Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Участие адвоката в уголовном процессе 1 страница




Правосудие — это деятельность суда, осуществляемая в преду- смотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действи- тельным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уго- ловного, административного и иных отраслей права\.

Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбира-
тельство, облаченное в детально урегулированную процессуаль-
ную форму, — наилучший способ разрешения споров, установ-
ления истины, отыскания правды. Но применение этого спосо-
ба возможно лишь когда, во-первых, суду обеспечена реальная
независимость; во-вторых, суд принимает решения только на
основе рассмотренных доказательств, по убеждению, по совес-
ти; в-третьих, суд полностью огражден от всякого давления изв-
не, особенно со стороны властных структур. В таких условиях
суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в
конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и
государством.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное
место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет под-
линное право, истинную справедливость.

Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем
большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во
взаимоотношениях с представительными органами и органами
управления, выше в стране уровень законности и демократии,

' Права человека.Учебник для вузов /Отв. ред. — член-корр. РАН, д.ю.н. Е.А
Лукашева. — М., 2003. С. 305


_______ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______

тем надежнее защищены от возможных посягательств права и
свободы граждан.

«Каждому гарантируется судебная защита его прав и сво-
бод» — провозглашает ст. 46 Конституции РФ. Создать сильный
суд — главная задача судебной реформы. В 1991 г. российскими
юристами была разработана Концепция судебной реформы в
РСФСР', в которой констатировалось, что российская система
юстиции переживает жесточайший кризис, признаками которой
являются: кадровый голод, «бегство» судей от тягот юридичес-
кой службы и ее непристижности; невысокое качество судебной
деятельности; отсутствие сплоченной и независимой судейской
корпорации; утрата служителями юстиции способности оста-
ваться самостоятельной личностью, их ориентация на исполне-
ние извне навязанной роли; нищета юстиции, разлад между нею
и обществом вследствие отсутствия доверия.

Как одна из стратегических линий развития государственнос-
ти в Российской Федерации, судебная реформа имела строго оп-
ределенную цель — становление в России самостоятельной су-
дебной власти, деятельность которой направлена на защиту прав
человека, обеспечение социальной устойчивости и законности в
государстве, осуществляемых посредством четкого правового
механизма.

Для достижения этой цели требовалось решить три важных
задачи:

1. Привести компетенцию судов в соответствие с требования-
ми правового государства, для чего необходимо было покончить
с положением, когда целые области общественных отношений
находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не
имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с
представителями исполнительной власти, когда трудовые споры
многих категорий работников решались в порядке подчинен-
ности, а не в судах и т.д.

2. Обеспечить независимость суда от влияния других ветвей
власти, от давления со стороны различных политических груп-

) Имеет силу федерального закона. Одобрена постановлением Верховного Сове-
та РСФСР от 24 октября 1991 г. // ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.


Внутригосударственная защита прав и свобод

пировок и социальных групп для того, чтобы судья мог успешно
выполнять свои новые функции.

3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и
от законодательной власти, т.е. сделать независимость судьи ре-
альностью.

Одновременно необходимо было изменить взаимоотношения
судов с органами прокуратуры и юстиции. Из надзирателя за су-
дами прокуратура должна была превратиться в орган, обеспечи-
вающий уголовное преследование в стране. Вершина этой рабо-
ты — поддержание обвинения в суде в условиях состязательного
процесса. Органы юстиции должны были быть лишены возмож-
ности влиять на суды через механизмы их материально-техни-
ческого обеспечения.

Для преодоления кризиса судебной системы были приняты
политические, правовые, организационные и материальные ме-
ры. Прежде всего они были предусмотрены принятым 26 июня
1992 г. Законом РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Фе-
дерации» (с последующими изменениями и дополнениями)!.

В ст. 10 Конституции РФ закреплено разделение государствен-
ной власти на законодательную, исполнительную и судебную,
причем органы этих ветвей власти самостоятельны. В разделе о
судебной власти закреплены такие основополагающие принци-
пы жизнедеятельности системы судебной власти, как осущес-
твление правосудия только судом (ст. 118), независимость и их
подчинение только Конституции РФ и федеральному закону
(ст. 123), порядок назначения судей федеральных судов (ст. 128),
равенство всех перед законом и судом (ст. 19). Большое практи-
ческое значение имело закрепление в Основном законе несме-
няемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Полномо-
чия, порядок образования и деятельности Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ
и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конс-
титуционным законом. Такой же порядок был предусмотрен и
для установления судебной системы Российской Федерации (ст.

• ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; Собрание актов Президента
и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ, 1995. № 26. Ст. 2399; СЗ РФ
1999. № 29. Ст. 3690; СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2736; СЗ РФ. 2001. nb 51. Ст. 4934.


_____ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______

118). Таким образом, предполагалось принятие ряда федераль-
ных конституционных законов. Важное значение в этой связи
имеет Федеральный конституционный закон от 31.12.96 г.
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»', вве-
денный в действие с 1 января 1997 г. с последующими изменени-
ями. Вместе с тем не отменен и Закон РСФСР от 08.06.81 г.
№ 976 «О судоустройстве РСФСР» с многочисленными последу-
ющими изменениями и дополнениями2. Он по-прежнему при-
меняется в части, не противоречащей Федеральному конститу-
ционному закону «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон о судебной системе в
ст. 33 закрепил основные принципы финансирования судов, в
частности, установив запрет сокращать ассигнования на судеб-
ную деятельность без согласия Совета судей Верховного суда РФ
или Всероссийского съезда судей. Его положения имели боль-
шое значение для преодоления острого кризиса финансирова-
ния судебных органов в Российской Федерации.

В развитие требований ст. 33 указанного закона был принят
Федеральный закон от 10.02.99 г. № 30-ФЗ «О финансировании
судов в Российской Федерации», который предусмотрел четкий
порядок и сроки выделения бюджетных средств на нужды пра-
восудия. Этим законом предусматривалось, что выделенные на
финансирование судов средства могут быть уменьшены только с
согласия Совета судей РФ, а если уменьшение составляет 5%, то
только с согласия Всероссийского съезда судей. Кроме того, для
обеспечения ритмичности финансирования предусмотрено, что
ассигнования на суды должны выделяться ежемесячно в размере
1/12 от запланированных сумм.

Таким образом, ст. 33 Федерального конституционного закона
«О судебной системе Российской Федерации» в совокупности с
конкретизирующим ее Федеральным законом «О финансирова-
нии судов Российской Федерации» создали механизм защиты
материального обеспечения судебной власти от попыток как за-
конодательной, так и исполнительной власти произвольно сок-

1 СЗ РФ.1997. № 1. Ст. 1; СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4825.

2 ВВС РСФСР. 1981. № 28.Ст 976; ВВС РФ. 1992. № 27. Ст. 1560; № 30. Ст. 1794;

1993. № 33. Ст. 1313; СЗ РФ 1994. № 32. Ст. 3300.


Внутригосударственная защита прав и свобод

ратить объем средств, выделяемых на суды, как в процессе пла-
нирования бюджета, так и в процессе его исполнения.

Правовой основой для деятельности не существовавшего ра-
нее в России судебного органа конституционного контроля стал
Федеральный конституционный закон РФ 24.06.94 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации»', Феде-
ральный конституционный закон от 23.06.99 г. № 1-ФКЗ «О во-
енных судах Российской Федерации»2, Федеральный конститу-
ционный закон от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в
Российской Федерации».3 Помимо названных выше законов к
нормативно-правовым актам, которые имеют важное значение
для становления судебной системы России, можно отнести Фе-
деральный закон от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейско-
го сообщества в Российской Федерации»4; Федеральный закон
от 08.01.98 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном
Суде Российской Федерации»5 (с его принятием функции кад-
рового, материально-технического и финансового обеспечения
судов общей юрисдикции перешли из ведения министерства юс-
тиции, т.е. исполнительной власти, в ведение судейского сооб-
щества); Федеральный закон от 20.04.95 г. № 54-ФЗ «О государ-
ственной защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов6; Кодекс чести судьи Российской
Федерации, одобренный Вторым Всероссийским съездом судей
и принятый Советом судей Российской Федерации 21 октября
1993 г.7; Положение о квалификационных коллегиях судей (ут-
верждено постановлением Верховного Совета Российской Фе-
дерации от 13 мая 1993 г.)8; Федеральный закон от 17.12.98 г.

1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; с изменениями и дополнениями, внесенными Фе-
деральным конституционным законом от 8 февраля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 7.
Ст.607.

2 Там же. 1999.№ 26. Ст. 3170.

3 Там же. 1995. № 18. Ст. 1589.

4 Там же. 2002.

5Тамже.1998.№2.Ст.223.
бТам же.1995. № 17.Cr.l455.

7 Советская юстиция. 1993. № 23.

8 ВВС РФ. 1993. № 24. Ст. 856.


_______ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______

№ 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»^ Феде-
ральный закон от 21.06.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в
Российской Федерации2.

К судоустройству, а именно к статусу судей как носителей осо-
бого вида государственной власти и других субъектов осущес-
твления правосудия, имеют определенное отношение и некото-
рые нормы, закрепленные в УК РФ, который введен в действие
в 1997 г. Имеются ввиду нормы, устанавливающие уголовную
ответственность за: воспрепятствование в какой бы то ни было
форме осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на
жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295); угрозу или
насильственные действия в связи с осуществлением правосудия
(ст. 296); неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи,
заседателя или участника судебного разбирательства (ст. 297);

клевету в отношении судьи, заседателя, судебного пристава, су-
дебного исполнителя (ст. 298).

Одновременно формировалась и законодательная основа дея-
тельности других участников правоотношений, связанных с
отправлением правосудия. Так, был принят Федеральный закон
от 21.07.97 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»3, которым зало-
жены основы деятельности нового корпуса государственных
служащих органов юстиции, призванных обеспечить установ-
ленный порядок деятельности судов и исполнение судебных ре-
шений, а также, в логической связи с названным законом, —
Федеральный закон от 21.07.97 г. № 119-ФЗ «Об исполнитель-
ном производстве»4.

2 января 2000 г. принят Федеральный закон № 37-ФЗ «О на-
родных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Фе-
дерации»5, которым определен новый порядок формирования
состава этих субъектов осуществления правосудия. Принятие
этого закона имело важное значение, поскольку, как подчерки-
вается в юридической литературе, он разрешил затянувшуюся

1 СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270.

2 СЗ РФ. 2002.

3 Там же. 1997. № 30. Ст. 3590.

4 Российская газета. 1997. 5 авг.

5 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158.


Внутригосударственная защита прав и свобод

проблему, связанную с порядком формирования состава судеб-
ных заседателей: формирование списков путем народного голо-
сования изжил себя, а нового законом предусмотрено не было1.

Конституция РФ и указанные законы остаются основными ак-
тами для организационного и функционального построения су-
дебной власти в обновляющейся России. Наиболее важными
мерами реформирования российской судебной системы следует
признать учреждение судебного органа конституционного над-
зора, возрождение существовавших ранее суда присяжных и
института мировых судей, упорядочение деятельности военных
судов, значительное упрочение статуса судей.

Следует отметить, что принятое законодательство направлено
на существенное изменение качественного состава судей, пос-
кольку решение этого вопроса в настоящее время является очень
важным. В этой связи для более эффективной судебной защиты
прав личности в действующем законодательстве о суде повыше-
ны, по сравнению с прежними, требования, предъявляемые к
носителям судебной власти.

В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьей может быть
гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет,
имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по
юридической профессии не менее пяти лет. Причем федераль-
ным законом могут быть установлены дополнительные требова-
ния к судьям судов Российской Федерации. К судьям вышестоя-
щих судов предъявляются еще более высокие требования: они
должны быть не моложе 30 лет, а судьи Верховного суда РФ и
Высшего Арбитражного суда РФ — не моложе 35 лет и иметь
стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и
другие законы, избегая и при исполнении своих полномочий, и
во внеслужебных отношениях всего, что могло бы умалить авто-
ритет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение
в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбит-
ром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осу-

' Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура
России: Учебник. - М., 2001. С. 51.


Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

ществлять предпринимательскую деятельность или совмещать
работу в должности судьи с какой-либо другой оплачиваемой ра-
ботой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной
творческой деятельностью.

Отсутствие политической нейтральности судьи проявляется
по-разному. Как подчеркивает Ю.И. Стецовский, «представляет
опасность участие судьи в собраниях, митингах, пикетировани-
ях, в агитации за кандидатов в депутаты, материальная поддерж-
ка определенной партии и иная политическая деятельность»!. В
этой связи он призывает заботиться о действительной деполити-
зации всех судей.

Для вступления в должность судьи кандидату необходимо ус-
пешно сдать квалификационный экзамен. Более того, чтобы за-
нять эту должность, кандидат, согласно «Основным принципам
независимости судебных органов»2, должен обладать высокими
моральными качествами и способностью к этой деятельности.
Заявление юриста, претендующего на должность судьи, рас-
сматривается квалификационной коллегией.

Требования, предъявляемые к судьям Законом РФ «О статусе
судей в Российской Федерации», дополняются положениями
Кодекса чести судьи Российской Федерации. В нем, в частности,
записано, что наряду с Конституцией РФ и другими законода-
тельными актами судья обязан руководствоваться общеприня-
тыми нормами нравственности и правилами поведения, в любой
ситуации сохранять личное достоинство и заботиться о своей
чести. Он не вправе делать публичных заявлений по делам, нахо-
дящимся в производстве суда, а также подвергать публичному
осуждению действия своих коллег. Он должен избегать личных,
финансовых и деловых связей, которые могут причинить ущерб
его репутации. Нарушения этих и других требований Кодекса
чести рассматриваются квалификационными комиссиями су-
дей. Согласно ст. 4 Кодекса чести судьи Российской Федерации,
«проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается

! Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. — М., 1999. С.94.

- Приняты в сентябре 1985 г. VII Конгрессом ООН по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями // Международная защита
прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. С. 327.

S9


Внутригосударственная защита прав и свобод

такое действие, которое хотя и не является преступным, но по
своему характеру несовместимо с высоким званием судьи».

В соответствии с действующим законодательством судья нес-
меняем. Он не подлежит переводу на другую должность или в
другой суд без его согласия; его полномочия не могут быть при-
остановлены или прекращены иначе как в особом порядке, уста-
новленном законом, а полномочия не ограничены определен-
ным сроком (ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации»).

Предельный возраст пребывания в должности судьи, за иск-
лючением судей Конституционного суда Российской Федера-
ции, — 65 лет (ст. 11 Закона РФ «О статусе судей Российской
Федерации»).

Основой правового статуса судьи является его независимость
от кого бы то ни было при выполнении своих служебных функ-
ций. Независимость судей обеспечивается: законной процеду-
рой осуществления правосудия; запретом вмешательства в осу-
ществление правосудия под угрозой ответственности за наруше-
ние такого запрета; несменяемостью судьи; неприкосновен-
ностью судьи; материальным обеспечением судьи за государ-
ственный счет; системой органов судейского сообщества, стоя-
щих на страже интересов своих членов; предпринимаемыми го-
сударством мерами личной безопасности судьи и его близких,
мерами социальной защиты.

Новые принципы, на которых в современной России форми-
руется судейский корпус и осуществляется правосудие, несмот-
ря на некоторые выявившиеся на практике недостатки, все же
дают основание утверждать, что судебная власть постепенно
приобретает все большее влияние, силу и авторитет, становится
реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Независимость и самостоятельность судей создают достаточно
весомые гарантии вынесения ими справедливых решений. Об
этом свидетельствует, в частности, значительное увеличение
числа обращений граждан в суд за судебной защитой.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного зако-
на Российской Федерации «О судебной системе Российской Фе-
дерации» судебную систему РФ составляют федеральные суды,


_______Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов
Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд Российской Федерации;

— Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и
областные суды, суды городов федерального значения, суды ав-
тономной области и автономных округов, суды, составляющие
систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие
систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

— Конституционные (уставные) суды субъектов Российской
Федерации;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов Российской Федерации.

Деление судов на конституционные (уставные), суды общей
юрисдикции и арбитражные суды, т.е. деление по характеру рас-
сматриваемых судебных дел называется делением судебной сис-
темы на три ветви, а деление судов общей юрисдикции и арбит-
ражных судов в зависимости от того, на какую территорию расп-
ространяется их компетенция, другими словами, деление по тер-
риториальному признаку — это деление судов на звенья.

Применительно к системе судов общей юрисдикции и системе
арбитражных судов существует также понятие судебной инстан-
ции. Принято различать суды первой инстанции, второй инс-
танции и надзорной инстанции.

Суд первой инстанции — это суд, который рассматривает дело
первым, впервые исследуя доказательства и разрешая дело по
существу, т.е. с вынесением от имени государства итогового ре-
шения по главным вопросам, ради ответа на которые данное де-
ло начато (возбуждено): виновен или невиновен подсудимый в
предъявленном обвинении, подлежит ли он наказанию и какому
именно (по уголовному делу); подлежит ли предъявляемый иск
удовлетворению и в каком размере (по гражданскому делу) и т.д.
Все мировые судьи рассматривают дела (как гражданские, так и
уголовные) только в первой инстанции.


Внутригосударственная защита прав и свобод

Федеральные суды основного звена, т.е. районного, городско-
го функционируют в настоящее время также в качестве судов
первой инстанции. В качестве суда первой инстанции при опре-
деленных, прямо предусмотренных законом условиях может, а
иногда и обязан рассмотреть уголовное или гражданское дело и
суд второго звена системы судов общей юрисдикции.

Суд второй инстанции — это суд, который по жалобам управо-
моченных законом участников гражданского, уголовного или ар-
битражного процесса или по представлению прокурора пересмат-
ривает еще не вступившие в законную силу приговоры или реше-
ния судов первой инстанции. Такой пересмотр именуется или
апелляционным, или кассационным, а соответствующая судеб-
ная инстанция — или апелляционной, или кассационной инстан-
цией. Следовательно, понятия «суд второй инстанции» и «суд кас-
сационной или апелляционной инстанции» тождественны.

Основное различие между апелляционной и кассационной
инстанцией заключается в следующем: если в кассационной
инстанции уголовное дело пересматривается главным образом
по имеющимся в нем и дополнительно представленным сторо-
нами письменным материалам, то в апелляционной инстанции
уголовное дело рассматривается вновь, с начала до конца, с соб-
людением всех основных процедур, которые соблюдались и в
первой инстанции, и с вынесением нового приговора. Другими
словами, дело повторно рассматривается по существу. В системе
судов общей юрисдикции основной объем работы по пересмот-
ру уголовных и гражданских дел в кассационном порядке прихо-
дится на среднее звено, т.е. верховные суды республик, краевые,
областные и равные им суды. А со становлением системы миро-
вых судей весь объем работы по пересмотру дел в апелляцион-
ном порядке будут выполнять федеральные суды основного, т.е.
районного и городского звена федеральных судов, поскольку это
новое дело возлагается на них

Суд надзорной инстанции (судебно-надзорная инстанция) —
это суд, который по протесту управомоченных законом должно-
стных лиц судебного или прокурорского ведомств пересматри-
вает дела, по которым приговоры или решения уже вступили в
законную силу, а может быть даже частично или полностью ис-


_______ Судебная защита прав и свобод человека и гражданина _______

полнены. В системе судов общей юрисдикции основной объем
судебно-надзорной работы приходится на президиумы судов
среднего звена.

Судебно-надзорными полномочиями наделен и высший су-
дебный орган страны — Верховный суд Российской Федерации
в лице его коллегий и в лице Президиума Верховного суда РФ.

Особо следует отметить важность введения института мировых
судей. Закон о мировых судьях позволил ввести на практике
институт судей, действующих непосредственно в том или ином
населенном пункте (поселке, селе).

К началу 2002 г. в России действовало свыше трех тысяч
участков мировых судей. Их работа принесла населению реаль-
ные плоды: упростилось обращение гражданина к судье, резко
сократились сроки разрешения гражданами дел, проще стала
процедура обжалования судебных решений. Поскольку жало-
бы на решения мировых судей рассматривают федеральные
судьи районных судов, жителям сел и районных центров не
требуется выезжать в областной центр для участия в суде вто-
рой инстанции.

Одновременно там, где появились мировые судьи, заметно
снизилась нагрузка на федеральные суды, благодаря чему феде-
ральные судьи получили возможность тщательнее рассматри-
вать наиболее сложные гражданские и уголовные дела, отнесен-
ные к их компетенции.

Большое значение для развития судебной системы имело соз-
дание Академии правосудия (Указ Президента РФ от 11 мая
1998г. «О Российской академии правосудия»). Это учреждение
проводит подготовку судебных кадров, ведет научно-исследова-
тельскую работу в сфере правосудия.

Судебная система характеризуется двумя существенными
признаками: она стабильна и едина1.

Стабильность российской судебной системы выражается в
том, что создание каких-либо иных судов, кроме прямо предус-
мотренных Конституцией РФ и Федеральным конституцион-
ным законом «О судебной системе Российской Федерации»,

1 Безлепкин Б Т Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура
России Учебник — М, 2001 С 55


Внутригосударственная защита прав и свобод

другими словами, судов чрезвычайных, не допускается — это
прямо запрещено в ст. 118 Конституции РФ. Присвоение же
властных полномочий суда есть самоуправство, т.е. преступле-
ние, наказуемое по уголовному закону.

Главный признак единства судебной системы России заклю-
чается в том, что все российские суды и судьи в абсолютно оди-
наковой мере обязаны соблюдать и применять Конституцию
РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, в
том числе определяющие единые правила судопроизводства по
гражданским, уголовным и другим делам, а также общепризнан-
ные принципы и нормы международного права и международ-
ные договоры РФ, а в определенных пределах и конституции
(уставы) и законы субъектов Российской Федрации.

Единство российской судебной системы обеспечивается также
путем признания одинаково обязательными для исполнения на
всей территории страны вступивших в законную силу постанов-
лений любого российского судебного органа; законодательного
закрепления единого статуса всех судей; финансирования всех
судов — конституционных (уставных), арбитражных, федераль-
ных судов общей юрисдикции и мировых судей, гражданских и
военных судов — из одного источника — федерального бюджета
(ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной сис-
теме Российской Федерации»).

Как заявил Президент России В. Путин, «от уровня и качества
работы судов сегодня прямо зависит и социально-политическая
обстановка внутри страны, и отношение к России»'.

Судебная реформа дает свои первые результаты. В частности,
механизмы, заложенные в новом УПК РФ, реально работают, в
стране существенно сократилось количество лиц, для которых в
качестве меры пресечения используется заключение под стражу

Число оправдательных приговоров возросло в 3 раза. Это, по
словам В. Путина, стало логическим следствием введения под-
линной состязательности в судопроизводстве, повышения тре-
бовательности к следствию

Первые итоги судебной реформы // Российская газета 2003 25 янв


Роль Конституционного суда РФ в защите прав и свобод

§2. Роль Конституционного суда Российской Федерации
в защите прав и свобод человека и гражданина.
Участие адвоката в конституционном судебном процессе

Особенность осуществления конституционного контроля
Конституционным судом РФ состоит в том, что он осуществля-
ется специальным судебным органом и в форме особого вида
судопроизводства. В связи с этим Конституционный суд РФ
включается в судебную систему государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.