Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус человека и гражданина в РФ




принципов и возможностей правозащиты в государстве, вклю-
чая общегосударственные обязательства, главные способы пра-
возащиты, ее допустимые пределы.

Важнейшая роль здесь принадлежит Конституции РФ, закре-
пившей приверженность России соответствующим междуна-
родным стандартам, согласно которым права человека необхо-
димо охранять «властью закона в целях обеспечения того, чтобы
человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего
средства, к восстанию против тирании и угнетения» (преамбула
Всеобщей декларации прав человека).

Конституция РФ подчеркивает равенство всех перед законом
и судом (ч. 1 ст. 19); закрепляет соблюдение и защиту прав и сво-
бод человека и гражданина как обязанность государства (ст. 2);

не допускает применения затрагивающих права и свободы нор-
мативно-правовых актов, если они не опубликованы официаль-
но для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); провозглашает гаранта -
рованность государственной защиты прав и свобод и возмож-
ность каждого защищать свои права всеми способами, не запре-
щенными законом (ч. 1, 2 ст. 45) и др.

В отраслевом законодательстве развиваются, конкретизиру-
ются, дополняются многие положения. Так, характерна наце-
ленность на обеспечение безопасности личности в целом и на
охрану прав и свобод личности, для норм Уголовного кодекса
Российской Федерации!, в котором:

определяются как преступные ряд посягательств на права лич-
ности с вытекающими отсюда последствиями;

регламентируется правомерность самозащиты личности через
понятия необходимой обороны (ст. 37), крайней необходимости
(ст.39);

регламентируется правомерность причинения вреда лицу, за-
держиваемому за совершение преступления (ст. 38), в том числе
и против личности и ее прав и т. д.

В перечень наиболее распространенных основных гарантий
непосредственно защиты и охраны прав и свобод человека и
гражданина входят: выявление фактов нарушений прав и сво-
бод; средства их восстановления; меры юридической ответ-
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

ственности; меры пресечения действий, нарушающих права и
свободы или создающих тому угрозу; процессуальные формы
(процедуры) защиты и охраны прав и свобод.

Иногда выделяются узкопрофилированные способы защиты
прав, в частности предусмотренные Гражданским кодексом РФ
(ст. 12) путем признания оспоримой сделки недействительной,
путем прекращения или изменения правоотношения и др. В
большинстве случаев те или иные способы защиты используют-
ся в различных комбинациях. Примечательно, что поскольку
нарушение или прочие посягательства на субъективное право в
принципе могут иметь место в любой стадии его реализации,
постольку необходимость в его защите и охране может возник-
нуть в любой момент, а затем реализация продолжается в обыч-
ном порядке.

На выявление фактов нарушений прав и свобод личности нап-
равлены контрольно-надзорные функции многих органов влас-
ти и управления и, безусловно, суда и прокуратуры. Этому не-
посредственно подчинена деятельность Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации. Отдельные конт-
рольные задачи выполняют президентские структуры: Комис-
сия по правам человека, выделенное в Администрации Прези-
дента Российской Федерации Главное управление по вопросам
конституционных гарантий прав граждан.

На достижение указанной цели направлена в своей основе
оперативно-розыскная, следственная деятельность органов
внутренних дел, т. е. раскрытие и расследование преступлений,
посягающих на права и свободы граждан.

Иллюстративен тут и ряд функций органов юстиции: регист-
рация с целью контроля за соответствием закону ведомственных
нормативных актов, регулирующих права и законные интересы
граждан; возбуждение уголовных дел и проведение дознания по
фактам злоупотреблений властью против правосудия, без кото-
рого подчас невозможна сама по себе защита прав.

Восстановление нарушенных прав и свобод личности осущес-
твляется, как правило, посредством: а) признания за лицом пра-
ва (свободы), в чем ему было незаконно отказано; б) отмены или
признания недействительными неправомерных нормативных и


Правовой статус человека и гражданина в РФ

индивидуальных юридических актов властных субъектов; в) воз-
ложения обязанности возместить причиненный ущерб, а также
устранить препятствия, помешавшие осуществлению субъек-
тивного права; г) присуждения или иного властного предписа-
ния к исполнению невыполненной обязанности; д) возврата
имущества собственнику; е) опровержения сведений, пороча-
щих честь и достоинство, и др.

В деле восстановления прав и свобод человека и гражданина
исключительно значима роль суда, чьи решения позволяют не
только удовлетворять законные интересы истца, но и утверждать
правовые начала государственности, справедливость, режим де-
мократической законности и правопорядка.

Меры юридической ответственности — это наиболее суровая,
чаще штрафного характера реакция государства на факты нару-
шений прав и свобод личности, посягательств на них. Для прес-
тупившего закон лица появляются негативные последствия в ви-
де изъятий определенных благ и т. п. Этому всегда предшествует
точная юридическая квалификация деяний правонарушителя и
его официальное осуждение, т. е. признание виновным и подле-
жащим наказанию.

Лишения либо ограничения штрафного характера бывают на-
целены как на личность правонарушителя (лишение свободы,
запрет занимать должность, увольнение, выговор и др.), так и на
соответствующее имущество (конфискация, штраф, взыскание
неустойки и пр.).

Иными словами, меры юридической ответственности за нару-
шения прав и свобод личности — это определенные виды санк-
ций, в данном случае — наказаний (иногда в совокупности с
компенсационными мерами), предусмотренные различными
отраслями права (уголовным, гражданским, административным
и др.) сообразно тяжести и виду содеянного'.

Важное значение имеет конституционная ответственность
высших должностных лиц за неисполнение своих функций по

Под данным углом зрения те или иные аспекты все чаще получают концентри-
рованное рассмотрение в отраслевых исследованиях. См., например, Краси-
ков А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России — Саратов
1996.


Система гаоантий прав и свобод личности в РФ

обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, а
также за несоблюдение этих прав, включая ответственность за
нормотворчество, выходящее за рамки положений об основных
правах и свободах.

Среди гарантий защиты и охраны прав и свобод личности осо-
бое место занимают специальные принудительно-пресекающие
меры. Отдельные из них, включая меры пресечения, входят в
уголовно-процессуальную сферу: задержание, арест, подписка о
невыезде, залог, обыск, наложение ареста на имущество и т. д.
Другие относятся к административно-правовой, дисциплинар-
но-правовой, гражданско-правовой сфере (удаление из транс-
портного средства пассажира за безбилетный проезд, отстране-
ние от работы за нарушение определенных правил, опись иму-
щества и т.д.). Многие принудительные меры направлены на
обоснованно силовое (при необходимости — даже с применени-
ем оружия, специальных средств и т. д.) прекращение противоп-
равных действий, на обеспечение последующей защиты нару-
шенных прав и свобод путем их восстановления и наказания ви-
новных.

В своей основе все меры по охране и защите прав и свобод лич-
ности, особенно предусмотренные санкциями правовых норм,
применяются в установленном законом порядке. Четкая юриди-
ческая регламентация такого порядка, строгое следование ему —
надежная гарантия законности и эффективности защиты прав и
свобод!.

Не случайно уже сама Конституция Российской Федерации
устанавливает ряд принципов-гарантий, на которых строятся
процедуры осуществления правосудия и которые крайне значи-
мы для защиты личности в охранительных правоотношениях.
Это прежде всего рассмотрение дел согласно закону в порядке
подсудности и с участием присяжных заседателей (ст. 47); гаран-
тированность каждому юридической помощи, включая адвока-

' В ряде стран мира формула «защита прав человека через процедуры» является
неотъемлемым условием конституционности соответствующих решений
государственных органов. Об этом см., например, Ледях И.А, Воробьев О.В.,
Колесова И.С. Механизмы защиты прав и свобод граждан // Права человека:

проблемы и перспективы — М, 1990. С 144—147.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

тскую с момента соответственно задержания, заключения под
стражу или предъявления обвинения (ст. 48); презумпция неви-
новности, отсутствие обязанности доказывать свою невинов-
ность, толкование неустранимых сомнений в виновности лица в
пользу обвиняемого (ст. 49) и т. д.

Понятно, что в случае нарушения тех или иных прав каждому
человеку дозволено самостоятельно защищать их разнообразны-
ми, но не запрещенными законом способами, включая самоза-
щиту.

Однако чаще всего гражданам приходится официально обра-
щаться в компетентные органы. Поэтому классическая юриди-
ческая процедура защиты прав и свобод в широком смысле не-
изменно включает волеизъявление потерпевшего (возможна
инициатива компетентного субъекта — суда, прокуратуры и др.),
вынесение решающего дело акта правоприменения и при необ-
ходимости его дальнейшее практическое исполнение. Иногда
могут быть нормативно установлены и требования к подаче
гражданином заявления о том или ином факте нарушения его
прав (уплата государственной пошлины, соблюдение иерархии
инстанции, правильное оформление документов и др.). К при-
меру, как обратиться с индивидуальной жалобой в Конституци-
онный Суд РФ, детально определено в Федеральном конститу-
ционном законе от 21.07.94 г. №1-ФКЗ «О Конституционном
Суде Российской Федерации» (гл. 5)1.

Главное все же в том, что почти всегда законодательно урегу-
лирована процедура самой правоохранительной деятельности
государственных органов, их должностных лиц.

Так, если человек обратился в суд за защитой своего права на
основании Закона РФ от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж-
дан» (в ред. от 14.12.95 г.)2, вся дальнейшая деятельность суда
будет осуществляться по установленному процессуально-пра-
вовому регламенту, открытому для ознакомления любыми за-
интересованными лицами. Это, кстати, одно из подтвержде-
' Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

ний, что правосудие есть наиболее эффективная и демократи-
ческая форма защиты прав и свобод человека и гражданина!.

В науке (а она отражает практические реалии) нет единства
взглядов на роль профилактики нарушений прав и свобод лич-
ности в системе их гарантий. Традиционно ее рассматривают в
рамках средств и мер защиты (охраны) прав и свобод2. Как счи-
тает И.В. Ростовщиков, в контексте сложившейся конструкции
гарантий это не совсем верно, ибо не учитываются многие сугу-
бо правообеспечивающие (не правоохранительные) стороны
профилактики3. Во-первых, профилактика, отличаясь от защи-
ты прав и свобод, не всегда связана с уже совершенными конк-
ретными нарушениями прав и обычно проявляется в виде мер
общей и перспективной тому превенции. Во-вторых, она не но-
сит конкретно восстановительного характера для прав потерпев-
шего и тем более штрафного — для виновного лица4.

По мнению И.В. Ростовщикова, предупреждение посяга-
тельств на права и свободы личности есть особая разновидность
гарантий их реализации, которая, в принципе, действует как че-
рез социальные, юридические, организационные факторы обес-
печения прав и свобод (иногда даже путем применения поощри-
тельных норм), так и через собственно правоохранительные ме-
роприятия компетентных органов. Профилактика — «взаимо-
проникающая», «пограничная» гарантия между обеспечением и
охраной прав и свобод, с преобладанием в различных ситуациях
той или иной стороны. Так, регистрация общественных органи-
заций не только юридически обеспечивает право личности на
объединение, но имеет и известную превентивную направлен-
ность (недопущение националистических, профашистских фор-

1 Жуйков В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). —
М., 1995.

2 Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистичес-
ком обществе. М., 1979. С. 217; Малеин Н.С. Гражданский закон и права личнос-
ти в СССР. - М., 1981. С. 192-195.

^ Ростовщиков И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы те-
ории и практика органов внутренних дел: Дисс. на соиск. уч. ст. д.ю.н. — М.,
1997. С. 147.

4 Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР: вопросы тео-
рии. — Саратов. 1988. С. 66-67.


Правовой статус человека и гражданина в РФ

мирований и т. д.). Конкретно профилактическую роль (в плане
недопущения подобного) играет и решение суда о восстановле-
нии на работе незаконно уволенного лица и возмещении ему
ущерба.

Существуют гарантии прав и свобод человека и гражданина,
специфика которых не позволяет рассматривать их в одном ряду
с общими условиями и юридическими средствами гарантирова-
ния. Прежде всего это относится к организационным гарантиям.
Как уже было сказано выше, они понимаются как специальная
организационная, техническая, информационная и иная подоб-
ная деятельность компетентных субъектов, направленная на со-
действие реализации прав и свобод личности, эффективноое
функционирование их общесоциальных и юридических гаран-
тий.

К организационным гарантиям прав и свобод человека и гражда-
нина
относятся:

1) наличие системы организационных структур (государствен-
ных и общественных органов), обеспечивающих реализацию,
защиту и охрану прав, свобод и законных интересов человека и
гражданина;

2) организационная, техническая, информационная деятель-
ность различных структур по обеспечению прав человека и
гражданина;

3) наличие материально-технических средств, обеспечиваю-
щих эффективность данной деятельности (здания, помещения,
транспорт, средства связи, оргтехника; специально оборудован-
ные помещения и технические средства для проведения голосо-
вания и т.п.).

Прежде всего, имеется в виду совершенствование работы все-
го государственного аппарата, эффективное использование
властью экономического потенциала, институтов демократии,
социального прогнозирования и пр.

В России в этой системе особое место занимают такие органы,
как Конституционный суд РФ и конституционные (уставные)
суды субъектов Федерации, суды общей юрисдикции во главе с
Верховным судом РФ, арбитражные суды во главе с Высшим Ар-
битражным судом РФ, органы прокуратуры, органы внутренних


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

дел, органы Федеральной службы безопасности РФ, таможен-
ные органы, органы юстиции, нотариат, Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации.

Организационная деятельность, в целом основанная на зако-
не, как правило, не связана жесткой, детальной нормативной
регламентацией, непосредственно не осуществляется через пра-
вотворчество, правоприменение, но «пронизывает» их. Очевид-
но, к примеру, что каждый государственный орган (учреждение,
организация), должностное лицо призваны добросовестно ис-
полнять свои функции, во всем соответствовать своему статусу.
Важен здесь и сам стиль работы компетентных лиц, от которых
зависят реализация и защита прав, т.е. их профессионализм, от-
ветственность, честность, оперативность, чуткость — в проти-
вовес неграмотности, бюрократизму, мздоимству, неисполни-
тельности, бездушию, которые в состоянии сводить к нулю лю-
бые юридические и обшесоциальные гарантии правового стату-
са человека и гражданина.

Можно выделить и конкретные разновидности организацион-
ных гарантий реализации прав и свобод:

а) информационное обеспечение граждан (о событиях обще-
ственной жизни, движении средств транспорта, погоде, време-
ни и т.д.);

б) помощь в осуществлении отдельных прав (трудоустройство,
обмен жилья, выдача справок и т. д.);

в) внедрение технических средств (совершенствование систем
коммуникации, компьютеризации обучения, установка систем
охранной сигнализации в квартирах и др.);

г) поддержание элементарного порядка в общественных мес-
тах, должного санитарного состояния и т. д.

Разумеется, за рамками гарантий прав и свобод остаются от-
дельные негативные факторы в той или иной сфере обществен-
ных отношений, однако их анализ и учет крайне важен для устра-
нения этих факторов, для решения вопросов совершенствования
механизма реализации прав и свобод человека и гражданина.

