Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц




В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане имеют пра-
во обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.

Обращения граждан могут быть трех видов: предложения, за-
явления, жалобы.

Предложение — это обращение граждан в государственные ор-
ганы или общественные организации, не связанное с нарушени-
ем каких-либо субъективных прав или ущемлением законных
интересов граждан; они обычно направлены на улучшение, со-
вершенствование работы органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, их должностных лиц, государ-
ственных служащих.

Заявление — это обращение с просьбой об удовлетворении тех
или иных прав и законных интересов граждан, не связанное с их
нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях
законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосред-
ственно права и интересы заявителя.

Жалоба — это устное или письменное, индивидуальное или
коллективное обращение граждан в государственные органы,
органы местного самоуправления, негосударственные организа-
ции, к должностным лицам в связи с нарушением прав или за-
конных интересов самого гражданина, других лиц либо общест-
венных интересов1.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные
действия и акты, нарушающие их субъективные права.

1 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. С. 116.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод___

Следует отметить, что жалобы являются:

— правовым средством, с помощью которого осуществляется
своеобразный контроль за работой сотрудников и руководите-
лей органов исполнительной власти;

— важным средством охраны прав и свобод личности, укреп-
ления связей государственного аппарата с населением;

— существенным источником самой разнообразной информа-
ции;

— эффективным инструментом противодействия бюрократиз-
му, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонару-
шениям.

Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные
ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие
органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение за-
кона, восстановление нарушенных прав. Административный
порядок разрешения жалоб на действия органов исполнитель-
ной власти и их должностных лиц представляет одну из форм ад-
министративно-правовой защиты прав и свобод человека и
гражданина. При его осуществлении применяется принцип под-
чиненности и подотчетности нижестоящих органов исполни-
тельной власти вышестоящим, т. е. принцип субординации.

Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан администра-
тивный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан
прежде всего с защитой их конституционных прав, а также прав,
установленных законодательством РФ в сфере социальной поли-
тики государства, развития культуры, науки, образования, в сфе-
ре защиты собственности, трудовых, жилищных прав граждан.
Основным нормативно-правовым актом, определяющим поря-
док рассмотрения обращения граждан, является Указ Президиу-
ма Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предло-
жений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.,
который действует в редакции от 4 марта 1980 г.1 на территории
Российской Федерации в части, не противоречащей законода-
тельству России.

В целях усиления борьбы с анонимными обращениями был
принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февра-
' ВВС СССР. 1980. № 11. Ст. 192..


Внутригосударственная защита прав и свобод

ля 1988 r.i, в котором установлено, что анонимные обращения
рассмотрению не подлежат. Продолжает действовать и поста-
новление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г.2 о де-
лопроизводстве по предложениям, заявлениям, жалобам граж-
дан в государственных органах, на предприятиях, в учреждени-
ях, организациях.

Указанными нормативно-правовыми актами определен поря-
док подачи и рассмотрения жалоб. В них установлено следую-
щее:

1) жалобы подаются в вышестоящий орган, причем категори-
чески запрещается переадресовывать их в тот орган, действия
которого обжалуются;

2) срок рассмотрения жалоб составляет 15 дней;

3) при необходимости дополнительной проверки срок может
быть продлен, но не более чем на один месяц с обязательным из-
вещением лица, подавшего жалобу, о принятом решении;

4) решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вы-
шестоящий орган (должностному лицу) либо в суд.

Праву на обращения граждан корреспондирует обязанность
государственных органов, органов местного самоуправления и
их должностных лиц рассматривать эти обращения и давать на
них своевременные ответы. Так, в соответствии со ст. 10 Феде-
рального закона «Об основах государственной службы Российс-
кой Федерации» от 31 июля 1995 г.3 к основным обязанностям
государственных служащих относится обязанность своевремен-
но рассматривать обращения граждан и общественных объеди-
нений, а также предприятий, учреждений и организаций, госу-
дарственных органов и органов местного самоуправления и при-
нимать по ним решения в порядке, установленном федеральны-
ми законами и законами субъектов Российской Федерации.

На уровне Администрации Президента РФ урегулирован по-
рядок рассмотрения обращений граждан к Президенту РФ. Соз-
дано Управление Президента Российской Федерации по работе

1 ВВС СССР. 1988. № 6. Ст. 94.

2 СП СССР. 1982. №1. Ст. 2.

3 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.; 1999. № 8. Ст. 974; 2000. № 28. Ст. 2979 • No 46
Ст.4537.


Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

с обращениями граждан. Указом Президента РФ от 7 марта 1996
г. утверждено Положение об управлении Администрации Пре-
зидента по работе с обращениями граждан'.
Основными функциями этого органа являются:

1) своевременное рассмотрение устных и письменных обраще-
ний граждан;

2) направление обращений в органы, компетентные разрешать
поставленные в этих обращениях вопросы;

3) контроль за своевременным выполнением органами испол-
нительной власти (федеральными и субъектов РФ) поручений
по обращениям граждан;

4) извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений;

5) анализ обращений;

6) информационно-справочная работа в этой области;

7) осуществление оперативного и периодического информи-
рования Президента, председателя Правительства, руководите-
лей федеральных органов исполнительной власти о количестве и
характере обращений граждан;

8) подготовка на основе анализа и обобщения обращений
граждан предложений об устранении причин, порождающих
обоснованные жалобы;

9) предоставление необходимых материалов в целях освещения
в средствах массовой информации итогов обращений граждан.

В Приемной Администрации Президента РФ организован
личный прием граждан уполномоченными на то должностными
лицами. В Аппарате Правительства РФ создан Отдел по работе с
обращениями граждан. Связана организация такого отдела с ре-
шением Президента РФ разделить соответствующие функции
Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.

Как отмечается в юридической литературе, в федеральных ми-
нистерствах и ведомствах нет единого порядка организации рас-
смотрения жалоб и других обращений граждан. В одних ведом-
ствах система рассмотрения жалоб централизована (они после
регистрации поступают в секретариаты руководителя ведомства
и его заместителей), в других они направляются непосредствен-
но в департаменты и другие структурные подразделения. В од-

' СЗ РФ. 1997. № 14 Ст. 1612.


Внутригосударственная защита прав и свобод

них ведомствах жалобы рассматриваются уполномоченными
должностными лицами непосредственно, в других они лишь ре-
гистрируются и направляются на места. Нет единства в практи-
ке министерств и ведомств по организации контроля за рассмот-
рением жалоб и реализации принятых по ним решений. Все это
также свидетельствует о необходимости принятия федерального
закона, который бы установил наиболее важные общие правила
работы с жалобами и другими обращениями граждан i.

А пока такого федерального закона нет, соответствующие акты
принимаются на уровне субъектов Российской Федерации.
Например, в Москве действует Закон от 18.06.97 г. № 25 «Об об-
ращениях граждан»2, в котором отдельная глава посвящена ад-
министративному порядку рассмотрения жалоб. Согласно этому
Закону жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчинен-
ности органы государственной власти и на имя тех должностных
лиц, в непосредственном подчинении которых находятся орга-
ны власти города и должностные лица, решения, а также непра-
вомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Уста-
новлены определенные сроки подачи жалоб и возможность их
продления.

Законом предусмотрено, что гражданин вправе лично довести
до сведения лица, рассматривающего жалобу, факт нарушения
его законных интересов, присутствовать при рассмотрении жа-
лобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;

представлять дополнительные сведения или ходатайства, полу-
чать в установленный срок официальный письменный ответ о
результатах рассмотрения жалобы, пользоваться услугами дове-
ренного лица, адвоката, обжаловать принятое по жалобе реше-
ние в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд;

требовать возмещения морального и материального ущерба. В
Законе определены также обязанности должностных лиц, в ком-
петенцию которых входит рассмотрение жалоб, порядок приня-
тия решения по жалобе.

Если жалоба удовлетворена, то орган (должностное лицо), вы-

1 Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. — член-корр. РАН, д.ю.н.
Е.А. Лукашева. — М., 2003. С. 400.

2 Тверская-13. 1997. №31.


___Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод

несший решение по жалобе, обязан принять необходимые меры
для восстановления нарушенного права гражданина, принести
ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражда-
нина проинформировать об этом заинтересованных в рассмот-
рении жалобы лиц.

Как справедливо подчеркивает Н.Ю. Хаманева, администра-
тивный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граж-
дан как правозащитный механизм объективно необходим, при-
чем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты
прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судеб-
ный или внесудебный способ рассмотрения его административ-
но-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование
тех или иных решений или действий в административном по-
рядке не закрывает путь к судебному обжалованию противоп-
равных решений органов исполнительной власти и их должно-
стных лиц1.

Однако недостатком административного порядка рассмотре-
ния жалоб является то, что они разрешаются заинтересованны-
ми органами исполнительной власти, при этом, как правило, в
отсутствие жалобщика, к тому же часто сотрудниками, не имею-
щими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы не-
редко остаются без удовлетворения, а виновные в этом должно-
стные лица — не наказанными2.

В последние годы ведется активная работа над проектом зако-
на об административных процедурах. Так, в 2000 г. Н. Салище-
вой и Е. Абросимовой были разработаны основные положения
концепции проекта федерального закона «Об административ-
ной процедуре»3.

Помимо указанного, подготовлены и другие проекты. Это объ-
ясняется тем, что решение проблем правового регулирования
административных процедур в российском законодательстве
имеет первоочередное значение.

* Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. — М., 1997.

2 Административное право: Учебник / Под ред. Попова Л.Л. — М., 2002. С. 465.

3 Салищева Н., Абросимова Е. О проблемах формирования в Российской Феде-
рации института административной процедуры // Конституционное право: Вос-
точноевропейское обозрение 2002. № 4 (41). С. 131—141.


Внутригосударственная защита прав и свобод




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.