В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане имеют пра- во обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращения граждан могут быть трех видов: предложения, за- явления, жалобы.
Предложение — это обращение граждан в государственные ор- ганы или общественные организации, не связанное с нарушени- ем каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан; они обычно направлены на улучшение, со- вершенствование работы органов государственной власти, орга- нов местного самоуправления, их должностных лиц, государ- ственных служащих.
Заявление — это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанное с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосред- ственно права и интересы заявителя.
Жалоба — это устное или письменное, индивидуальное или коллективное обращение граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организа- ции, к должностным лицам в связи с нарушением прав или за- конных интересов самого гражданина, других лиц либо общест- венных интересов1.
Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права.
1 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. С. 116.
Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод___
Следует отметить, что жалобы являются:
— правовым средством, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой сотрудников и руководите- лей органов исполнительной власти;
— важным средством охраны прав и свобод личности, укреп- ления связей государственного аппарата с населением;
— существенным источником самой разнообразной информа- ции;
— эффективным инструментом противодействия бюрократиз- му, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонару- шениям.
Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение за- кона, восстановление нарушенных прав. Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнитель- ной власти и их должностных лиц представляет одну из форм ад- министративно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. При его осуществлении применяется принцип под- чиненности и подотчетности нижестоящих органов исполни- тельной власти вышестоящим, т. е. принцип субординации.
Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан администра- тивный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан прежде всего с защитой их конституционных прав, а также прав, установленных законодательством РФ в сфере социальной поли- тики государства, развития культуры, науки, образования, в сфе- ре защиты собственности, трудовых, жилищных прав граждан. Основным нормативно-правовым актом, определяющим поря- док рассмотрения обращения граждан, является Указ Президиу- ма Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предло- жений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции от 4 марта 1980 г.1 на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законода- тельству России.
В целях усиления борьбы с анонимными обращениями был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февра- ' ВВС СССР. 1980. № 11. Ст. 192..
Внутригосударственная защита прав и свобод
ля 1988 r.i, в котором установлено, что анонимные обращения рассмотрению не подлежат. Продолжает действовать и поста- новление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г.2 о де- лопроизводстве по предложениям, заявлениям, жалобам граж- дан в государственных органах, на предприятиях, в учреждени- ях, организациях.
Указанными нормативно-правовыми актами определен поря- док подачи и рассмотрения жалоб. В них установлено следую- щее:
1) жалобы подаются в вышестоящий орган, причем категори- чески запрещается переадресовывать их в тот орган, действия которого обжалуются;
2) срок рассмотрения жалоб составляет 15 дней;
3) при необходимости дополнительной проверки срок может быть продлен, но не более чем на один месяц с обязательным из- вещением лица, подавшего жалобу, о принятом решении;
4) решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вы- шестоящий орган (должностному лицу) либо в суд.
Праву на обращения граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Так, в соответствии со ст. 10 Феде- рального закона «Об основах государственной службы Российс- кой Федерации» от 31 июля 1995 г.3 к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность своевремен- но рассматривать обращения граждан и общественных объеди- нений, а также предприятий, учреждений и организаций, госу- дарственных органов и органов местного самоуправления и при- нимать по ним решения в порядке, установленном федеральны- ми законами и законами субъектов Российской Федерации.
На уровне Администрации Президента РФ урегулирован по- рядок рассмотрения обращений граждан к Президенту РФ. Соз- дано Управление Президента Российской Федерации по работе
1 ВВС СССР. 1988. № 6. Ст. 94.
2 СП СССР. 1982. №1. Ст. 2.
3 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.; 1999. № 8. Ст. 974; 2000. № 28. Ст. 2979 • No 46 Ст.4537.
Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод
с обращениями граждан. Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. утверждено Положение об управлении Администрации Пре- зидента по работе с обращениями граждан'. Основными функциями этого органа являются:
1) своевременное рассмотрение устных и письменных обраще- ний граждан;
2) направление обращений в органы, компетентные разрешать поставленные в этих обращениях вопросы;
3) контроль за своевременным выполнением органами испол- нительной власти (федеральными и субъектов РФ) поручений по обращениям граждан;
4) извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений;
5) анализ обращений;
6) информационно-справочная работа в этой области;
7) осуществление оперативного и периодического информи- рования Президента, председателя Правительства, руководите- лей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан;
8) подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы;
9) предоставление необходимых материалов в целях освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан.
В Приемной Администрации Президента РФ организован личный прием граждан уполномоченными на то должностными лицами. В Аппарате Правительства РФ создан Отдел по работе с обращениями граждан. Связана организация такого отдела с ре- шением Президента РФ разделить соответствующие функции Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.
Как отмечается в юридической литературе, в федеральных ми- нистерствах и ведомствах нет единого порядка организации рас- смотрения жалоб и других обращений граждан. В одних ведом- ствах система рассмотрения жалоб централизована (они после регистрации поступают в секретариаты руководителя ведомства и его заместителей), в других они направляются непосредствен- но в департаменты и другие структурные подразделения. В од-
' СЗ РФ. 1997. № 14 Ст. 1612.
Внутригосударственная защита прав и свобод
них ведомствах жалобы рассматриваются уполномоченными должностными лицами непосредственно, в других они лишь ре- гистрируются и направляются на места. Нет единства в практи- ке министерств и ведомств по организации контроля за рассмот- рением жалоб и реализации принятых по ним решений. Все это также свидетельствует о необходимости принятия федерального закона, который бы установил наиболее важные общие правила работы с жалобами и другими обращениями граждан i.
А пока такого федерального закона нет, соответствующие акты принимаются на уровне субъектов Российской Федерации. Например, в Москве действует Закон от 18.06.97 г. № 25 «Об об- ращениях граждан»2, в котором отдельная глава посвящена ад- министративному порядку рассмотрения жалоб. Согласно этому Закону жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчинен- ности органы государственной власти и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся орга- ны власти города и должностные лица, решения, а также непра- вомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Уста- новлены определенные сроки подачи жалоб и возможность их продления.
Законом предусмотрено, что гражданин вправе лично довести до сведения лица, рассматривающего жалобу, факт нарушения его законных интересов, присутствовать при рассмотрении жа- лобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;
представлять дополнительные сведения или ходатайства, полу- чать в установленный срок официальный письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы, пользоваться услугами дове- ренного лица, адвоката, обжаловать принятое по жалобе реше- ние в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд;
требовать возмещения морального и материального ущерба. В Законе определены также обязанности должностных лиц, в ком- петенцию которых входит рассмотрение жалоб, порядок приня- тия решения по жалобе.
Если жалоба удовлетворена, то орган (должностное лицо), вы-
1 Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. — член-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. — М., 2003. С. 400.
2 Тверская-13. 1997. №31.
___Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод
несший решение по жалобе, обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражда- нина проинформировать об этом заинтересованных в рассмот- рении жалобы лиц.
Как справедливо подчеркивает Н.Ю. Хаманева, администра- тивный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граж- дан как правозащитный механизм объективно необходим, при- чем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судеб- ный или внесудебный способ рассмотрения его административ- но-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном по- рядке не закрывает путь к судебному обжалованию противоп- равных решений органов исполнительной власти и их должно- стных лиц1.
Однако недостатком административного порядка рассмотре- ния жалоб является то, что они разрешаются заинтересованны- ми органами исполнительной власти, при этом, как правило, в отсутствие жалобщика, к тому же часто сотрудниками, не имею- щими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы не- редко остаются без удовлетворения, а виновные в этом должно- стные лица — не наказанными2.
В последние годы ведется активная работа над проектом зако- на об административных процедурах. Так, в 2000 г. Н. Салище- вой и Е. Абросимовой были разработаны основные положения концепции проекта федерального закона «Об административ- ной процедуре»3.
Помимо указанного, подготовлены и другие проекты. Это объ- ясняется тем, что решение проблем правового регулирования административных процедур в российском законодательстве имеет первоочередное значение.
* Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. — М., 1997.
2 Административное право: Учебник / Под ред. Попова Л.Л. — М., 2002. С. 465.
3 Салищева Н., Абросимова Е. О проблемах формирования в Российской Феде- рации института административной процедуры // Конституционное право: Вос- точноевропейское обозрение 2002. № 4 (41). С. 131—141.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление