Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 29 страница




--------------------------------

<293> Клык, Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору / Н.Л.Клык. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. - С. 12.

<294> Гаврилов, Э.П. Проблемы авторского договора / Э.П.Гаврилов // Сов. юстиция. - 1986. - N 9. - С. 10.

<295> Дозорцев, В.А. Авторский договор и его типы / В.А.Дозорцев // Сов. государство и право. - 1977. - N 2. - С. 44.

<296> Чернышева, С.А. Авторский договор как основание возникновения обязательств / С.А.Чернышева // Проблемы обязательственного права: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Я.Стоянкин. - Свердловск: Свердл. юрид. ин-т., 1989. - С. 75.

<297> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П.Сергеев. - М.: Теис, 1996. - С. 253.

 

Российский исследователь И.А.Зенин предложил определить авторский договор как соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, с другой стороны, по которому автор либо иной правообладатель обязуется передать пользователю за вознаграждение право использования произведения обусловленным способом и в установленный срок, а пользователь обязуется использовать произведение в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение <298>.

--------------------------------

<298> Гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: БЕК, 2000. - Т. 2. - С. 587.

 

В Основах гражданского законодательства 1991 года авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом и в определенный срок и уплатить автору определенное договором вознаграждение <299>.

--------------------------------

<299> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1991. - N 26. - Ст. 733.

 

Новое авторское законодательство, появившееся в постсоветских государствах, вообще не содержало определения авторского договора, ограничиваясь закреплением его существенных условий <300>. Поэтому наиболее распространенным определением стало предложенное А.П.Сергеевым, согласно которому "по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами" <301>.

--------------------------------

<300> Алферов, А.Л. Авторское право в Российской Федерации на современном этапе / А.Л.Алферов // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы теории и практики: проблемно-темат. сб. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - С. 37.

<301> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П.Сергеев. - М.: Теис, 1996. - С. 260.

 

Принятие Закона означало внесение радикальных изменений во всю систему авторского права Беларуси и в том числе существенное изменение правового регулирования авторских договоров. Как отмечает большинство исследователей, авторский договор наконец-то стал средством передачи авторских прав. При этом особенностью Закона редакции 1996 года стало то, что он использовал авторский договор как универсальную договорную конструкцию, применяемую независимо от того, кто выступал в качестве обладателя авторского права. В Законе редакции 1998 года законодатель уточнил, что по авторскому договору передаются не авторские права, а "права автора", тем самым ограничив сферу применения авторского договора только случаями его заключения непосредственно с автором произведения.

Комментируемый Закон также исходит из узкого понимания авторского договора как договора, заключаемого непосредственно с автором произведения, при этом он не предусматривает классификации авторских договоров в зависимости от вида произведения или способа его использования.

3. С точки зрения норм Закона редакции 1998 года авторский договор должен был применяться во взаимоотношениях с самим автором произведения. В отношениях с другими правообладателями в силу нормы ст. 984 ГК должны применяться правила о лицензионном договоре. В комментируемом Законе эта концепция получила дальнейшее развитие: авторский договор определен как лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает непосредственно автор произведения. Законодатель устанавливает, что к авторскому договору применяются установленные Законом правила о лицензионном договоре "с учетом особенностей", названных в статье 45 Закона. С учетом этого правила вторая сторона авторского договора именуется лицензиатом.

4. В комментируемом Законе авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, которая имеет особенности в субъектном составе, наборе существенных условий и форме заключения.

Согласно п. 1 комментируемой статьи авторский договор определен как лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения. К авторскому договору применяются установленные Законом правила о лицензионном договоре с учетом особенностей, установленных ст. 45 Закона. Это означает, что правила о лицензионном договоре носят субсидиарный характер и регулируют отношения сторон по авторскому договору лишь в той части, в которой они не урегулированы специальными нормами, посвященными авторскому договору.

5. Давая юридическую характеристику авторскому договору, его можно определить как консенсуальный и двусторонний, который может быть определен сторонами и как возмездный, и как безвозмездный.

6. В отличие от Закона редакции 1998 года, в котором говорилось о возможности заключения авторского договора о передаче исключительных имущественных прав, а также авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав, комментируемый Закон не называет возможные виды авторского договора. Однако применение к авторскому договору правил о лицензионном договоре означает, что авторский договор может заключаться либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.

При заключении авторского договора по модели исключительной лицензии лицензиат на время действия договора приобретает исключительное право использовать произведение определенным способом (способами). При этом лицензиат, заключивший такой договор, становится правообладателем (определение термина "правообладатель" дано в ст. 4 Закона) и в этом качестве может защищать полученные по договору права в отношении третьих лиц и самого автора. Заключение авторского договора по модели исключительной лицензии не допускает возможности для автора заключать аналогичные договоры с третьими лицами.

При заключении авторского договора по модели неисключительной лицензии лицензиат приобретает право использовать произведения определенным способом (способами), наряду с самим автором и третьими лицами, с которыми автор может заключить аналогичные договоры.

7. Норма п. 2 комментируемой статьи позволяет определить набор существенных условий авторского договора.

К числу существенных условий любого гражданского договора относится условие о его предмете (ст. 402 ГК). Если следовать комментируемой норме п. 2 ст. 45 Закона, согласно которой в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения, то предмет авторского договора - это способ (способы) использования произведения. Для уточнения предмета договора необходимо также определить произведение, которое будет использоваться на основании договора. Однако такой подход представляется достаточно поверхностным и не учитывающим суть возникающих в рамках авторского договора правоотношений. Автор (иной правообладатель) наделяется в отношении произведения исключительным правом, которое согласно ст. 993 ГК и ст. 16 Закона означает его право использовать произведение "в любой форме и любым способом". Это подразумевает, что изначально только автор может осуществлять любые действия, связанные с использованием произведения. Любое иное лицо, желающее получить возможность осуществлять такие же действия, получает ее в виде права использования произведения. Участвующим в обороте объектом гражданских прав является не произведение как нематериальный объект, а исключительное право на него. Поэтому с точки зрения теории корректнее будет определить в качестве предмета авторского договора предоставляемое лицензиату исключительное право на произведение (либо его часть). Такой подход не исключает возможности заключения авторского договора по модели неисключительной лицензии, при этом его предметом также будет исключительное право, только в ограниченном виде - без негативной составляющей, позволяющей запрещать осуществление действий по использованию произведения третьим лицам.

При определении передаваемого исключительного права определяются пределы его осуществления лицензиатом, что выражается как в определении типа договора (исключительная или неисключительная лицензия), так и в определении конкретных способов использования произведения. Особенность Закона в том, что содержание исключительного права на произведение определяется как открытый перечень действий по его использованию, что позволяет сторонам при определении предмета договора указывать и иные возможные способы использования произведения, не названные в ст. 16 Закона.

Срок, на который может быть передано право использования произведения, более не ограничен максимальным пределом. Это означает, что лицензиат может приобрести право использования произведения на весь срок действия авторского права (о сроке действия авторского права см. комментарий к ст. 20 Закона).

В отличие от лицензионного договора, для которого условие о сроке, на который предоставляется право, является существенным, для авторского договора данное условие существенным не является. Также не является существенным условие о территории, на которой может осуществляться использование произведения, по поводу которого заключается авторский договор. Это объясняется следующим. Во-первых, законодатель прямо оговаривает, что в авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и территории, на которой допускается использование произведения (п. 3 ст. 45 Закона). Во-вторых, законодатель устанавливает презюмируемые условия договора, которые действуют в случае, если в авторском договоре отсутствует условие о сроке его действия или о территории использования произведения. Согласно норме части третьей п. 3 ст. 45 Закона при отсутствии в договоре условия о территории действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь; согласно норме части второй п. 3 ст. 45 Закона при отсутствии в договоре условия о сроке его действия такой договор может быть расторгнут автором по истечении 3 лет с даты заключения.

Закон редакции 1998 года относил к существенным условиям авторского договора условие об авторском вознаграждении (сторонам необходимо было определить размер авторского вознаграждения или порядок его определения), при этом сам авторский договор мог быть только возмездным. Особенностью комментируемого Закона является признание законодателем возможности заключения авторского договора на безвозмездной основе. Это следует из применяемых к авторскому договору правил о лицензионном договоре, в соответствии с которыми лицензионный договор только предполагается возмездным, нормы п. 3 ст. 16 Закона, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных договором, а также оговорки законодателя о том, что в случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения и (или) порядок определения этого вознаграждения за каждый способ использования.

Если стороны определяют заключаемый авторский договор как возмездный, он должен содержать условие о размере авторского вознаграждения или порядке его определения за каждый способ использования произведения, а также условие о порядке и сроках его выплаты. В отношении лицензионного договора говорилось о том, что условие о вознаграждении не является существенным. Несмотря на то, что авторский договор в Законе определяется как разновидность лицензионного договора, для него установлены специальные правила, в силу которых его стороны не могут ограничиться предполагаемой возмездностью, а должны договориться о размере вознаграждения. Поэтому для авторского договора существенным условием будет альтернативное условие либо о размере и порядке выплаты вознаграждения, либо о безвозмездности договора. Как следствие, авторский договор, не содержащий условия о его безвозмездности и при этом не содержащий условий о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, должен признаваться незаключенным. Вопрос о том, как должен определяться в договоре размер авторского вознаграждения, рассмотрим ниже.

Таким образом, к числу существенных условий авторского договора необходимо отнести условие о предмете, а также альтернативное условие либо о размере, порядке и сроках выплаты авторского вознаграждения, либо о безвозмездности договора.

В судебной практике встречаются случаи, когда суд приходит к выводу о том, что авторский договор является незаключенным в связи с тем, что стороны не достигли соглашения по всем существенным его условиям. Последствием является признание действий по использованию произведения, имевшего место на основании такого договора, признанного незаключенным, нарушением исключительного права и привлечение пользователя к ответственности. Так, решением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 11.09.2003 было частично удовлетворено требование гражданки Б к издательству о взыскании компенсации за допущенное нарушение исключительного права. Судом в ходе судебного разбирательства было установлено, что в 2002 году литературно-издательское унитарное предприятие издало тиражом 500 экземпляров книгу стихов Б. 3 апреля 2001 г. автор Б. и издательство подписали договор, определенный сторонами как издательский. В соответствии с п. 2.3 договора издательство взяло на себя обязательство соблюдать согласно законодательству Республики Беларусь все права автора на произведения, вошедшие в предмет настоящего договора. Однако, как следовало из текста договора, в нем между подписавшими его сторонами не было достигнуто соглашение по существенным для данного вида договоров условиям, названным в Законе "Об авторском праве и смежных правах", в том числе по размеру вознаграждения и порядку определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядку и срокам его выплаты. Кроме того, в договоре не было определено произведение как предмет договора.

В связи с отсутствием в договоре от 03.04.2001 необходимых существенных условий суд посчитал его незаключенным и в связи с этим пришел к выводу, что издательство, выпустив в 2002 году в свет книгу стихов Б., допустило бездоговорное использование произведения истицы, чем нарушило ее исключительное имущественное право на издание произведения и на вознаграждение, в связи с чем истица на основании ст. 40 Закона "Об авторском праве и смежных правах" вправе требовать выплаты компенсации. Вместе с тем суд пришел к выводу, что исковые требования истицы подлежат лишь частичному удовлетворению. При определении размера компенсации суд учитывал отсутствие каких-либо серьезных последствий для истицы, связанных с допущенным нарушением, то обстоятельство, что, издавая указанную книгу, издательство не преследовало цели получения прибыли, а издавало ее за счет средств спонсоров с целью реабилитации автора как инвалида, а также тяжелое финансовое положение ответчика, подтвержденное выпиской из лицевого счета и сведениями о задолженности по арендной плате и выплачиваемой заработной плате сотрудникам <302>.

--------------------------------

<302> Судовы веснiк. - 2003. - N 4. - С. 29.

 

8. Если авторский договор определяется сторонами как возмездный, им необходимо определить размер авторского вознаграждения или порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки его выплаты.

Основное отличие норм Закона, посвященных авторскому вознаграждению, от норм ранее действовавшего законодательства состоит в следующем. Если нормы Закона редакции 1998 года требовали, чтобы определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не были ниже минимальных ставок, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь, то в п. 3 ст. 16 Закона говорится о том, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь. Указанная норма сформулирована таким образом, что независимо от способа определения авторского вознаграждения в договоре (фиксированная сумма, процент от дохода лицензиата и т.п.) автор должен в результате получить вознаграждение, размер которого будет не меньше, чем законодательно определенный минимальный размер. Тем самым норма о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующей.

В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются такими постановлениями Правительства Республики Беларусь, как:

1) постановление N 1610, основная сфера применения которого - книгоиздательская деятельность. Постановление N 1610 определяет минимальные ставки авторского вознаграждения:

- за опубликование произведений науки, литературы и искусства;

- за опубликование нотных изданий;

- за опубликование составных произведений;

- за опубликование переведенных произведений;

- за воспроизведение в печати художественно-графических произведений и фотографий;

2) постановление N 1609, особенность которого в том, что установленные им минимальные ставки вознаграждения за использование произведений в составе спектаклей, за использование музыкальных произведений путем публичного исполнения, а также за воспроизведение музыкальных произведений в записи и за сдачу в прокат экземпляров музыкальных произведений применяются только в отношениях между пользователями и организациями по коллективному управлению имущественными авторскими правами;

3) постановление N 1039, которое определяет минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов;

4) постановление N 210, сфера применения которого определена в его названии; устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.

Отдельно следует остановиться на анализе нормы, требующей определять вознаграждение в авторском договоре за каждый способ использования произведения. Указанная норма корреспондирует норме п. 3 ст. 16 Закона, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения. Однако норма п. 3 ст. 16 Закона, посвященная праву автора на получение вознаграждения, определена как диспозитивная и допускает возможность определить иное в договоре. Кроме того, нормы Закона не исключают возможности определения единой суммы вознаграждения одновременно за несколько определенных в договоре способов использования произведения. Исключение составляют те случаи, когда в отношении определенных способов использования произведения законодательством установлены минимальные размеры вознаграждения.

9. Норма п. 3 ст. 45 Закона устанавливает правила, которые применяются в тех случаях, когда стороны не оговаривают в заключаемом авторском договоре условия о сроке его действия, а также о территории, на которой допускается использование произведения. При этом законодатель прямо указывает на допустимость отсутствия указанных условий в авторском договоре, причем это не должно влиять на действительность заключенного договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке его действия авторский договор может быть расторгнут автором по истечении трех лет с даты его заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за три месяца до расторжения договора. Можно отметить, что аналогичная норма, содержавшаяся в Законе редакции 1998 года, предусматривала, что договор в таком случае мог быть расторгнут автором по истечении 5 лет при условии предварительного уведомления пользователя за 6 месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которой допускается использование произведения, действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь.

10. В Законе сохранилось требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения в том случае, если вознаграждение в договоре определяется в виде фиксированной суммы. Данное требование относится к авторским договорам, предусматривающим воспроизведение, т.е. изготовление, в т.ч. тиражирование одного или более экземпляров объекта авторского права в любой объективной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе (ст. 4 Закона). При этом условие о максимальном количестве экземпляров становится существенным.

11. Принципиально новая норма, связанная с возможным заключением лицензиатом сублицензионного договора, изложена в п. 5 комментируемой статьи. Суть ее состоит в том, что при заключении сублицензионного договора должны учитываться имущественные интересы автора. Норма п. 5 ст. 45 Закона сформулирована следующим образом: "Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором". Указанная норма означает следующее. Во-первых, в авторском договоре, предусматривающем возможность заключения сублицензионного договора, должно быть оговорено условие о размере дополнительного вознаграждения для автора. При этом стороны могут предусмотреть, что такое дополнительное вознаграждение автору не будет выплачиваться. Во-вторых, такое вознаграждение не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать автору за такой же способ использования сам лицензиат, если только иное не будет прямо установлено авторским договором. Иными словами, условие о размере вознаграждения, определенное в авторском договоре, автоматически распространяется на использование произведения третьим лицом на основании сублицензионного договора. Норма п. 5 ст. 45 Закона диспозитивна и не применяется в случае, если в авторском договоре будет прямо предусмотрено, что автор не имеет права на получение такого дополнительного вознаграждения. В-третьих, лицом, обязанным выплачивать такое вознаграждение, выступает лицензиат.

12. Требования к форме авторского договора в комментируемом Законе остаются неизменными: договор должен заключаться в письменной форме, а при использовании произведения в периодической печати допускается его заключение в устной форме. Понятие периодической печати можно определить исходя из норм Закона о СМИ <303>, в соответствии с которым печатное средство массовой информации - это газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев.

--------------------------------

<303> НРПА Республики Беларусь. - 2008. - N 196. - 2/1524.

 

Подобное исключение, по справедливому замечанию В.Л.Черткова, обусловлено только одним доводом - необходимостью оперативности публикации <304>. Впрочем, этот же исследователь указывает на существенные недостатки устной формы авторского договора, при которой обе стороны практически не имеют гарантий его надлежащего исполнения, как у авторов (недостаточно определены сам факт и время опубликования, размер авторского вознаграждения и т.п.), так и у периодического издания (нет гарантий того, что автор не передаст произведение другой организации, не потребует внесения изменений или вообще не запретит публикацию), в связи с чем В.Л.Чертков предлагал ввести в практику упрощенные формы авторского договора (формуляры).

--------------------------------

<304> Чертков, В.Л. Авторское право в периодической печати / В.Л.Чертков. - М.: Юрид. лит., 1989. - С. 102.

 

Развитие современных технологий приводит к тому, что устная форма авторского договора становится крайне востребованной и в других сферах использования произведений. В первую очередь это касается интернет-изданий, которые постепенно приходят на смену традиционным печатным средствам массовой информации. Использование произведений в сетевых средствах массовой информации имеет ту же специфику, что и в периодических печатных изданиях. Поэтому абсолютно обоснованным было бы использование устной формы авторского договора и в этой сфере. Однако комментируемое положение не подлежит расширительному толкованию: устная форма договора допустима только в отношении договора на использование произведения в самом периодическом издании; размещение произведения на интернет-сайте периодического издания, включение произведения в библиотечку, издаваемую редакцией периодического издания, и т.п. требуют заключения авторского договора в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы авторского договора влечет последствия, предусмотренные ст. 163 ГК: невозможность ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, при этом о недействительности самой сделки речь не идет.

 

Статья 46. Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав

 

1. Автор (исполнитель) может принять на себя по договору обязательство создать в будущем произведение (исполнение) и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, право использовать это произведение (исполнение).

Договор должен определять характер подлежащего созданию произведения (исполнения), а также цели либо способы его использования.

2. Произведение (исполнение), создание которого предусмотрено договором, должно быть передано заказчику в срок, предусмотренный договором.

Если автор (исполнитель) не представит заказчику созданное произведение (исполнение) в срок, предусмотренный договором, он обязан возместить причиненный заказчику реальный ущерб, если не докажет, что нарушение срока произошло не по его вине.

Материальный объект, в котором воплощено произведение (исполнение), передается заказчику в собственность, если иное не предусмотрено договором.

3. Договор должен содержать условие о размере вознаграждения за создание произведения (исполнения) или о порядке его определения, а также условие о порядке его выплаты.

Договор может предусматривать обязательство заказчика выплатить автору (исполнителю) аванс в счет предусмотренного договором вознаграждения за создание произведения (исполнения).

Договор может содержать условие о размере вознаграждения за использование произведения (исполнения) или о порядке его определения либо о безвозмездном использовании произведения (исполнения).

4. Условия договора, ограничивающие автора (исполнителя) в создании в будущем произведения (исполнения) определенного рода либо в определенной области, признаются недействительными.

5. Договор, обязывающий автора (исполнителя) предоставлять заказчику исключительные права на любые произведения (исполнения), которые он создаст в будущем, ничтожен.

6. Договор о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав заключается в письменной форме.

 

Комментарий к статье 46

 

1. Комментируемая статья посвящена договору о создании и использовании объекта авторского права и смежных прав. Данная договорная конструкция является новой для отечественного законодательства об авторском праве и смежных правах.

Безусловно, договор, охватывающий обязательства по созданию и использованию произведения или объекта смежных прав, востребован практикой. Если обратиться к практике использования объектов авторского права, то она достаточно часто сталкивается со случаями, когда стороны желают заключить договор на еще не существующее произведение. Помимо условий об использовании будущего произведения сторонам необходимо урегулировать и отношения по поводу его создания. Это необходимо для того, чтобы решить целый ряд вопросов, таких как: каким требованиям должно соответствовать произведение с точки зрения его тематики, объема, художественного уровня и т.п.; кто будет нести расходы, связанные с созданием произведения; на какой из сторон лежит риск случайной гибели результатов творчества автора; каков порядок приемки созданного произведения и его доработки; какова ответственность автора в случае, если произведение не будет создано в установленный срок либо не будет соответствовать требованиям заказчика и т.п. При этом интерес лица, заказывающего произведение, состоит не только в том, чтобы автор создал интересующее его произведение, но и в том, чтобы автор был обязан предоставить именно заказчику право использования этого произведения, в том числе и на заранее оговоренных условиях. Иными словами, необходимо оформить обязательства автора представить заказчику интересующее его произведение, а заказчика - принять созданное по заказу произведение и возместить издержки автора по его созданию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.