Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 24 страница




прокат экземпляров записи передачи;

публичное исполнение передачи в местах с платным входом;

передача в эфир или передача по кабелю другой организацией эфирного или кабельного вещания;

сообщение передачи для всеобщего сведения;

иные возможные способы использования передачи.

3. Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания не действует, если:

запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания;

воспроизведение записи передачи осуществляется в тех же целях, для которых была произведена ее запись, в соответствии с ограничениями, установленными настоящим Законом.

4. Организация эфирного или кабельного вещания или иной правообладатель имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования передачи третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 настоящего Закона и (или) договором. Размер вознаграждения, выплачиваемого организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю за использование передачи, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

 

Комментарий к статье 29

 

1. Комментируемая статья определяет содержание смежного права организации эфирного или кабельного вещания.

Понятия "организация эфирного вещания" и "организация кабельного вещания" в Законе не определены. В качестве таковых для целей комментируемого Закона должны рассматриваться теле-, радиовещательные организации, а также операторы кабельного телевидения.

Понятие "передача организации эфирного или кабельного вещания" определено в ст. 4 Закона.

2. В отличие от Закона редакции 1998 года, который определял содержание смежного права отдельно для организаций эфирного и для организаций кабельного вещания, комментируемая статья определяет содержание исключительного права в отношении передачи одинаково и для организации эфирного вещания, и для организации кабельного вещания.

3. В отношении своей передачи вещательная организация получает исключительное право использовать ее в любой форме и давать разрешения на использование передачи. Оговорка "кроме предусмотренных настоящим Законом случаев" указывает на случаи допускаемого свободного использования передачи организации эфирного вещания, предусмотренные п. 3 комментируемой статьи, а также главой 4 Закона; данная оговорка не означает, что другие статьи Закона предусматривают за организациями эфирного вещания какие-либо права помимо перечисленных в комментируемой статье.

4. Закон признает за организациями эфирного и кабельного вещания исключительное право на передачу. Содержание данного права определяется по модели, предложенной в ст. 983 ГК для определения содержания любого исключительного права: как право использовать объект в любой форме и любым способом, а также разрешать или запрещать использование объекта другим лицам.

5. Норма п. 2 комментируемой статьи более подробно раскрывает содержание исключительного права на передачу организации эфирного или кабельного вещания, называя действия, образующие использование передачи.

Данный перечень является открытым и включает в себя возможные с точки зрения существующих технологий способы эксплуатации передачи вещательной организации, такие как:

- запись передачи;

- воспроизведение записи передачи;

- распространение записи передачи или экземпляров записи передачи посредством продажи или иной передачи права собственности. Если экземпляры правомерно опубликованной записи передачи введены с разрешения организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;

- прокат экземпляров записи передачи;

- публичное исполнение передачи в местах с платным входом;

- передача в эфир или передача по кабелю другой организацией эфирного или кабельного вещания;

- сообщение передачи для всеобщего сведения;

- иные возможные способы использования передачи.

6. Среди способов использования передачи законодатель называет ее запись. Тем самым вещательные организации наделяются исключительным правом разрешать запись их передач. При этом право вещательных организаций разрешать запись их передач, безусловно, распространяется не только на другие вещательные организации, а на всех лиц и ограничивается только предусмотренными в Законе случаями допускаемого свободного использования передач. Поэтому любая несанкционированная запись передач, за исключением перечисленных в Законе случаев, представляет собой нарушение смежного права вещательной организации.

В экономическом плане значение этого права должно в идеале быть связано с записью телевизионных и радиопередач в личных целях и дополняться специальным сбором с производителей и импортеров бытовой записывающей аппаратуры и чистых аудио- и видеокассет, дисков и иных носителей (как это предусмотрено Законом в отношении воспроизведения фонограмм в личных целях), который должен распределяться в пользу вещательных организаций. Однако, поскольку отечественное законодательство подобной возможности не предусматривает и, более того, разрешает воспроизведение объектов смежных прав в личных целях без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (п. 1 ст. 35 Закона), что предполагает возможность осуществления записи передач в личных целях. В связи с этим право вещательной организации разрешать запись ее передач является практически невостребованным. Случаи же несанкционированной записи передачи вещательной организации с целью последующего коммерческого использования, безусловно, подпадают под действие прав вещательной организации на ретрансляцию и воспроизведение ее передачи.

