Вопросы обеспечения и защиты прав человека регулируются ие только внутригосударственным, но и международным пра- ийм. Специфика развития международного права состоит в том, что его нормы создаются путем согласования позиций различ- ных государств мира. Ни одно государство, независимо от степе- "и влияния в мире, не может самостоятельно создавать нормы международного права или навязывать нормы своего законода- тельства международному сообществу'.
В процессе создания норм международного права обычно про- исходит столкновение различных точек зрения, поиски взаимоп- риемлемых решений и компромиссов. В международных отно- "юниях участвуют государства с различным общественным стро- sm, уровнем экономического развития, характером государ- ственной власти, расстановкой политических сил, национальны- ми особенностями, историческими традициями. Участники международных отношений не могут, как правило, пойти на сог- ласование и принятие таких норм, которые противоречили бы их конституциям и другим основополагающим законодательным актам, закрепляющим принципиальные вопросы общественного и государственного строя, права и свободы граждан. Право в концентрированном виде отражает политический и экономичес- кий курс государства. Именно поэтому внутригосударственное право во многом определяет позицию государства на междуна- родной арене и соответственно развитие международного права.
Влияние внутригосударственного права на развитие принци- па и норм международного особенно велико в области прав и свобод человека. Практически все международные нормы, зак- репляющие перечень основных прав и свобод человека, были за- имствованы из внутригосударственного права некоторых госу- дарств. Такая связь между международным и внутригосудар- етвенным правом в области прав человека влияет на процесс
Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответ- ственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева.— М., 1996. С. 417
____ Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ _____
становления и согласования норм по этим вопросам. Этот про- цесс в ряде случаев весьма продолжителен и характеризуется значительной сложностью и противоречивостью.
Существует множество международных актов в области прав че- ловека. В юридической литературе справедливо подчеркивается, что «от того, как воспринимаются соответствующие нормы наци- ональной правовой системой, зависит уровень ее демократизма»'. Среди международных актов следует прежде всего назвать Всеоб- щую декларацию прав человека 1948 г. Она была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, но в дальнейшем госу- дарства признали за ее положениями юридическую силу. Цент- ральное место в системе универсальных международно-правовых актов занимают принятые в 1966 г. Международный пакт о граж- данских и политических правах и Международный пакт об эконо- мических, социальных и культурных правах.
Существует также множество специализированных актов. Они нацелены на пресечение таких преступлений, как геноцид и апартеид, на запрещение пыток, ликвидацию расовой дискри- минации. Ряд конвенций имеет целью защиту прав женщин и детей, трудовых прав. Наконец, особое место занимают акты, относящиеся к международному гуманитарному праву, которое защищает права человека в вооруженных конфликтах как меж- дународного, так и немеждународного характера.
Становление демократической государственности в нашей стране потребовало существенной переоценки отношений госу- дарства к гражданину. Россия, встав на путь демократических преобразований и формирования правового государства, приз- нала международно-правовые стандарты прав человека. Впер- вые в Конституции РФ (гл. 2) не только закреплены основные права и свободы, признаваемые цивилизованным человечест- вом, но и официально провозглашен принцип приоритета меж- дународных норм-стандартов о правах человека над националь- ным законодательством. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Консти- туции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируют- ся права и свободы человека и гражданина согласно общеприз-
1 Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). - М., 1996. С. 7.
Правовой статус человека и гражданина в РФ
нанным принципам и нормам международного права. Причем согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принци- пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При условии, что международным договором Российс- кой Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен- ные законом, применяются правила международного договора.
Приведение внутреннего законодательства Российской Феде- рации в области прав и свобод человека и гражданина в соответ- ствие с общепризнанными принципами и нормами междуна- родного права началось еще до принятия ныне действующей Конституции РФ. В этой связи важное значение имели:
1. присоединение СССР 5 июня 1991 г. к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и полити- ческих правах, что означало признание юрисдикции Комитета по правам человека ООН в рассмотрении сообщений граждан СССР о нарушении их прав, изложенных в Пакте;
2. Декларация прав и свобод человека, принятая 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР и введенная в действие 17 декабря 1991 г.;
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР;
4. Закон РСФСР от 21 апреля 1992 г. «Об изменениях и дополне- ниях Конституции (Основного закона) РСФСР», изложивший в новой редакции гл. 5 «Права и свободы человека и гражданина».
Все это свидетельствует о том, что российское законодатель- ство постепенно перестраивается с учетом мирового опыта и в соответствии с международным правом.
В настоящее время нормы международного права не только возлагают на государства ответственность за охрану зафиксиро- ванных во многих договорах и соглашениях прав и свобод чело- века, но и предоставляют личности возможность требовать от властей выполнения взятых ими обязательств. Примечательно, что на Московском совещании 1991 г. Конференции по челове- ческому измерению СБСЕ государства-участники официально заявили, что права человека являются «непосредственной и за- конной заботой всех участвующих государств и не относятся
Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ
исключительно к внутренней компетенции заинтересованного государства»;.
Совершенно новым в отечественном законодательстве являет- ся положение Конституции РФ, предусматривающее право каж- дого в соответствии с международными договорами России об- ращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Новые возможности правовой защиты поя- вились у российских граждан в связи с вступлением нашей стра- ны в Совет Европы. После 5 мая 1998 г. (даты вступления в силу права на индивидуальную жалобу в Европейский суд для рос- сийских граждан) правоохранительные и судебные органы Рос- сии, руководствуясь ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете норм международного права, должны на практике применять в «спорных ситуациях» стандарты Европейской конвенции о за- щите прав человека и основных свобод 1950 г. Для этого они должны быть глубоко изучены самими судьями и работниками правоохранительных органов. Тем более что, по справедливому утверждению В.Б. Исакова, раздел Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина создавался с учетом международ- но-правовых документов и полностью соответствует международ- ным обязательствам Российской Федерации в области прав чело- века, да и сами нормы являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ)2.
Следует заметить, что права, свободы личности и гарантии в современном мире фактически приобрели характер неразрыв- ного единства, взаимозависимости. В юридической литературе не случайно подчеркивается необходимость дальнейшей разра- ботки и внедрения концепции универсального (на националь- ном и межгосударственном уровнях) механизма гарантий прав и свобод, который должен быть всеобъемлющим, целостным, са- морегулируемым как единая генеральная система3.
' Документ Московского совещания-конференции по человеческому измере- нию СБСЕ // Международное сотрудничество в области прав человека: Доку- менты и материалы. — М., 1993. Вып. 2. С. 368. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на
1 января 1998 г. /Предисл. В.Б. Исакова. - М., 1998. С. 4-5.
2 Назаров Б.Л. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и современном мире.— М., 1989. С. 73—74.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление