Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 20 страница




8. Еще одним шагом в направлении более сбалансированного регулирования отношений по поводу служебных произведений стало закрепление в Законе временных рамок для начала использования такого произведения нанимателем, получившим на него исключительное право: согласно норме части третьей п. 2 комментируемой статьи, если наниматель в течение 5 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование или не передаст исключительное право другому лицу, это право переходит к автору, если договором между нанимателем и автором не установлено иное. Указанная норма имеет диспозитивный характер и позволяет на уровне соглашения работника и нанимателя устанавливать как более продолжительный, так и более короткий срок, а также исключить возможность возврата исключительного права к автору в связи с неиспользованием произведения.

9. В вопросе выплаты вознаграждения автору служебного произведения Закон исходит из того, что автор может рассчитывать на получение вознаграждения в том случае, если это предусмотрено договором с нанимателем. Норма части второй п. 2 комментируемой статьи сформулирована следующим образом: "В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения". Иными словами, процитированная норма не гарантирует автору служебного произведения получение вознаграждения, а только предоставляет такую возможность на усмотрение нанимателя, поскольку основанием для выплаты вознаграждения является договор между нанимателем и автором и у автора нет права требовать его заключения. В то же время такая новация разрешает существующую ранее тупиковую ситуацию, когда наниматель, став в силу закона обладателем всех имущественных прав на служебное произведение, при всем желании не мог выплатить работнику авторское вознаграждение потому, что у него не было для этого правового основания. Небольшое изменение, выразившееся в признании первоначальным обладателем авторского права на служебное произведение его автора с последующим автоматическим переходом исключительного права нанимателю, предполагает, что состоявшийся в силу закона переход исключительного права является основанием для выплаты автору такого произведения авторского вознаграждения.

Согласно норме п. 3 ст. 16 Закона автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения. Однако специальная норма части второй п. 2 ст. 17 Закона говорит о том, что автор имеет право на получение вознаграждения "в случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором", тем самым позволяя соглашением ограничивать выплату вознаграждения только определенными способами использования, за пределами которого сохраняется право нанимателя использовать служебное произведение без выплаты вознаграждения.

С возможным признанием за автором служебного произведения права на получение вознаграждения связан и вопрос об определении его размера. В данной ситуации должна применяться норма п. 3 ст. 16 Закона, согласно которой размер вознаграждения, выплачиваемого автору за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

10. Наряду с принятием Закона в законодательстве произошли и другие изменения, связанные с правом автора служебного произведения на вознаграждение. Указом Президента Республики Беларусь от 26.05.2011 N 216 "О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности" <250> внесено дополнение в подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 N 441 "О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности" (далее - Указ N 441), предусматривающее, что государственные юридические лица и хозяйственные общества, в отношении которых государство может определять принимаемые решения, организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность и являющиеся обладателями исключительных прав на произведения науки, "40 процентов средств, полученных по договорам, предусматривающим передачу имущественных прав на эти произведения, оставшихся в распоряжении названных организаций после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, направляют на выплату вознаграждений авторам служебных произведений науки". Порядок и условия выплаты указанного вознаграждения должны быть определены Советом Министров Республики Беларусь.

--------------------------------

<250> НРПА Республики Беларусь. - 2011. - N 61. - 1/12563.

 

Процитированная выше норма подп. 1.7 п. 1 Указа N 441 определена как императивная, что отменяет правила ст. 17 Закона и исключает возможность нанимателя и автора определить иной размер авторского вознаграждения. Впрочем, сфера применения данного положения представляется достаточно узкой как в силу ограниченного субъектного состава регулируемых правоотношений, так и в силу ограничения по объекту (произведения науки), а также в связи с определенным в качестве основания для выплаты указанного вознаграждения доходом, полученным нанимателем только от передачи прав на такие произведения третьим лицам.

11. Законодатель ограничивает автора служебного произведения в возможности воспользоваться принадлежащими ему личными неимущественными правами. В соответствии с нормой п. 4 комментируемой статьи автор не может воспользоваться личным неимущественным правом на обнародование, а также не может осуществить право на отзыв.

Очевидно, что данные правила должны применяться только в отношении тех служебных произведений, в отношении которых исключительное право принадлежит нанимателю.

12. С учетом того, что абсолютизация права автора на защиту целостности произведения может затронуть интересы нанимателя, который в силу закона наделяется исключительным правом на это произведение, законодателем сделана специальная оговорка, определяющая особенности осуществления этого права в отношении служебных произведений: согласно норме п. 6 ст. 17 Закона наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении (исполнении) об осуществленной им адаптации.

Безусловно, помимо условия, относящегося к исключительному праву на служебное произведение, договор автора с нанимателем может предусматривать условия, ограничивающие нанимателя в праве осуществлять адаптацию произведения, а также условие об авторском вознаграждении.

13. Сложная ситуация возникает в том случае, когда в создании служебного произведения принимают участие лица, не состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, а соавторство имеет характер нераздельного. Исходя из норм Закона можно сделать вывод о том, что в этой ситуации возникает совместное обладание исключительным правом на служебное произведение. В науке гражданского права данную ситуацию предлагается решать путем закрепления исключительного права на служебное произведение за нанимателем с выплатой компенсации соавторам, не состоящим с ним в трудовых отношениях <251>.

--------------------------------

<251> Габоян, Е.П. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием служебных объектов авторского и патентного права: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е.П.Габоян. - М., 2011. - С. 15.

 

Статья 18. Право следования

 

1. В каждом случае публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и др.) автор и его наследники имеют право на получение от продавца отчислений в размере 5 процентов от цены перепродажи (право следования).

2. Порядок выплаты указанных отчислений определяется Советом Министров Республики Беларусь.

3. Право следования является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора на срок действия исключительного права.

 

Комментарий к статье 18

 

1. Комментируемая статья определяет содержание права следования.

2. Право следования (droit de suite) первоначально появилось во французском праве <252>. В последующем оно нашло закрепление в Бернской конвенции, статья 14 ter которой предусматривает, что "в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения". Однако Бернская конвенция содержит оговорку о том, что данное право может быть реализовано в любой стране, участвующей в Бернской конвенции, если такое право предусмотрено законодательством страны, к которой принадлежит автор. При этом право следования может быть реализовано в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана; этим же законодательством должны определяться порядок сбора и размеры выплачиваемых сумм.

--------------------------------

<252> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 184.

 

Данное право, которое также называют правом долевого участия автора, известно законодательству многих государств. При этом объем права следования может существенно различаться. Так, согласно Директиве Европейского парламента и Совета Европейского союза от 27.09.2001 N 2001/84/ЕС "О праве перепродажи для выгоды автора оригинального произведения искусства" право следования должно распространяться на неограниченный перечень произведений искусства, в который включены в том числе и фотографии <253>.

--------------------------------

<253> Текст документа доступен на сайте "Право Европейского союза" по адресу: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2001:272:0032:0036:EN:PDF.

 

В отечественном законодательстве право следования впервые появилось с принятием Закона редакции 1996 года.

Исследователи обращают внимание на то, что буквальный перевод термина "droit de suite" и его использование в неадаптированном виде для определения права автора на участие в доходах от перепродажи оригинала его произведения являются некорректными в связи с тем, что данный термин традиционно применяется в гражданском праве в отношении вещного права, сохраняемого за лицом при перемене собственника имущества <254>. Тем не менее данный термин был сохранен и в комментируемом Законе.

--------------------------------

<254> Подносков, Д.В. Право следования и право доступа в российском авторском праве: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д.В.Подносков. - М., 2006. - С. 7.

 

3. Основной целью включения в законодательство об авторском праве права следования является, в первую очередь, защита имущественных интересов художников. В начале творческого пути, будучи неизвестными, многие художники продают свои работы за бесценок, а затем, когда они становятся знаменитыми, цена их произведений возрастает многократно. Однако при этом обогащается не создатель произведения, а владелец картины, перепродающий ее с огромной прибылью для себя. Использование термина "право следования" обусловлено тем, что право автора на получение части дохода, получаемого при всех последующих перепродажах оригиналов произведений изобразительного искусства, следует за ним при переходе от одного собственника к другому и призвано в известной мере компенсировать автору вознаграждение, недополученное при первой продаже работы.

Право следования не носит характера исключительного, а относится к категории иных имущественных прав.

4. Закон признает право следования не за всеми авторами, право следования распространяется только на случаи перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей писателей, композиторов и ученых.

5. Право следования может быть реализовано не во всех случаях перепродажи, а только в случаях публичной перепродажи оригинала произведения - через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. Законодатель не перечисляет исчерпывающим образом все возможные случаи публичной перепродажи, при которых возможно применение права следования. Поэтому необходимо исходить из того, что право следования неприменимо в случаях частной перепродажи произведений, а публичный характер перепродажи произведения изобразительного искусства и оригиналов рукописей должен определяться исходя из возможности для любого желающего приобрести соответствующее произведение.

6. Перепродажей является всякая последующая продажа произведения, которая следует за первой его продажей, т.е. продажей произведения автором. Лицом, обязанным выплатить причитающуюся автору (или наследникам автора) долю, является продавец, при этом базой для ее исчисления является перепродажная цена, а не вырученная продавцом сумма, которая может быть меньше в связи с удержанием комиссионного вознаграждения аукционом, художественным салоном, уплатой налогов и т.п.

7. Норма, определяющая размер отчислений - 5 процентов от цены перепродажи, является императивной, поэтому он не может быть изменен соглашением сторон.

8. Серьезной проблемой, осложняющей реализацию права следования, является то, что законодательство не определяет порядок информирования автора (его наследников) о состоявшейся сделке по продаже оригинала произведения, в частности, не возлагает такую обязанность ни на продавца, ни на покупателя. Излишне говорить о том, что отсутствие подобной информации препятствует реализации права следования.

9. Комментируемая статья Закона наделяет Правительство Республики Беларусь полномочиями определить порядок выплаты отчислений, причитающихся автору при реализации им права следования. Однако на момент написания настоящего материала соответствующее постановление Правительства Республики Беларусь принято не было.

10. Право следования является имущественным правом, однако законодатель в порядке исключения определяет это право как неотчуждаемое. В то же время в комментируемой статье прямо указывается на то, что право следования переходит по наследству на весь срок действия исключительного права. Наследование указанного права осуществляется в соответствии с общими правилами наследования.

 

Статья 19. Право на участие в реализации архитектурного проекта

 

1. Автор утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта вправе участвовать в разработке строительного проекта и осуществлении авторского надзора за строительством объекта.

2. Право на участие в реализации архитектурного проекта на строительство объекта не переходит по наследству и не передается по договору.

 

Комментарий к статье 19

 

1. Комментируемая статья определяет содержание права автора произведения архитектуры на участие в практической реализации его произведения.

2. Право на участие архитектора в практической реализации его проекта было предусмотрено Законом редакции 1996 года, где оно было определено как "право требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания и сооружения". Аналогичным образом это право определялось и в Законе редакции 1998 года. Однако использованная законодателем конструкция "право требовать права" оказалась крайне неудачной и сложно реализуемой на практике.

В комментируемой статье Закона права архитектора определены более четко: автор утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта вправе участвовать в разработке строительного проекта и осуществлении авторского надзора за строительством объекта.

3. Механизм реализации предусмотренного комментируемой статьей права автора архитектурного проекта участвовать в реализации этого проекта при разработке документации для строительства и при строительстве предусмотрен Законом о строительной деятельности <255>, который называет это термином "авторский надзор". Статья 38 Закона о строительной деятельности предусматривает, что авторский надзор за строительством осуществляется разработчиком архитектурного или строительного проекта в целях обеспечения соответствия архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплуатацию объектов строительства проектным решениям и показателям. Авторский надзор за строительством осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком, застройщиком и разработчиком архитектурного или строительного проекта.

--------------------------------

<255> НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 109. - 2/1049.

 

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 N 267 "Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве" <256> утвержден технический кодекс установившейся практики "Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения" (ТКП 45-1.03-207-2010 (02250)) (далее - ТКП 45-1.03-207-2010). ТКП 45-1.03-207-2010 устанавливает права и обязанности заказчика, подрядчика и разработчика проектной документации в области авторского надзора за строительством <257>.

--------------------------------

<256> ИБ "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2012.

<257> Более подробно об авторском надзоре в строительстве см.: Белявский, С. Авторский надзор в строительстве / С.Белявский // Юрист в строительстве. - 2011. - N 4. - С. 16 - 21.

 

Сам авторский надзор в ТКП 45-1.03-207-2010 определяется как "надзор за строительством, осуществляемый разработчиком проектной документации, выполняющим функции генерального проектировщика по всем разделам строительного проекта, субпроектировщика - по его отдельным разделам". При этом понятие "проектировщик" понимается в соответствии с Положением о генеральном проектировщике в строительстве, утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.08.1999 N 262 <258>. В указанном Положении проектировщик определяется как лицо, имеющее лицензию на выполнение соответствующего вида проектных работ, которое заключило договор с заказчиком и в силу акта законодательства или договора выполняет взятое обязательство лично.

--------------------------------

<258> НРПА Республики Беларусь. - 1999. - N 77. - 8/882.

 

Можно сказать о том, что законодательство об авторском праве и законодательство об архитектурной деятельности расставляют разные акценты. Во-первых, авторское законодательство определяет право архитектора более широко, предоставляя ему право не только осуществлять авторский надзор за строительством, но и участвовать в разработке строительного проекта. Во-вторых, Закон закрепляет право на участие в авторском надзоре за автором архитектурного произведения, а законодательством об архитектурной и строительной деятельности в качестве лица, осуществляющего авторский надзор, рассматривается разработчик архитектурного проекта, в качестве которого выступает проектная организация. В то же время это не является нерешаемым противоречием. Если у автора архитектурного проекта есть право на участие в практической реализации проекта, для реализации своего права он требует от проектной организации, выступающей в качестве проектировщика, обеспечить ему возможность личного участия и в разработке строительного проекта, и в авторском надзоре за строительством.

4. Несмотря на то, что законодатель определил право на участие в реализации архитектурного проекта в качестве имущественного, это право не участвует в гражданском обороте. Норма п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что данное право не переходит по наследству, а также не передается по договору.

 

Статья 20. Срок действия авторского права

 

1. Личные неимущественные права на произведения науки, литературы и искусства охраняются бессрочно.

2. Исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и пятидесяти лет после его смерти, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Исключительное право на анонимное произведение или произведение, используемое под псевдонимом, действует в течение пятидесяти лет с момента первого правомерного обнародования такого произведения или пятидесяти лет с момента его создания, если в течение пятидесяти лет с момента его создания оно не было правомерно обнародовано с согласия автора.

При определении срока действия исключительного права на анонимное произведение или произведение, используемое под псевдонимом, в отношении которых в пределах срока, предусмотренного частью первой настоящего пункта, автор раскрыл свое подлинное имя или его имя перестало оставлять сомнения, применяется пункт 2 настоящей статьи.

4. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение жизни и пятидесяти лет после смерти автора, пережившего других соавторов.

5. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.

 

Комментарий к статье 20

 

1. Комментируемая статья определяет срок действия авторского права. Поскольку понятие "авторское право" является родовым, комментируемые нормы определяют срок охраны личных неимущественных прав, а также исключительного права на произведение.

2. Норма п. 1 комментируемой статьи, согласно которой личные неимущественные права на произведения науки, литературы и искусства охраняются бессрочно, отражает особенности правовой природы этих прав. При этом следует обратить внимание на то, что при жизни автора его личные права осуществляются и защищаются как субъективные гражданские права, а после смерти автора, по справедливому замечанию А.П.Сергеева, охраняются как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите <259>.

--------------------------------

<259> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. / А.П.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 201.

 

Согласно ст. 15 Закона автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право авторства;

- право на имя;

- право на неприкосновенность произведения;

- право на обнародование произведения;

- право на отзыв произведения.

Правило о бессрочной охране личных неимущественных авторских прав означает, что при жизни автор самостоятельно защищает эти права; после смерти автора его личные неимущественные права могут защищаться иными лицами или государством. В соответствии с нормой п. 2 ст. 42 Закона охрана личных неимущественных прав автора после его смерти осуществляется без ограничения срока их наследниками или исполнителями завещания, а при их отсутствии - уполномоченным республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Таким уполномоченным государственным органом в настоящее время является Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

3. Особенностью имущественных авторских прав является то, что их действие ограничено во времени.

Комментируемая статья непосредственно определяет срок действия только исключительного права на произведение. О понятии исключительного права см. комментарий к ст. 16 Закона. Продолжительность действия иных имущественных авторских прав, названных в Законе, определена иными нормами.

Исходя из нормы п. 3 ст. 18 Закона можно сделать вывод о том, что право следования по определению действует при жизни автора и переходит к его наследникам на срок действия исключительного права.

Право автора на участие в реализации архитектурного проекта в силу нормы п. 2 ст. 19 Закона не переходит по наследству, в связи с чем срок его действия ограничивается жизнью автора.

Предусмотренное ст. 35 Закона право на получение вознаграждения за осуществляемое в личных целях воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, действует в течение срока действия исключительного права на эти произведения. Это вытекает из нормы п. 2 ст. 21 Закона, согласно которой переход произведения в общественное достояние в связи с истечением срока действия исключительного права означает, что такие произведения могут свободно использоваться без выплаты вознаграждения.

4. По общему правилу исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Предусмотренный Законом 50-летний срок стал применяться с принятием Закона редакции 1996 года; в соответствии со ст. 493 ГК 1964 года срок охраны авторского права составлял 25 лет после смерти автора. Закон увеличил срок охраны авторского права, установив, что предусмотренный им 50-летний срок охраны прав авторов применяется к произведениям, на которые срок действия авторского права не истек на дату опубликования Закона. Это означает, что срок охраны произведений, в отношении которых срок действия авторского права не истек по состоянию на 18 июня 1996 г., просто увеличился еще на 25 лет. Охрана произведений, которые на эту дату перешли в общественное достояние, не восстанавливалась.

5. Срок действия авторского права, предусмотренный комментируемой статьей, соответствует минимальным стандартам в области охраны авторских прав, а именно положениям статьи 7 Бернской конвенции и статьи 12 Соглашения ТРИПС.

6. В комментируемой статье говорится о сроке действия исключительного права. Тем самым решен вопрос о сроке действия авторского права юридических лиц, возникшего на основании норм ГК 1964 года (авторское право организаций на периодические издания и сборники, а также на кинофильмы и телефильмы).

Закон редакции 1996 года допускал применение иного законодательства в части, не противоречащей ему, и норма ст. 493 ГК 1964 года, устанавливавшая бессрочную охрану авторского права юридических лиц, продолжала действовать. Однако с 1 июля 1999 г. ГК 1964 года утратил силу. Поэтому в отсутствие нормативного акта, устанавливающего иное, срок действия авторского права юридических лиц должен исчисляться по общим правилам исходя из продолжительности жизни автора (соавторов) произведения.

В соответствии с нормой п. 3 ст. 60 Закона права на произведения науки, литературы и искусства, охраняемые на день вступления в силу Закона, продолжают охраняться в соответствии с Законом.

Предусмотренный Законом редакции 1998 года усложненный вариант исчисления срока охраны в отношении анонимных произведений и произведений, обозначенных псевдонимом, предполагал, что такие произведения должны изначально охраняться в течение 50 лет с момента создания. Если в течение этого срока произведение не станет доступно публике путем опубликования или доведения до всеобщего сведения иным способом или личность автора не станет достоверно известна, то произведение переходит в общественное достояние. Если в течение 50 лет с момента создания такое произведение будет опубликовано или доведено до всеобщего сведения, то срок его охраны увеличивается и составляет 50 лет соответственно с даты опубликования или даты доведения до всеобщего сведения иным способом. При этом если в течение 50 лет с момента создания анонимное произведение или произведение, обозначенное псевдонимом, будет и опубликовано, и сообщено для всеобщего сведения, то 50-летний срок охраны исчисляется именно с даты опубликования независимо от того, что имело место раньше - опубликование или доведение до всеобщего сведения.

7. В отношении некоторых категорий произведений Закон предусматривает определенные особенности в исчислении срока их охраны.

Произведения, выпущенные в свет анонимно или под псевдонимом, охраняются в течение 50 лет с момента первого правомерного обнародования произведения. Формулировка "первое правомерное обнародование" означает осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа, сообщения для всеобщего сведения или иным способом.

Законодатель не уточняет, должно ли первое обнародование иметь место на территории Беларуси. С учетом того, что в соответствии со ст. 5 Закона национальный режим охраны предоставляется любому произведению независимо от гражданства автора и места опубликования произведения, первое обнародование, с момента которого в данном случае исчисляется срок действия исключительного права на произведение, может иметь место и за пределами Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.