7. Говоря о смежном праве вещательных организаций, необходимо обратить внимание на следующую его особенность. Пункт 2 ст. 24 Закона устанавливает, что вещательная организация осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с автором и исполнителем передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Иначе говоря, в тех случаях, когда в передачу вещательной организации включены охраняемые произведения или исполнения, вещательная организация может разрешать использование своей передачи и соответственно получать вознаграждение за предоставление такого разрешения только в отношении тех способов использования, на которые имеет разрешение от авторов и исполнителей включенных в передачу произведений сама вещательная организация. Смежное право вещательной организации имеет самостоятельный характер только в том случае, если ее передача не содержит охраняемых произведений и объектов смежных прав (новостные передачи, трансляции спортивных соревнований и т.п.). В остальных же случаях возможность вещательной организации охранять свое смежное право напрямую зависит от соблюдения ею самой прав авторов и иных обладателей авторского права и смежных прав на используемые в передаче произведения, исполнения и фонограммы. На практике соблюдение организацией эфирного вещания прав авторов и исполнителей должно осуществляться преимущественно путем заключения договоров с организациями, управляющими имущественным и авторскими и смежными правами на коллективной основе.

8. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает два изъятия из сферы действия исключительного права на воспроизведение записи передачи.

Первое изъятие относится к случаю, когда организация эфирного вещания разрешила произвести запись своей передачи. В последующем данная запись может воспроизводиться без согласия организации эфирного вещания.

Второе изъятие имеет место тогда, когда запись передачи организации эфирного вещания была произведена в соответствии с предусмотренными главой 4 Закона случаями допускаемого свободного использования объектов смежных прав, при условии, что воспроизведение записи осуществляется в тех же целях (обучение или научное исследование, цитирование и др.), такое воспроизведение может осуществляться свободно.

 

Статья 30. Сроки действия смежных прав

 

1. Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно.

Исключительное право на исполнение действует в течение пятидесяти лет с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир, или по кабелю, или иным способом сообщения для всеобщего сведения.

2. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение пятидесяти лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

3. Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания действует в течение пятидесяти лет соответственно с момента осуществления передачи в эфир или с момента осуществления передачи по кабелю.

4. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.

 

Комментарий к статье 30

 

1. Так же как и личные неимущественные права автора, личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно. При жизни исполнителя он сам осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти исполнителя защиту его прав могут осуществлять его наследники, исполнитель завещания или специально уполномоченный государственный орган, в качестве которого в настоящее время определен Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

Более подробно об охране личных неимущественных прав исполнителя после его смерти см. в комментарии к ст. 42 Закона.

2. Исключительное право на исполнение действует в течение 50 лет. Момент, с которого начинается исчисление данного срока, определен альтернативно: с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир или по кабелю или сообщения для всеобщего сведения иным способом. Однако такой подход законодателя вряд ли возможно назвать правильным. Исполнение по своей природе эфемерно и после того, как исполнитель закончил исполнять произведение, его исполнение может существовать только в записи. Поэтому, несмотря на множественность названных законодателем вариантов первоначального существования исполнения, его срок в любом случае будет исчисляться с момента фиксации.

Определяя срок действия исключительного права на исполнение, необходимо учитывать то, что каждое новое исполнение даже одного и того же произведения образует новый объект правовой охраны - новое исполнение, в отношении которого будет исчисляться свой срок действия исключительного права. Поэтому формулировка "первая запись исполнения" использована законодателем лишь для того, чтобы более четко определить момент во времени, с которого необходимо начинать исчисление срока охраны исполнения.

3. В отношении исчисления срока действия исключительного права производителя фонограммы законодатель использует два принципа. По общему правилу срок охраны исчисляется с момента первого опубликования фонограммы и составляет 50 лет. Понятие "опубликование" определено в ст. 4 Закона. Поскольку в действующем Законе опубликование более означает первое доведение до публики, законодатель уточняет, что срок охраны фонограммы начинает исчисляться с момента первого опубликования, т.е. момента, когда экземпляры фонограммы были впервые предложены публике путем продажи, проката или иной передачи права собственности или владения.

4. Если фонограмма не была опубликована, срок ее охраны составляет 50 лет, исчисляемых с момента первой записи. Использование выражения "первая запись фонограммы" некорректно, поскольку создание фонограммы не может быть связано с последующим копированием уже существующей звукозаписи. Поэтому срок охраны должен исчисляться с момента создания фонограммы как звуковой записи. Если до истечения 50-летнего срока с момента создания фонограммы она все-таки будет опубликована, то срок ее охраны должен исчисляться уже с момента опубликования, т.е. фактически продлевается еще на 50 лет. Если фонограмма не будет опубликована в течение 50 лет с момента создания, она переходит в общественное достояние.

Данный принцип исчисления срока охраны фонограммы соответствует требованиям статьи 17 (2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года.

5. Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания действует в течение 50 лет соответственно с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю.

Следует отметить, что установленный Законом срок охраны прав организаций вещания имеет значение только в том случае, если передача в эфир или по кабелю была записана и в дальнейшем речь идет об использовании передачи в записи.

6. Для удобства применения на практике сроки действия исключительных прав исполнителя, производителя фонограммы и вещательных организаций исчисляются с 1 января года, следующего за годом соответственно записи исполнения, первого опубликования фонограммы (записи фонограммы, если она не была опубликована в течение 50 лет), осуществления передачи в эфир или по кабелю.

7. Истечение срока действия исключительных смежных прав означает переход объектов смежных прав в общественное достояние. Правовой режим объектов смежных прав, перешедших в общественное достояние, определяется в соответствии со ст. 31 Закона.

 

Статья 31. Переход объектов смежных прав в общественное достояние

 

1. Истечение срока действия исключительного права на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

2. Объекты смежных прав, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние.

3. Объекты смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права исполнителей.

 

Комментарий к статье 31

 

1. Комментируемая статья называет основания перехода объектов смежных прав в общественное достояние, а также раскрывает содержание правового режима объектов, находящихся в общественном достоянии.

Закон не содержит специального определения понятия "общественное достояние". Однако из системного анализа его норм можно сделать вывод о том, что общественное достояние - это специальный правовой режим, в котором находятся объекты смежных прав, в отношении которых не действует исключительное право какого-либо лица, в связи с чем эти объекты могут свободно и безвозмездно использоваться любым желающим.

2. Закон называет два случая, когда объект смежного права (исполнение, фонограмма или передача организации вещания) считается находящимся в общественном достоянии: 1) истек срок действия исключительного права на данный объект; 2) охрана данному объекту смежного права на территории Республики Беларусь никогда не предоставлялась. При этом правовой режим объектов смежных прав, находящихся в общественном достоянии, не зависит от основания признания их находящимися в общественном достоянии.

3. Объекты смежных прав, находящиеся в общественном достоянии, могут использоваться любым лицом свободно - без заключения договора и выплаты вознаграждения. При этом под использованием следует понимать осуществление действий, перечисленных соответственно в п. 3 ст. 25, п. 2 ст. 28 и п. 2 ст. 29 Закона.

4. В отношении исполнений, находящихся в общественном достоянии, статья 31 Закона устанавливает условие их использования, аналогичное условию использования находящихся в общественном достоянии произведений: при их свободном использовании должны соблюдаться личные неимущественные права исполнителей.

Согласно норме п. 1 ст. 25 Закона исполнителю в отношении его исполнения принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства; право на имя; право на неприкосновенность исполнения. О содержании этих прав см. комментарий к ст. 25 Закона.

 

ГЛАВА 4

СЛУЧАИ СВОБОДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

И СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

Статья 32. Свободное использование объектов авторского права и смежных прав

 

1. В случаях, предусмотренных настоящей главой, допускается использование объектов авторского права и смежных прав без согласия их авторов или иных правообладателей и, если иное не предусмотрено настоящей главой, без выплаты вознаграждения за такое использование (свободное использование).

Если в настоящей главе прямо не предусмотрено иное, случаи свободного использования, предусмотренные для произведений, распространяются также на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

Во всех случаях свободного использования произведений и исполнений, если иное не предусмотрено настоящей главой, должны соблюдаться личные неимущественные права авторов и исполнителей используемых произведений и исполнений.

2. Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования.

3. Оригиналы произведений изобразительного искусства, оригиналы рукописей произведений писателей, композиторов и ученых могут быть публично показаны лицом, правомерно владеющим оригиналом произведения, а также воспроизведены в каталогах выставок и изданиях, посвященных коллекциям таких произведений, в том числе в случае, когда исключительное право на произведение не перешло к лицу, которое правомерно владеет оригиналом такого произведения.

4. Допускается воспроизведение правомерно обнародованного произведения для целей судопроизводства по гражданским делам, судопроизводства в хозяйственных судах, конституционного судопроизводства, производства по материалам уголовного дела, в рамках деятельности третейского суда, а также в рамках административного процесса.

5. Музыкальное произведение может быть публично исполнено во время религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. При этом указание автора и источника заимствования необязательно.

6. Допускается публичное исполнение произведений непрофессиональными исполнителями и непрофессиональными (самодеятельными) коллективами художественного творчества, в том числе обучающимися, воспитанниками, педагогическими и иными работниками учреждений образования, при условии, что такое использование произведений не преследует цели извлечения прибыли.

7. Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях.

 

Комментарий к статье 32

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общие принципы допускаемого ограничения исключительного права на произведение и объекты смежных прав, а также перечисляет отдельные случаи допускаемого свободного использования.

Все допускаемые случаи свободного использования исчерпывающим образом перечислены в главе 4 Закона. При этом их можно подразделить на две категории: 1) случаи свободного бесплатного использования и 2) случаи свободного, но платного использования.

2. Возможность ограничения исключительного права на произведение, а также объекты смежных прав основывается на норме п. 3 ст. 983 ГК, согласно которой "ограничения исключительных прав, в том числе путем предоставления возможности использования объекта интеллектуальной собственности другим лицам... допускаются в случаях, пределах и порядке, установленных настоящим Кодексом или иным законом". При этом такие ограничения устанавливаются законодательством для определенных общественных целей - образовательных, научных, информационных и т.п.

При этом норма части второй п. 3 ст. 983 ГК предусматривает, что "ограничения исключительных прав допускаются при условии, что такие ограничения не наносят ущерба нормальному использованию объекта интеллектуальной собственности и не ущемляют необоснованным образом законных интересов правообладателей".

Истолковать установленное законодателем условие реализации предусмотренных законом ограничений исключительного авторского или смежного права в виде "ненанесения неоправданного ущерба нормальному использованию произведения" и недопущения "необоснованного ущемления законных интересов" автора или иного правообладателя достаточно сложно. Можно отметить, что данное положение представляет собой повторение нормы ст. 9 (2) Бернской конвенции, предоставляющей государствам-участникам возможность по своему усмотрению устанавливать в национальном законодательстве случаи ограничения признаваемых на основании Бернской конвенции исключительных прав, оговаривая при этом недопустимость необоснованного ущемления интересов обладателей авторского права. Указанная норма также повторяет известный "трехступенчатый тест", предусмотренный положениями статьи 13 Соглашения ТРИПС, согласно которым государства могут в национальном законодательстве предусматривать ограничения и изъятия в отношении исключительных прав (1) в отдельных особых случаях, (2) которые не наносят ущерба нормальному использованию произведения и (3) не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателя <267>.

--------------------------------

<267> WTO - Trade-Related aspects of Intellectual Property Rights / ed. by Peter-Tobias Stoll. - Leden-Boston: Martinus Nijhoff Publ., 2009. - P. 277 - 279.

 

Включение "трехступенчатого теста" в национальное законодательство само по себе лишено смысла, поскольку данная конвенционная норма является лишь ориентиром для формирования норм национального законодательства, в которых должны быть конкретизированы возможные случаи ограничения исключительных прав.

3. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общие правила в отношении предусмотренных главой 4 Закона случаев свободного использования объектов авторского права и смежных прав. Понятие "свободное использование" означает, что соответствующее произведение, исполнение, фонограмма или передача вещательной организации могут использоваться без согласия правообладателя. Правообладатель определен в ст. 4 Закона как "физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном настоящим Законом".

Общим правилом является то, что при свободном использовании объектов авторского права и смежных прав вознаграждение за такое использование не выплачивается. Сделанная законодателем оговорка "если иное не предусмотрено настоящей главой" отсылает к норме п. 2 ст. 35 Закона, предусматривающей выплату вознаграждения за осуществляемое без согласия правообладателей воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, в личных целях, а также к норме ст. 41 Закона, предусматривающей выплату вознаграждения за осуществляемые без согласия правообладателей (исполнителя и производителя фонограммы) публичное исполнение, передачу в эфир и по кабелю, а также иное сообщение для всеобщего сведения фонограммы, опубликованной в коммерческих целях.

Также в качестве общего правила законодатель устанавливает требование соблюдать личные неимущественные права авторов и исполнителей используемых произведений и исполнений. В числе прав, которые должны соблюдаться при свободном использовании, следует назвать право авторства, право на имя, а также право на неприкосновенность произведения (исполнения). О содержании этих личных неимущественных прав см. комментарии к ст. 15 и 25 Закона. Сделанная законодателем оговорка "если иное не предусмотрено настоящей главой" отсылает к норме п. 5 ст. 32 Закона, которая допускает при публичном исполнении музыкального произведения во время религиозной церемонии либо похорон не указывать автора такого произведения.

Норма части второй п. 1 комментируемой статьи устанавливает в качестве общего правила, что случаи свободного использования, предусмотренные для произведений, распространяются также на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания, "если в настоящей главе прямо не предусмотрено иное". В частности, такое исключение сделано в отношении объектов смежных прав в п. 1 ст. 34 Закона: к ним не применяется норма о допускаемом свободном воспроизведении произведений для слепых и слабовидящих.

4. Норма п. 2 комментируемой статьи определяет условия допускаемого свободного цитирования произведений. Под цитированием законодатель понимает воспроизведение отрывков произведений. О понятии "воспроизведение" см. комментарий к ст. 4 Закона.

Согласно комментируемой норме п. 2 ст. 32 Закона свободное цитирование возможно в отношении правомерно обнародованных произведений. О понятии "обнародование произведения" см. комментарии к статьям 4 и 15 Закона.

Закон допускает свободное цитирование в научных, исследовательских, учебных, полемических, критических и информационных целях отрывков из правомерно опубликованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.

Для того чтобы анализировать данное положение, необходимо определить понятие "цитирование". В литературе по авторскому праву бытует определение цитаты как дословной выдержки из какого-либо текста, отрывка музыкального произведения, графического воспроизведения части произведения изобразительного искусства и т.п. С подобным толкованием вряд ли возможно согласиться. Толковый словарь русского языка определяет цитату как "точную, буквальную выдержку из какого-либо текста" <268>. Тем самым нормы о допускаемом цитировании могут применяться только к случаям дословного воспроизведения текста и не распространяются на случаи использования отрывков из музыкальных произведений (кроме отрывков музыкального текста), аудиовизуальных произведений, фрагментов произведений изобразительного искусства и т.п.

--------------------------------

<268> Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. - 19-е изд. - М.: Русский язык, 1987. - С. 715.

 

Следует обратить внимание на то, что цитирование допускается только в строго ограниченных Законом целях - исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных. Ограничение целей цитирования не позволяет, в частности, использовать отрывки охраняемых произведений в художественной литературе, в музыкальных произведениях и т.п. В то же время использованный законодателем термин "информационные цели" допускает определенное расширительное толкование.

Существенным представляется и то, что конкретный объем правомерного цитирования законодательно не урегулирован. Законодатель ограничился указанием на то, что объем цитирования должен быть оправдан поставленной при цитировании целью. Безусловно, многое зависит от объема и характера произведения, а также особенностей произведения, в которое включается цитата, и той цели, которую преследует его автор. Однако отказ законодателя установить максимально допустимый объем правомерного цитирования нельзя назвать удачным решением, поскольку оно создает условия для злоупотреблений.

В отличие от Закона редакции 1998 года комментируемая норма п. 2 ст. 32 Закона разрешает цитирование как в оригинале, так и в переводе, что представляется абсолютно оправданным в свете тех целей, которые определены законодателем.

Обязательным условием цитирования является четкое отграничение заимствованного текста от текста, в который включается цитата; для такого отграничения используются открывающие и закрывающие кавычки. Несоблюдение данного требования может рассматриваться как неправомерное использование охраняемого произведения, а также как присвоение авторства на часть чужого произведения. Судебная практика также подтверждает необходимость соблюдения данного условия цитирования. Решением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь от 17.01.2007 были удовлетворены исковые требования гражданки Б. к ответчикам гражданину К. и издательству "С" о взыскании компенсации в связи с нарушением авторского права и компенсации морального вреда. В заявлении суду истица указала, что ответчиком - издательством "С" выпущена в свет книга "Практикум по риторике", автором которой была указана Б., при этом в одной главе этой книги был дословно повторен текст из ее книги "Ораторское искусство и деловое общение". Возражения ответчиков о том, что материал из книги Б. приведен в качестве цитаты, суд не признал, указав, что приведенная в списке использованной литературы ссылка на произведение истицы "не позволяет определить, в какой части указанного пособия использована часть произведения истицы, а также невозможно определить, кому принадлежит авторство заимствованного текста" <269>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.