Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль Организации Объединенных Наций в защите прав человека и гражданина




Международная защита — важнейший механизм защиты прав
и свобод человека и гражданина. Этот механизм включает в себя
правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и
гражданина, обязательства государств по практическому прет-
ворению в жизнь этих прав и свобод, а также систему контроля
за выполнением государствами своих международных обяза-
тельств в области защиты прав человека и гражданина.

Создание системы международного контроля за претворением
в жизнь юридических обязательств, взятых на себя государства-
ми в области прав человека и гражданина, является одним из на-
иболее значительных достижений в международном регулирова-
нии этой сферы.

Координационным центром сотрудничества государств по за-
щите прав и свобод человека и гражданина после второй миро-
вой войны стала Организация Объединенных Наций.

Вторая мировая война продемонстрировала чудовищные на-
рушения прав человека фашистским и иными тоталитарными
режимами как на своей, так и на оккупированных территориях.
В результате прогрессивное человечество подошло к неизбежно-
му осознанию необходимости объединения усилий в защите
важнейших интересов личности. ООН призвана содействовать


Правовой статус человека и гражданина в РФ

повышению уровня жизни, полной занятости населения, усло-
виям экономического и социального прогресса и развития; раз-
решению международных проблем в экономической, социаль-
ной сферах, области здравоохранения, международному сотруд-
ничеству в области культуры и образования; всеобщему уваже-
нию и соблюдению прав человека и основных свобод для всех
без различия расы, пола, языка, религии.

Название «Объединенные Нации» было предложено прези-
дентом США Франклином Д. Рузвельтом и впервые появилось в
Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г.1 Устав Ор-
ганизации Объединенных Наций был разработан представите-
лями 50 государств на состоявшейся 25 апреля — 26 июня 1945
года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций по
созданию международной организации. В основу работы Кон-
ференции были положены предложения, выработанные предс-
тавителями Китая, Советского Союза, Соединенного Королев-
ства и Соединенных Штатов в Думбартон-Оксе в августе — ок-
тябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года предста-
вителями 50 стран. Польша, не представленная на Конферен-
ции, подписала Устав позже и вошла в группу государств — ос-
нователей ООН.

Официально Организация Объединенных Наций начала су-
ществовать 24 октября 1945 г., после того, как ее Устав был рати-
фицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Соединен-
ным Королевством и Соединенными Штатами, а также больши-
нством других подписавших его государств. 24 октября ежегод-
но отмечается как день Организации Объединенных Наций.

Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, ко-
торые принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе
ООН, и желают эти обязательства выполнять. Новые государ-
ства-члены могут быть приняты Генеральной Ассамблеей по ре-
комендации Совета Безопасности. Уставом предусмотрена воз-
можность приостановления членства любого государства или
исключения его из ООН за нарушение принципов, закреплен-
ных в Уставе. ____

1 Основные сведения об Организации Объединенных Наций: пер. с англ —
М.1995. С 16


Защита прав и свобод в международных организациях

В юридической литературе отмечается, что Устав ООН имеет
основополагающее значение, поскольку он выступает в качест-
ве «квазиконституции» современного международного сооб-
щества'.

Действительно, Устав Организации Объединенных На-
ций — учредительный акт, которым устанавливаются права и
обязанности государств-членов, утверждаются органы и проце-
дуры ООН. Будучи международным договором, Устав кодифи-
цирует на международном уровне основополагающие принципы
международных отношений — от суверенного равенства госу-
дарств до запрета на применение силы в международных отно-
шениях и утверждения фундаментальных прав человека.

Международное сотрудничество в рамках ООН привело к при-
нятию ряда международно-правовых актов, в которых человек,
его права и свободы признаны высшей ценностью2. Декларация
и пакты в совокупности представляют собой Билль о правах че-
ловека. Он содержит перечень важнейших прав и свобод инди-
вида во всех областях общественной жизни и служит общим де-
мократическим стандартом для государств в сфере регулирова-
ния правового положения личности.

Заключая подобного рода соглашения, страны добровольно
отказываются от части суверенных полномочий в области прав
человека в пользу определенных международных органов, наде-
ленных компетенцией контрольного характера.

Функции международного контроля постоянно расширяются,
при этом некоторые его формы и методы заимствуются из внут-

1 Даниленко Г.М. Международная защита прав человека Вводный курс: Учеб
пособие — М, 2000. С 10

2 Важнейшими из них являются Всеобщая Декларация прав человека, которая
принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и начинается с гума-
нистической формулировки о том, что признание достоинства, присущего всем
членам человеческой семьи, и равных, неотъемлемых прав их является основой
свободы, справедливости и всеобщего мира (Декларация как таковая не высту-
пала в качестве юридически обязательного документа, однако большинство го-
сударств в последующем своими действиями (применением), по существу, наде-
лили ее свойствами правового документа); Международный пакт об экономи-
ческих, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 г.; Между-
народный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный прото-
кол к нему (приняты также 16 декабря 1966 г.)


Международная защита прав и свобод человека и гражданина

ренней практики государств. Контроль серьезно повышает эф-
фективность применения согласованных норм и принципов
международного права каждым государством — участником
международных соглашений.

Формы такого контроля во многом зависят от характера нару-
шений прав человека и могут быть самыми разнообразными.
Они определяются Уставом, решениями ООН и ее специализи-
рованных учреждений, международными соглашениями уни-
версального и регионального характера^

Функции и полномочия Организации Объединенных Наций в
области прав человека чрезвычайно разнообразны. ООН прини-
мает рекомендации, выносит решения, созывает международ-
ные конференции, подготавливает проекты конвенций, прово-
дит исследования, оказывает консультативную и техническую
помощь отдельным странам. В ряде случаев она осуществляет и
контрольные функции за соблюдением государствами обяза-
тельств, взятых по Уставу ООН и по международным согла-
шениям.

Фактически все главные и значительное число вспомогатель-
ных органов ООН в той или иной степени занимаются вопроса-
ми прав человека.

В соответствии со ст. 60 Устава ООН Генеральная Ассамблея
ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Со-
вет несут ответственность за выполнение функций ООН по со-
действию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и
свобод человека.

Полномочия Генеральной Ассамблеи в области прав человека
определены в ст. 13 Устава ООН. Генеральная Ассамблея
предпринимает исследования и дает рекомендации в целях со-
действия международному сотрудничеству в политической об-
ласти, развития международного права и его кодификации, осу-
ществления прав человека и основных свобод для всех и содей-
ствия международному сотрудничеству в экономической и со-
циальной сферах, в области культуры, образования, здравоох-
ранения.

Права человека. Учебник для вузов / отв. ред. — чл.-корр. РАН, д.ю.н.
Е.А. Лукашева. - М., 2003. С. 495-496.


Защита прав и свобод в международных организациях

Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Ге-
неральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов
доклада, которые готовятся в Экономическом и Социальном
Совете, и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на пре-
дыдущих сессиях. Периодически они также предлагаются для
обсуждения другими главными органами ООН, государства-
ми — членами Организации и Генеральным секретарем.

Большинство вопросов, касающихся прав человека, рассмат-
ривается Комитетом по социальным и гуманитарным вопросам
и вопросам культуры (Третьим комитетом Ассамблеи). В то же
время некоторые из них обсуждаются и другими комитетами.
Принятые ими решения обсуждаются и утверждаются на пле-
нарных заседаниях Генеральной Ассамблеи.

Согласно упомянутой выше ст. 13 Устава ООН функции Гене-
ральной Ассамблеи состоят главным образом в организации ис-
следований и принятии рекомендаций. Исследования, относя-
щиеся к правам человека, по поручению Генеральной Ассамб-
леи выполняются Экономическим и Социальным Советом
(ЭКОСОС) и его вспомогательными органами, специализиро-
ванными учреждениями и Генеральным секретарем ООН. Реко-
мендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, как в облас-
ти прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу
ООН не являются юридически обязательными для государств —
членов ООН.

Оценивая юридический характер резолюций Генеральной Ас-
самблеи по вопросам прав человека, некоторые ученые подчер-
кивают, что поскольку согласно ст. 55 и 56 Устава ООН госу-
дарства — члены ООН взяли на себя обязательство предприни-
мать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве
с Организацией в целях развития всеобщего уважения к правам
человека и их соблюдения, постольку резолюции Генеральной
Ассамблеи, за принятие которых голосовали все или подавляю-
щее большинство государств — членов Организации, могут сви-
детельствовать о существовании определенных принципов и
норм международного права, обязательных для всех государств'.
Для осуществления своих функций в области прав человека Ге-
1 Права человека... 2003. С. 497-498.


Международная защита прав и свобод человека и гражданина

неральная Ассамблея в соответствии со ст. 22 Устава ООН созда-
ет по мере необходимости различные вспомогательные органы.
Среди организаций, непосредственно занятых в ООН проблема-
ми прав человека, следует выделить Комиссию по правам чело-
века, которая создана в 1946 г. — ЭКОСОС.

Функции Комиссии по правам человека чрезвычайно разно-
образны. Они постоянно расширяются в связи с развитием меж-
государственных отношений в области прав человека и возник-
новением многих проблем в этой сфере.

Значительную часть работы комиссии составляет деятельность
ее специальных органов по изучению конкретных ситуаций и
проведению расследований грубых, массовых и систематичес-
ких нарушений прав человека, включая политику апартеида и
расовой дискриминации, а также нарушений на территориях,
оккупированных в результате акта агрессии.

Подготовка крупных исследований поручается специальным
докладчикам из числа независимых экспертов. К функциям пос-
ледних относятся: а) сбор информации о соблюдении или нару-
шении тех или иных прав; б) получение и передача правитель-
ствам полученных от частных лиц или организаций уведомле-
ний о нарушении прав; в) подготовка докладов о масштабах и
практике нарушения соответствующих прав; г) подготовка ре-
комендаций по формированию политики государств в области
прав человека; д) в некоторых случаях посещение отдельных го-
сударств по их приглашению.

Одной из распространенных контрольных форм работы ко-
миссии ООН по правам человека является создание так называ-
емых тематических механизмов. Первым подобным механизмом
стала Рабочая группа по насильственным или недобровольным
исчезновениям, учрежденная в 1980 г. В 1982 г. Комиссия назна-
чила специального докладчика по вопросу о казнях без надлежа-
щего судебного разбирательства, или произвольных казнях, а в

1985 г. — специального докладчика по вопросу о пытках.

Комиссия назначает также специальных докладчиков для за-
щиты особых категорий жертв нарушений прав человека. Так, в

1986 г. был учрежден институт специального докладчика по воп-
росу об осуществлении Декларации о ликвидации всех форм не-


_______ Защита прав и свобод в международных организациях _______

терпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. В

1990 г. назначается специальный докладчик по вопросу о торгов-
ле детьми, детской проституции и детской порнографии, а в

1991 г. учреждается Рабочая группа по произвольным задержа-
ниям, в круг ведения которой входят задержания, не совмести-
мые с такими основными свободами, как свобода совести. В
настоящее время Комиссией ООН по правам человека учрежде-
но свыше десяти тематических процедур, и их число продолжает
расти. Представители этих органов выезжают в страны, где нару-
шаются права человека, налаживают диалог с соответствующи-
ми государствами, ежегодно представляют комиссии по правам
человека доклады о своей деятельности.

Существуют и специализированные учреждения ООН, выпол-
няющие правозащитные функции. К ним относятся: ЮНЕСКО
(Организация Объединенных наций по вопросам образования),
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Между-
народная организация труда). Эти учреждения принимают кон-
венции, декларации, рекомендации и соглашения по вопросам
защиты прав человека.

В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верхов-
ного комиссара по правам человека. Верховный комиссар наз-
начается Генеральным секретарем ООН и утверждается Гене-
ральной Ассамблеей. Хотя резолюция 48/141 Генеральной Асса-
мблеи и не наделила Верховного комиссара широкими полно-
мочиями, тем не менее он координирует всю деятельность ООН
в области прав человека и принимает необходимые меры, повы-
шающие ее эффективность в данной сфере.

Как подчеркивается в юридической литературе, опыт много-
летнего обсуждения вопросов о правах человека в ООН со всей
очевидностью показал, что продуманная организация контроль-
ных органов имеет важное значение для плодотворной деятель-
ности всей системы взаимоотношений государств в рассматри-
ваемой области. Однако в настоящее время контрольная функ-
ция еще далека от совершенства. Система контрольных органов
ООН в области прав человека очень громоздка, в ее работе наб-
людается дублирование и параллелизм, рассмотрение ряда воп-
росов повестки дня из года в год переносится. Поскольку дея-


Международная защита прав и свобод человека и гражданина

тельность этих органов носит сессионный характер, они не спо-
собны принимать экстренные меры в условиях кризисов. Мас-
совые злодеяния в Сомали, Курдистане, Руанде, Бурунди и дру-
гих странах показали необходимость срочного вмешательства
ООН в подобные конфликты, причем не только в форме рассле-
дований и установления системы контроля, но и применения
принудительных мер.

Продолжающиеся массовые нарушения основных прав и сво-
бод человека во многом определяются отсутствием политичес-
кой воли государств — членов ООН к созданию соответствую-
щего механизма с необходимыми полномочиями, который бы
не только координировал программу работы многочисленных
контрольных органов, но и действовал быстро, эффективно и
решительно.

Не случайно многие ученые, дипломаты и государственные де-
ятели, анализируя сложившуюся ситуацию, говорят о «кризисе»,
«тупиковом положении», необходимости реорганизации всей
системы деятельности органов ООН в области прав человека на
основе «нового подхода»'.

События в Ираке продемонстрировали всему миру неспособ-
ность ООН влиять на международную политику. Однако, как за-
явил министр иностранных дел России, выступая на ассамблее
Совета по внешней и оборонной политике, «нельзя согласиться
с тем, что ООН ждет такая же участь, как в свое время Лигу на-
ций. Напротив, в нынешнем кризисе Совет Безопасности ООН
полностью оправдал себя как орган, несущий главную ответ-
ственность за поддержание международного мира и безопаснос-
ти, именно благодаря единству Совета Безопасности был создан
уникальный механизм международных инспекций в Ираке, ко-
торый в кратчайшие сроки развернул деятельность, получившую
высокую оценку всех без исключения государств. И не вина Со-
вета Безопасности в том, что единство было нарушено, а разви-
тие событий пошло по военному сценарию»2

' Права человека.. 2003. С. 500—501.

2 ООН жива и будет жить (из выступления министра иностранных дел
Российской Федерации Игоря Иванова на ассамблее Совета по внешней и
оборонной политике) // Российская газета. 2003, 24 марта. С. 3.


Защита прав и свобод в международных организациях

В настоящее время особенно необходима активизация дея-
тельности ООН для пресечения массовых и грубых нарушений
основных прав и свобод человека, поскольку эти нарушения
создают угрозу миру и международной безопасности.

ООН на основании гл. VII своего Устава может и должна при-
нять меры для ликвидации таких нарушений. Причем меры, свя-
занные с использованием вооруженных сил, могут применяться,
как правило, только от имени ООН на основании решения Со-
вета Безопасности, а не государствами в индивидуальном поряд-
ке, и не по решению Генерального секретаря ООН. Любой член
Организации может обратиться в Совет Безопасности с прось-
бой о принятии тех или иных мер для пресечения ситуации, уг-
рожающей миру и международной безопасности (п. 1 ст. 35 Ус-
тава ООН). Решения Совета о применении санкций для пресе-
чения преступных нарушений прав человека обязательны для
всех членов ООН. Так, на заседании Совета Безопасности по
иракскому вопросу министр иностранных дел России заявил,
что ни одно из решений мирового сообщества «не дает права на
применение силы против Ирака в обход Устава ООН»'.

Одним из наиболее спорных вопросов международного права
и в практике межгосударственных отношений является вопрос о
правомерности гуманитарной интервенции. Эта проблема об-
суждалась на различных международных форумах, в том числе
на нескольких конференциях Всемирной ассоциации междуна-
родного права, а также в ходе советско-американской конфе-
ренции юристов-международников в 1990 г. в Вашингтоне.

В науке международного права выдвигаются различные крите-
рии допустимости гуманитарной интервенции. Все их можно
свести к следующему: 1) грубые нарушения прав человека долж-
ны быть неминуемыми или уже происходящими; 2) все возмож-
ные мирные средства должны быть исчерпаны; 3) государству
должен быть предъявлен ультиматум с требованием прекратить
грубые нарушения прав человека; 4) если позволяет время, госу-
дарство должно сообщить Совету Безопасности о намечаемых
целях, которые должны быть достигнуты в ходе гуманитарной

1 Шаповалов А. ООН: похороны преждевременны // Российская газета. 20 марта
2003 г. С. 8.


__ Международная защита прав и свобод человека и гражданина

интервенции; 5) гуманитарная интервенция может быть предп-
ринята, если Совет Безопасности бездействует; 6) в тех случаях,
когда это возможно, желательно получить от государства приг-
лашение на ввод войск на его территорию; 7) сила должна при-
меняться только с целью пресечь грубые нарушения прав чело-
века и не может использоваться в каких-либо иных интересах го-
сударства; 8) применение силы не может преследовать цель из-
менить политический или социально-экономический строй го-
сударства, свергнуть правительство; 9) в ходе гуманитарной ин-
тервенции должен использоваться ограниченный контингент
войск, и лишь в масштабах, необходимых для достижения цели;

10) вооруженные силы должны применяться ограниченное вре-
мя, и как только цель гуманитарной интервенции достигнута,
должны быть немедленно выведены с иностранной территории.

Большинство сторонников доктрины гуманитарной интервен-
ции, придерживаясь тезиса о ее пропорциональности и ограни-
ченности во времени, ссылаются не только на обычное право, но
и на Устав ООН.

Российские ученые в прежние годы неизменно отрицали пра-
во государств на гуманитарную интервенцию. Однако развитие
современных международных отношений дает многочисленные
свидетельства того, что в определенных ситуациях у государства
нет возможности спасти жизни своих граждан иначе как путем
применения силы, например, в случае захвата вооруженными
террористами или лицами, действующими без санкции властей,
его граждан, временно находящихся на иностранной террито-
рии. В исключительных случаях вооруженная сила может быть
использована и для спасения жизни людей, принадлежащих к
национальным меньшинствам.

Современное международное право не отрицает правомернос-
ти применения силы государством в одностороннем порядке в
гуманных целях. Для содействия всеобщему уважению и соблю-
дению прав человека государства обязуются предпринимать как
совместные, так и «самостоятельные действия в сотрудничестве
с Организацией» (ст. 56 Устава ООН). Реакция международного
сообщества и отдельных государств на преступные нарушения
основных прав и свобод человека должна быть быстрой и эф-


Защита прав и свобод в международных организациях

фективной. Создание условий для их повсеместного соблюде-
ния — обязанность всех членов ООН, вытекающая из Устава Ор-
ганизации и международных договоренностей.

Министр иностранных дел РФ И. Иванов отметил, что в нас-
тоящее время в связи с военной операцией в Ираке единство
международной антитеррористической коалиции оказалось в
большой опасности. В частности, он сказал: «Подавляющее
большинство мирового сообщества отвергало и продолжает от-
вергать военное решение проблемы разоружения Ирака... резо-
люция СБ ООН № 1441 никому не давала права на автоматичес-
кое применение силы... будущее — за коллективными усилиями
в решении общих для всего сообщества проблем....Универсаль-
ным ключом к обеспечению безопасности в современном мире
могло бы стать создание глобальной системы противодействия
современным угрозам и вызовам... Для того, чтобы такая систе-
ма действовала эффективно, ей необходим общепризнанный
координирующий центр. Такой центр сегодня уже существует.
Это Организация Объединенных Наций с ее универсальным ха-
рактером и уникальным опытом в деле обеспечения междуна-
родного мира о безопасности»'.

Наряду с деятельностью ООН все большее значение для защи-
ты прав и свобод личности на международном уровне приобре-
тает функционирование конвенционных органов, учрежденных
на основании ряда международных соглашений по правам чело-
века, принятых после создания ООН.

Одним из первых контрольных органов, созданных на основа-
нии международных конвенций в этой области, был Комитет по
правам человека (Международный Пакт о гражданских и поли-
тических правах). Функции контроля за соблюдением междуна-
родных договоров наряду с ним выполняют еще пять органов:

Комитет по расовой дискриминации (1970г.) (Конвенция о лик-
видации всех форм расовой дискриминации); Комитет по лик-
видации дискриминации в отношении женщин (1982 г.) (Кон-
венция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин); Комитет по экономическим, социальным и культур-

1 Новые угрозы и вызовы' приоритеты России // Российская газета. 25 марта
2003. С. 1-2.


Международная защита прав и свобод человека и гражданина

ным правам (1985 г.) (Международный пакт о социально-эко-
номических и культурных правах); Комитет против пыток (1988
г.) (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращений и наказаний);

Комитет по правам ребенка (1990 г.) (Конвенция о правах ре-
бенка).

Все комитеты действуют только в отношении тех государств,
которые признали их компетенцию, принимают и изучают толь-
ко письменную информацию, а их решения носят исключитель-
но рекомендательный характер.

Время выявило определенные недостатки и в их работе. Исхо-
дя из ограничительного толкования международных соглаше-
ний по правам человека, эти комитеты вначале обсуждали док-
лады государств-участников только на основе представленной
ими информации. Однако работа контрольных органов показа-
ла, что государства — участники международных соглашений по
правам человека приукрашивают истинное положение дел и за-
частую представляют необъективную информацию. Поэтому
члены различных комитетов стали постепенно приходить к вы-
воду о необходимости (в целях объективности и полноты конт-
роля) иметь право использовать любую информацию, а не толь-
ко поступающую от государства.

Кроме того, десятки стран до сих пор не ратифицировали ос-
новополагающие соглашения по правам человека и поэтому не
несут никаких обязательств по представлению докладов в кон-
венционные органы. Генеральная Ассамблея ООН неоднократ-
но выражала озабоченность этим и на каждой сессии принимала
резолюции, настоятельно призывающие государства ратифици-
ровать Пакты о правах человека и другие основополагающие до-
кументы в этой области. Практические меры для этого ООН
почти не принимала.

Как отмечается в юридической литературе, одна из причин не-
достаточной эффективности работы конвенционных органов
состоит в том, что международные соглашения по правам чело-
века наделили их правом выносить в адрес государств лишь «об-
щие замечания» или «общие рекомендации». Так, в п. 4 ст. 40
Пакта о гражданских и политических правах указано, что Коми-

 


Защита прав и свобод в международных организациях

тет по правам человека, рассматривая доклады государств, пра-
вомочен делать только замечания «общего порядка». Эта форму-
ла вызывает различные толкования как среди членов Комитета,
так и среди юристов-международников. Правило 70 (3) Времен-
ных правил процедуры Комитета гласит: «Если на основании
рассмотрения представленных государством-участником докла-
дов и информации Комитет решит, что оно не выполнило неко-
торых из своих обязательств, налагаемых на него в соответствии
с Пактом, он может в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Пакта
сделать такие замечания общего порядка, которые он сочтет це-
лесообразным».

Некоторые члены Комитета считали, что в общих замечаниях
следует выделить вопросы, представляющие интерес для ряда
государств-участников, высказывания по проблемам осущес-
твления Пакта, характеру и объему прав и свобод, предусмот-
ренных в нем. Они выступали против оценки Комитетом осуще-
ствления тем или иным государством-участником своих обяза-
тельств по Пакту, расценивая это как вмешательство во внутрен-
ние дела. Другие члены Комитета полагали, что толкование и
практика могут идти гораздо дальше формулировок Пакта. Од-
нако в ходе работы Комитета предпочтение получила первая
точка зрения.

В своих общих замечаниях, выносимых в соответствии с п. 4
ст. 40 Пакта, Комитет по правам человека дает толкование от-
дельных статей Пакта и предлагает меры, которые должны
предприниматься государствами для их выполнения. При этом
он воздерживался от вынесения рекомендаций в адрес конкрет-
ных государств.

Так, на одной из своих сессий Комитет дал толкование прин-
ципа равенства и запрещения дискриминации (ст. 2 и 3 Пакта),
права семьи на защиту со стороны общества и государства (ст.
23) и потребовал от государств-участников предпринять законо-
дательные и иные меры для их осуществления. Лишь в послед-
ние годы Комитет, как уже отмечалось, стал выносить в адрес го-
сударств конкретные замечания'.

Права человека... 2003. С. 506—507.


Международная защита прав и свобод человека и гражданина

Следует особо отметить, что масштаб деятельности конвенци-
онных органов постоянно расширяется, растет число обсуждае-
мых ими докладов, получаемой информации. При этом многие
конвенционные органы дублируют работу друг друга. Так, Ко-
митет по правам человека рассматривает такие вопросы, как
запрещение дискриминации и равенство перед законом, кото-
рые обсуждаются практически всеми другими конвенционными
органами. Существует параллелизм в работе конвенционных ор-
ганов и различных учреждений ООН.

Пытки, практикуемые во многих странах мира, рассматрива-
ются Комитетом по правам человека, Комитетом против пыток,
специальным докладчиком Комиссии ООН по правам человека
по вопросу о пытках, специальным докладчиком Комиссии
ООН по правам человека по вопросу о казнях без надлежащего
судебного разбирательства, или произвольных казнях, а также
Рабочей группой по произвольным задержаниям Комиссии
ООН по правам человека.

Представления от государств докладов требуют не только кон-
венционные органы, но и ряд главных органов ООН, а также
специализированные учреждения Организации.

Другая важная причина невысокой эффективности работы
конвенционных органов коренится в недостаточных полномо-
чиях этих органов. Трудности возникают и потому, что многие
нормы по правам человека сформулированы в общих выражени-
ях и не имеют конкретных правовых границ.

Еще одна отмеченная выше причина — государства не предс-
тавляют свои доклады в срок, не отвечают на запросы о допол-
нительной информации, искажают статистику. Сотни различ-
ных решений, рекомендаций, замечаний, принимаемых как ор-
ганами ООН, так и конвенционными органами, государствами
не выполняются, и контроль за их осуществлением не ведется. В
то же время в рамках ООН создаются дополнительные органы,
разрабатываются новые международные соглашения и факуль-
тативные протоколы.

В связи с этим не раз предлагалось объединить ряд конвенци-
онных органов, внести поправки в существующие международ-
ные договоры, расширить источники информации и т. п.


Защита прав и свобод в международных организациях

Всемирная Конференция по правам человека, состоявшаяся в
1993 г. в Вене, не приняла по этим вопросам каких-либо реше-
ний. Не предлагают ничего кардинального и рекомендации со-
вещания председателей договорных органов, проходящие ныне
на регулярной основе. Они высказываются за постоянные кон-
сультации с государствами, лучшее финансирование, обеспече-
ние документации и т. д. Однако эти меры не могут всерьез улуч-
шить существующую систему. В настоящее время назрела необ-
ходимость в фундаментальной реорганизации конвенционных
органов.

Как отмечается в юридической литературе, сейчас как никогда
актуальна разработка Хартии прав человека для XXI в.', которая
должна объединить все существующие международные догово-
ры ООН в данной области, а также ввести новые нормы и прин-
ципы, сложившиеся за последние годы.

Разработка и принятие такой Хартии — единственно реальный
путь предотвратить создание новых международных конвенци-
онных органов, дублирование в их работе, распыление финансо-
вых средств ООН, а также покончить с различной интерпрета-
цией существующих норм и принципов по правам человека.
Принятие новой Хартии и создание единого органа по правам че-
ловека, работающего не от сессии к сессии, а постоянно, наделе-
ние его полномочиями для принятия конкретных и обязательных
для государств решений значительно повысят эффективность
созданной системы, обеспечат лучшую защиту прав человека.

Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. После приня-
тия Устава ООН широко распространилась практика предостав-
ления индивиду права на прямой контакт с судебными и несу-
дебными международными органами. Получая самостоятель-
ный статус во взаимоотношениях с международными органами,
индивид имеет возможность независимо от государства защи-
щать свои права. Такой доступ, предусмотренный как универ-
сальными, так и региональными международными соглашения-
ми, стал одним из основных принципов современного междуна-
родного права.

' Права человека 2003 С 508


_____ Международная защита прав и свобод человека и гражданина _____

Основными международно-правовыми актами, регламентиру-
ющими вопросы защиты прав и свобод личности, являются:

Международный пакт о гражданских и политических правах;

Международный пакт об экономических, социальных и куль-
турных правах; Международная конвенция о ликвидации всех
форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против
пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах
ребенка, многочисленные Конвенции МОТ1, ВОЗ и других меж-
дународных организаций, сторонами которых является Рос-
сийская Федерация.

Приведенные выше, равно как и другие международно-право-
вые акты, предусматривают разнообразные меры содействия ре-
альному осуществлению соглашений по правам человека.

Так, согласно ч.З ст.46 Конституции РФ «Каждый вправе в со-
ответствии с международными договорами Российской Федера-
ции обращаться в межгосударственные органы по защите прав и
свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосуда-
рственные средства правовой защиты».

Жалоба, как видно из содержания указанной статьи, может
быть подана в Комитет по правам человека, действующий в со-
ответствии с Международным пактом о гражданских и полити-
ческих правах.

Присоединение России к Факультативному протоколу этого
пакта создает условия для реализации каждым своего конститу-
ционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает
жалобы, если они не анонимны и не являются злоупотреблени-
ем права на жалобу.

Получив жалобу, Комитет проверяет, не рассматривается ли
вопрос в соответствии с другой процедурой международного
разбирательства и исчерпало ли лицо все допустимые средства

1 См.: Применение норм международного права в судебных решениях/Консти-
туционное право Российской Федерации. Сборник судебных решений. Состави-
тель Саликов М.С. — Екатеринбург, 1997. С. 533—538; Конвенции и рекоменда-
ции международной организации труда / Сафонов В.А., Кильдеев А.Х. Правовая
защита субъектов трудовых отношений. — СПб., 1996, С. 42—73.


Защита прав и свобод в международных организациях

правовой защиты, предусмотренные национальным законода-
тельством.

Исчерпанность всех имеющихся внутригосударственных
средств правовой защиты является непременным условием об-
ращения индивида с жалобой. В соответствии со ст. 2 Факульта-
тивного протокола к Международному пакту о гражданских и
политических правах «лица, которые утверждают, что какое-ли-
бо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и кото-
рые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой
защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письмен-
ное сообщение». Это положение закреплено также в ч.2 ст. 5
Факультативного протокола, где сказано, что Комитет не рас-
сматривает никаких сообщений от лиц, пока не удостоверится в
том, что «данное лицо исчерпало все доступные средства право-
вой защиты».

В юридической литературе отмечается, что на практике есть
определенные проблемы в толковании исчерпанности «доступ-
ных внутренних средств правовой защиты», так как разные фак-
тические и юридические ситуации предполагают неодинаковые
юридические механизмы защиты в рамках отечественной право-
вой системы. Кроме того, многие из инстанций действительно
работают порой в таком режиме, что быстрое рассмотрение воп-
роса не всегда доступно*.

Другой критерий приемлемости рассмотрения сообщений
обусловлен тем, что Комитет по правам человека принимает и
рассматривает жалобы от лица или лиц, утверждающих, что они
являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложен-
ных в Пакте.

В соответствии со ст. 3 Факультативного протокола к Пакту
Комитет может признать неприемлемым любое сообщение, ко-
торое, по его мнению, является злоупотреблением прав на пре-
дставление таких сообщений или несовместимо с положениями
Пакта.

Комитет по правам человека не рассматривает также никаких
сообщений от лиц, пока не удостоверится в том, что этот же

\ Глушенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод
граждан (теория и практика): Монография. — СПб., 1998. С. 100.


Международная защита прав и свобод человека и гражданина

вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой
международного разбирательства или урегулирования. Комитет
может признать неприемлемым любое сообщение, которое яв-
ляется анонимным (ст. 3 Факультативного протокола к Пакту).

В литературе по международному праву высказываются раз-
личные мнения об эффективности работы контрольных органов
по рассмотрению жалоб отдельных лиц. Некоторые авторы от-
рицают их полезную роль, другие подчеркивают их несомнен-
ную эффективность в системе защиты прав человека.

Совершенно очевидно, что в современных межгосударствен-
ных отношениях значимость индивидуальных сообщений резко
возрастет.

Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жало-
бы, высказывают свое мнение относительно соответствия на-
циональных законов и юридической практики, действий или
бездействия государственных органов международным согла-
шениям.

Нередко, следуя рекомендациям контрольных органов, соот-
ветствующие государства возмещают ущерб, нанесенный чело-
веку и гражданину, освобождают заключенных и т. д. При этом
следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные по инди-
видуальным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно
распространяются на все аналогичные случаи. Такой результат
достигается, когда государства корректируют свое законода-
тельство и приводят его в соответствие с международными сог-
лашениями.

Рассмотрение индивидуальных жалоб может быть эффектив-
ным даже в случаях массовых и систематических нарушений тех
или иных прав и свобод человека. Рассматривая такие сообще-
ния, контрольные органы вправе рекомендовать ООН приме-
нить процедуры, действующие в рамках Комиссии ООН по пра-
вам человека и ЭКОСОС.


Защита прав и свобод в международных организациях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.