Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральная служба исполнения наказаний 7 страница




Ни российское дореволюционное законодательство, ни постсоветское гражданское законодательство не содержат какой-либо системы торговых (коммерческих) сделок. Этот принципиальный подход объясняется разработчиками нового ГК РФ "теорией и многолетней законодательной традицией российского гражданского права и тенденцией развития гражданского права в ряде других стран (Швейцария, Италия, Нидерланды)... Кодекс в принципе содержит правила, одинаковые как для предпринимателей, так и для других участников гражданского оборота" <1>.

--------------------------------

<1> Яковлев В.Ф. К шестилетию Гражданского кодекса России // Юрист. 2000. N 4. С. 1.

 

Однако сам факт наличия в ГК РФ и в других нормативных правовых актах ряда специальных правил для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, и, как следствие, правоприменительная практика потребовали построения системы коммерческих сделок, выявление их основных характеристик.

Как установлено, отличие коммерческих сделок от общегражданских основывается не на особенностях их правовой природы, а на цели, на которую они направлены. Таким образом, основным критерием выделения коммерческих сделок из общегражданских является их неизменная цель - извлечение прибыли.

При этом следует учитывать, что одна и та же сделка может быть для одной стороны коммерческой, а для другой стороны - потребительской. В этом случае законодательство не меняет свои требования к коммерческой организации, более того, специально устанавливает различия в правовом регулировании, основанные на разности экономических интересов сторон. Например, в Обзоре практики разрешения споров ВАС РФ, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, установлено, что "при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения ст. 445 ГК РФ, где предусмотрено следующее: если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законодательствами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. По смыслу п. п. 1 и 3 ст. 426, а также п. 4 ст. 445 ГК РФ, обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе <1>.

--------------------------------

<1> Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1997 г. N 14. Приложение // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6.

 

Таким образом, в случаях, когда сделка может иметь различный субъектный состав, законодательство особо оговаривает правовые последствия для коммерческой организации, тем самым вводя специальный правовой режим для предпринимательской деятельности.

Первую развернутую классификацию торговых сделок осуществил Г.Ф. Шершеневич, представив ее в виде схемы, охватывающей четыре группы сделок.

I. В обращении товаров: покупка с целью продажи.

II. В обращении фондов: банковские операции, биржевые операции.

III. В обращении труда: обработка, подряд, антреприза, поставка, агентура.

IV. Содействие посредничеству: перевозка, комиссия, поклажа, страхование.

При этом Г.Ф. Шершеневич указывает, что "так как посредничество в обращении товаров состоит не только в предоставлении потребителям права собственности, но и права пользования, то к указанным сделкам должны быть причислены и все те, которые дают самому посреднику право пользования, как договор найма" <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 51.

 

Таким образом, хотя дореволюционная правоприменительная практика и признавала торговой сделкой "всякое возмездное приобретение вещей или товаров для дальнейшего возмездного их отчуждения с целью получить прибыль" <1>, однако закрытого перечня этих сделок не существовало.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики позволяет утверждать, что в современном законодательстве также отсутствует четкое различие между общегражданскими и коммерческими сделками. Однако можно выделить три совершенно незыблемых критерия коммерческих сделок:

1) коммерческий договор должен быть всегда направлен на удовлетворение экономических потребностей предпринимателей в процессе предпринимательской деятельности;

2) в коммерческом договоре должно быть наличие хотя бы с одной стороны специального субъекта - коммерсанта;

3) коммерческая сделка должна быть возмездной, т.е. должна быть направленность на получение прибыли.

Кроме того, следует разделить все коммерческие сделки на две группы:

1) сделки, в которых одной из сторон в силу закона может быть только предприниматель (коммерсант);

2) сделки, в которых с обеих сторон выступают коммерсанты, вступающие в правоотношения с целью получения прибыли.

В круг данных сделок входит: поставка товаров; поставка товаров для государственных нужд; контрактация; аренда предприятий; финансовая аренда (лизинг); подрядные работы для государственных нужд; договор финансирования под уступку денежного требования; договор банковского счета; коммерческая концессия; простое товарищество.

