Правосудие — это деятельность суда, осуществляемая в преду- смотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действи- тельным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уго- ловного, административного и иных отраслей права\.
Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбира- тельство, облаченное в детально урегулированную процессуаль- ную форму, — наилучший способ разрешения споров, установ- ления истины, отыскания правды. Но применение этого спосо- ба возможно лишь когда, во-первых, суду обеспечена реальная независимость; во-вторых, суд принимает решения только на основе рассмотренных доказательств, по убеждению, по совес- ти; в-третьих, суд полностью огражден от всякого давления изв- не, особенно со стороны властных структур. В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет под- линное право, истинную справедливость.
Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, выше в стране уровень законности и демократии,
' Права человека.Учебник для вузов /Отв. ред. — член-корр. РАН, д.ю.н. Е.А Лукашева. — М., 2003. С. 305
_______ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______
тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
«Каждому гарантируется судебная защита его прав и сво- бод» — провозглашает ст. 46 Конституции РФ. Создать сильный суд — главная задача судебной реформы. В 1991 г. российскими юристами была разработана Концепция судебной реформы в РСФСР', в которой констатировалось, что российская система юстиции переживает жесточайший кризис, признаками которой являются: кадровый голод, «бегство» судей от тягот юридичес- кой службы и ее непристижности; невысокое качество судебной деятельности; отсутствие сплоченной и независимой судейской корпорации; утрата служителями юстиции способности оста- ваться самостоятельной личностью, их ориентация на исполне- ние извне навязанной роли; нищета юстиции, разлад между нею и обществом вследствие отсутствия доверия.
Как одна из стратегических линий развития государственнос- ти в Российской Федерации, судебная реформа имела строго оп- ределенную цель — становление в России самостоятельной су- дебной власти, деятельность которой направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и законности в государстве, осуществляемых посредством четкого правового механизма.
Для достижения этой цели требовалось решить три важных задачи:
1. Привести компетенцию судов в соответствие с требования- ми правового государства, для чего необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчинен- ности, а не в судах и т.д.
2. Обеспечить независимость суда от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических груп-
) Имеет силу федерального закона. Одобрена постановлением Верховного Сове- та РСФСР от 24 октября 1991 г. // ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
Внутригосударственная защита прав и свобод
пировок и социальных групп для того, чтобы судья мог успешно выполнять свои новые функции.
3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной власти, т.е. сделать независимость судьи ре- альностью.
Одновременно необходимо было изменить взаимоотношения судов с органами прокуратуры и юстиции. Из надзирателя за су- дами прокуратура должна была превратиться в орган, обеспечи- вающий уголовное преследование в стране. Вершина этой рабо- ты — поддержание обвинения в суде в условиях состязательного процесса. Органы юстиции должны были быть лишены возмож- ности влиять на суды через механизмы их материально-техни- ческого обеспечения.
Для преодоления кризиса судебной системы были приняты политические, правовые, организационные и материальные ме- ры. Прежде всего они были предусмотрены принятым 26 июня 1992 г. Законом РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Фе- дерации» (с последующими изменениями и дополнениями)!.
В ст. 10 Конституции РФ закреплено разделение государствен- ной власти на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы этих ветвей власти самостоятельны. В разделе о судебной власти закреплены такие основополагающие принци- пы жизнедеятельности системы судебной власти, как осущес- твление правосудия только судом (ст. 118), независимость и их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 123), порядок назначения судей федеральных судов (ст. 128), равенство всех перед законом и судом (ст. 19). Большое практи- ческое значение имело закрепление в Основном законе несме- няемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Полномо- чия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конс- титуционным законом. Такой же порядок был предусмотрен и для установления судебной системы Российской Федерации (ст.
• ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ, 1995. № 26. Ст. 2399; СЗ РФ 1999. № 29. Ст. 3690; СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2736; СЗ РФ. 2001. nb 51. Ст. 4934.
_____ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______
118). Таким образом, предполагалось принятие ряда федераль- ных конституционных законов. Важное значение в этой связи имеет Федеральный конституционный закон от 31.12.96 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»', вве- денный в действие с 1 января 1997 г. с последующими изменени- ями. Вместе с тем не отменен и Закон РСФСР от 08.06.81 г. № 976 «О судоустройстве РСФСР» с многочисленными последу- ющими изменениями и дополнениями2. Он по-прежнему при- меняется в части, не противоречащей Федеральному конститу- ционному закону «О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон о судебной системе в ст. 33 закрепил основные принципы финансирования судов, в частности, установив запрет сокращать ассигнования на судеб- ную деятельность без согласия Совета судей Верховного суда РФ или Всероссийского съезда судей. Его положения имели боль- шое значение для преодоления острого кризиса финансирова- ния судебных органов в Российской Федерации.
В развитие требований ст. 33 указанного закона был принят Федеральный закон от 10.02.99 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов в Российской Федерации», который предусмотрел четкий порядок и сроки выделения бюджетных средств на нужды пра- восудия. Этим законом предусматривалось, что выделенные на финансирование судов средства могут быть уменьшены только с согласия Совета судей РФ, а если уменьшение составляет 5%, то только с согласия Всероссийского съезда судей. Кроме того, для обеспечения ритмичности финансирования предусмотрено, что ассигнования на суды должны выделяться ежемесячно в размере 1/12 от запланированных сумм.
Таким образом, ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в совокупности с конкретизирующим ее Федеральным законом «О финансирова- нии судов Российской Федерации» создали механизм защиты материального обеспечения судебной власти от попыток как за- конодательной, так и исполнительной власти произвольно сок-
1 СЗ РФ.1997. № 1. Ст. 1; СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4825.
2 ВВС РСФСР. 1981. № 28.Ст 976; ВВС РФ. 1992. № 27. Ст. 1560; № 30. Ст. 1794;
1993. № 33. Ст. 1313; СЗ РФ 1994. № 32. Ст. 3300.
Внутригосударственная защита прав и свобод
ратить объем средств, выделяемых на суды, как в процессе пла- нирования бюджета, так и в процессе его исполнения.
Правовой основой для деятельности не существовавшего ра- нее в России судебного органа конституционного контроля стал Федеральный конституционный закон РФ 24.06.94 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»', Феде- ральный конституционный закон от 23.06.99 г. № 1-ФКЗ «О во- енных судах Российской Федерации»2, Федеральный конститу- ционный закон от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».3 Помимо названных выше законов к нормативно-правовым актам, которые имеют важное значение для становления судебной системы России, можно отнести Фе- деральный закон от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейско- го сообщества в Российской Федерации»4; Федеральный закон от 08.01.98 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»5 (с его принятием функции кад- рового, материально-технического и финансового обеспечения судов общей юрисдикции перешли из ведения министерства юс- тиции, т.е. исполнительной власти, в ведение судейского сооб- щества); Федеральный закон от 20.04.95 г. № 54-ФЗ «О государ- ственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов6; Кодекс чести судьи Российской Федерации, одобренный Вторым Всероссийским съездом судей и принятый Советом судей Российской Федерации 21 октября 1993 г.7; Положение о квалификационных коллегиях судей (ут- верждено постановлением Верховного Совета Российской Фе- дерации от 13 мая 1993 г.)8; Федеральный закон от 17.12.98 г.
1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; с изменениями и дополнениями, внесенными Фе- деральным конституционным законом от 8 февраля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст.607.
_______ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______
№ 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»^ Феде- ральный закон от 21.06.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации2.
К судоустройству, а именно к статусу судей как носителей осо- бого вида государственной власти и других субъектов осущес- твления правосудия, имеют определенное отношение и некото- рые нормы, закрепленные в УК РФ, который введен в действие в 1997 г. Имеются ввиду нормы, устанавливающие уголовную ответственность за: воспрепятствование в какой бы то ни было форме осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, заседателя или участника судебного разбирательства (ст. 297);
клевету в отношении судьи, заседателя, судебного пристава, су- дебного исполнителя (ст. 298).
Одновременно формировалась и законодательная основа дея- тельности других участников правоотношений, связанных с отправлением правосудия. Так, был принят Федеральный закон от 21.07.97 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»3, которым зало- жены основы деятельности нового корпуса государственных служащих органов юстиции, призванных обеспечить установ- ленный порядок деятельности судов и исполнение судебных ре- шений, а также, в логической связи с названным законом, — Федеральный закон от 21.07.97 г. № 119-ФЗ «Об исполнитель- ном производстве»4.