Представляется, что любые социальные условия для прав че-
ловека должны рассматриваться в совокупности как позитив-
ных, так и объективно существующих негативных явлений. За


Правовой статус человека и гражданини в РФ

короткий отрезок времени Россия осуществила глобальный
прорыв из авторитарного, административно-командного прош-
лого в направлении к демократии. Страна отказалась от систе-
мы, сковывавшей политическую и духовную свободу, хозяй-
ственную инициативу и предприимчивость граждан. Ушла в
прошлое жестко централизованная, оторвавшая производство
от нужд общества и потребностей людей неповоротливая струк-
тура управления. Исчезла государственная заорганизованность
жизни с ее мелочно-бюрократическим контролем за гражданами
и нетерпимостью к инакомыслию. Началось формирование по-
литической и экономической систем, отвечающих критериям
современной цивилизации и исторически доказавших свою
прогрессивность. Права и свободы человека, провозглашенные
в Конституции России, начали обретать реальные очертания.

Между тем сложные процессы общественных преобразований
при всей их демократической направленности и гуманистичес-
кой ориентации обнажили старые и выявили новые болезни
российского общества'.

Раньше важнейшие права на жизнь, свободу и личную непри-
косновенность, объединение, собственность, свободу слова, со-
вести и другие открыто или завуалированно попирались тотали-
тарной системой. Теперь же при очевидных достижениях в реа-
лизации гражданами многих политических, личных и других
прав и свобод появились непрогнозируемые издержки и злоу-
потребления в этой сфере, неэффективность реализации прав,
вызванные главным образом ослаблением системы их гарантий.
Например, такое очевидное благо, как свобода слова, нередко
стало использоваться для распространения заведомо недосто-
верной информации, не лучших образцов зарубежной массовой
культуры, насаждения национальной нетерпимости и др.

Участие в политической деятельности нередко осуществляется
с помощью партий и движений, созданных в узкокорыстных ин-
тересах, а борьба за депутатский мандат подчас преследует цель

1 О социально-экономических и иных проблемах, предопределивших сложнос-
ти и издержки становления демократии в России, подробнее см., например: Жу-
ков В. И., Прохоров В.Л. Взгляд на Россию первой половины 90-х годов // Соци-
ологические исследования. — 1996. № 6. С. 32—40.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

получить иммунитет от санкций за противозаконные действия.
Общеизвестны множественные факты недобросовестного обо-
гащения путем использования экономической и предпринима-
тельской свободы.

В значительной степени необеспеченными оказались некото-
рые социально-экономические права из-за отсутствия их необ-
ходимой материальной основы. Большой ущерб правам и свобо-
дам человека и гражданина наносят формально демократичес-
кие, но надлежаще не управляемые властью процессы, несогла-
сованность законодательства Федерации и регионов, норматив-
ная неурегулированность на должном уровне порядка реализа-
ции прав, бюрократический произвол, некомпетентность и не-
исполнительность чиновников.

К сожалению, россиянам пришлось столкнуться и с экстре-
мальными ситуациями, воздвигающими почти непреодолимые
препятствия для осуществления прав и свобод человека. Яркой
иллюстрацией служат события в Чеченской Республике, где
кроме военных погибло много мирного населения, а значит,
оказалось необеспеченным первейшее право каждого — на
жизнь. К тому же десятки тысяч людей лишились жилища,
собственности, возможности свободно передвигаться и жить в
родном краю, участвовать в общественной жизни и т. д.

Возросшая за последние годы преступность, особенно такие ее
проявления, как терроризм, захват заложников, бандитизм, за-
казные убийства, вселяет в людей страх и тревогу за безопас-
ность свою и близких. Это, безусловно, не может не влиять на
намерения граждан полноценно использовать свои права на
участие в политической жизни, на ведение предпринимательс-
кой деятельности, а также право на отдых и т.д. Утрачивается и
вера в действенность государственных правоохранительных
структур, которые расширяются, видоизменяются, но работают
неэффективно, в том числе в сфере защиты прав человека и
гражданина.

Остается недоработанным механизм правового регулирования
юридического статуса человека и гражданина. Никого уже не
удивляет, что хороший закон, вступив силу, не работает; права и
свободы законом провозглашаются, а лежащие в их основе бла-


Правовой статус человека и гражданина в РФ

га в действительности неполноценны или отсутствуют вовсе
(показательны в этом плане задержки в выдаче заработной пла-
ты, пенсий, пособий и т. д.).

Негативный общественный фон для реализации прав и свобод
человека и гражданина, помимо неотработанности социально-
юридических механизмов их защиты, дополняется и тем, что от-
ветственные за применение нормативных актов компетентные
субъекты нередко не соблюдают жестких требований конститу-
ционной законности, особенно непререкаемости положения о
ценности человека и его прав. С трудом утверждается в жизни
принцип повышенной и неотвратимой ответственности долж-
ностных лиц и других работников властных органов, не испол-
няющих законы, указы, решения судов, пренебрегающих права-
ми человека и т. д. Не случаен на этот счет Указ Президента Рос-
сийской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреп-
лению дисциплины в системе государственной службы»!, наце-
ленный на решительное исправление сложившегося положения.

Действие юридического механизма реализации прав и свобод
личности, как уже отмечалось, не только неотделимо от соци-
ального механизма, но и вследствие неотлаженности последнего
может сводиться к нулю. История показывает, что низкий уро-
вень благосостояния граждан, длительное отсутствие признаков
его роста на фоне общей бездуховности населения, роскошной
жизни немногих, бессилия государственной власти перед прес-
тупностью, принятия ею решений, с которыми никто не счита-
ется, способно привести к социальным потрясениям, массовым
беспорядкам и др. А попытки противостоять этому лишь с по-
мощью силовых структур в итоге бесперспективны и подчас вле-
кут качественно новые нарушения прав человека, в частности,
права на личную неприкосновенность, право не подвергаться
насилию и жестокому обращению, право на шествия, митинги и
др., но уже со стороны сотрудников правоохранительных орга-
нов (полиции, милиции)и т. д.

В сегодняшней России, по общему признанию, все еще суще-
ствует значительное несоответствие между социальной действи-

' См.: Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 24.
Ст.2868.


Система гарантий прав и свобод личности в РФ

тельностью и юридическими нормами о правах и свободах чело-
века и гражданина.

Стремление же к их одномоментному воплощению без долж-
ных гарантий может привести даже к самоотрицанию прав и
свобод, утрате веры людей в их потенциал. Не случайно в авто-
ритетных научных кругах звучит мысль о том, что в Конституции
РФ нужно было сделать запись о государстве переходного к пра-
вовому периода'.

Появились, однако, и суждения несколько иного рода. Так,
ряд авторов, объективно характеризуя негативные факторы пе-
реходного периода, вместе с тем высказывает осторожные сом-
нения относительно целесообразности однозначного следова-
ния в России идеям правового государства, идеям «общецивили-
зованного уровня» демократии, «перенятая» образцов (ссылаясь
на отдельные высказывания Гегеля, Монтескье и др.) государ-
ственно-правового строительства высокоразвитых стран2. Дру-
гие им возражают, отмечая, что подобные подходы неперспек-
тивны.

Безусловно, суть проблемы не в признании или непризнании
ценностей общечеловеческого характера, принципов правового
государства, гражданского общества и т. д., а в адекватности их
воплощения с учетом конкретной общественной ситуации.
Здесь многое зависит от практики переходных процессов в ре-
формируемом обществе, включая эффективность проведения
самих реформ3.

Одно ясно: исторически демократия себя оправдала, а тотали-
таризм, подавляющий человека, его права и свободы, полностью
дискредитирован, в том числе и в России, к какому бы особому
пути прогресса она ни причислялась.

1 Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических ме-
ханизмов защиты прав человека // Государство и право. — 1994. № 10. С. 10.

Мартышин О. В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в
России // Государство и право. — 1996. № 5. С. 3—13.

3 Веденеев Ю. А. Теория и практика переходных процессов в развитии российс-
кой государственности // Государство и право. — 1995. № 1. С. 107— 117.


Правовой статус человека и гражданина в РФ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.