Таким образом, в коммерческих сделках должен участвовать специальный субъект - коммерсант, действующий в сфере предпринимательской деятельности в установленной законом любой организационно-правовой форме.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" уточнено: "Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.) <1>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

 

Однако приведенная классификация по субъективному признаку, т.е. наличию в договоре особых субъектов - коммерсантов, основана, в свою очередь, на объективной характеристике самих субъектов указанных правоотношений - коммерсантов.

Важным признаком субъекта предпринимательского права является объект его деятельности, т.е. применение тех или иных договоров для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Иначе говоря, в основу классификации самих субъектов коммерческих сделок положен объективный критерий - направленность их деятельности. В свою очередь, целью предпринимательской деятельности, как пишет О.М. Олейник, является получение прибыли, но целью заключения конкретного предпринимательского договора может быть не получение прибыли, а получение товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, но не личных, семейных и т.п. нужд. Заключаемые коммерческими организациями договоры изначально предполагаются предпринимательскими <1>.

--------------------------------

<1> См.: Олейник О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право. М., 2000. С. 416.

 

Выявляя особенности коммерческих сделок как таковых, необходимо заметить, что коммерческие сделки в подавляющем большинстве обладают особой совокупностью ряда признаков, которые могут быть присущи и чисто гражданско-правовым договорам. Все коммерческие сделки являются возмездными и консенсуальными. Конечно, классификация по признаку возмездности имеет значение лишь для двусторонних сделок.

Возмездные договоры могут быть также подразделены на меновые и рисковые (алеаторные) сделки, к которым, в частности, относятся сделки по проведению игр и пари (ст. ст. 1062 и 1063).

Вместе с тем в отдельных нормах ГК РФ содержится прямое указание на возмездность договора (например, ст. 685). Соответственно исключения из правила о возмездности должны быть прямо предусмотрены законом, иным правовым актом либо вытекать из существа и содержания договора. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (ред. от 25 декабря 2008 г.) органы регулирования естественных монополий вправе определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, а также устанавливать цены (тарифы) или их предельный уровень на продукцию таких монополий, т.е. определять контрагентов и некоторые существенные условия соответствующих договоров <1>. Для ряда договоров возмездность не презюмируется и может быть обусловлена договором, например для договора займа (ст. 809), договора коммерческого хранения (п. 2 ст. 886), договора поручения, совершаемого в коммерческих целях (ч. 2 п. 1 ст. 972), договора доверительного управления (п. 1 ст. 1016). Между тем запрет на существование безвозмездных обязательств между коммерческими организациями прямо установлен в ст. 575 ГК РФ, в виде запрещения дарения. С учетом широкого понимания договора дарения современным ГК РФ (ст. 572) данные положения можно распространить на все возможные обязательства с участием коммерсантов в процессе осуществления коммерческой деятельности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; Российская газета. 2008. 30 дек.

 

Правовой режим коммерческих сделок и сделок вообще является общедозволительным. Общедозволительный правовой режим потому так и называется, что характеризуется преобладанием дозволений. Действительно, анализ действующего законодательства свидетельствует о дозволительной сущности института сделок, дает им возможность, уполномочивает действовать по своему усмотрению, обеспечивает действие диспозитивности.

В ст. 153 ГК РФ нет каких-либо четких нормативных требований и содержания действий, что позволяет охватить понятием "сделки" неограниченно широкий круг действий.

Однако следует иметь в виду, что режим - это правила, требования, предъявляемые к явлению, но не образующие его.

Проявление дозволений в сделках как способе воздействия на общественные отношения, конечно, позволяет говорить о дозволительности как исходном нормативно-руководящем начале сделок.

Однако ясно, что дозволения по своей природе не могут быть безграничны, иначе они превратятся в произвол и исчерпают себя. Определителем их границ выступают запреты.

Представляется, что в законодательстве растет группа специальных правил, находящихся на уровне конкретных сделок, договоров, устанавливающих довольно жесткие, императивные требования к сделкам как к юридическим фактам и как к правоотношениям, прежде всего к поведению субъектов сделок при их заключении. Указанное положение особенно четко прослеживается на примере Федеральных законов: "О рынке ценных бумаг" (от 24 апреля 1996 г. N 39-ФЗ); "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ); "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, в ред. от 30 июля 2010 г.); "Об аудиторской деятельности" (30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, в ред. Федерального закона от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ). Сегодня можно утверждать, что сделки относятся к сфере интенсивного регулирования.

Данная тенденция объясняется необходимостью установления общих правил, которые были бы более ориентированы на обеспечение интересов как участников и общества в целом в опосредуемых сделками областях общественных отношений, таких, например, как туристическое обслуживание, оборот помещений, распоряжение публичной собственностью и корпоративными правами.

И если ранее это явление наблюдалось в области потребительских сделок, то теперь эти тенденции (установление запретов в виде императивных предписаний) характерны для коммерческого оборота в целом.

Следует посмотреть на эту тенденцию в правовом режиме сделок и более широко. Можно утверждать, что происходит последовательная детализация правового регулирования, более того, формализация гражданского оборота в целом. Это выражается в установлении императивным образом предписаний в виде требований к субъектам сделок, оформлению их правосубъектности, расширению перечня в договоре возмездного оказания туристических услуг, в договоре ипотеки, в государственных контрактах на закупку товаров, работ и услуг и др.). Например, Правило (стандарт) N 12 "Согласование условий проведения аудита" императивным образом конкретизирует условия договора оказания аудиторских услуг.

Содержание договоров оказания аудиторских услуг для различных аудируемых лиц может иметь особенности, но, как правило, в договоре указываются:

- цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах;

- аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

- информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;

- требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

- цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности N 24, 30, 31 (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (ред. от 2 августа 2010 г.)) // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2010. N 32. Ст. 4327).

 

В силу этого можно утверждать, что в праве происходит становление режима коммерческих договоров в части соотношения дозволений, позитивных обязываний и запретов, в котором нарастают позитивные обязывания и запреты, причем выражены они через императивные правила регулирования.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Е.В. ИЗМАЙЛОВА

 

Измайлова Е.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

 

В 1997 г. профессор Б.И. Пугинский предложил автору настоящей статьи разработать совершенно новую для юридической науки тему - правовое регулирование маркетинга. В то время маркетинг воспринимался отечественными предпринимателями как некая модная, но не совсем понятная концепция. Для того чтобы "не отстать от жизни", в российских компаниях отделы сбыта переименовывались в отделы маркетинга, массово заключались договоры на оказание маркетинговых услуг. При этом в качестве предмета договора, как правило, фигурировало оказание услуг по поиску оптимального контрагента для продажи (покупки) товара заказчика, вступление с ним в деловой контакт, помощь заказчику в подготовке проекта договора, проведении переговоров, консультирование по правовым и экономическим вопросам, т.е., по сути, рядовые маклерские, посреднические услуги.

В результате довольно сложной научной работы и при поддержке и научном руководстве Б.И. Пугинского в качестве объекта научных изысканий было определено договорное регулирование маркетинговых исследований. В условиях рыночной экономики для успешной работы коммерсантов особую значимость приобретают глубокое знание рынка и способность быстро и эффективно реагировать на изменение нужд и запросов потребителей. Основу информационного обеспечения коммерческой деятельности составляет не просто рыночная информация, хотя это само по себе важно. Главную роль здесь играют полученные в результате переработки и анализа информации данные, способствующие разрешению конкретных практических задач, т.е. результаты маркетинговых исследований.

В итоге было предложено определение договора: по договору на выполнение маркетинговых исследований исполнитель-маркетолог обязуется в соответствии с заданием заказчика провести маркетинговые исследования (что, как правило, включает в себя мониторинг рынка сбыта и каналов распределения, изучение потребителей, анализ спроса и предложения, эффективности рекламы и т.п.) и передать заказчику полученный результат в виде отчета, содержащего выводы и рекомендации исполнителя, а заказчик обязуется принять полученный результат и оплатить его. Также были выработаны существенные и необходимые для этого договора условия, разработано его содержание, определено место договора на выполнение маркетинговых исследований в системе гражданско-правовых договоров <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.В. Измайловой "Договор на выполнение маркетинговых исследований" включена в информационный банк согласно публикации - "Российская юстиция", 1999, N 12.

 

<1> См.: Измайлова Е.В. Договор на выполнение маркетинговых исследований: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2000; Она же. Правовое регулирование маркетинга. М., 2002.

 

Договор на выполнение маркетинговых исследований, входящий в особую группу договоров коммерческого права - договоров, содействующих торговле, не стал чисто умозрительной теоретической конструкцией, но нашел активное применение в российском предпринимательском сообществе. К примеру, контролирующие налоговые органы, оценивая обоснованность включения затрат на маркетинговые исследования для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (подп. 27 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ), очень тщательно проверяют заключаемые договоры на проведение маркетинговых исследований и отвергают "аморфные" договоры на оказание маркетинговых услуг.

Развитие науки коммерческого права предопределяет постановку новых задач, направлений научных исследований. "В наше время, чтобы обеспечить успешную продажу товара, компании необходимо сделать больше, чем просто следить за его отличным качеством, установить на него самую низкую цену или просто разместить товар наилучшим образом на полках магазинов. Компания должна продавать свои товары, сопровождая их оригинальными, информативными и привлекательными обращениями, которые убеждали бы в соответствии этих товаров потребностям и желаниям потребителей" <1>. Для решения стратегических задач бизнеса каждый коммерсант, желающий выжить в жесткой конкурентной борьбе, должен распределять усилия по различным направлениям деятельности, реализовывать комплекс маркетинговых операций, среди которых можно выделить следующие:

--------------------------------

<1> Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб., 2001. С. 28.

 

- реклама - любая форма сообщения о товаре, работе, услуге, мероприятии, адресованная потенциальным покупателям и направленная на формирование или поддержание интереса к товару и его продвижение на рынке;

- стимулирование сбыта - система краткосрочных побудительных мероприятий, адресованных потенциальным покупателям, дистрибьюторам, розничным торговцам и направленных на поощрение покупки и принимающих форму дополнительных преимуществ (скидки, призы, бонусы и т.п.);

- прямой маркетинг и личные продажи - адресная работа с постоянными и (или) потенциальными покупателями, позволяющая оказывать непосредственное воздействие на конкретного клиента, собирать о нем индивидуальную информацию, побуждать к совершению покупки;

- спонсорство - финансовая поддержка некоммерческих организаций, спортивных, культурных, социальных и иных проектов и мероприятий в обмен на распространение рекламной и (или) иной благоприятной информации о спонсоре.

- паблик рилейшнз (связи с общественностью) - координированные усилия по созданию благоприятного представления о коммерсанте и его товарах и услугах в сознании потребителей путем организации пресс-конференций, брифингов, заявлений и публикаций в СМИ. Помимо общей задачи создания благоприятного впечатления паблик рилейшнз позволяет устранить негативные последствия от коммерческих просчетов, ошибок и даже допущенных нарушений;

- упаковка - помимо своей основной (сохранной и информационной) функции упаковка служит местом расположения маркетингового обращения к потенциальному покупателю, поскольку именно упаковку видит перед собой посетитель магазина в момент принятия решения о покупке, она играет важнейшую роль в процессе побуждения потребителя к приобретению товара.

Выполнение перечисленных выше маркетинговых операций практически не обходится без обращения коммерсанта к услугам специализированных организаций, что сопровождается заключением соответствующих договоров. Наука коммерческого права в одном из своих разделов - "Договоры, содействующие торговле" - исследует эти важнейшие участки торгового оборота; рассмотрим некоторые из них.

Важное значение для осуществления коммерческой деятельности имеют договоры в сфере рекламы.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <1> определяет рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Закон о рекламе содержит многочисленные требования к содержанию рекламы в целом и рекламы отдельных видов товаров, работ и услуг, специальные требования и ограничения на распространение рекламы с помощью различных средств. Все эти положения законодательства должны быть учтены при заключении и исполнении договоров на рекламу.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

 

Главными субъектами рекламных отношений являются рекламодатели и потребители рекламы (лица, которым адресовано рекламное сообщение). Однако в современных условиях донести рекламу до целевой аудитории и обеспечить эффективность рекламной кампании практически невозможно без помощи посредников, среди которых центральное место занимают рекламные агентства. К основным функциям рекламных агентств можно отнести: 1) разработку рекламной стратегии и тактики; 2) проведение маркетинговых и медиа-исследований целевых рынков рекламодателя и СМИ; 3) создание рекламной продукции; 4) размещение рекламной продукции.

К группе договоров в сфере рекламы можно отнести договор на создание рекламы, договоры на распространение рекламы (по каждому виду рекламного средства), договоры на размещение рекламы в Интернете, агентский рекламный договор, договор на оказание услуг по проведению рекламных акций, договор об использовании имущества для размещения рекламы, договор на проведение рекламной кампании и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Измайлова Е.В. Некоторые проблемы регулирования наружной рекламы // Законодательство. 2010. N 12; Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М., 2009.

 

Рекламные договоры весьма разнообразны, сложны и, безусловно, требует тщательного теоретического исследования, а также адекватного законодательного регулирования. В качестве примера приведем договоры на распространение наружной рекламы.

Под наружной рекламой понимается реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.

По договору на распространение наружной рекламы исполнитель обязуется выполнить работы по размещению рекламного продукта заказчика на рекламной конструкции, поддержанию рекламного продукта в надлежащем состоянии и удалению (демонтажу) рекламы по истечении согласованного срока за вознаграждение, выплачиваемое заказчиком. Однако этот договор представляет собой только верхушку "рекламного айсберга".

Статья 19 "Наружная реклама и установка рекламных конструкций" Закона о рекламе посвящена регулированию вопросов, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций, и не содержит каких-либо специальных требований к самой рекламе, распространяемой посредством этих конструкций. Данная статья содержит правила, регулирующие следующие вопросы: 1) заключение договоров с собственниками (владельцами) недвижимого имущества, на которых устанавливаются рекламные конструкции; 2) выдача разрешений на установку рекламной конструкции; 3) требования к рекламным конструкциям; 4) надлежащая эксплуатация рекламных конструкций, последствия нарушений и порядок демонтажа.

Выдача разрешения органом местного самоуправления (в г. Москве - городскими властями) обусловлена соответствием рекламной конструкции требованиям технического регламента, а также схеме территориального планирования или генеральному плану, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа и т.д. (п. 15 ст. 19 Закона о рекламе).

По общему правилу, закрепленному в п. 5 ст. 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. При этом Законом о рекламе установлен специальный, более сложный порядок заключения такого договора в отношении недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, включая имущество, переданное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе с 1 июля 2008 г. заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Специальные требования к торгам закреплены п. п. 5.2 - 5.5 ст. 19 Закона о рекламе. В г. Москве проведение торгов регулируется Положением о проведении конкурса (аукциона) на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на имуществе г. Москвы.

Еще одним случаем усложненного порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является ее монтаж на конструктивных элементах (стенах, крышах и т.п.) многоквартирных жилых домов. В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона о рекламе в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников в многоквартирном доме в порядке, установленном ЖК РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем 12 месяцев. По окончании срока действия договора на эксплуатацию и установку рекламной конструкции обязательства сторон прекращаются.

В соответствии с п. п. 3 и 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ <1> к компетенции общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; а также принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.