Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная служба исполнения наказаний 9 страница




--------------------------------

<1> См.: Неверов О.Г., Пугинский Б.И. Правовая работа: Учебник. М., 2004. С. 12.

 

Объектами правовой работы в организациях являются отношения, связанные с решением задач по предупреждению правонарушений в процессе визирования документов правового характера, защите прав и законных интересов при подготовке и заключении договоров, предъявлению претензий и исков и др. В этой работе участвуют все подразделения с учетом их правового статуса, однако особая роль принадлежит юридической службе, деятельность которой носит правоорганизующий характер.

Таким образом, правовая работа в сфере экономики - это деятельность коммерческой организации и ее подразделений, включая юридическую службу, направленная на достижение экономических целей получения прибыли с использованием правовых средств при соблюдении принципа законности, а в более широком понимании - это не только деятельность коммерческой организации, но правотворческая и правоприменительная деятельность государственных и местных органов власти, суда по реализации правовых норм и способов защиты гражданских прав.

Роль юридической службы в осуществлении правовой работы исторически определялась в зависимости от политического и экономического устройства Российского государства. Так, в дореволюционной России юрисконсульты были в штате ряда министерств, но круг решаемых ими задач был ограничен. Хотя уже тогда к ним предъявлялись высокие профессиональные требования, в том числе наличия юридического образования. В основном они выполняли работу, связанную с консультированием по правовым вопросам, возникавшим в деятельности министерства или учреждения, и осуществлением представительских функций в судах в качестве поверенных казны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Правовая работа на промышленном предприятии. М., 1972. С. 23 - 59.

 

В период плановой экономики правовая работа имела определенную специфику. Это объясняется существованием системы хозяйствования, основанной на административно-приказных методах управления. В экономике преобладали жесткие централизованные начала, повсеместно на основании норм государственного плана заключались хозяйственные договоры, содержание которых определялось не волей и интересами участников, а специально уполномоченными государственными органами хозяйственного управления. Именно они решали, кто, с кем и на каких условиях будет заключать договор <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шор Л.М. Юридическая служба в промышленности, ее влияние на экономику и укрепление законности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М. 1965. С. 5 - 8.

 

Для участия в экономическом обороте были созданы "хозорганы" - хозяйственные организации государства, находившиеся под его полным контролем и лишенные собственных имущественных интересов <1>. Предприятиям ничего не надо было согласовывать, все основные параметры их хозяйственной деятельности спускались им сверху в различных приказах, нарядах, плановых заданиях и т.п. Роль юриста на предприятии сводилась к содействию реализации полученных указаний путем правильного применения норм административно-хозяйственного права. Главным для юриста было умение подчиняться и контролировать исполнение, которое было предписано вышестоящим органом <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1998. Т. 1. С. 17.

<2> См.: Акчурин Р. Юрисконсульт: прошлое, настоящее, будущее // Хозяйство и право. 1991. N 11. С. 81.

 

В первые годы советской власти роль юридической службы в обслуживании хозяйственного механизма нового уклада экономики высоко оценивалась правительством. В частности, Декретом СНК РСФСР от 27 июня 1918 г. "Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений" юрисконсульты были отнесены к первой, наиболее высокооплачиваемой группе "как ответственные работники со специальным знанием" <1>. В последующий период огосударствления экономики правовой статус юрисконсульта в структуре организации был значительно снижен. Его роль сводилась в основном "к содействию реализации промфинплана своего учреждения или предприятия путем правильного применения норм административно-хозяйственного права и всемерного укрепления договорной дисциплины" <2>. Вместе с тем развитие и регулирование экономики объективно требовали сохранения профессии юрисконсульта, хотя направления правовой работы претерпели в анализируемый период существенные изменения.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1918. N 45. С. 567.

<2> См.: БСЭ. М., 1931. Т. 65. С. 263.

 

Если говорить о законодательной базе, то первым актом, определившим направления правовой работы и правовой статус юридической службы, было Положение о юрисконсультах госпредприятий, подведомственных ВСНХ СССР <1>. Основные функции юрисконсультов ограничивались консультационной работой и ведением дел в судебных, административных и общественных учреждениях. В дальнейшем обязанности юрисконсультов были расширены, их положение в организации постепенно укреплялось, а значение при принятии управленческих решений повышалось. Так, Постановлением СНК РСФСР от 30 марта 1927 г. "О юрисконсультах государственных учреждений и предприятий и кооперативных организаций и надзоре за их деятельностью" на юрисконсультов возлагалось решение широкого спектра правовых вопросов.

--------------------------------

<1> См.: Приказ ВСНХ от 27 июня 1925 г. N 955 // Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства. 1925. N 6. С. 18.

 

Основными обязанностями юрисконсульта, определенными данным правовым актом, были консультационная работа, участие в подготовке документов правового характера, представительство в различных государственных и общественных органах. В связи с введением в 30-х годах XX в. отраслевой системы управления народным хозяйством функции методического и частично организационного руководства юрисконсультами стали осуществлять отраслевые органы управления. В последующем государственными органами были приняты отраслевые положения о юрисконсультах.

В начале 70-х гг. XX в. учеными-правоведами активно велись исследования в области организации и повышения эффективности правовой работы и юридической службы на предприятии, а также возможного использования гражданско-правовых средств в условиях плановой экономики. При этом исследователи неизбежно сталкивались и до сих пор сталкиваются с проблемами определения понятий "правовая работа" и "правовые средства" в хозяйственной деятельности. Следует отметить, что термин "правовые средства" был введен в научный оборот учеными-юристами еще в дореволюционный период <1>. Проблема содержательной интерпретации правовых средств как научной категории относится к числу наиболее актуальных и "вечных" объектов исследования юридической науки. Общетеоретическим и гражданско-правовым проблемам правовых средств посвящено большое количество работ <2>. Одной из первых работ, в которой рассматриваются проблемы использования гражданско-правовых средств в сфере экономики, явилась монография Б.И. Пугинского "Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях" (М., 1984). Несмотря на то что со времени ее издания минуло более четверти века, многие содержащиеся в ней выводы сохраняют актуальность и сегодня, в период становления рыночной экономики в России, и отличаются масштабом анализируемых гражданско-правовых проблем <3>. Существенный вклад в развитие теории использования правовых средств внесли последующие работы отечественных ученых <4>.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912; Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908; Жижиленко А.А. Наказание, его понятие и отличие от других правоохранительных средств. СПб., 1898; Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. Т. 1; и др.

<2> См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Он же. Проблемы теории права. Свердловск, 1972; Быков А.Г. План и хозяйственный договор. М., 1975; Знаменский Г.Л. Совершенствование хозяйственного законодательства: цель и средства. Киев, 1980; Замойский И.Е. Эффективность хозяйственно-правовой работы. Киев, 1982; Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права // Советское государство и право. 1970. N 10; Пугинский Б.И. Актуальные проблемы теории правовых средств // XXVI съезд КПСС и правовые вопросы совершенствования хозяйственного механизма. М., 1982. С. 60 - 64; Халфина Р.О. Правовое регулирование поставки продукции в народном хозяйстве. М., 1963; Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972; и др.

<3> См.: Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М., 1985.

<4> См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. N 11; Он же. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999; Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992; Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987; Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. N 2; Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988; Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики // Правоведение. 1997. N 4, и др.

 

Проблемы правовой работы в рассматриваемый период были глубоко проанализированы в работах Л.М. Шора, Б.И. Пугинского, И.Е. Замойского и других авторов. Исследования велись в рамках определения правового статуса юрисконсульта, которые были закреплены в Примерном положении о юридическом (договорно-юридическом) отделе, главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте предприятия, учреждения, организации, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 марта 1963 г. N 386 <1>. В последующем эти принципы были уточнены в Общем положении о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 <2>. Содержание данного правового акта, как отмечается большинством ученых, сегодня не отвечает потребностям практики с учетом перехода страны к рыночной экономике, поскольку в нем не учтены частные интересы коммерческих структур.

--------------------------------

<1> СП РСФСР. 1963. N 7. С. 44.

<2> СП СССР. 1972. N 13. С. 70.

 

В советской юридической литературе господствующим было мнение о том, что деятельность юридической службы предприятия сводится исключительно к выполнению двух функций: консультаций по вопросам права и судебному представительству <1>. Первая функция заключается в обязанности направлять работу организации в русло социалистической законности и обеспечивать правомерные условия деятельности как целого, так и отдельных его частей. Вторая функция состояла в обязанности судебного представительства от имени организации в различных судебных учреждениях. Решение этих вопросов было под силу только работникам, имевшим юридическое образование и необходимый опыт представительства интересов предприятия в судебных органах.

--------------------------------

<1> См.: Гавриленко Л., Голубова С. Организация юридической работы учреждений. Опыт руководства для юрисконсультов и юристов-практиков. М., 1927. С. 5 - 21.

 

По мнению ученых-юристов, консультационная роль юридического отдела в советский период являлась более важной, поскольку отражала общий характер государственной экономики и оказывала, таким образом, влияние на всю хозяйственную деятельность предприятия. Правовые действия юридической службы носили совещательный характер, и в этом качестве они вполне устраивали руководство предприятия.

Содержание научных трудов по данной тематике в советский период было посвящено в основном организации правовой работы в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Одной из первых была работа "Юридическое обслуживание колхозов и совхозов" <1>. Основное внимание в книге уделяется определению роли юридической службы в устранении противоречий планирования колхозного и совхозного производства и защите законных прав сельскохозяйственных объединений при продаже продукции государству. С организационной точки зрения деятельность юридической службы в сельском хозяйстве имела свою специфику, обусловленную социально-экономической природой колхозного строя <2>. Большинство сельскохозяйственных объединений не имели своего юриста в штате и пользовались услугами коллегий адвокатов, заключая с ними договоры на юридическое обслуживание. Таким образом, юрисконсульты межхозяйственных юридических групп обслуживали несколько хозяйств и не состояли в их штате, что являлось основной формой правового обслуживания колхозов и совхозов.

--------------------------------

<1> См.: Годес А.Б., Давыдов А.В., Каландадзе А.М. Юридическое обслуживание колхозов и совхозов. М., 1969.

<2> См.: Зайц Н.Ф. Юридическое обслуживание колхозов и межколхозных организаций. М., 1977. С. 4 - 26.

 

Нужно отметить, что направления деятельности юристов в сельской местности были традиционными и особо не отличались от аналогичной деятельности в промышленности. Юридическая служба считалась организатором и исполнителем правовой работы, которая велась всеми подразделениями организации. В последующий период, начиная с 80-х годов, от юристов, обслуживавших сельское хозяйство, начали требовать знание сельскохозяйственного законодательства (колхозного права), что было продиктовано необходимостью правового обеспечения Продовольственной программы СССР <1>.

--------------------------------

<1> См.: Раянов Ф.М. Правовая работа в сельском хозяйстве. Уфа, 1986.

 

Одним из значимых исследований, посвященных правовой работе, является монография Л.М. Шора "Организация юридической службы на предприятии и в совнархозе" <1>. В числе важнейших задач правовой работы, организатором которой является юридическая служба, автор выделяет всемерное укрепление социалистической законности в работе хозяйственных организаций, активное содействие улучшению хозяйственно-финансовой деятельности, укрепление хозяйственного расчета и договорной дисциплины, оказание юридической помощи работникам организации. В книге обращается внимание на повышение профессиональных требований к юристам, которые должны обладать глубокими знаниями в юриспруденции, уметь проводить анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, знать организацию производственного процесса. Эти требования актуальны и сегодня, когда юрист, обслуживающий хозяйствующий субъект, должен знать специфику его хозяйственной деятельности, в противном случае он не сможет эффективно осуществлять правовое обеспечение.

--------------------------------

<1> См.: Шор Л.М. Организация юридической службы на предприятии и в совнархозе. М., 1960. С. 5 - 18.

 

К числу основных функций юридической службы Л.М. Шор относит обеспечение законности издаваемых на предприятии актов, участие в разработке и реализации мероприятий по укреплению договорной и финансовой дисциплины, защиту законных интересов предприятия в суде. Кроме того, обязанностями юрисконсульта являлись сбор и анализ данных по фактам нарушения уголовного законодательства на предприятии, принятие мер к уменьшению дебиторской задолженности, пропаганда законодательства среди работников предприятия.

Во-первых, по мнению Л.М. Шора, юридическая служба должна быть внесена в структуру предприятия с указанием ее подчиненности. Она должна быть самостоятельна, поскольку выполняет контрольную функцию по отношению к другим подразделениям; проверяет и обеспечивает соблюдение законности во всех сферах деятельности предприятия. В принципе она всегда (или почти всегда) подчинена непосредственно первому руководителю предприятия. Для юриста важно иметь гарантии при увольнении, поскольку у него неизбежны конфликты с руководством в связи с его деятельностью. Во-вторых, был поставлен важный вопрос о целесообразности использования услуг коллегий адвокатов вместо создания штатного юридического отдела либо наряду с его функционированием. По мнению автора, адвокат никак не связан с предприятием и коллективом, он не несет дисциплинарной ответственности перед предприятием за результаты своей деятельности, весьма эпизодично посещает предприятие, находящееся на его абонентском обслуживании. Л.М. Шор предложил варианты решения вопроса об эффективности содержания в штате предприятия юриста, а именно: 1) один юрист обслуживает несколько предприятий, находясь в штате только одного предприятия; 2) юрист входит в штат небольшого предприятия, но из-за невысокой загруженности по основному виду деятельности он выполняет дополнительные функции. Нужно отметить, что большинство предложений Л.М. Шора были внедрены в практику работы юридических отделов (бюро), взяты на вооружение не одним поколением юристов и не потеряли своей актуальности использования в рыночной экономике.

В анализируемый период авторами <1> отмечались важность участия юридической службы в управленческой деятельности и различие между функциями юрисконсульта и правовой работой, выполняемой работниками аппарата управления. В современный период достаточно участков правовой работы, где раздельно или сообща действуют юристы и работники аппарата управления. Речь идет о договорной и претензионно-исковой работе, подготовке и визировании документов и др. Вопросы участия юристов в правовом обеспечении управленческой работы, когда соответствующие обязанности возложены на работников аппарата управления, и в новое время требуют разграничения с увязкой их в должностных инструкциях.

--------------------------------

<1> См.: Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 1975. С. 133 - 134; Мартемьянова А.М. Работа юридической службы по укреплению социалистической законности на предприятии. Свердловск, 1979. С. 7 - 12.

 

Выделение правовой работы в самостоятельное направление со временем потребовало определения единого руководства этой работой. Решение этой задачи <1> было под силу лишь специалистам юридических служб. Их деятельность отличалась большим многообразием. Они занимались регулированием отношений внутри предприятия, разработкой положений о подразделениях, о претензионно-исковой и договорной работе, что позволило юристам выдвинуться на передний край правовой работы. В современных условиях юристы успешно выполняют эту роль, ведут не только консультационную, но и другую работу, связанную с применением правовых средств.

--------------------------------

<1> См.: Шор Л.М. Организация юридической службы на предприятии и в совнархозе. М., 1964. С. 42 - 67; Организация хозяйственно-правовой работы на предприятии / Под ред. В.К. Мамутова, Ю.С. Цимермана. М., 1975. С. 11 - 12.

 

Интересным представляется вопрос о компетенции юридической службы в период плановой экономики. При определении правового положения юридической службы считалось, что она принимает участие в регулировании отношений внутри предприятия и обладает в этой связи определенным комплексом прав. Однако эти права не носят организационно-властного характера, поскольку служба не участвует самостоятельно в принятии управленческих решений, а действует в силу предоставленных ей полномочий. Взаимоотношения юридической службы и остальных подразделений также были лишены властного характера <1>. В рыночной экономике ситуация изменилась в сторону большей самостоятельности юридической службы, хотя при отсутствии прямого закона это не всегда находит отражение в корпоративных актах и сдерживает потенциальные возможности юриста.

--------------------------------

<1> См.: Ефимочкин В.П. Проблемы юридической службы в народном хозяйстве // Советское государство и право. 1976. N 8. С. 66; Зубова И.Л. Юридическая служба предприятия (объединения) в условиях радикальной экономической реформы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 10 - 16.

 

Для современного понимания правовой работы имеют значение и другие научные труды советских ученых, посвященные данной проблематике. Многие из них носят характер практических пособий и раскрывают порядок ведения какой-либо отдельной области правовой работы. Например, книги Г.В. Астановского, В.Ф. Васильева "Правовая работа на железнодорожном транспорте" <1> и Н.И. Воронина, И.Н. Раскова "Организация правовой работы в производственном объединении ГАЗ" <2>, в которых описаны организация и функционирование юридических служб системы Министерства путей сообщения и крупного промышленного предприятия. Следует подчеркнуть методическую значимость этих работ не только для начинающих юрисконсультов, но и для руководителей юридических служб, поскольку в них показана специфика правового обслуживания отдельных отраслей экономики. Конечно, эти работы написаны в советский период и не отражают особенности правовой работы в рыночных условиях, хотя многие подходы могут быть пригодны для организации правовой работы в коммерческих организациях.

--------------------------------

<1> См.: Астановский Г.В., Васильев В.Ф. Правовая работа на железнодорожном транспорте. М., 1972. С. 56 - 74.

<2> См.: Воронин Н.И., Расков И.Н. Организация правовой работы в производственном объединении ГАЗ. М., 1981. С. 23 - 56.

 

Специфика правовой работы в условиях формирующейся в России рыночной экономики объясняется тем, что каждая организация выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом (гл. 4 ГК РФ), который должен сам заботиться о защите своих экономических интересов. Причем юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случае и порядке, которые предусмотрены законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано хозяйствующим субъектом в суд. Совершенно изменилась экономическая направленность деятельности организаций. Целью любой организации является извлечение прибыли, а не выполнение плановых заданий, установленных государством в лице хозяйственных органов.

В этих условиях важную роль в осуществлении правовой работы в организациях призвана играть юридическая служба, которая является не только ведущим исполнителем, но и организатором этой работы. Для выполнения функций организатора правовой работы недостаточно только знать законодательство, нужно обладать еще знаниями, необходимыми для практической реализации правовых норм в повседневной деятельности организации. Поскольку юристы обладают специальной подготовкой в этой области, на них возложена организующая роль в осуществлении правовой работы. Это положение прямо не вытекает из норм действующего законодательства, однако многие организации закрепляют в корпоративных актах правовое положение юридических служб с указанием их главенствующей роли в осуществлении правовой работы.

В последнее время издан ряд работ, освещающих отдельные стороны деятельности юридических служб, их организационное построение, статус, порядок взаимодействия с другими подразделениями. Вместе с тем такие важные проблемы, как изменение роли юридической службы в рыночных условиях хозяйствования, ее правового положения и необходимости закрепления его в отдельном законе, в литературе практически не рассматривались, тогда как решение этих вопросов востребовано практикой.

Сегодня никто не станет отрицать влияние деятельности юридической службы на экономические результаты и финансовое положение организации в целом. Юридическая служба в процессе правового обеспечения создает такие условия, которые способствуют нормальному функционированию организации по получению прибыли. В литературе немало примеров того, что существует прямая зависимость улучшения предпринимательской деятельности от активной работы юридической службы <1>. Отмечаются большие возможности, которыми располагает юридическая служба для совершенствования предпринимательской деятельности. Повышение роли юриста, несомненно, связано с огромным числом правовых актов, нормы которых обязаны соблюдать организации в своей деятельности. При этом нужно учитывать громоздкость законодательства, обилие устаревших правовых наслоений, что порой способствует дезорганизации производства и сбыта товаров. Все это привело к тому, что с мнением юриста стали считаться и к нему стали относиться как к полноправному участнику производственного процесса.

--------------------------------

<1> См.: Эффективный юридический департамент. М., 2007. С. 81 - 198; и др.

 

По этому критерию можно утверждать, что юридическая служба должна быть выделена из разряда вспомогательных в число подразделений, решающих стратегические задачи, стоящие перед организацией. Конечно, отсутствие закона, определяющего права и полномочия юридической службы (юрисконсульта) коммерческой организации, затрудняет решение многих задач по использованию правовых средств, хотя, с другой стороны, эти пробелы в определенной степени восполняются нормами корпоративного права. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что роль юристов в организациях определяется их квалификацией и профессиональной подготовленностью, на что обоснованно обращается внимание в литературе.

Юридическая служба в процессе организации правовой работы использует различные правовые средства, способы защиты гражданских прав. Возникает вопрос: с какой целью юридическая служба использует правовые средства, что является главной задачей ее деятельности в условиях рыночной экономики? Отвечая на этот вопрос, нужно однозначно сказать, что конституционный принцип построения правового государства требует от коммерческих организаций строгого соблюдения законности при осуществлении предпринимательской деятельности. В литературе законность определяется как строгое (неуклонное) исполнение (соблюдение) законов и иных правовых актов всеми органами государства и местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами. Применительно к хозяйственной деятельности соблюдение законности означает не просто отсутствие каких-либо нарушений закона, а эффективное хозяйствование, производство и реализацию конкурентоспособных товаров, обеспечение правовыми средствами получения прибыли на законных основаниях с наименьшими затратами, защиту прав и законных интересов организации.

Таким образом, в рыночных условиях хозяйствования на юридическую службу возложена важная миссия по осуществлению правовой работы в коммерческих организациях с целью правового обеспечения получения прибыли и достижения иных экономических интересов путем использования правовых средств при строгом соблюдении законности.

Основные направления деятельности юридической службы. Задачи, стоящие перед организациями, и необходимость правового обеспечения хозяйственной деятельности определяют функции юридической службы. В литературе описаны различные функции, выполняемые юридической службой <1>. Под функциями юридической службы понимаются направления ее деятельности, виды действий, которые закрепляются в Положении о юридической службе и других корпоративных актах. Функции, в зависимости от того, осуществляются они во внутриорганизационных или во внешних отношениях, можно сгруппировать по двум основным направлениям деятельности юридической службы. Первое направление связано с правовым обеспечением внутренних организационно-управленческих (административных, трудовых) отношений в организации (внутренние функции), второе - с правовым обеспечением внешних отношений организации, т.е. отношений с партнерами, контрагентами, государственными и муниципальными органами власти (внешние функции) <2>. Названные направления деятельности юридической службы тесно взаимосвязаны и имеют определенную специфику.

--------------------------------

<1> См.: Неверов О.Г. Организационные обязанности юридической службы // Актуальные проблемы коммерческого права: Сб. статей. М., 2007. Вып. 3. С. 217; Анохин В.С. Правовая работа в народном хозяйстве в новых экономических условиях. С. 11 - 12.

<2> См.: Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист): Учебно-практическое пособие. М., 2001. С. 107.

 

Внутренние функции юридической службы. Важной функцией юридической службы является работа с внутрифирменными, корпоративными документами. Юридическая служба осуществляет правовую экспертизу принимаемых администрацией корпоративных актов и распорядительных документов с точки зрения их непротиворечия законодательству и действующим в организации актам. С этой целью в любой организации действует система подготовки и издания корпоративных актов. Технология этой работы выглядит следующим образом. Проект документа готовит соответствующее подразделение организации. После необходимых согласований документ направляется в юридическую службу, где проводится его правовая экспертиза. В случае положительного результата проверки он визируется и передается на подпись руководителю. В данном случае юридическая служба отвечает за надлежащее оформление документа и его соответствие нормам законодательства. Форма и реквизиты документа должны соответствовать предусмотренным в государственном стандарте либо корпоративном акте требованиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.