КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-практический комментарий 21 страница
8. При отсутствии правомерного обнародования анонимного произведения или произведения под псевдонимом в течение 50 лет с момента его создания срок действия исключительного права на такое произведение составляет 50 лет с момента его создания. 9. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность далее не будет оставлять сомнений, то применяется общее правило о действии исключительного права на произведение в течение жизни автора и 50 лет после его смерти. 10. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Это означает, что права наследников тех соавторов, которые умерли раньше, будут действовать более 50 лет. 11. Для удобства исчисления все сроки действия исключительного права начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, создание или правомерное обнародование произведения).
Статья 21. Переход произведений в общественное достояние
1. Истечение срока действия исключительного права на произведение означает переход этого произведения в общественное достояние. Произведения, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние. 2. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права авторов.
Комментарий к статье 21
1. Комментируемая статья определяет правовой режим произведений, находящихся в общественном достоянии. В контексте Закона общественное достояние понимается как особый правовой режим, в котором находятся произведения и объекты смежных прав, в отношении которых не действуют исключительные права. Правовой режим объектов смежных прав, перешедших в общественное достояние, определен в ст. 31 Закона. 2. Закон называет два случая, когда произведение считается находящимся в общественном достоянии: 1) истек срок действия исключительного права на произведение; 2) охрана произведению на территории Республики Беларусь никогда не предоставлялась. При этом правовой режим произведений, находящихся в общественном достоянии, не зависит от основания признания их находящимися в общественном достоянии. Об исчислении срока действия исключительного права на произведение см. комментарий к ст. 20 Закона. О предоставлении охраны произведениям лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, см. комментарии к ст. 3 и 5 Закона. 3. Произведения, находящиеся в общественном достоянии, могут использоваться любым лицом свободно - без заключения договора и выплаты вознаграждения. При этом под использованием следует понимать осуществление действий, перечисленных в п. 2 ст. 16 Закона. 4. При свободном использовании находящихся в общественном достоянии произведений должны соблюдаться личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на защиту репутации, а при использовании исполнений, находящихся в общественном достоянии, должны соблюдаться личные неимущественные права исполнителя - право на имя и право на защиту репутации (ст. 25 и 31 Закона). 5. Комментируемый Закон не предусматривает возможности установления режима "платного общественного достояния". Суть этого режима состоит в том, что лица, использующие произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права, обязаны отчислять специальный сбор уполномоченному государственному органу или национальной организации, управляющей правами авторов, который в последующем направляется на поддержку национальной культуры. Нормы, предусматривающие сбор вознаграждения за использование произведений, в отношении которых прекратился срок действия авторского права, предусмотрены законодательством ряда стран, преимущественно относящихся к категории развивающихся. Назначение таких сборов состоит в том, чтобы государство имело возможность получать средства для стимулирования творческой деятельности и социального обеспечения авторов <260>. -------------------------------- <260> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 232 - 233.
ГЛАВА 3 СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Статья 22. Объекты смежных прав
1. Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания. К исполнениям относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. 2. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей.
Комментарий к статье 22
1. Комментируемая статья определяет систему объектов смежных прав, а также принцип предоставления им правовой охраны. 2. Смежные права как самостоятельная категория гражданских прав имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, наделяющие правами не авторов, а иных лиц, имеющих отношение к доведению произведений до публики. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX - XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики, носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только "вживую", то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволило фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. Повсеместно исполнителей стали заменять фонограммы, радиопередачи и звуковые дорожки кинофильмов. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к "технологической" безработице многих профессиональных исполнителей, они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. В опубликованном в 1939 году докладе Международной организации труда приводились статистические данные, свидетельствовавшие о серьезности сложившегося положения и всеобщем характере этого кризиса: во Франции постоянную занятость имели только 15% театральных артистов; в Австрии число безработных музыкантов достигало 90% <261>. -------------------------------- <261> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 308 - 309.
В ходе различных совещаний и конференций как на национальном, так и на международном уровне профессиональные организации музыкантов стали требовать признания за исполнителями трех категорий прав, соответствующих тем, что уже были признаны за авторами литературных, музыкальных и художественных произведений: - права разрешать воспроизведение, передачу и запись их исполнения с помощью технических средств, а также публичных исполнений, передаваемых по радио или телевидению, либо записанных исполнений; - личных неимущественных прав, касающихся уважения личности артиста, в двух их принципиальных аспектах, а именно в праве на имя и праве возражать против изменения или искажения исполнения; - права получения особого возражения, которое компенсировало бы эксплуатацию исполнения путем передачи в эфир и тиражирования на дисках <262>. -------------------------------- <262> Липцик, Д. Указ. соч. - С. 309.
Точно также развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Основной причиной предоставления специальной охраны фонограмм являлся огромный разрыв между усилиями, затрачиваемыми продюсером на то, чтобы выпустить звукозапись на рынок, и той легкостью, с которой эта звукозапись могла несанкционированно копироваться и распространяться третьими лицами. Третья категория заинтересованных субъектов - организации вещания, которые требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями. 26 октября 1961 г. была подписана Римская конвенция. В отличие от большинства международных конвенций, которые следуют за национальным законодательством и являются своего рода синтезом основных его положений, Римская конвенция явилась попыткой ввести международные нормы, регулирующие новую сферу деятельности, в которой национальное законодательство было в зачаточном состоянии. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, были объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву. Словосочетание "смежные права" является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина "neighboring rights" (англ. neighboring - смежный, соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву. Как отмечает Д.Липцик, выражение "смежные права" теоретически не обосновано, а его содержание остается неопределенным. Однако с учетом сложившейся практики это выражение стало общепринятым. Согласно Глоссарию ВОИС, определяющему значение основных терминов в области интеллектуальной собственности, это выражение "обычно понимается как права, предоставляемые... для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций телерадиовещания в отношении их деятельности в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации, звуков или изображений" <263>. -------------------------------- <263> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 302.
3. В отечественном законодательстве нормы, посвященные охране смежных прав, появились с принятием Закона редакции 1996 года. ГК 1964 года предусматривал охрану радио- и телевизионных передач, однако они охранялись как объекты авторского права. Охрана смежных прав исполнителей и производителей фонограмм была предусмотрена Основами гражданского законодательства 1991 года, однако этот нормативный акт не вступил в действие и на территории Республики Беларусь не применялся. Несмотря на то, что охрана прав исполнителей и производителей фонограмм была введена в Республике Беларусь с принятием Закона редакции 1996 года, в круг охраняемых объектов смежных прав входят также отдельные исполнения и фонограммы, созданные до 1996 года. Раздел VI "Заключительные положения" Закона редакции 1996 года предусматривал, что Закон редакции 1996 года применяется к отношениям по созданию, а также использованию объектов смежных прав, возникших после введения его в действие. Одновременно с этим п. 4 раздела VI Закона редакции 1996 года устанавливал, что "на произведения и объекты смежных прав, ранее не охранявшиеся авторским правом, действие данного Закона распространяется в случае, если они правомерно выпущены в свет, изготовлены и распространены на территории Республики Беларусь до опубликования этого Закона". Таким образом, записанные исполнения и фонограммы, экземпляры которых распространялись на территории Беларуси до 18 июня 1996 г., в отношении которых не истекли установленные Законом редакции 1996 года сроки охраны, были отнесены к категории охраняемых. 4. Субинститут смежных прав не является единым, он состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей: исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. Права перечисленных категорий правообладателей отличаются не только по предмету, но и по содержанию. Именно поэтому законодатель использует термин "смежные права" во множественном числе. 5. Объектами смежных прав по тексту Закона называются исполнения, фонограммы, а также передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Понятие "исполнение" в Законе не определено. Статья 4 Закона определяет термин "исполнитель", исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению произведения, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его. В юридической литературе деятельность по исполнению произведения предлагается определить как процесс творческой интерпретации или импровизации" <264>. -------------------------------- <264> Якубова, Е.В. Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е.В.Якубова. - М., 2010. - С. 8.
Особенностью исполнения является то, что каждый случай исполнения одного и того же произведения порождает новый объект правовой охраны, поскольку творческий характер деятельности исполнителя приводит к тому, что каждый раз исполнение является уникальным и отличается от других исполнений этого же произведения. 6. К числу исполнений законодатель наряду с исполнениями артистов-исполнителей и дирижеров относит также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Понятие "постановка" в законодательстве об авторском праве и смежных правах не определено. В общепринятом значении постановками являются спектакли, эстрадные и цирковые шоу, иные представления, осуществляемые по определенному сценарию. Закон редакции 1996 года относил к категории исполнителей режиссера-постановщика спектакля и дирижера и охранял результаты их творчества нормами смежного права. В Законе редакции 1998 года эти лица уже не упоминались. Охрана постановок в качестве объекта смежных прав была восстановлена с введением в действие ГК, однако при этом первоначально в ст. 994 ГК постановки были названы наряду с исполнениями, что породило неясность в определении их правового режима. Комментируемый Закон назвал постановки в числе исполнений, в связи с чем их правовой режим определяется на основании общих правил, установленных в отношении исполнений. В теории права не существует единого мнения о правовой природе театральной постановки и отнесении ее к объектам смежных прав. В свое время советские ученые Б.С.Антимонов и Е.А.Флейшиц указывали на то, что результат творческого труда театрального режиссера не является объектом авторского права, поскольку он не облечен в объективную форму и поэтому "обречен умереть в актерском творчестве" <265>. В современных работах высказывается предложение о том, что, поскольку постановка является произведением театрального искусства, созданным на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющим общий замысел и конкретное название, к ней следует применить модель законодательного регулирования аудиовизуального произведения и закрепить за режиссером-постановщиком авторское право на постановку в целом <266>. Однако такое предложение не учитывает сущностное различие, которое существует между аудиовизуальным произведением, которое имеет устойчивую форму, и театральной постановкой, которая при каждом последующем исполнении на сцене приобретает новые признаки, обусловленные особенностями игры актеров; несмотря на то, что в театральной постановке, также как и в аудиовизуальном произведении, объединяются различные виды произведений (драматическое, художественное, музыкальное и др.), такое объединение не приводит к образованию нового произведения, которое можно было бы рассматривать как оригинальное. То, что законодатель не признает режиссера-постановщика обладателем авторских прав на постановку, не означает, что результаты творческого труда режиссера не охраняются авторским правом; если режиссер вносит творческий вклад в создание драматического произведения, создание декораций или костюмов и т.п., режиссер должен рассматриваться в качестве соавтора соответствующих произведений. -------------------------------- <265> Антимонов, Б.С. Авторское право / Б.С.Антимонов, Е.А.Флейшиц. - М.: Госюриздат, 1957. - С. 93. <266> Расходников, М.Я. Театральная постановка как объект авторского права: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / М.Я.Расходников. - М., 2008. - С. 8 - 9.
Косвенно понятие "постановка" можно определить через термин "режиссер-постановщик спектакля", под которым законодатель понимает лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, эстрадного, кукольного или иного спектакля (представления, концерта). Также можно говорить о том, что постановка является разновидностью исполнения, отличающейся тем, что постановку осуществляет коллектив исполнителей, организованных режиссером. 7. Фонограмма определена в ст. 4 Закона как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Законодатель, уточняя, что фонограммой не является запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение, разграничивает два объекта правовой охраны: аудиовизуальное произведение, включающее звуковое сопровождение, и фонограмму, рассматриваемую как объект смежного права. 8. Передача организации эфирного и кабельного вещания определена в ст. 4 Закона как передача в эфир или передача по кабелю звуков и (или) изображений для приема публикой, осуществляемые организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией. Передачами, на которые распространяется право вещательных организаций, являются все передачи, распространяемые телерадиокомпаниями и кабельными операторами, независимо от того, содержатся ли в них произведения, охраняемые авторским правом, или нет. Объектом охраны выступает передача независимо от ее содержания. 9. В пункте 2 комментируемой статьи Закона закреплен принцип автоматической (в силу факта создания) охраны объектов смежных прав, аналогичный принципу автоматической охраны объектов авторского права. Указанная норма является конкретизацией нормы ст. 981 ГК, устанавливающей, что правовая охрана объектов интеллектуальной собственности может возникать в силу факта их создания. Можно уточнить юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения правовой охраны на отдельные объекты смежных прав. Смежное право исполнителя возникает в силу факта исполнения произведения. Смежное право производителя фонограммы возникает в силу факта осуществления первой звуковой записи исполнения или иных звуков. Смежное право организации вещания возникает в силу факта осуществления передачи в эфир или по кабелю. Так же как и в отношении авторского права, в отношении смежных прав законодатель устанавливает, что для возникновения и осуществления этих прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей (регистрации, указания знака охраны смежных прав и т.п.).
Статья 23. Сфера действия смежных прав
1. Права исполнителя признаются за ним, если: исполнитель является гражданином Республики Беларусь; исполнение впервые имело место на территории Республики Беларусь; исполнение записано на фонограмму в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; исполнение, не записанное на фонограмму, включено в передачу в эфир или передачу по кабелю в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. 2. Права производителя фонограммы признаются за ним, если: производитель фонограммы является гражданином или юридическим лицом Республики Беларусь; фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь; в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. 3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
Комментарий к статье 23
1. Комментируемая статья содержит коллизионные нормы международного частного права, необходимость которых предопределена территориальным характером смежных прав. 2. Пункт 1 комментируемой статьи перечисляет основания предоставления правовой охраны исполнениям в Республике Беларусь на основании Закона и международных договоров Республики Беларусь. Определяя основания предоставления правовой охраны на основании национального законодательства, комментируемая норма п. 1 ст. 23 Закона перечисляет случаи, каждый из которых имеет самостоятельное значение. 2. Права исполнителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, охраняются в соответствии с Законом независимо от того, где имело место исполнение или была сделана его запись. Очевидно, гражданство Республики Беларусь имеет значение на момент осуществления исполнения и последующее изменение (утрата) гражданства не влечет прекращения смежного права исполнителя. 3. Права исполнителей, не имеющих гражданства Республики Беларусь, охраняются в соответствии с Законом в любом из следующих случаев: 1) когда исполнение имеет место на территории Республики Беларусь; 2) когда исполнение включено в фонограмму, которой предоставляется правовая охрана в соответствии с нормами п. 2 комментируемой статьи; 3) когда исполнение не записано на фонограмму, однако содержится в передаче организации вещания, охраняемой в соответствии с нормами п. 3 комментируемой статьи. Аналогичные правила установлены п. 1 ст. 995 ГК. Исполнение может считаться имеющим место на территории Республики Беларусь только в том случае, если исполнитель в момент исполнения находится в Беларуси. Исполнение, имевшее место за пределами Республики Беларусь, будет охраняться в том случае, если будет предоставлена охрана фонограмме, на которую записано данное исполнение. При этом не имеет значения, на каком основании будет предоставлена охрана фонограмме (по критерию национальной принадлежности производителя фонограммы или по критерию первого опубликования). Исполнению, имевшему место за пределами Республики Беларусь, охрана на основании Закона предоставляется и в том случае, когда исполнение включено в передачу организации эфирного или кабельного вещания, которая имеет официальное местонахождение в Республике Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на ее территории. Указание на то, что охрана по этому основанию предоставляется исполнению, не записанному на фонограмму, не означает, что включенное в передачу исполнение не может быть предварительно записано иным образом (например, в виде видеозаписи); оговорка, сделанная в отношении фонограммы, призвана отграничить данное основание предоставления охраны исполнению от предоставления охраны в связи с охраной фонограммы. 4. Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет основания для предоставления правовой охраны фонограммам в Республике Беларусь на основании национального законодательства. Фонограмма охраняется в соответствии с Законом, если ее производителем является гражданин Республики Беларусь или юридическое лицо, созданное по законодательству Республики Беларусь. 5. Права производителей фонограмм, не являющихся гражданами Республики Беларусь и не являющихся юридическими лицами, созданными по законодательству Республики Беларусь, признаются в случае, если такая фонограмма была впервые опубликована именно на территории Республики Беларусь. Понятие опубликования определено в ст. 4 Закона. 6. Закон называет два условия, одновременное наличие которых необходимо для признания и охраны смежного права организаций вещания: 1) организация вещания должна иметь официальное местонахождение на территории Республики Беларусь; 2) организация вещания должна осуществлять передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь. В случае осуществления спутникового вещания для предоставления охраны на основании Закона значение имеет место нахождения передатчика, посылающего сигнал на ретранслирующий спутник. В отношении организаций кабельного вещания под передатчиками следует понимать оборудование, используемое для передачи сигнала по кабелю. Кроме того, права организации эфирного или кабельного вещания могут признаваться за ней и в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь. 7. В комментируемой статье говорится о возможности предоставления охраны исполнениям, фонограммам и передачам организаций вещания на основании международных договоров Республики Беларусь. Обязательства, касающиеся охраны смежных прав, предусмотрены следующими международными договорами, в которых участвует Республика Беларусь: - Римской конвенцией; - Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм; - Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года. Основные положения этих международных договоров рассмотрены в комментарии к ст. 3 Закона.
Статья 24. Субъекты смежных прав
1. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. 2. Исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют принадлежащие им права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором записываемого либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. 3. При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве исполнителя или производителя фонограммы на каждом экземпляре фонограммы. 4. Исполнитель и производитель фонограммы, а также иной обладатель права на исполнение или фонограмму для оповещения о своих правах вправе по своему усмотрению использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности; имени (наименования) правообладателя; года первого опубликования фонограммы.
Комментарий к статье 24
1. Комментируемая статья определяет круг лиц, признаваемых субъектами смежных прав, а также определяет условия осуществления ими своих прав. 2. Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Значение терминов "исполнитель" и "производитель фонограммы" определены в ст. 4 Закона. Понятия "организация эфирного вещания" и "организация кабельного вещания" в Законе не определяются. Если исходить из данных в ст. 4 Закона определений термина "передача организации эфирного или кабельного вещания", таковыми должны признаваться телекомпании, радиовещательные организации, а также операторы кабельного телевидения. 3. В части первой п. 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает связь смежного права исполнителя с авторским правом в отношении исполняемого произведения. Это выражается в том, что осуществление исполнителем смежного права законодатель ставит в зависимость от соблюдения прав автора исполняемого произведения. Норма части первой пункта 2 статьи 24 Закона основывается на положениях ст. 1 Римской конвенции, устанавливающей гарантии охраны авторских прав при предоставлении охраны смежных прав, и отражает фундаментальный принцип, положенный в основу института смежных прав, а именно: существование смежных прав не должно ущемлять авторские права. Часть первая пункта 2 статьи 24 Закона предполагает, что исполнитель может осуществлять свои права в отношении исполнения и соответственно пользоваться их правовой защитой только в том случае, если при этом соблюдаются права автора исполняемого произведения. Поскольку законодатель говорит о соблюдении прав автора в целом, то условием для того, чтобы исполнитель мог осуществлять свое смежное право, является как соблюдение исключительного права автора на использование произведения, так и соблюдение его личных неимущественных прав. Называя соблюдение прав автора в качестве условия осуществления смежного права исполнителя, законодатель не требует соблюдения этих прав именно от исполнителя; на практике соблюдение прав автора должно осуществляться лицом, организующим исполнение и планирующим его последующее коммерческое использование в форме звукозаписи, видеозаписи, телевизионной трансляции и т.п. При этом следует обратить внимание на то, что законодатель ставит в зависимость от соблюдения прав автора исполняемого произведения только возможность исполнителя осуществлять свои права (разрешать запись исполнения, передачу исполнения в эфир и т.п.), однако эта зависимость не распространяется на возможность исполнителя защищать свое смежное право в случае его нарушения.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |