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов
защиты прав человека. М., 1994. С.38—39.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

Законодательное закрепление прав и свобод человека и граж-
данина в ряде случаев требует дальнейшей конкретизации и де-
тализации в нормативно- правовых актах.

Важную роль в осуществлении субъективных прав человека
играет их конкретизация, в частности, пределов (границ) их ис-
пользования индивидом, а также содержания прав, круга обя-
занных лиц и принадлежащих им полномочий, и др. Конкрети-
зация прав проводится, как правило, нормативно: посредством
детализации субъективного права содержащей это право нормой
определенного закона, посредством текущего законодательства,
а в отдельных редких случаях — путем официального толкования
прав1.

Одной из первоначальных позиций конкретизации служит ус-
тановление субъектов — обладателей права. Конституция РФ (ч.
2 ст. 6) гласит, что каждый гражданин Российской Федерации
обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет
равные обязанности. Субъектом почти всех провозглашенных в
главе 2 Основного закона прав и свобод является каждый чело-
век. Это вместе с тем не исключает детализации в законодатель-
стве (подчас и уже в самой Конституции РФ) с вытекающими
отсюда последствиями, субъектов пользования правами, к кото-
рым относятся граждане, иностранные граждане, родители, не-
совершеннолетние, малоимущие, обвиняемые, потерпевшие,
нетрудоспособные и т. д.

Большое значение имеет нормативно-правовое определение
разумных границ реализации прав и свобод в демократическом
обществе вне зависимости от обладателей. Общее положение
Конституции РФ таково: осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
(ч. Зет. 17).

Согласно признанным международным стандартам запрещено
их использование для насильственного изменения конституци-
онного строя, разжигания расовой, национальной, классовой,

) Так, допускается конкретизация основных прав и свобод личности путем их
толкования Конституционным судом Российской Федерации в рамках его
исключительной прерогативы толковать нормы Конституции РФ (ч. 5 ст. 125
Конституции РФ).


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны (ст. 4
Декларации прав и свобод человека и гражданина).

На недопустимость использования прав и свобод в целях, про-
тиворечащих их назначению, имеются прямые указания и в от-
раслевом российском законодательстве. В частности, в Гражда-
нском кодексе этому специально посвящена ст. 10 «Пределы
осуществления гражданских прав». В ней говорится о запрете
действий граждан с намерением причинить вред другому лицу,
злоупотребления правом в иных формах, использования граж-
данских прав в целях ограничения конкуренции и т. д.

Близок по смыслу и такой способ обеспечения реализации
прав и свобод человека и гражданина, как прямое указание в за-
коне на конкретные материально-финансовые, организацион-
ные и иные ее гарантии. К примеру, право на отдых, предусмот-
ренное ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, гарантируется оплачивае-
мым ежегодным отпуском; право на жилище, закрепленное ч. 1
ст. 40 Конституции РФ, обеспечивается предоставлением мало-
имущим бесплатно или за доступную плату жилья из установ-
ленных законом жилищных фондов по предусмотренным нор-
мам (ч. 3. ст. 40 Конституции РФ); право на охрану здоровья
(ч. 1 ст. 41 Конституции РФ) гарантируется бесплатной медици-
нской помощью в государственных и муниципальных учрежде-
ниях здравоохранения.

Соответствующее нормативное закрепление имеет и финансо-
вая сторона проблемы реализации прав в области материнства и
детства, социального обслуживания граждан (размер пенсий,
пособий, льготных выплат и др.).

Вышеназванными юридическими способами правовое обес-
печение реализации прав и свобод человека и гражданина не ог-
раничивается. В интересах правомерной их реализации в норма-
тивно-правовых актах часто делается специальное указание на
юридические факты, с которыми обоснованно связана возмож-
ность использования субъективного права индивидом, указание
на порядок, пути, средства его использования.

Исключительно значимо определение в законе перечня конк-
ретных лиц, которые должны содействовать реализации прав и
свобод посредством исполнения своих функциональных обя-


Правовой статус человека и гражданина в РФ

занностей, наконец, регламентация полномочий этих лиц, т. е.
их перечень.

Как известно, каждое право или свобода имеют свой порядок
и характер реализации. Реализация некоторых прав осуществля-
ется самой личностью, по ее инициативе, вне прямой зависи-
мости от кого бы то ни было. Это многие гражданские, полити-
ческие права и свободы: совести и вероисповедания, мысли и
слова, изначального определения и указания национальной
принадлежности, мирных собраний, митингов, шествий, пике-
тирования и др.

Не исключается и помощь других субъектов в реализации прав
(по желанию гражданина), например, при обращении в колле-
гию адвокатов, государственные структуры за консультацией по
вопросам содержания права (свободы), с просьбой содейство-
вать в его реализации путем составления заявления, проекта до-
говора, с просьбой оформить копию документа (диплома, трудо-
вой книжки и т. д.), зафиксировать в паспорте группу крови и т.д.

Наряду с вышеуказанной инициативной формой использова-
ния прав и свобод существует процессуально-процедурная, ког-
да закон с той или иной степенью определенности предусматри-
вает порядок их использования.

Процессуально-процедурный порядок представляет собой
собственно юридическую конструкцию реализации прав. Он
обычно предполагает согласованность активных действий пра-
вообладателя и обязанных субъектов, четкую нормативную рег-
ламентацию этих действий по форме, методам, средствам, вре-
мени, месту осуществления и т. д. Согласованность задана преж-
де всего через систему юридических фактов, юридических (фак-
тических) составов, которые вызывают указанные действия, а
также сами ими порождаются. Одновременно могут регламенти-
роваться и организационные мероприятия (уведомить лицо о
решении, выдать документ и др.).

Так, трудовое правоотношение возникает на основании юри-
дического состава, в который, помимо достижения граждани-
ном установленного законом возраста, получения им професси-
ональной подготовки, наличия вакансии и других условий,
обычно входят его официальное письменное волеизъявление,


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

заключение трудового соглашения, приказ руководителя о наз-
начении на должность.

Характерно указание в Гражданском кодексе РФ на форму со-
вершения ряда сделок в рамках реализации гражданином права
собственности, когда требуется нотариальное удостоверение
сделки (ст. 163) или ее государственная регистрация (ст. 164),
что, в свою очередь, является обязанностью нотариуса или уч-
реждения юстиции.

Некоторые нормативно-правовые акты непосредственно на-
целены на подробную регламентацию процедур осуществления
прав и свобод человека и гражданина, как, например, Федераль-
ный закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Рос-
сийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»!, «По-
ложение о порядке предоставления политического убежища в
Российской Федерации» от 21.07.97 г. № 746.2

Отсутствие процедурной упорядоченности реализации прав и
свобод, когда это объективно обусловлено, не может не ослаб-
лять гарантий их осуществления. Данная проблема не теряет
своей актуальности и сегодня. В юридической литературе отме-
чается, что затруднено, например, обращение человека в межго-
сударственные органы по защите прав и свобод, поскольку неиз-
вестно, как определяется и что значит исчерпанность всех внут-
ригосударственных средств правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Консти-
туции РФ); не подкреплена перечнем соответствующих обязан-
ностей должностных лиц свобода искать и получать информа-
цию (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ) и т. д.3

Особое значение имеет процессуально-процедурный порядок
реализации субъективных прав, который включает в себя выне-
сение теми или иными компетентными органами правоприме-
нительных актов. Акты призваны создать условия правильной,
беспрепятственной, безопасной, а следовательно, при необхо-

' Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.

2 Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г.
№ 763 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31.
Ст.3095.

3 Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических меха-
низмов защиты прав человека// Государство и право. 1994. № 10. С. 19.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

димости контролируемой реализации прав личности. Такой по-
рядок всегда должен быть законодательно четко регламентиро-
ван. При условии обоснованности, целесообразности, эффек-
тивности, удобстве, ясности процессуально-процедурный поря-
док служит действенным гарантом правореализации (решение о
назначении пенсии, регистрация брака, разрешение на управле-
ние автотранспортом т. д.).

Потребность в собственно защите или охране прав и свобод
личности возникает, как правило, в случаях их нарушений (или
реальной угрозы таковой), будь то вынесение препятствующих
их осуществлению неправомерных юридических актов, необос-
нованный отказ в признании за лицом права, неисполнение
кем-либо юридической обязанности и др., включая открытые
посягательства на жизнь, здоровье человека и т. д.

К гарантиям защиты и охраны прав и свобод относятся:

1) определение в законодательстве наказуемых посягательств
на права и свободы личности;

2) установление в нормативно-правовых актах специальных
принципов (презумпция невиновности), институтов (возбужде-
ние уголовного дела), процедур (порядка рассмотрения уголов-
ных и гражданских дел), средств (поощрений и наказаний и т.п.);

3) судебный, в том числе конституционный контроль;

4) прокурорский надзор;

5) контроль законодательных органов государственной власти
за соблюдением прав, свобод личности;

6) контроль исполнительных органов власти, в том числе ведо-
мственный контроль;

7) общественный контроль;

8) возможность получения квалифицированной юридической
помощи;

9) меры защиты, в том числе право каждого защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и
меры юридической ответственности виновных за нарушение
прав и свобод личности. Меры защиты (связаны с выполнением
старой обязанности) — принудительное взыскание алиментов;

меры юридической ответственности связаны с новой юридичес-
кой обязанностью.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

10) процессуальные формы осуществления контроля и над-
зора;

11) меры пресечения, предупреждения и профилактики нару-
шений прав личности и другие правовые средства. Меры пресе-
чения (связаны с предупреждением правонарушения) — задер-
жание, подписка о невыезде; принудительные меры воспита-
тельного воздействия; принудительные меры медицинского воз-
действия; принудительные профилактические меры — ограни-
чение свободы передвижения в случае карантина.

12) правотворческая, правоприменительная, правоохрани-
тельная деятельность государства, его органов, должностных
лиц, общественных организаций в области прав и свобод лич-
ности.

В широком плане гарантии защиты и охраны прав и свобод
личности можно определять уже через развитость демократичес-
кого института ответственности государства перед своими граж-
данами за нарушение их прав и свобод1. Действующая Консти-
туция РФ подтвердила приверженность Российской Федерации
этой аксиоме правовой государственности, установив не только
охрану законом прав потерпевших от злоупотреблений властью
(ст. 52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, при-
чиненного незаконными действиями (или бездействием) орга-
нов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Названный институт включает в себя целый комплекс необхо-
димых гарантирующих мер сугубо охранительного характера и
некоторых обеспечивающих, нередко в совокупности: имущест-
венные компенсации, акты моральной реабилитации, наказание
виновных, установление льготных режимов для пострадавших и
т. д. Как известно, вопрос сегодня состоит в должной реализа-
ции института ответственности государства, что осложняется
проблемами ее материально-финансового обеспечения и др.

Охрана прав и свобод начинается с определения в законода-
тельстве наказуемых посягательств на них, а также основных

1 Бойцова Л. Гражданин против государства? // Общественные науки и совре-
менность. 1994. № 4. С. 42—50; Малеин Н.С. Современные проблемы юридичес-
кой ответственности // Государство и право. 1994. № 6. С. 23—32; Общая теория
прав человека. М., 1996. С. 297—301.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.