На процесс реализации субъективных прав и свобод большое влияние оказывают общественные условия, или социальная сре- да. Всякие нормы создаются и действуют, как справедливо под- черкивается, не «в пустоте», а в реальной совокупности общест- венных отношений, на основе и в рамках окружающего бытия, которое во всех своих проявлениях опосредует эффективность действия норм1.
В юридической науке вопрос о роли общественных условий в реализации прав и свобод человека и гражданина рассматрива- ется главным образом через призму их гарантирования, т. е. по- зитивно воздействующих на реализацию факторов, поскольку без них не может быть обеспечена возможность получения ин- дивидом определенных благ.
Теория и практика формирования основ правового статуса человека и гражданина на принципах демократии и правовой государственности в целом утвердились в некоторых стандар- тах содержания общесоциальных гарантий, без которых право- вой статус, входящие в него права и свободы человека и граж- данина остаются лишь красивыми нормотворческими форму- лировками.
Общесоциальные гарантии чаще всего делятся на политические, социально-экономические, идеологические (духовные), т.е. сог- ласно основным сферам общественной жизни.
К политическим гарантиям относятся:
; См.: Эффективность правовых норм, — М., 1980. С. 76.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
а) система народовластия;
б) возможности личности принимать участие в управлении де- лами общества и государства;
в) устойчивость политических структур, их способность к дос- тижению гражданского согласия;
г) политический плюрализм;
д) многопартийность и т.п.
Важнейшей политической гарантией прав и свобод человека и гражданина, безусловно, является демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, участие граждан в делах общества и государства, прежде всего посредством использования своих политических прав и свобод.
В этом смысле особо значимо закрепление в Конституции РФ:
демократического правового устройства России; республиканс- кой формы правления (ст. 1); разделение властей на законода- тельную, исполнительную, судебную; признание человека и его прав в качестве высшей ценности (ст. 2); суверенитета и власти всего народа (ст. 3); целостности территории (ст. 4); равнопра- вия субъектов Российской Федерации (ст. 5); системы свобод- ных выборов; политического многообразия.
Гарантом реальности демократического правового положения человека и гражданина выступает вовсе не тоталитарное, но сильное государство: признающее во взаимоотношениях с лич- ностью ее приоритет на основе верховенства права; поддержива- ющее политическую стабильность в обществе; способное при необходимости эффективно защищать демократию; претворять в жизнь официально принимаемые юридические акты всеми за- конными средствами.
К сожалению, современная посткоммунистическая российс- кая государственность на этот счет подчас обнаруживает сла- бость, и проблема настоятельно требует самого серьезного реше- ния. В науке существует, без сомнения, верное мнение о том, что для свободы человека в равной мере опасна как абсолютизация власти, так и ее отсутствие, разрушение, ведущее к деградации личности, хаосу'.
* Демидов А. И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право.— 1995.—№11. С. 10, 11.
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
Соответственно принцип разделения властей означает не только самостоятельность каждой ее ветви в пределах своих пол- номочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что обус- ловлено единством государства как такового, его общей обязан- ностью обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина, другие основы конституционного строя.
В конечном же счете вопрос зависимости прав человека от де- мократичности организации и деятельности политической влас- ти имеет не менее фундаментальную обратную сторону: госуда- рство не существует как правовое вообще вне воплощения его определяющего принципа — приоритета прав человека'.
К числу благоприятных для прав и свобод личности полити- ческих условий можно отнести становление принципов соци- альной солидарности и партнерства как альтернативы классово- го противостояния.
Исключительно значимы идеалы интернационализма и друж- бы народов в противовес неадекватной суверенизации, нацио- нальному обособлению в рамках единой страны. Просчеты в на- циональной политике, как известно, породили многочисленные нарушения прав россиян, проживающих в отдельных регионах, вплоть до прямых угроз личной безопасности, поэтому появле- ние законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах»2 далеко не случайно.
К социально-экономическим гарантиям относятся:
а) высокий уровень благосостояния общества;
б) наличие «среднего класса»;
в) социальная стабильность;
г) эффективная система социального обеспечения;
д) бесплатность основного общего и среднего профессиональ- ного образования;
е) мощная материально-техническая база общества;
ж) эффективная экономика, основными элементами которой являются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств;
' Общая теория прав человека. — М., 1996. С. 68—75.
2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. — 1993.— №12. — Ст. 425, 427.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
з) ограничение монопольной экономической деятельности;
и) поддержка конкуренции;
к) свобода экономической деятельности;
л) признание и защита равным образом частной, государствен- ной, муниципальной и иных форм собственности;
м) социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем;
н) высокая производительность труда.
Суть социально-экономических гарантий особенно ярко проявляется в отношении одноименных прав человека и граж- данина.
К примеру, реализация права на жилище прямо зависит от темпов жилищного строительства и его фонда, права на труд — от наличия рабочих мест, соответствующих выбираемому роду деятельности и профессии.
Среди форм собственности большое значение имеет степень развития конституционно провозглашенной в сегодняшней России частной собственности как гарантии материальной неза- висимости человека, его индивидуальной свободы, наконец, де- мократичности его правового положения в целом.
Исключительно важную роль в обеспечении прав и свобод че- ловека и гражданина играет непосредственно социально-эко- номическая политика, а также экономическая функция госу- дарства.
Российское государство провозглашено Конституцией РФ как социальное (ст. 7). Это предопределяет главное его назначе- ние — служение человеку, а значит и его правам. Здесь, правда, есть нюансы, требующие уточнения.
Так, на закате власти КПСС, при очевидно негативных резуль- татах многолетней заурегулированности экономики властью, в политико-правовых исследованиях нередко прослеживалась мысль о перспективности их (власти и экономики) предельного взаимоограждения по историческому образцу отдельных запад- ных стран.
Возобладала, однако, позиция, согласно которой для осуще- ствления прав человека недостаточно полного невмешатель- ства государства в частную жизнь, сферу экономических отно-
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
шений между людьми, а нужны известные правогарантирую- щие меры''.
Речь идет, как справедливо подмечено, не о вмешательстве, а о государственном содействии, цель которого — выполнение обя- занности правительств по отношению к человеку и гражданину, зафиксированной в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах — обеспечить каждому достойный уровень жизни2.
Именно для этого социальное государство призвано регулиро- вать отношения труда и капитала; корректировать неблагопри- ятные экономические процессы; не допускать крайней поляри- зации общества по уровню доходов, в частности через эффек- тивную систему налогообложения; заниматься охраной труда и здоровья людей; поддерживать культурный и интеллектуальный потенциал общества; устанавливать минимально достаточный размер заработной платы; малообеспеченным гражданам оказы- вать материальную помощь; осуществлять иные меры социаль- ной защиты населения.
Для реализации этих задач государство должно создать эффек- тивную экономику, мощный производственно-технический по- тенциал.
Государство в соответствии со ст. 7 Конституции РФ осущес- твляет единую социальную политику, обеспечивая реализацию прав человека и гражданина на труд, на социальное обеспече- ние, на охрану здоровья, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализа- ции молодежной политики.
Третью группу гарантий составляют идеологические (духовные) гарантии, к которым относятся:
' Эбзеев Б. С. Права и обязанности человека и гражданина как отражение диа- лектики индивидуального и коллективного начал в организации социума//Лич- ность и власть (конституционные вопросы). — Ростов н/Д; Саратов. — 1995. С. 123; Юсупов В. А. Главная идея административного права // Административное право и права человека. — Волгоград, 1990. С. 5. 2 Лукашева Е. А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. — М., 1994. С. 6.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
а) высокий уровень развития духовной культуры, право- сознания;
б) идеологическое многообразие;
г) запрет на монополизацию идеологии;
д) запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
е) развитие духовных традиций;
ж) свобода литературного, художественного, научного, техни- ческого и других видов творчества и т.п.;
з) общедоступность культурных ценностей.
Идеологические (духовные) гарантии— это прежде всего уро- вень культуры общества, его научный и творческий потенциал, образованность, нравственные установки его членов. В качестве особой гарантии Конституция РФ выделяет признание в России идеологического многообразия и в то же время однозначно зап- рещает разжигание социальной, расовой, национальной и рели- гиозной розни (части 1, 2, 5 ст. 13).
Составной частью духовно-идеологических гарантий служит общественное и индивидуальное правосознание, политико-пра- вовая культура общества, отдельных граждан, включая должно- стных лиц, призванных обеспечить защиту прав.
Неотъемлемое условие реальности прав и результативности осуществления — знание их людьми, осмысление их высокой ценности, умение правильно использовать и защищать, уваже- ние прав окружающих.
Среди идеологических факторов обеспечения субъективных прав большое значение имеют прогрессивные политико-право- вые концепции, научно-теоретические разработки в области прав и свобод человека и гражданина.
Велика роль правового воспитания граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.
Наметилась позитивная тенденция целенаправленного изуче- ния проблемы прав человека в рамках высшего и среднего обра- зования, распространения общих знаний в данной области сре- ди населения.
' Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. — М., 1980.
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
Так, в целях его широкого ознакомления с международными документами о правах человека их тексты публикуются в различ- ных официальных изданиях: «Российской газете», «Бюллетене международных договоров» и др.
Положено начало систематическому информированию широ- кой общественности о состоянии дел с правами человека в стра- не через официальные доклады парламентского уполномочен- ного, посредством специализированных периодических изда- ний, таких, как «Права человека в России — международное из- мерение», «Белая книга России», «Российский бюллетень по правам человека» и др.
Политические, социально-экономические и идеологические гарантии образуют комплекс базовых условий, который, еще раз подчеркнем, предопределяет в целом реальность всех прав и свобод человека и гражданина, является решающей предпосыл- кой формирования у индивида заинтересованности в их реали- зации.
Однако сами по себе общесоциальные факторы не всегда мо- гут обеспечить полноценное использование прав и свобод чело- века и гражданина, тем более защищать от посягательств и нару- шений.
Необходимо отметить, что рассмотренные выше виды соци- альных факторов становятся гарантиями прав и свобод личнос- ти благодаря их организационно-правовому обеспечению, поэ- тому общесоциальные гарантии неразрывно связаны с юриди- ческими и организационными гарантиями.
Как уже отмечалось, юридические гарантии — это средства обеспечения, защиты и охраны прав и свобод личности. Юриди- че-ские гарантии делятся на две группы: гарантии реализации, т. е. юридические средства, которые обеспечивают их право- мерную реализацию, и гарантии защиты и охраны прав и сво- бод, т.е. юридические средства, обеспечивающие их защиту и охрану.
Юридические гарантии реализации человеком и гражданином своих прав нацелены на создание для нее и общества оптималь- ной социально-правовой среды их реализации и, в отличие от гарантий защиты и охраны, непосредственно не связаны с пра-
Правовой статус человека и гражданина в РФ
вонарушениями. По существу, такая градация принята в науке, проявляется на практике и не вызывает принципиальных дис- куссий'.
К гарантиям реализации человеком и гражданином своих прав относятся:
1) конституционное закрепление норм, регулирующих отно- шения в области реализации, защиты и охраны прав и свобод;
четкое законодательное установление пределов прав и свобод личности, их конкретизация в текущем законодательстве;
2) юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование;
3) процессуальные формы реализации;
4) меры поощрения и льготы для стимулирования правомер- ной и инициативной их реализации.
Сюда в первую очередь входит и вся правовая система, и прежде всего законодательство, регламентирующее права и сво- боды: их значимость, юридическую силу, содержание, объем, границы использования, процессуальные процедуры осущес- твления, включая юридические факты, с которыми оно связы- вается, и т.д.
Путь к юридическому обеспечению прав и свобод личности в широком плане открывается с законодательного оформления сущности государства, общественного строя, приверженности этого строя демократическим политико-правовым принципам, таким, как правовая государственность, верховенство закона, разделение властей, приоритет личности во взаимоотношениях с государством и т. д.2
Непосредственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина берет начало с самого их признания государством и соответствующей нормативно-правовой регламентации.
Определяющим здесь является характер регламентации, вклю- чая уровень имплементации международных актов о правах че- ловека, а также официально придаваемый правам социально- юридический смысл. Российская Федерация, как известно, при-
1 Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалис- тическом обществе. — М., 1987. С. 60—341.
2 Права человека. История, теория, практика. — М., 1995. С. 141—144.
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
соединилась к важнейшим международно-правовым докумен- там о правах человека, признала их приоритет.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепле- ны на конституционном уровне как непосредственно действу- ющие, что придает им высшую юридическую силу в отноше- нии правотворческой, правоисполнительной, правоохрани- тельной деятельности всех государственных органов и должно- стных лиц.
В качестве принципов, гарантирующих права и свободы, обос- нованно выделяются принципы соразмерности их ограничений и сохранения их сущностного содержания.
Общий смысл этих принципов в недопустимости выхолащи- вания, чрезмерного ограничения властью прав и свобод даже в связи с возникновением опасности для конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, правопорядка и др. Это весьма значимо для прав, реализация которых при из- вестных правонарушающих обстоятельствах не исключает за- конного применения государством силы и принуждения (зап- рет митингов, ограничение свободы передвижения, забасто- вок и т. д.).
Запрещается затрагивать само существо содержания основных прав и свобод человека. Правда, прямая формулировка такого запрета в Конституции РФ отсутствует, в отличие, скажем, от Основного закона ФРГ (п. 2 ст. 19), однако в ней есть ряд норм, которые могут аналогичным образом толковаться (ст. 18, ч. 2 ст. 55)1.
Статья 71 Конституции РФ (п. «в») указывает, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; в ст. 55 установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде- ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1 Ледях И.А. Защита прав человека как функция конституционного правосудия // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С.38—39.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
Законодательное закрепление прав и свобод человека и граж- данина в ряде случаев требует дальнейшей конкретизации и де- тализации в нормативно- правовых актах.
Важную роль в осуществлении субъективных прав человека играет их конкретизация, в частности, пределов (границ) их ис- пользования индивидом, а также содержания прав, круга обя- занных лиц и принадлежащих им полномочий, и др. Конкрети- зация прав проводится, как правило, нормативно: посредством детализации субъективного права содержащей это право нормой определенного закона, посредством текущего законодательства, а в отдельных редких случаях — путем официального толкования прав1.
Одной из первоначальных позиций конкретизации служит ус- тановление субъектов — обладателей права. Конституция РФ (ч. 2 ст. 6) гласит, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Субъектом почти всех провозглашенных в главе 2 Основного закона прав и свобод является каждый чело- век. Это вместе с тем не исключает детализации в законодатель- стве (подчас и уже в самой Конституции РФ) с вытекающими отсюда последствиями, субъектов пользования правами, к кото- рым относятся граждане, иностранные граждане, родители, не- совершеннолетние, малоимущие, обвиняемые, потерпевшие, нетрудоспособные и т. д.
Большое значение имеет нормативно-правовое определение разумных границ реализации прав и свобод в демократическом обществе вне зависимости от обладателей. Общее положение Конституции РФ таково: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. Зет. 17).
Согласно признанным международным стандартам запрещено их использование для насильственного изменения конституци- онного строя, разжигания расовой, национальной, классовой,
) Так, допускается конкретизация основных прав и свобод личности путем их толкования Конституционным судом Российской Федерации в рамках его исключительной прерогативы толковать нормы Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны (ст. 4 Декларации прав и свобод человека и гражданина).
На недопустимость использования прав и свобод в целях, про- тиворечащих их назначению, имеются прямые указания и в от- раслевом российском законодательстве. В частности, в Гражда- нском кодексе этому специально посвящена ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав». В ней говорится о запрете действий граждан с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребления правом в иных формах, использования граж- данских прав в целях ограничения конкуренции и т. д.
Близок по смыслу и такой способ обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, как прямое указание в за- коне на конкретные материально-финансовые, организацион- ные и иные ее гарантии. К примеру, право на отдых, предусмот- ренное ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, гарантируется оплачивае- мым ежегодным отпуском; право на жилище, закрепленное ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, обеспечивается предоставлением мало- имущим бесплатно или за доступную плату жилья из установ- ленных законом жилищных фондов по предусмотренным нор- мам (ч. 3. ст. 40 Конституции РФ); право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ) гарантируется бесплатной медици- нской помощью в государственных и муниципальных учрежде- ниях здравоохранения.
Соответствующее нормативное закрепление имеет и финансо- вая сторона проблемы реализации прав в области материнства и детства, социального обслуживания граждан (размер пенсий, пособий, льготных выплат и др.).
Вышеназванными юридическими способами правовое обес- печение реализации прав и свобод человека и гражданина не ог- раничивается. В интересах правомерной их реализации в норма- тивно-правовых актах часто делается специальное указание на юридические факты, с которыми обоснованно связана возмож- ность использования субъективного права индивидом, указание на порядок, пути, средства его использования.
Исключительно значимо определение в законе перечня конк- ретных лиц, которые должны содействовать реализации прав и свобод посредством исполнения своих функциональных обя-
Правовой статус человека и гражданина в РФ
занностей, наконец, регламентация полномочий этих лиц, т. е. их перечень.
Как известно, каждое право или свобода имеют свой порядок и характер реализации. Реализация некоторых прав осуществля- ется самой личностью, по ее инициативе, вне прямой зависи- мости от кого бы то ни было. Это многие гражданские, полити- ческие права и свободы: совести и вероисповедания, мысли и слова, изначального определения и указания национальной принадлежности, мирных собраний, митингов, шествий, пике- тирования и др.
Не исключается и помощь других субъектов в реализации прав (по желанию гражданина), например, при обращении в колле- гию адвокатов, государственные структуры за консультацией по вопросам содержания права (свободы), с просьбой содейство- вать в его реализации путем составления заявления, проекта до- говора, с просьбой оформить копию документа (диплома, трудо- вой книжки и т. д.), зафиксировать в паспорте группу крови и т.д.
Наряду с вышеуказанной инициативной формой использова- ния прав и свобод существует процессуально-процедурная, ког- да закон с той или иной степенью определенности предусматри- вает порядок их использования.
Процессуально-процедурный порядок представляет собой собственно юридическую конструкцию реализации прав. Он обычно предполагает согласованность активных действий пра- вообладателя и обязанных субъектов, четкую нормативную рег- ламентацию этих действий по форме, методам, средствам, вре- мени, месту осуществления и т. д. Согласованность задана преж- де всего через систему юридических фактов, юридических (фак- тических) составов, которые вызывают указанные действия, а также сами ими порождаются. Одновременно могут регламенти- роваться и организационные мероприятия (уведомить лицо о решении, выдать документ и др.).
Так, трудовое правоотношение возникает на основании юри- дического состава, в который, помимо достижения граждани- ном установленного законом возраста, получения им професси- ональной подготовки, наличия вакансии и других условий, обычно входят его официальное письменное волеизъявление,
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
заключение трудового соглашения, приказ руководителя о наз- начении на должность.
Характерно указание в Гражданском кодексе РФ на форму со- вершения ряда сделок в рамках реализации гражданином права собственности, когда требуется нотариальное удостоверение сделки (ст. 163) или ее государственная регистрация (ст. 164), что, в свою очередь, является обязанностью нотариуса или уч- реждения юстиции.
Некоторые нормативно-правовые акты непосредственно на- целены на подробную регламентацию процедур осуществления прав и свобод человека и гражданина, как, например, Федераль- ный закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Рос- сийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»!, «По- ложение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» от 21.07.97 г. № 746.2
Отсутствие процедурной упорядоченности реализации прав и свобод, когда это объективно обусловлено, не может не ослаб- лять гарантий их осуществления. Данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. В юридической литературе отме- чается, что затруднено, например, обращение человека в межго- сударственные органы по защите прав и свобод, поскольку неиз- вестно, как определяется и что значит исчерпанность всех внут- ригосударственных средств правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Консти- туции РФ); не подкреплена перечнем соответствующих обязан- ностей должностных лиц свобода искать и получать информа- цию (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ) и т. д.3
Особое значение имеет процессуально-процедурный порядок реализации субъективных прав, который включает в себя выне- сение теми или иными компетентными органами правоприме- нительных актов. Акты призваны создать условия правильной, беспрепятственной, безопасной, а следовательно, при необхо-
' Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.
2 Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 763 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст.3095.
3 Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических меха- низмов защиты прав человека// Государство и право. 1994. № 10. С. 19.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
димости контролируемой реализации прав личности. Такой по- рядок всегда должен быть законодательно четко регламентиро- ван. При условии обоснованности, целесообразности, эффек- тивности, удобстве, ясности процессуально-процедурный поря- док служит действенным гарантом правореализации (решение о назначении пенсии, регистрация брака, разрешение на управле- ние автотранспортом т. д.).
Потребность в собственно защите или охране прав и свобод личности возникает, как правило, в случаях их нарушений (или реальной угрозы таковой), будь то вынесение препятствующих их осуществлению неправомерных юридических актов, необос- нованный отказ в признании за лицом права, неисполнение кем-либо юридической обязанности и др., включая открытые посягательства на жизнь, здоровье человека и т. д.
К гарантиям защиты и охраны прав и свобод относятся:
1) определение в законодательстве наказуемых посягательств на права и свободы личности;
2) установление в нормативно-правовых актах специальных принципов (презумпция невиновности), институтов (возбужде- ние уголовного дела), процедур (порядка рассмотрения уголов- ных и гражданских дел), средств (поощрений и наказаний и т.п.);
3) судебный, в том числе конституционный контроль;
4) прокурорский надзор;
5) контроль законодательных органов государственной власти за соблюдением прав, свобод личности;
6) контроль исполнительных органов власти, в том числе ведо- мственный контроль;
7) общественный контроль;
8) возможность получения квалифицированной юридической помощи;
9) меры защиты, в том числе право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и меры юридической ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности. Меры защиты (связаны с выполнением старой обязанности) — принудительное взыскание алиментов;
меры юридической ответственности связаны с новой юридичес- кой обязанностью.
Система гарантий прав и свобод личности в РФ
10) процессуальные формы осуществления контроля и над- зора;
11) меры пресечения, предупреждения и профилактики нару- шений прав личности и другие правовые средства. Меры пресе- чения (связаны с предупреждением правонарушения) — задер- жание, подписка о невыезде; принудительные меры воспита- тельного воздействия; принудительные меры медицинского воз- действия; принудительные профилактические меры — ограни- чение свободы передвижения в случае карантина.
12) правотворческая, правоприменительная, правоохрани- тельная деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в области прав и свобод лич- ности.
В широком плане гарантии защиты и охраны прав и свобод личности можно определять уже через развитость демократичес- кого института ответственности государства перед своими граж- данами за нарушение их прав и свобод1. Действующая Консти- туция РФ подтвердила приверженность Российской Федерации этой аксиоме правовой государственности, установив не только охрану законом прав потерпевших от злоупотреблений властью (ст. 52), но и вообще право каждого на возмещение вреда, при- чиненного незаконными действиями (или бездействием) орга- нов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Названный институт включает в себя целый комплекс необхо- димых гарантирующих мер сугубо охранительного характера и некоторых обеспечивающих, нередко в совокупности: имущест- венные компенсации, акты моральной реабилитации, наказание виновных, установление льготных режимов для пострадавших и т. д. Как известно, вопрос сегодня состоит в должной реализа- ции института ответственности государства, что осложняется проблемами ее материально-финансового обеспечения и др.
Охрана прав и свобод начинается с определения в законода- тельстве наказуемых посягательств на них, а также основных
1 Бойцова Л. Гражданин против государства? // Общественные науки и совре- менность. 1994. № 4. С. 42—50; Малеин Н.С. Современные проблемы юридичес- кой ответственности // Государство и право. 1994. № 6. С. 23—32; Общая теория прав человека. М., 1996. С. 297—301.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление