Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный надзор и контроль в защите прав и свобод человека и гражданина




Важную роль в защите прав и свобод личности играет государ-
ственный контроль и надзор за деятельностью органов исполни-
тельной власти. Формы их осуществления разнообразны. Так,
одна из важных форм контроля за исполнительной властью зак-
реплена за Президентом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Консти-
туции РФ Президент РФ, являясь гарантом конституционных
прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласован-
ное функционирование всех ветвей власти. Согласно ч. 4 ст. 78
Конституции РФ Президент и Правительство РФ обязаны обес-
печивать осуществление полномочий федеральной государ-
ственной власти на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Президент РФ мо-
жет отменить постановление или распоряжение Правительства
РФ в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным
законам и указам Президента. Эта норма воспроизведена в ст. 33
Федерального конституционного закона от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации»1. На ее основании
Президент, усмотрев в нормативно-правовых актах, принятых
Правительством, нарушение прав и свобод человека и гражда-
нина, вправе применить указанную выше меру. Если Президент
РФ сочтет незаконными действия или решения назначенного
им руководителя федерального органа исполнительной власти,
он вправе освободить такого руководителя от должности либо
объявить ему дисциплинарное взыскание.

В отношении органов исполнительной власти субъекта Феде-
рации контрольные функции Президента закреплены ст. 85
Конституции РФ, где указано, что Президент вправе приоста-
навливать действие актов указанных органов в случае противо-
речия их Конституции РФ, федеральным законам, международ-
ным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод
человека и гражданина до решения этого вопроса соответствую-
щим судом. А таким судом является прежде всего Конституци-
онный Суд Российской Федерации, в который Президент Рос-

СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

сийской Федерации, согласно ст. 125 Конституции РФ, вправе
обращаться с соответствующими запросами.

Так, Президент РФ обратился с запросом в Конституционный
суд РФ по поводу нарушения конституционных прав граждан на
осуществление местного самоуправления в связи с принятием
Закона Удмуртской Республики от 17.04.96 г. «О системе орга-
нов государственной власти в Удмуртской Республике»!. Меры
по реализации постановления Суда по данному вопросу были
определены в указе Президента РФ2. Вместе с тем во многих слу-
чаях, когда Президент РФ приостанавливал действия акта орга-
на исполнительной власти субъекта РФ, этот орган пересматри-
вал принятое решение и приводил его в соответствие с законода-
тельством РФ3.

Контроль за законностью актов органов исполнительной влас-
ти в рамках Администрации Президента РФ осуществляют Глав-
ное государственно-правовое управление и Главное контроль-
ное управление.

Так, Главное государственно-правовое управление осуществляет
правовое обеспечение деятельности Президента РФ по реализа-
ции его полномочий; аналитическое обеспечение его по право-
вым вопросам; информационно-справочное обеспечение дея-
тельности подразделений Администрации и аппарата Прави-
тельства РФ; подготовку по поручению Президента РФ проек-
тов федеральных законов, проектов указов и распоряжений
Президента РФ; подготовку предложений о приостановлении
или отмене актов органов исполнительной власти и т.п.4

Задачами Главного контрольного управления являются осущес-
твление контроля и проверки деятельности федеральных орга-
нов исполнительной власти, а также подразделений самой Ад-
министрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи
устных и письменных объяснений по поводу нарушения законо-
дательства, ставить перед руководителями федеральных органов

* Постановление Конституционного суда РФ по данному делу от 24 января
1997 г. СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
зсзрф. 1997. №10. Ст. ИЗО.

3 Там же. 1997. № 32. Ст. 3754; № 51. Ст. 5745; 1998. № 5. Ст. 562.

4 Там же. 1996. № 11. Ст. 1030.


Внутригосударственная защита прав и свобод

исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов
РФ вопрос о наложении на виновных государственных служа-
щих дисциплинарных взысканий и т.п.1

В определенных рамках государственный контроль за деятель-
ностью органов исполнительной власти осуществляют предста-
вительные (законодательные) органы. Так, на федеральном
уровне палаты Федерального Собрания РФ осуществляют конт-
роль за исполнением федерального бюджета Правительством
РФ и подведомственными ему министерствами и ведомствами.
В этих целях образована и действует Счетная палата Российской
Федерации2,
которая выполняет поручения обеих палат Феде-
рального Собрания. В соответствии с Федеральным законом от
11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»
(в ред. от 30.06.2003 г.) она является органом, осуществляющим
государственный контроль за своевременным исполнением до-
ходных и расходных статей федерального бюджета.

Кроме того, в главе VI Федерального конституционного зако-
на «О Правительстве Российской Федерации» («Взаимоотноше-
ния Правительства Российской Федерации с Федеральным Соб-
ранием») установлен порядок ответов членов Правительства на
вопросы и запросы членов Совета Федерации и депутатов Госу-
дарственной думы РФ, определены взаимоотношения Прави-
тельства РФ и комитетов и комиссий Федерального Собрания.
Закреплено также положение о том, что Правительство РФ ин-
формирует Государственную думу о ходе исполнения федераль-
ного бюджета и в установленные сроки представляет необходи-
мые данные в Счетную палату Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного за-
кона «О Правительстве Российской Федерации» контроль за
соблюдением прав и свобод граждан федеральными министер-
ствами и ведомствами возложен непосредственно на Правитель-
ство РФ. В этой связи Правительство РФ уполномочено отме-
нять акты федеральных органов исполнительной власти или
приостанавливать их действие, применять меры дисциплинар-
ного воздействия, вплоть до увольнения, к назначаемым Прави-

' СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.
2Тамже. 1995.№З.Ст.167.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

тельством РФ должностным лицам (руководителям федераль-
ных органов исполнительной власти, не являющимся министра-
ми, заместителям министров, членам коллегий министерств и
государственных комитетов и др.).

В системе органов государственного контроля и надзора суще-
ствуют либо самостоятельные органы исполнительной власти,
либо их структурные подразделения.

В качестве самостоятельных действуют органы федерального
надзора — Федеральный горный и промышленный надзор Рос-
сии (Госгортехнадзор) и Федеральный надзор России по ядер-
ной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Эти органы
призваны обеспечить должный контроль в области охраны жиз-
ни и здоровья граждан.

Госгортехнадзор России в пределах своих полномочий обязан
обеспечивать выполнение требований Федерального закона от
21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» (в ред. от 10.01. 2003 г.)! и Правил
организации и осуществления контроля за соблюдением требо-
ваний промышленной безопасности на опасном производствен-
ном объекте, утвержденных Правительством РФ 10 марта 1999 г.2

Госатомнадзор России действует на основе Положения, ут-
вержденного Президентом РФ 5 июля 1992 г.3 На этот федераль-
ный орган исполнительной власти возложены важные функции:

государственное регулирование и надзор за безопасностью при
производстве, обращении и использовании в мирных и оборон-
ных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий;

лицензирование деятельности в области использования атом-
ной энергии; надзор за соблюдением законодательства с целью
обеспечения безопасности.

В структуре Министерства энергетики Российской Федерации
(Минэнерго России)4 образовано Главное управление надзора, в

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

2 Там же. 1999. №11. Ст. 1305.

3 ВВС. 1992. № 24. Ст. 1338; СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; 1997.
№4. Ст. 518.

4 Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 октября
2000 г / СЗ РФ. 2000. № 43. Ст 4240.


Внутригосударственная защита прав и свобод

функции которого входит надзор за техническим состоянием и
безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользую-
щих установок потребителей электрической и тепловой энер-
гии, рациональным ее использованием.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР
России)! и его территориальные органы осуществляют государ-
ственный контроль за использованием и охраной природных ре-
сурсов и окружающей природной среды, обеспечением экологи-
ческой безопасности. В министерстве и его территориальных
органах на основе подразделений, осуществляющих специаль-
ные функции управления в сфере природопользования и охраны
окружающей природной среды, сформированы соответствую-
щие блоки: государственной водной службы, государственной
лесной службы, государственной геологической службы и госу-
дарственной службы охраны окружающей природной среды под
руководством первых заместителей министра.

Важная роль в охране жизни и здоровья людей, в обеспечении
санитарно-эпидемиологического благополучия населения при-
надлежит Государственной санитарно-эпидемиологической служ-
бе РФ.
Согласно Положению о ней, утвержденному постановле-
нием Правительства РФ от 24 июля 2000 г.2, эта служба представ-
ляет собой централизованную систему органов и учреждений,
осуществляющую санитарно-эпидемиологический надзор. Ос-
новными задачами службы являются профилактика инфекци-
онных заболеваний населения страны, предупреждение вредно-
го воздействия на человека факторов среды обитания, гигиени-
ческое воспитание и образование населения. Органы и учрежде-
ния службы действуют на основе подчинения вышестоящим ор-
ганам и учреждениям и главному государственному санитарно-
му врачу РФ.

Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации
(Минэкономразвития России)3 через управления Го-

1 Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября
2000 г. / СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3971.

2 СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3295

3 Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г.
/ СЗ РФ. 2001 № 1. Ч П Ст. 125.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

сударственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителя
(Госторгинспекции) осуществляет контроль
за соблюдением правил торговли и общественного питания, за
порядком установления цен, качеством и безопасностью това-
ров народного потребления. Госторгинспекция РФ имеет свои
территориальные органы, которые проводят соответствующие
проверки торговых точек и изготовителей товара, контролируют
правильность использования весовых и измерительных прибо-
ров и т. п.

На Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
(Минсельхоз России)' возложены задача обеспечения безопас-
ности пищевых продуктов и качества сельскохозяйственной
продукции, осуществление контроля в области охраны, воспро-
изводства и использования объектов животного мира (объектов
охоты) и среды их обитания, а также (в пределах компетенции
министерства) охраны окружающей природной среды. Кроме
того, министерство проводит государственную политику в об-
ласти ветеринарной службы и обеспечения безопасности про-
дукции животноводства, соблюдения карантина растений и т.д.

Немаловажная роль в области охраны здоровья населения
принадлежит Государственной хлебной инспекции (Росгос-
хпебинспекции)
при Правительстве РФ. Согласно Положению,
утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 марта
2001 г.2, Росгосхлебинспекция уполномочена осуществлять го-
сударственный контроль за качеством и рациональным исполь-
зованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масленичных
культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных из-
делий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна.

В осуществлении контроля за землепользованием важную
роль играет Федеральная служба земельного кадастра России
(Росземкадастр). Согласно утвержденному Постановлением
Правительства от 11 января 2001 г. Положению о Росземкадаст-
ре3 этот федеральный орган исполнительной власти по государ-

 

Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября
2000 г. / СЗ РФ 2000. № 49. Ст. 4824

2 СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1249.

3 Там же. 2001. №3 Ст. 251.


Внутригосударственная защита прав и свобод

ственному управлению земельными ресурсами осуществляет
специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и другие) функции по ведению государственного
земельного кадастра и государственного учета расположенных
на земельных участках и прочно связанных с ними объектов нед-
вижимого имущества, по землеустройству, государственной ка-
дастровой оценке земель, мониторингу земель и государствен-
ному контролю за использованием и охраной земель.

Росземкадастр осуществляет свои контрольные, регулирую-
щие и другие управленческие полномочия как непосредственно,
так и через свои территориальные органы, комитеты по земель-
ным ресурсам и землеустройству соответствующих субъектов
РФ и земельные кадастровые палаты в кадастровых округах. В
ведении Росзем кадастра находятся соответствующие федераль-
ные государственные предприятия, учреждения и организации.

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
(ФЭК России), согласно положению, утвержденному постанов-
лением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. (с изм.и дополне-
ниями),' является федеральным органом исполнительной влас-
ти, осуществляющим функции государственного регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию; регулирования
и контроля деятельности субъектов естественных монополий в
соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 г. № 147-ФЗ
«О естественных монополиях» (за исключением субъектов есте-
ственных монополий в сфере услуг общедоступной электриче-
ской и почтовой связи); государственного регулирования цен
(тарифов) на отдельные, не отнесенные к сферам естественных
монополий, виды товаров (работ, услуг), подлежащих регулиро-
ванию в соответствии с законодательством РФ по перечню, оп-
ределенному Правительством РФ.

На Федеральную энергетическую комиссию РФ с 1 января
2001 г. возложено выполнение Основных положений формиро-
вания и регулирования цен на газ и тарифов по его транспорти-
ровке по территории Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г.2.

'СЗ РФ. 1996. №35. Ст. 4182; 2000. № 2. Ст. 235; 2001. № 37. Ст. 3670; № 46. Ст. 4366.
2 Там же. 2001. № 2. Ст. 175.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

Государственный комитет Российской Федерации по строи-
тельству и жилищно-коммунальному комплексу
(Госстрой Рос-
сии)' наряду с другими функциями осуществляет контроль за
реализацией конституционных прав граждан на жилище на дос-
тупных условиях, защищенность и неприкосновенность жили-
ща, свободу в выборе места жительства, реализацию совместно с
органами исполнительной власти субъектов Федерации жилищ-
ного законодательства РФ, а также установление порядка веде-
ния технического учета жилищного фонда, организацию веде-
ния соответствующей учетно-технической, оценочной и право-
устанавливающей документации и обеспечение ее хранения в
архивах бюро технической инвентаризации и объединенном ар-
хиве Госстроя России.

Государственная жилищная инспекция России, согласно Поло-
жению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от
26 сентября 1994 г.,2 осуществляет контроль за обеспечением
прав и законных интересов граждан и государства при предос-
тавлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвеча-
ющих требованиям федеральных стандартов качества, за ис-
пользованием и сохранностью жилищного фонда независимо от
его принадлежности. Главный государственный жилищный
инспектор Российской Федерации назначается Правительством
РФ по представлению Председателя Госстроя России.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразо-
вание России), согласно Положению, утвержденному Поста-
новлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. (с доп. и изм. от
12 октября 2000 г.),3 осуществляет контроль за реализацией за-
конодательства в области образования, научной деятельности в
системе образования и аттестации научных и научно-педагоги-
ческих работников; определяет с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти перечень профес-
сий и специальностей, по которым ведутся профессиональное
образование и профессиональная подготовка в образовательных

1 Положение утверждено Постановлением Правительства от 24 ноября 1999 г. /
СЗРФ. 1999. №48. Ст. 5864.

2 СЗ РФ. 1994. № 23. Ст. 2566; 1995. № 10. Ст. 894; 1997. № 42. Ст. 4788.

3 Там же. 2000. № 14. Ст. 1496; № 43. Ст. 4239.


Внутригосударственная защита прав и свобод

учреждениях. Оно ежегодно устанавливает для подведомствен-
ных образовательных учреждений контрольные цифры приема
всех категорий обучающихся, а также порядок приема граждан в
государственные учреждения среднего и высшего профессио-
нального образования и др.

В области охраны права граждан на труд действует Федеральная
инспекция труда.
Согласно Положению о ней, утвержденному
постановлением Правительства от 28 января 2000 r,i инспекция
осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодатель-
ства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обес-
печения защиты права граждан на труд, включая право на безо-
пасные условия труда.

Свою деятельность инспекция осуществляет во взаимодей-
ствии с правоохранительными органами, которым предоставле-
но право осуществлять в пределах своих полномочий функцию
надзора и контроля, с органами государственной власти субъек-
тов Федерации и органами местного самоуправления, объедине-
ниями работодателей и объединениями профессиональных со-
юзов, другими государственными и общественными организа-
циями.

Кроме Федеральной инспекции труда в субъектах Российской
Федерации действуют Государственные инспекции труда, кото-
рые, в частности, расследуют несчастные случаи на производ-
стве, рассматривают дела об административных правонаруше-
ниях, информируют соответствующие органы власти о допуска-
емых правонарушениях, участвуют в работе по правовому вос-
питанию, ведут прием граждан, рассматривают обращения
граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственный надзор за безопасностью дорожного движе-
ния возложен на специальную службу Министерства внутрен-
них дел РФ — Государственную инспекцию безопасности дорож-
ного движения МВД России2
ГИБДД (ГАИ). ГИБДД организу-
ет учет дорожно-транспортных происшествий и в пределах сво-
ей компетенции, принимает меры по их предупреждению,

' СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760.

2 Положение о ней утверждено Указом Президента РФ. От 15 июня 1998 г. /

СЗ РФ. 1998. № 25. Ст.2897.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в
сфере обеспечения безопасности дорожного движения, органи-
зует работу, связанную с допуском автомототранспортных
средств, а также водителей к участию в дорожном движении.

Государственный пожарный надзор осуществляется в целях
соблюдения правил пожарной безопасности, пресечения их на-
рушений, а также обеспечения пожарной безопасности населен-
ных пунктов, предприятий, учреждений и организаций. Осуще-
ствление этого надзора возложено на Государственную противо-
пожарную службу,
которая входит в структуру Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай-
ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС)\.

Деятельность большинства названных контрольных органов
непосредственно связана с охраной жизни и здоровья граждан,
поэтому работу таких органов можно рассматривать как одну из
важных административно-правовых форм защиты прав граж-
дан.

В связи с этим надо добавить, что органы государственного
надзора и контроля вправе применять как меры пресечения (да-
ча обязательных предписаний, запрещение эксплуатации того
или иного производственного объекта, изъятие негодной к упот-
реблению продукции), так и мер административного взыскания
(штрафы). Кроме того, они обязаны передавать по подведом-
ственности в прокуратуру или органы внутренних дел (мили-
цию) материалы, свидетельствующие о фактах совершения пра-
вонарушений.

Особые надзорные функции в отношении нормативных пра-
вовых актов, принимаемых федеральными органами исполни-
тельной власти и органами государственной власти субъектов
Федерации, осуществляет Министерство юстиции РФ (Минюст
России)2. На Министерство юстиции РФ возложено проведение
юридической экспертизы проектов законодательных и иных

' Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. /
СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4042.

2 Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г./
СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4043.


Внутригосударственная защита прав и свобод

нормативно-правовых актов, вносимых федеральными органа-
ми исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и
Правительства РФ, нормативно-правовых актов, принимаемых
органами государственной власти субъектов Российской Феде-
рации на предмет их соответствия Конституции РФ и федераль-
ным законам.

В случае обнаружения несоответствия того или иного норма-
тивно-правового акта, принятого государственными органами
субъекта РФ, федеральному законодательству Минюст России
представляет мотивированное заключение в орган, издавший
акт, а также информирует об этом федеральные органы государ-
ственной власти.

Кроме того, Минюст России осуществляет государственную
регистрацию нормативно-правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обя-
занности человека и гражданина, устанавливающих правовой
статус организаций или имеющих межведомственный характер,
а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законо-
дательством Российской Федерации.

Минюст России представляет в Правительство РФ предложе-
ния об отмене или приостановлении действия нормативно-пра-
вовых актов федеральных органов исполнительной власти в слу-
чае их несоответствия Конституции РФ, международным дого-
ворам России, федеральным законам, указам и распоряжениям
Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правитель-
ства РФ.

Таким образом, в лице Министерства юстиции РФ функцио-
нирует дополнительный механизм защиты прав и свобод челове-
ка от неправомерных действий органов исполнительной власти.

Государственный надзор за соблюдением прав и свобод чело-
века и гражданина осуществляют также органы прокуратуры
(см. §3 настоящей главы).


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.