Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная служба исполнения наказаний 10 страница




В таком же порядке принимаются административно-распорядительные документы индивидуального характера: приказы, распоряжения, указания, подготовленные по различным вопросам хозяйственной деятельности. Обязанности по разработке проектов названных документов возлагаются на юридическую службу, которая несет ответственность за их правовое содержание в порядке, предусмотренном учредительными документами организации. В подготовительных проектах документов должны отражаться изменения, произошедшие в организации: структуре управления, составе участников (учредителей), размере уставного капитала и т.д. При выполнении данной работы используются процедуры обсуждения и издания корпоративных актов. Как правильно отмечается в литературе, если на предприятии накопилась масса локальных актов разных лет, дублирующих или взаимоисключающих друг друга, имеет смысл создать комиссию для отбора действующих актов <1>. Результатом такой работы будет составление реестра локальных актов организации. Учитывая, что такая работа должна вестись регулярно, целесообразно утвердить в организации инструкцию о порядке подготовки, учета и хранения корпоративных актов, раскрывающую процедуры локального нормотворчества.

--------------------------------

<1> См.: Айзин С.М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии: Настольная книга юрисконсульта. С. 10 - 11; и др.

 

Следующая функция юридической службы - это консультирование администрации по правовым вопросам. Коммерческой организации в своей деятельности приходится решать различные вопросы, многие из которых требуют юридического анализа. Взаимодействуя с производственными подразделениями, юридическая служба оказывает им правовую помощь в процессе их работы <1>. Это вопросы правового характера, решение которых влечет изменения в правовом положении лиц и режиме имущества. Поэтому на юридическую службу возлагается обязанность по информированию администрации о принятых законах в части, касающейся конкретных направлений хозяйственной деятельности, и об изменениях, которые нужно внести в корпоративные акты и практику правового обеспечения. Служба участвует в правовой экспертизе документов и управленческих решений. Конечно, мнение юрисконсульта не является обязательным, но оно в большинстве случаев, учитывается руководством. На практике, как правило, ни одно решение не принимается без должного анализа и участия юриста. Представляется, что право юридической службы на участие в работе органов управления и рассмотрении вопросов, требующих правового заключения, должно быть закреплено в Положении о юридической службе.

--------------------------------

<1> См.: Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 2000. С. 22 - 35.

 

Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества организации, борьба с хищениями, недостачами и порчей материальных ценностей - одна из основных задач юридической службы. Деятельность службы, с одной стороны, направлена на возмещение причиненного ущерба путем оформления и передачи материалов о хищениях и недостачах в следственные органы, а с другой - на реализацию мер по предупреждению нарушений (разработка корпоративных актов, обеспечивающих прием, хранение и учет материальных ценностей, контроль за правильным заключением договоров о полной материальной ответственности, правовое заключение по результатам инвентаризаций и др.).

Важной функцией юридической службы является помощь администрации и работникам при разрешении трудовых споров, что выражается в разработке положений о подразделениях, должностных инструкций, участии в приеме и увольнении работников. Довольно часто основанием для возникновения конфликта является нарушение требований Трудового кодекса РФ, корпоративных актов. Юрист должен информировать стороны о действующем законодательстве и предлагать законное, а по возможности и внесудебное решение трудового спора.

В числе внешних функций следует выделить договорно-правовую и претензионно-исковую работу, а также взаимоотношения организации с государственными органами. Договорно-правовая работа - одно из важнейших направлений деятельности юридической службы в рыночной экономике, которое достаточно полно разработано в литературе и требует в силу объема полученных результатов исследований <1> самостоятельного рассмотрения. Эта работа наиболее ярко демонстрирует совместную деятельность различных служб организации, вместе участвующих в подготовке проектов договоров с контрагентами, анализе юридических рисков, проверке добросовестности партнеров. Важно не только подготовить хороший договор, учитывающий интересы организации, но и организовать его компетентное юридическое сопровождение, связанное с надлежащим исполнением обязательств. В противном случае юридической службе придется заниматься претензиями и исками. Если же в адрес организации направлена претензия или предъявлен иск, то юридическая служба обязана организовать работу по сбору необходимых материалов в подразделениях и принять меры по защите интересов организации. Рассмотрение материалов о состоянии дебиторской задолженности для выявления долга, требующего принудительного взыскания, также требует участия юридической службы. Одной из составляющих успеха юриста в этой области является своевременность предъявления претензий и исков к должникам с соблюдением процессуальных сроков. Решение этой задачи возможно при системном анализе документации. В этой связи должен положительно решаться вопрос о предоставлении юристу права доступа к документам о финансово-хозяйственной и иной деятельности, имеющим гриф коммерческой тайны.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008; Вахнин И.Г. Техника договорной работы. М., 2009; Разу М.Л., Цветков И.В. Договорная работа: организация, технология, управление. М., 2005; и др.

 

Безусловно, важнейшей функцией юридической службы является представительство интересов организаций в судах, арбитражных судах, государственных органах власти, а также рассмотрение поступивших претензий. Нужно отметить, что претензионно-исковая работа не самоцель, а неизбежность хозяйственной деятельности в рыночных условиях. С недавних пор актуальной стала работа по обеспечению исполнения решений судебных органов, которая предполагает взаимодействие юриста с судебным приставом. Защита имущественных интересов организации не ограничивается представительскими функциями. Эта работа более многогранная, она связана с прогнозированием развития событий в предпринимательской деятельности, предупреждением ошибок в планировании сделок, расчетом юридических рисков и решением других вопросов.

В процессе хозяйственной деятельности организации взаимодействуют с различными субъектами. Так, К.К. Лебедев отмечает, что организации приходится контактировать и выстраивать отношения с банками, партнерами, контрагентами, с налоговыми и таможенными органами и другими <1>, при этом работники юридической службы всегда выступают как представители конкретной организации. Наибольшую сложность в работе службы представляют взаимоотношения с антимонопольными, таможенными и налоговыми органами <2>.

--------------------------------

<1> См.: Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): Учебно-практическое пособие. С. 125.

<2> См.: Илюшина М.Н., Челышев Н.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Баринова. М., 2002. С. 112 - 120, и др.

 

Защита законных интересов организации при взаимоотношении с антимонопольными органами по поводу нарушений, которые согласно Закону о защите конкуренции <1> считаются монополистической деятельностью либо недобросовестной конкуренцией и могут проявляться в различных формах <2>, требует от юриста знания не только конкурентного законодательства, судебной практики по этим делам, но и овладения методиками оценки правового положения субъектов, находящихся в отношениях экономической зависимости (аффилированные и другие лица), а также стимулирующих, ограничительных мер и мер защиты, используемых для стимулирования конкуренции.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

<2> См.: Варламова А.Н. Конкурентное право России. М., 2008. С. 17 - 478; и др.

 

При взаимоотношении с налоговыми органами юридической службе приходится решать различные вопросы, связанные с отчетностью, подачей уведомлений (например, открытие или закрытие счета в банке) в налоговые органы о своей деятельности, и защищать свои права в процессе налогового контроля <1>. Перечень требований постоянно расширяется за счет нормотворчества Федеральной налоговой службы РФ, что требует адекватной реакции службы на изменения в хозяйственной ситуации. Речь идет о защите интересов организации в процессе выездных проверок налоговых органов, о проверке правильности оформления полномочий представителя налоговой службы, правомерности проверки, выемки документов и наложения штрафа.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд. М., 2002. С. 310 - 508, и др.

 

Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, встречают немалые сложности при выполнении требований Таможенного кодекса РФ <1>. При взаимодействии с таможенными органами работа юристов заключается не только в проверке правильности оформления документов и разрешений внутренними подразделениями, но и, при необходимости, в оспаривании незаконных действий таможенных органов в административном и судебном порядке. Нужно подчеркнуть, что общение с работниками этих государственных органов требует хорошего знания юристом соответствующих отраслей права. Нужна специализация юристов не только в названных областях, но и в первую очередь при защите прав организации на бурно растущем финансовом и информационном рынках. Здесь в полной мере проявляется компетентность юриста в ведении диалога и использовании правовых средств для защиты прав и интересов организации.

--------------------------------

<1> См.: Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 2-е изд. М., 2005. С. 84 - 384; и др.

 

Рассмотренные направления деятельности юридической службы присущи многим организациям, хотя в литературе встречаются иные классификации, в частности предлагается учитывать отношения юридических служб с судебными, контролирующими и иными государственными органами, с контрагентами и отдельно отношения внутри организации, между подразделениями и службами <1>. Думаю, с этим можно согласиться, и тогда расширенный подход к определению функциональных направлений деятельности юридической службы может быть представлен в следующем виде.

--------------------------------

<1> См.: Неверов О.Г., Пугинский Б.И. Правовая работа: Учебник. М., 2004. С. 18.

 

Выделяются, во-первых, функции, выполняемые юридической службой своими силами и под свою ответственность. В их числе проверка на соответствие требованиям законодательства проектов приказов и других актов, издаваемых руководителями подразделений, и принятие мер к отмене или изменению ненадлежащих актов; самостоятельное ведение претензионной работы или ее постановка в подразделениях; представление интересов организации в суде, арбитражном суде; обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных дел, внесение предложений об устранении выявленных недостатков; консультации и заключения по правовым вопросам; информирование о действующем законодательстве.

Во-вторых, функции, выполняемые юридической службой совместно с другими подразделениями и под их ответственность: подготовка предложений об изменении или отмене локальных актов; принятие мер к ликвидации дебиторской задолженности, подготовка материалов о хищениях, недостачах, выпуске брака и других нарушениях для передачи в следственные или судебные органы.

В-третьих, работа, выполняемая другими подразделениями при содействии юридической службы: подготовка и заключение трудовых договоров; разработка и осуществление мероприятий по укреплению трудовой дисциплины; подготовка проектов правовых актов, разрабатываемых на предприятии; подготовка заключений по поступающим проектам правовых актов.

В-четвертых, мероприятия, организуемые юридической службой под свою ответственность, но исполняемые другими подразделениями: работа по заключению договоров (юридическая служба участвует в подготовке документов и их визировании); претензионная работа (если не ведет самостоятельно); учет законодательных актов и издаваемых корпоративных актов; изучение работниками правовых актов, относящихся к сфере их деятельности.

Анализ публикаций о деятельности юридических служб (департаментов, управлений, отделов и др.) позволяет сделать вывод о тенденции к смешению традиционных внутренних и внешних функций, выполняемых службой <1>. В современный период организации уделяют первоочередное внимание тем направлениям деятельности юридической службы, которые способны обеспечить конкурентное развитие в условиях формирующейся инновационной рыночной экономики. Для решения этой задачи создаются новые подразделения либо уточняются функции действующих отделов. Несколько изменилось традиционное направление отдела анализа и обобщения правовой работы. Наряду с подготовкой рекомендаций по хозяйственно-правовым вопросам и претензионно-исковой работе уделяется внимание анализу деятельности компании по использованию правовых средств с учетом регулятивных возможностей и функциональной связи; определению критериев эффективности юридического сопровождения коммерческих сделок; реализации мер по автоматизации процессов заключения договоров и учета исполнения обязательств и др.

--------------------------------

<1> См.: Эффективный юридический департамент. М., 2007. С. 5 - 36; и др.

 

В крупных организациях создается отдел правовых экспертиз, который готовит заключения о хозяйственной деятельности с применением правовых средств; проводит анализ законодательной базы, определяющей рамки возможного и дозволенного поведения компании в инновационной деятельности; предлагает решение задач по обеспечению экономической безопасности компании, включая защиту ее капитала и интересов от угроз; проводит экспертизу правовых актов, затрагивающих деятельность компании, и решает другие вопросы.

Юридические службы не могут обойтись без научных рекомендаций по разрешению проблем обеспечения правовой работы. Речь идет о разработке концепции механизма формирования правовой работы, структуры юридической службы и способов взаимодействия ее с другими подразделениями. Эти и другие вопросы требуют научного подхода для определения предметной области правового сопровождения бизнеса в сложившейся хозяйственной ситуации в зависимости от государственных и частных интересов в данном секторе экономики. Результатом исследований является разработка политики правового обеспечения деятельности организации, положений и стандартов по ведению договорной работы, возмещению причиненных убытков и др.

Правовое положение и структура юридической службы. Правовое положение юридической службы. Расширение объема функций юристов, возрастание их роли не всегда сопровождаются внесением изменений в документы, определяющие их правовое положение. Длительное отсутствие в России закона о юридической службе коммерческой организации привело к тому, что форма деятельности службы давно перестала соответствовать ее содержанию, когда работники не ощущают реальных прав и, как следствие этого, ни за что не отвечают рублем. Такая недооценка значения правовой работы со стороны законодательных органов отрицательно сказывается на правовом обеспечении бизнеса коммерческих структур.

Коммерческая организация самостоятельно решает вопрос о создании юридической службы. Анализ документов, закрепляющих правовое положение службы, показывает, что порой допускается путаница в определении целей, задач, функций, методов и форм деятельности службы. В положениях о юридической службе преобладают формулировки типа "осуществляет мероприятие", "принимает участие" и др., которые придают акту неопределенность и расплывчатость, а юрисконсульту отводится роль стороннего наблюдателя за процессами, происходящими в организации, без права вмешательства в решение производственных вопросов. Такая практика, на наш взгляд, будет продолжаться до тех пор, пока не будет принят закон, который заставит руководителя организации делегировать часть организационно-властных полномочий юридической службе при осуществлении правовой работы. При этом нужно иметь в виду, что права службы должны подкрепляться обязанностями работников других подразделений, поскольку правовая работа не сводится только к деятельности юридической службы.

В организациях, имеющих свою юридическую службу, как правило, действует положение о юридическом отделе, при разработке которого по-прежнему используются формулировки давно устаревшего Общего положения о юридическом отделе <1>. При определении правового положения службы организации руководствуются и другими актами. Так, например, Постановлением Министерства труда РФ от 21 августа 1998 г. был утвержден Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих N 37 (с изм. от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г.), которым определены должностные обязанности начальников юридических отделов и юрисконсультов; Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2002 г. N 207 утверждено Типовое положение о юридической службе федерального органа исполнительной власти <2>, определившее задачи юристов федеральных органов власти. При проведении правовой работы организации учитывают возможности адвоката, правовой статус которого закреплен Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <3>, который вправе заключить договор с организацией на оказание правовой помощи.

--------------------------------

<1> См.: Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 // Свод законов СССР. М., 1972. Т. 10. С. 123 (в ред. Постановлений Совмина СССР от 4 декабря 1980 г. N 1124, от 1 декабря 1987 г. N 1367, от 21 декабря 1990 г. N 1332).

<2> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 1307.

<3> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

 

Юридическая служба призвана осуществлять правовое обеспечение деятельности организации, определенной учредительными документами. Анализ показывает, что на многих предприятиях юристы выполняют всю подготовительную работу, связанную с претензионной деятельностью, однако не обладают правом подписи документов. Такой подход руководства ведет к снижению их роли и ответственности за конечный результат работы. Нужна сбалансированность прав и обязанностей юристов и работников других подразделений.

Для повышения роли юридической службы необходимо разработать и принять закон о юридической службе коммерческой организации прямого действия и отразить в нем цели, функции юрисконсультов, их права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Необходимость принятия закона объясняется тем, что в Типовом положении о юридической службе федерального органа исполнительной власти (2002 г.) урегулированы только права и обязанности юристов, работающих в федеральных органах власти, и не учтены особенности правовой работы в коммерческих организациях. По нашему мнению, при разработке законопроекта необходимо учитывать специфику деятельности юридической службы коммерческой организации, связанной с использованием правовых средств для получения прибыли. В этой связи важно определить право юридической службы на организационную обособленность, права и обязанности работников (права юриста на получение информации, в том числе от государственных органов, право подписи на документах правового характера, возложение ответственности за результаты правового сопровождения сделок и др.). Необходимо четко прописать формы взаимодействия с внутренними подразделениями, а также обмен информацией с органами власти, контрагентами, другими участниками рынка <1>. Представляется, что в первоочередном порядке юристы должны иметь право участвовать в работе органов управления и рассмотрении тех вопросов, которые требуют правового заключения; получать от работников документы, необходимые для выполнения служебных обязанностей; привлекать по согласованию с руководством работников для подготовки корпоративных актов, участия в судебных заседаниях и мероприятиях, проводимых службой; предъявлять требования к руководителям подразделений об отмене, изменении или дополнении издаваемых ими распоряжений, если они противоречат законодательству и приказам организации.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. М., 2004. С. 37 - 52.

 

Структура юридической службы. Для эффективной деятельности юридической службы важное значение имеет оптимальный выбор ее организационной структуры <1>, которая обусловлена особенностями хозяйственной деятельности в соответствующей отрасли экономики и необходимостью ее правового обеспечения на малом, среднем и крупном предприятии. Типовых методик, позволяющих определить наиболее приемлемую структуру юридической службы для коммерческих организаций, не существует. Учитывая самостоятельность организации в каждом конкретном случае, она индивидуальна. Практически этот вопрос решается применительно к отдельной организации с учетом ее основных параметров производственной, научной и коммерческой деятельности в конкретной отрасли народного хозяйства. Объем обстоятельств, имеющих общий характер, влияющих на определение организационной структуры службы, сравнительно невелик. К ним главным образом относятся особенности хозяйственной деятельности, связанные с производством и реализацией конкурентоспособных товаров, виды и характер договорных отношений с контрагентами и контроль за выполнением обязательств, обеспечение правовыми средствами качества продукции, организация и ведение претензионно-исковой работы и др. Существенным для решения указанных задач является учет требуемой совокупности мер, связанных с использованием правовых средств, выполнение которых обеспечит устойчивое функционирование организации. И наконец, учет ресурсного потенциала организации, определяющего возможности и рамки применения правовых средств.

--------------------------------

<1> См.: Анохин В.С. Правовая работа в народном хозяйстве в новых экономических условиях. С. 64.

 

В свете названных требований проанализируем деятельность различных коммерческих структур по их правовому обеспечению, начав с малых предприятий. Типичным примером малого предприятия, как показывает практика, является посредническая торговая организация <1>, основным направлением деятельности которой является получение кредита в банке, приобретение на кредитные средства оптовых партий товаров, имеющих спрос у потребителей, реализация товара оптом и (или) в розницу с использованием магазинов, в том числе и партнеров. Обычно такие предприятия арендуют офисные и складские помещения, имеют наемный штат работников, состоящий из директора, главного бухгалтера, экономиста-диспетчера, водителей, экспедиторов. Возможные направления правового обеспечения такой организации определяются имущественными интересами организации и ее связями с контрагентами.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. М., 2010. С. 61 - 65.

 

Решение задач, связанных с использованием правовых средств, требует введения в штат организации юриста, однако финансовые возможности не позволяют решить эту проблему. Поэтому возможна передача функций по правовому обеспечению организации адвокату на основании заключаемого с ним договора, что весьма дорого, либо малые предприятия решают эту задачу самостоятельно, исходя из собственных возможностей. В большинстве своем руководитель распределяет обязанности между работниками в части правового обеспечения в зависимости от предоставленных им правомочий по занимаемой должности. Самые важные вопросы решаются лично директором, он проводит коммерческие переговоры, заключает договоры и контролирует их исполнение. Главный бухгалтер при выполнении обязанности, связанной с ведением бухгалтерского учета и отчетности, осуществляет контроль финансовой деятельности и соблюдение законности при ведении коммерческих операций. Обязанности экономиста-диспетчера несколько иные. Он ведет учет договорной работы, выявляет факты причинения ущерба при неисполнении обязательств. Такой подход, когда работники наряду с исполнением своих производственных задач участвуют в правовом обеспечении организации, получил распространение и является типичным для малых предприятий.

Правовое обеспечение деятельности средних коммерческих организаций <1> связано с расширением хозяйственной деятельности, увеличением численности работников и связей с контрагентами, что объективно требует расширения правовой работы. Эти факторы влияют на определение оптимальной структуры юридической службы и содержание используемых правовых средств, а также возникает необходимость принятия дополнительных мер по правовому обеспечению организации. Это связано с необходимостью не только привлечения финансовых и трудовых ресурсов, но и использования более широкого арсенала форм и методов правовой работы.

--------------------------------

<1> См.: Бакшинскас В.Ю., Дедов Д.И., Карелина С.А. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ (Акционерное право). М., 1998; и др.

 

Аналогичная закономерность в правовом обеспечении отмечается при переходе от среднего к крупному предприятию (корпорация, холдинг и т.д.). Правовое обеспечение такой структуры осуществляется по тем же направлениям, что и среднего предприятия, в зависимости от сфер бизнеса, а также наличия дочерних компаний, филиалов и представительств, и требует единого подхода к организации правовой работы <1>. Различие, пожалуй, состоит только в количестве подразделений, входящих в юридическую службу, и работников, занятых разработкой мер по осуществлению правовой работы.

--------------------------------

<1> См.: Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ. М., 2004. С. 167 - 201; и др.

 

Итак, богатый опыт организации и проведения правовой работы на предприятиях бывшего СССР в сочетании с современными материалами и оценками может быть плодотворно использован коммерческими организациями при защите своих прав и законных интересов в современной России. Эффективность правовой работы зависит от подготовки юристов-профессионалов, которые должны знать отраслевую специфику правового обеспечения хозяйственной деятельности и использовать в условиях инновационного развития российской экономики адекватные правовые средства и методики.

 

ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ КАНАЛА СБЫТА

 

В.А. МАСЛОВА

 

Маслова В.А., ассистент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Связь коммерческого права со смежными отраслями знаний (товароведение, логистика, менеджмент) обусловливает использование отдельных понятий, которые хотя и не являются юридическими, тем не менее влияют на выбор договорных инструментов для оформления обязательств и содержание договорных условий <1>.

--------------------------------

<1> О соотношении коммерческого права со смежными дисциплинами см.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2005. С. 17.

 

Среди прочих к таким понятиям относится понятие "канал сбыта". В коммерческом обороте и в экономической литературе приняты такие синонимичные термины, как "канал продаж", "канал товародвижения" и "канал дистрибуции" (distribution channel).

Это понятие привнесено в торговое право из экономической науки и употребляется в связи с характеристикой сбытового процесса, т.е. движения произведенных товаров от изготовителя к потребителям. Канал сбыта представляет собой "путь, по которому товары двигаются от производителя к потребителю" <1>.

--------------------------------

<1> Ролницки Кеннет. Управление каналами дистрибуции. Настольная книга директора по продажам и маркетингу. М., 2006. С. 23.

 

Движение товаров по каналам сбыта происходит путем их перепродажи через систему взаимодействующих организаций. В экономической литературе распространено понимание канала сбыта как системы независимых или взаимозависимых организаций, участвующих в процессе продажи, а также в доставке товаров и услуг конечному потребителю <1>.

--------------------------------

<1> Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции. М., 2005. С. 6.

 

Оказывает ли влияние характеристика канала сбыта на выбор участниками торгового оборота договорных конструкций для оформления хозяйственных связей? Какое значение будет иметь для права подход к реализации товаров как к их движению по каналам сбыта?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.