2 января 2000 г. принят Федеральный закон № 37-ФЗ «О на- родных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Фе- дерации»5, которым определен новый порядок формирования состава этих субъектов осуществления правосудия. Принятие этого закона имело важное значение, поскольку, как подчерки- вается в юридической литературе, он разрешил затянувшуюся
1 СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270.
2 СЗ РФ. 2002.
3 Там же. 1997. № 30. Ст. 3590.
4 Российская газета. 1997. 5 авг.
5 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158.
Внутригосударственная защита прав и свобод
проблему, связанную с порядком формирования состава судеб- ных заседателей: формирование списков путем народного голо- сования изжил себя, а нового законом предусмотрено не было1.
Конституция РФ и указанные законы остаются основными ак- тами для организационного и функционального построения су- дебной власти в обновляющейся России. Наиболее важными мерами реформирования российской судебной системы следует признать учреждение судебного органа конституционного над- зора, возрождение существовавших ранее суда присяжных и института мировых судей, упорядочение деятельности военных судов, значительное упрочение статуса судей.
Следует отметить, что принятое законодательство направлено на существенное изменение качественного состава судей, пос- кольку решение этого вопроса в настоящее время является очень важным. В этой связи для более эффективной судебной защиты прав личности в действующем законодательстве о суде повыше- ны, по сравнению с прежними, требования, предъявляемые к носителям судебной власти.
В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Причем федераль- ным законом могут быть установлены дополнительные требова- ния к судьям судов Российской Федерации. К судьям вышестоя- щих судов предъявляются еще более высокие требования: они должны быть не моложе 30 лет, а судьи Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ — не моложе 35 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, избегая и при исполнении своих полномочий, и во внеслужебных отношениях всего, что могло бы умалить авто- ритет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбит- ром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осу-
' Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. - М., 2001. С. 51.
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
ществлять предпринимательскую деятельность или совмещать работу в должности судьи с какой-либо другой оплачиваемой ра- ботой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.
Отсутствие политической нейтральности судьи проявляется по-разному. Как подчеркивает Ю.И. Стецовский, «представляет опасность участие судьи в собраниях, митингах, пикетировани- ях, в агитации за кандидатов в депутаты, материальная поддерж- ка определенной партии и иная политическая деятельность»!. В этой связи он призывает заботиться о действительной деполити- зации всех судей.
Для вступления в должность судьи кандидату необходимо ус- пешно сдать квалификационный экзамен. Более того, чтобы за- нять эту должность, кандидат, согласно «Основным принципам независимости судебных органов»2, должен обладать высокими моральными качествами и способностью к этой деятельности. Заявление юриста, претендующего на должность судьи, рас- сматривается квалификационной коллегией.
Требования, предъявляемые к судьям Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», дополняются положениями Кодекса чести судьи Российской Федерации. В нем, в частности, записано, что наряду с Конституцией РФ и другими законода- тельными актами судья обязан руководствоваться общеприня- тыми нормами нравственности и правилами поведения, в любой ситуации сохранять личное достоинство и заботиться о своей чести. Он не вправе делать публичных заявлений по делам, нахо- дящимся в производстве суда, а также подвергать публичному осуждению действия своих коллег. Он должен избегать личных, финансовых и деловых связей, которые могут причинить ущерб его репутации. Нарушения этих и других требований Кодекса чести рассматриваются квалификационными комиссиями су- дей. Согласно ст. 4 Кодекса чести судьи Российской Федерации, «проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается
- Приняты в сентябре 1985 г. VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. С. 327.
S9
Внутригосударственная защита прав и свобод
такое действие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи».
В соответствии с действующим законодательством судья нес- меняем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия; его полномочия не могут быть при- остановлены или прекращены иначе как в особом порядке, уста- новленном законом, а полномочия не ограничены определен- ным сроком (ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Предельный возраст пребывания в должности судьи, за иск- лючением судей Конституционного суда Российской Федера- ции, — 65 лет (ст. 11 Закона РФ «О статусе судей Российской Федерации»).
Основой правового статуса судьи является его независимость от кого бы то ни было при выполнении своих служебных функ- ций. Независимость судей обеспечивается: законной процеду- рой осуществления правосудия; запретом вмешательства в осу- ществление правосудия под угрозой ответственности за наруше- ние такого запрета; несменяемостью судьи; неприкосновен- ностью судьи; материальным обеспечением судьи за государ- ственный счет; системой органов судейского сообщества, стоя- щих на страже интересов своих членов; предпринимаемыми го- сударством мерами личной безопасности судьи и его близких, мерами социальной защиты.
Новые принципы, на которых в современной России форми- руется судейский корпус и осуществляется правосудие, несмот- ря на некоторые выявившиеся на практике недостатки, все же дают основание утверждать, что судебная власть постепенно приобретает все большее влияние, силу и авторитет, становится реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Независимость и самостоятельность судей создают достаточно весомые гарантии вынесения ими справедливых решений. Об этом свидетельствует, в частности, значительное увеличение числа обращений граждан в суд за судебной защитой.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного зако- на Российской Федерации «О судебной системе Российской Фе- дерации» судебную систему РФ составляют федеральные суды,
_______Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам относятся:
— Конституционный суд Российской Федерации;
— Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды ав- тономной области и автономных округов, суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
— Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Деление судов на конституционные (уставные), суды общей юрисдикции и арбитражные суды, т.е. деление по характеру рас- сматриваемых судебных дел называется делением судебной сис- темы на три ветви, а деление судов общей юрисдикции и арбит- ражных судов в зависимости от того, на какую территорию расп- ространяется их компетенция, другими словами, деление по тер- риториальному признаку — это деление судов на звенья.
Применительно к системе судов общей юрисдикции и системе арбитражных судов существует также понятие судебной инстан- ции. Принято различать суды первой инстанции, второй инс- танции и надзорной инстанции.
Суд первой инстанции — это суд, который рассматривает дело первым, впервые исследуя доказательства и разрешая дело по существу, т.е. с вынесением от имени государства итогового ре- шения по главным вопросам, ради ответа на которые данное де- ло начато (возбуждено): виновен или невиновен подсудимый в предъявленном обвинении, подлежит ли он наказанию и какому именно (по уголовному делу); подлежит ли предъявляемый иск удовлетворению и в каком размере (по гражданскому делу) и т.д. Все мировые судьи рассматривают дела (как гражданские, так и уголовные) только в первой инстанции.
Внутригосударственная защита прав и свобод
Федеральные суды основного звена, т.е. районного, городско- го функционируют в настоящее время также в качестве судов первой инстанции. В качестве суда первой инстанции при опре- деленных, прямо предусмотренных законом условиях может, а иногда и обязан рассмотреть уголовное или гражданское дело и суд второго звена системы судов общей юрисдикции.
Суд второй инстанции — это суд, который по жалобам управо- моченных законом участников гражданского, уголовного или ар- битражного процесса или по представлению прокурора пересмат- ривает еще не вступившие в законную силу приговоры или реше- ния судов первой инстанции. Такой пересмотр именуется или апелляционным, или кассационным, а соответствующая судеб- ная инстанция — или апелляционной, или кассационной инстан- цией. Следовательно, понятия «суд второй инстанции» и «суд кас- сационной или апелляционной инстанции» тождественны.
Основное различие между апелляционной и кассационной инстанцией заключается в следующем: если в кассационной инстанции уголовное дело пересматривается главным образом по имеющимся в нем и дополнительно представленным сторо- нами письменным материалам, то в апелляционной инстанции уголовное дело рассматривается вновь, с начала до конца, с соб- людением всех основных процедур, которые соблюдались и в первой инстанции, и с вынесением нового приговора. Другими словами, дело повторно рассматривается по существу. В системе судов общей юрисдикции основной объем работы по пересмот- ру уголовных и гражданских дел в кассационном порядке прихо- дится на среднее звено, т.е. верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды. А со становлением системы миро- вых судей весь объем работы по пересмотру дел в апелляцион- ном порядке будут выполнять федеральные суды основного, т.е. районного и городского звена федеральных судов, поскольку это новое дело возлагается на них
Суд надзорной инстанции (судебно-надзорная инстанция) — это суд, который по протесту управомоченных законом должно- стных лиц судебного или прокурорского ведомств пересматри- вает дела, по которым приговоры или решения уже вступили в законную силу, а может быть даже частично или полностью ис-
_______ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______
полнены. В системе судов общей юрисдикции основной объем судебно-надзорной работы приходится на президиумы судов среднего звена.
Судебно-надзорными полномочиями наделен и высший су- дебный орган страны — Верховный суд Российской Федерации в лице его коллегий и в лице Президиума Верховного суда РФ.
Особо следует отметить важность введения института мировых судей. Закон о мировых судьях позволил ввести на практике институт судей, действующих непосредственно в том или ином населенном пункте (поселке, селе).
К началу 2002 г. в России действовало свыше трех тысяч участков мировых судей. Их работа принесла населению реаль- ные плоды: упростилось обращение гражданина к судье, резко сократились сроки разрешения гражданами дел, проще стала процедура обжалования судебных решений. Поскольку жало- бы на решения мировых судей рассматривают федеральные судьи районных судов, жителям сел и районных центров не требуется выезжать в областной центр для участия в суде вто- рой инстанции.
Одновременно там, где появились мировые судьи, заметно снизилась нагрузка на федеральные суды, благодаря чему феде- ральные судьи получили возможность тщательнее рассматри- вать наиболее сложные гражданские и уголовные дела, отнесен- ные к их компетенции.
Большое значение для развития судебной системы имело соз- дание Академии правосудия (Указ Президента РФ от 11 мая 1998г. «О Российской академии правосудия»). Это учреждение проводит подготовку судебных кадров, ведет научно-исследова- тельскую работу в сфере правосудия.
Судебная система характеризуется двумя существенными признаками: она стабильна и едина1.
Стабильность российской судебной системы выражается в том, что создание каких-либо иных судов, кроме прямо предус- мотренных Конституцией РФ и Федеральным конституцион- ным законом «О судебной системе Российской Федерации»,
1 Безлепкин Б Т Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России Учебник — М, 2001 С 55
Внутригосударственная защита прав и свобод
другими словами, судов чрезвычайных, не допускается — это прямо запрещено в ст. 118 Конституции РФ. Присвоение же властных полномочий суда есть самоуправство, т.е. преступле- ние, наказуемое по уголовному закону.
Главный признак единства судебной системы России заклю- чается в том, что все российские суды и судьи в абсолютно оди- наковой мере обязаны соблюдать и применять Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе определяющие единые правила судопроизводства по гражданским, уголовным и другим делам, а также общепризнан- ные принципы и нормы международного права и международ- ные договоры РФ, а в определенных пределах и конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федрации.
Единство российской судебной системы обеспечивается также путем признания одинаково обязательными для исполнения на всей территории страны вступивших в законную силу постанов- лений любого российского судебного органа; законодательного закрепления единого статуса всех судей; финансирования всех судов — конституционных (уставных), арбитражных, федераль- ных судов общей юрисдикции и мировых судей, гражданских и военных судов — из одного источника — федерального бюджета (ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной сис- теме Российской Федерации»).
Как заявил Президент России В. Путин, «от уровня и качества работы судов сегодня прямо зависит и социально-политическая обстановка внутри страны, и отношение к России»'.
Судебная реформа дает свои первые результаты. В частности, механизмы, заложенные в новом УПК РФ, реально работают, в стране существенно сократилось количество лиц, для которых в качестве меры пресечения используется заключение под стражу
Число оправдательных приговоров возросло в 3 раза. Это, по словам В. Путина, стало логическим следствием введения под- линной состязательности в судопроизводстве, повышения тре- бовательности к следствию
Первые итоги судебной реформы // Российская газета 2003 25 янв
Роль Конституционного суда РФ в защите прав и свобод
§2. Роль Конституционного суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина. Участие адвоката в конституционном судебном процессе
Особенность осуществления конституционного контроля Конституционным судом РФ состоит в том, что он осуществля- ется специальным судебным органом и в форме особого вида судопроизводства. В связи с этим Конституционный суд РФ включается в судебную систему государства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление