Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 19 страница




<236> Камышев, В.Г. Права авторов литературных произведений / В.Г.Камышев. - М.: Юрид. лит., 1972. - С. 42.

 

Особую позицию занимал В.Л.Чертков, называя право на авторское вознаграждение одним из правомочий автора наряду с правом на имя, на неприкосновенность и т.п. <237>. Развивая эту мысль, И.В.Савельева утверждала, что входящее с состав субъективного авторского права самостоятельное имущественное правомочие автора на получение вознаграждения возникает с момента создания произведения как абсолютное право и реализуется в относительном правоотношении по поводу использования произведения <238>. Аналогичных взглядов придерживаются и отдельные современные исследователи. Например, И.В.Попова настаивает на том, что право на вознаграждение является самостоятельным авторским правомочием <239>.

--------------------------------

<237> Чертков, В.Л. Авторское вознаграждение / В.Л.Чертков // Сов. государство и право. - 1985. - N 3. - С. 88.

<238> Савельева, И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества / И.В.Савельева. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. - С. 93.

<239> Попова, И.В. Программа для ЭВМ в системе объектов авторского права: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / И.В.Попова; Нац. акад. наук Беларуси. - Минск, 1999. - С. 16.

 

Однако с таким подходом, при котором признаваемое законодательством право на получение вознаграждения рассматривается как самостоятельное правомочие, согласиться нельзя, поскольку в этом случае необходимо признавать возможность его самостоятельного осуществления как гражданского права, включая возможность его нахождения в обороте. Попытки представить форму возможного самостоятельного осуществления права на авторское вознаграждение с необходимостью приводят нас к выводу о том, что это право осуществляется в рамках договора об использовании произведения и имеет характер встречного удовлетворения со стороны лица, получающего право использования произведения. Признаваемое законодательством некоторых стран право авторов и иных правообладателей получать вознаграждение за использование охраняемых произведений в личных целях не является авторским вознаграждением в собственном смысле слова. Вознаграждение выплачивается изготовителями и (или) импортерами звуко- и видеозаписывающего оборудования и чистых носителей для записи, однако выплачивается не авторам, а организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, которые в свою очередь распределяют его между своими членами, руководствуясь рейтингами популярности авторов. Таким образом, отсутствует непосредственная связь между использованием произведения и получением его автором указанного вознаграждения, что дает некоторым исследователям основание называть такие сборы "налогом в пользу авторов" <240>.

--------------------------------

<240> Коста Эктор Делла. "Потенциальное авторское право" в связи с частной записью произведений // Бюллетень по авторскому праву. - 1986. - С. 12.

 

Наиболее аргументированно несамостоятельный характер права на авторское вознаграждение доказал Э.П.Гаврилов. По его мнению, право на получение авторского вознаграждения не является самостоятельным, поскольку возникает не само по себе, а в связи с определенным способом использования произведения <241>. Аналогичных взглядов придерживается А.П.Сергеев, утверждая, что каждое из авторских правомочий на отдельные виды использования произведения неразрывно связано с правом автора на получение вознаграждения; в абстрактном виде, вне связи с каким-либо конкретным способом использования произведения, право на вознаграждение не существует <242>. Можно согласиться с предлагаемым в современной науке гражданского права определением права автора на получение вознаграждения как права обязательственного <243>.

--------------------------------

<241> Гаврилов, Э.П. Содержание субъективного авторского права / Э.П.Гаврилов // Сов. государство и право. - 1977. - N 8. - С. 137.

<242> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П.Сергеев. - М.: Теис, 1996. - С. 228.

<243> Авдонин, Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.В.Авдонин. - М., 2005. - С. 8.

 

Таким образом, признаваемое за автором (наследником автора) право на получение авторского вознаграждения не следует рассматривать в качестве самостоятельного субъективного права, а наличие специальной нормы, посвященной авторскому вознаграждению, объясняется стремлением законодателя гарантировать имущественные интересы автора при использовании его произведения другими лицами.

Согласно комментируемой норме п. 3 ст. 16 Закона размер авторского вознаграждения, выплачиваемого автору (наследникам автора) за использование произведения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь. Существенное отличие от норм Закона редакции 1998 года состоит в следующем. Ранее законодатель говорил о том, что "автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения", и уточнял норму применительно к авторскому договору, оговаривая, что определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь. В комментируемой норме говорится о том, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Правительством Республики Беларусь. Тем самым положение о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующим и распространяется на все возможные способы определения его размера.

В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются следующими постановлениями Правительства Республики Беларусь:

1) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.02.2008 N 210 "О ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения за создание произведений и материалов в сфере телевидения и радиовещания" (далее - постановление N 210) <244>;

2) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2008 N 321 "О некоторых вопросах выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах" (далее - постановление N 321) <245>;

3) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2011 N 1609 "О коллективном управлении имущественными правами" (далее - постановление N 1609) <246>;

4) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2011 N 1610 "О минимальных ставках авторского вознаграждения и вознаграждений за отдельные работы, связанные с изданием произведений науки, литературы и искусства" (далее - постановление N 1610) <247>;

5) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2012 N 1039 "О минимальных размерах и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии" (далее - постановление N 1039) <248>.

--------------------------------

<244> НРПА Республики Беларусь. - 2008. - N 53. - 5/26824.

<245> НРПА Республики Беларусь. - 2008. - N 57. - 5/27262.

<246> НРПА Республики Беларусь. - 2011. - N 135. - 5/34855.

<247> НРПА Республики Беларусь. - 2011. - N 137. - 5/34856.

<248> Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 2012. - 5/36487.

 

22. Предусмотренное комментируемой статьей исключительное авторское право имеет определенные ограничения в сферах применения. В качестве компромисса между интересами автора или иного обладателя авторского права и общества в целом Закон устанавливает определенные ограничения исключительных авторских прав. Основанием для ограничения исключительных прав является норма ст. 983 ГК, устанавливающая, что ограничения исключительных прав, в том числе путем предоставления возможности использования объекта интеллектуальной собственности другим лицам, допускаются в случаях, пределах и порядке, установленных законом. Данное положение конкретизируется в комментируемом Законе, в статьях 32 - 41 которого содержится перечень допускаемых ограничений исключительного права на произведение.

Все допускаемые Законом ограничения исключительного права применяются только в отношении правомерно обнародованных произведений. Установленный Законом перечень ограничений является исчерпывающим и какому-либо расширительному толкованию не подлежит.

23. Согласно норме п. 4 комментируемой статьи автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права. Знак охраны авторского права (более распространенным является термин "знак копирайта" (от англ. copyright - авторское право)) представляет собой латинскую букву "C" в окружности, которая используется в сочетании с указанием имени (наименования) обладателя авторского права и года первого опубликования произведения.

Появление знака охраны авторского права в отечественном законодательстве связано с присоединением СССР в 1973 году к Всемирной конвенции об авторском праве. Применение знака копирайта является конвенционной нормой, имевшей когда-то значение для преодоления формальностей, установленных законодательством об авторском праве некоторых государств, и не имело значения для решения вопросов о предоставлении охраны произведениям советских авторов в СССР. Тем не менее знак охраны авторского права стал активно применяться и внутри страны; обязательный порядок его применения был предусмотрен рядом ведомственных нормативных актов в области книгоиздания, кинематографии, телевидения и др. Многолетняя практика обязательного проставления знака охраны авторского права привела к тому, что либо его указание стали воспринимать как обязательное условие предоставления охраны произведению, либо указание знака охраны авторского права стали рассматривать как основание для возникновения у лица, чье имя или наименование было указано вместе с этим знаком, авторского права.

В комментируемой норме п. 4 ст. 16 Закона законодатель называет три обязательных элемента знака охраны авторского права: 1) латинская буква "C" в окружности; 2) имя (наименование) правообладателя; 3) год первого опубликования произведения. Понятие опубликования определено в ст. 4 Закона.

Закон говорит о возможности применения знака охраны авторского права. Субъектом, который может использовать знак охраны авторского права, может быть любое лицо, на любом возможном основании обладающее исключительным правом в отношении произведения (как первоначальным, так и приобретенным по договору или в порядке наследования (правопреемства)). Применение знака охраны авторского права полностью зависит от усмотрения правообладателя; использование или неиспользование знака копирайта не влечет каких-либо правовых последствий. Поэтому единственное назначение знака охраны авторского права при использовании произведения на территории Республики Беларусь и практически всех зарубежных государств состоит в оповещении всех третьих лиц о том, кому принадлежат исключительные права на использование данного произведения.

Порядок применения знака охраны авторского права в издательской деятельности регламентируется специальным техническим нормативным правовым актом - СТБ 7.205-2006. "Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 17.03.2006 N 13 <249>.

--------------------------------

<249> Текст стандарта доступен в электронной версии Национального фонда технических нормативных правовых актов Республики Беларусь по адресу: http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=171106&UrlIDGLOBAL=210297.

 

24. Подчеркивая сугубо информационный характер знака охраны авторского права, законодатель прямо указывает на то, что использование знака охраны авторского права не является основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо авторских прав на произведение, в отношении которого применяется этот знак.

 

Статья 17. Авторское право на служебное произведение

 

1. Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором.

В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и автором, если исключительное право на служебное произведение принадлежит нанимателю, автор (наследники автора) имеет право на получение авторского вознаграждения за использование этого произведения.

Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему в соответствии с частью первой настоящего пункта перешло исключительное право на служебное произведение, не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право на это произведение другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.

3. После ликвидации юридического лица - нанимателя, а также в случае смерти физического лица - нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное произведение автоматически переходит к его автору, в случае смерти автора - к его наследникам в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

4. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также реализовать принадлежащее ему право на отзыв.

5. Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

6. Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации.

 

Комментарий к статье 17

 

1. Комментируемая статья определяет особенности правового статуса служебных произведений.

2. Служебные произведения традиционно имеют правовой статус, отличающийся от правового статуса иных произведений. Однако подходы законодателя в определении принадлежности прав на служебные произведения с течением времени претерпели серьезные изменения. На это следует обратить особое внимание, поскольку правовой статус произведения определяется по законодательству, действовавшему на момент его создания.

Статья 481 ГК 1964 года предусматривала, что автору произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это произведение. Однако это право было в определенной степени ограничено, поскольку ГК 1964 года содержал отсылочную норму, предусматривающую, что "порядок использования организацией такого произведения и случаи выплаты авторского вознаграждения автору устанавливаются законодательством". На практике организация, в которой работал автор, имела возможность использовать служебное произведение без заключения авторского договора и вознаграждение за такое использование выплачивалось лишь в случаях, специально оговоренных в законодательстве. Однако за этими пределами сохранялся общий порядок использования произведения, несмотря на его служебный характер, а организация, в которой работал автор, не становилась обладателем авторских прав на созданное им служебное произведение.

Закон редакции 1996 года предусматривал в целом похожий подход к определению правового режима служебных произведений. Статья 13 Закона редакции 1996 года устанавливала, что авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит автору. Наниматель получал право на использование служебного произведения способом, обусловленным целью задания, и в вытекающих из него пределах. При этом п. 2 ст. 13 Закона редакции 1996 года устанавливал, что "лицо, давшее задание на создание произведения, заключает с автором договор, который может предусматривать выплату авторского вознаграждения и ограничения права на использование произведения лицом, давшим задание". Тем самым Закон редакции 1996 года даже в отношении служебного произведения требовал заключения договора между автором и нанимателем и при этом не ограничивал право автора получать вознаграждение за каждый вид его использования, в том числе и самим нанимателем.

Правовой статус служебных произведений радикальным образом изменился в принятой в 1998 году редакции Закона, в которой законодатель значительно расширил основания для признания произведения служебным, а также установил презумпцию принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю; в соответствии со ст. 14 Закона редакции 1998 года, которая вступила в силу с 19 августа 1998 г., личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору; имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.

Нельзя не сказать о том, что нормы Закона редакции 1998 года, относящиеся к служебным произведениям, вызывали серьезные нарекания в связи с их неполнотой и односторонним подходом, не учитывающим интересы авторов произведений. Наиболее серьезными были следующие проблемы. Во-первых, законодательство не давало четкого определения понятия "служебное произведение" и соответственно сферы применения правил о служебных произведениях. Согласно норме ст. 14 Закона редакции 1998 года служебным признавалось произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Существенным недостатком данного положения являлось то, что законодатель, используя понятия "служебное задание" и "служебные обязанности", не давал им определения. И только с определенной долей вероятности можно было сделать вывод о том, что эти понятия связаны с трудовыми отношениями и обозначают обязанности наемного работника.

Во-вторых, избранная отечественным законодателем модель, предполагающая "раздел" авторского права на составляющие его личные неимущественные и имущественные права с признанием первых за автором, а вторых - при отсутствии договоренности об ином - за нанимателем, оказалась крайне неудачной. В частности, с признанием права на использование произведения изначально за нанимателем была связана серьезная юридическая проблема: в Законе редакции 1998 года отсутствовал четкий ответ на вопрос о судьбе служебного произведения после ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, являвшихся обладателями всех имущественных прав на это произведение. Системный анализ норм Закона редакции 1998 года и нормы ст. 57 ГК позволял сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации права на служебное произведение не возвращались автору, а прекращались. Это означало, что в таком случае служебное произведение переходило в общественное достояние еще при жизни его автора.

В-третьих, самая серьезная проблема была связана с тем, что авторы произведений были лишены возможности получения авторского вознаграждения. Отдельные юристы, ссылаясь на норму п. 3 ст. 16 Закона редакции 1998 года, в которой декларировалось право автора на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения, делали вывод о том, что это правило распространяется и на служебные произведения. Однако проблема состояла в том, что декларируемое право автора на получение вознаграждения может быть реализовано только в рамках договорных отношений с лицом, использующим произведение, при этом само авторское вознаграждение имеет характер встречного предоставления за предоставленное право использования произведения. Специальная норма, посвященная служебным произведениям, устанавливала презумпцию изначальной принадлежности имущественных прав на такое произведение нанимателю. Имущественные права на произведение в Законе редакции 1998 года определялись, в первую очередь, как исключительное право использования произведения. А если право использования произведения принадлежало нанимателю в силу установленной законом презумпции, то у него просто не было правового основания для заключения договора с автором и соответственно не было правового основания для выплаты вознаграждения.

Существовавшее регулирование отношений по поводу служебных объектов авторского права не только ущемляло законные интересы авторов, но и во многих случаях не устраивало нанимателей, желавших поощрять своих работников выплатой авторского вознаграждения. Оговорка законодателя о том, что иное в отношении принадлежности прав может быть предусмотрено договором между автором и нанимателем, не устраняла проблему, поскольку это "иное" на практике чаще всего не оговаривалось. Кроме того, существовавшая конструкция раздела авторского права в отношении служебного произведения на личные неимущественные и имущественные права, принадлежащие разным лицам, допускала возможность определения иного варианта принадлежности имущественных прав на служебное произведение только до момента его создания.

3. Закон содержит определение служебного произведения. Согласно ст. 4 Закона служебное произведение - это произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение), созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Тем самым законодатель однозначно определяет служебное произведение как создаваемое в рамках трудовых отношений.

4. Из определения, данного в ст. 4 Закона, следует, что основанием для признания произведения служебным может быть как его создание в результате выполнения задания нанимателя, так и создание при выполнении автором обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Первым возможным основанием для признания произведения служебным является то, что произведение создано автором по заданию нанимателя. Само задание нанимателя может быть как письменным, так и устным, поскольку согласно ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) работник обязан выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам.

Самостоятельным основанием для признания за произведением статуса служебного является то, что оно создано в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором. Обязанности работника - это его трудовая функция, которая согласно норме ст. 19 ТК определяется трудовым договором (функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

В связи с тем, что законодатель называет два самостоятельных основания для признания произведения служебным, возникает вопрос о том, как возможное задание нанимателя может соотноситься с обязанностями автора произведения, обусловленными трудовым договором. Согласно ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Закон таких случаев прямо не предусматривает, при этом его нормы в соответствии со ст. 1 ГК могут применяться лишь в той части, в которой это не противоречит нормам трудового законодательства. Поэтому можно говорить о том, что выполнение задания нанимателя, выходящего за рамки служебных обязанностей работника, не должно повлечь признания созданного работником произведения служебным.

Таким образом, реальным основанием для признания произведения служебным является то, что его создание входит в трудовую функцию его автора.

5. Для признания произведения служебным и реализации нормы о переходе исключительного права на это произведение нанимателю необходим сложный юридический состав, включающий факт создания произведения как основание для возникновения авторского права, наличие оснований для признания за созданным произведением статуса служебного в виде вытекающей из трудового договора обязанности автора создавать произведения, а также возможный договор автора и нанимателя, ограничивающий объем переходящего нанимателю исключительного права на служебное произведение.

В соответствии со ст. 8 Закона авторское право на произведение возникает в силу факта его создания; для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Поэтому для приобретения нанимателем исключительного права на служебное произведение не требуется специального удостоверения.

Переход к нанимателю исключительного права на служебное произведение не зависит от того, уведомил ли его работник о создании такого произведения или нет.

Доказательством служебного характера произведения являются в совокупности документы, подтверждающие наличие между автором и нанимателем трудовых отношений (трудовой договор, контракт), а также документы, определяющие трудовую функцию автора (трудовой договор, должностная инструкция и т.п.).

6. Комментируемая статья Закона содержит презумпцию перехода исключительного права на служебное произведение нанимателю, а именно: авторское право на служебное произведение признается за автором, но с момента создания произведения исключительное право переходит нанимателю, если соглашением между ним и автором не предусмотрено иное. Законодатель уточняет, что к нанимателю переходят не все имущественные права, а именно исключительное право на произведение, которое согласно норме п. 2 ст. 16 Закона означает право использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом.

Отличие от соответствующей нормы Закона редакции 1998 года состоит в том, что если ранее наниматель автора становился первоначальным обладателем исключительного права на служебное произведение, то новая норма первоначально признает исключительное право за автором, а затем это право в силу закона переходит к нанимателю. На первый взгляд, различие кажется несущественным, однако предлагаемая конструкция признания исключительного права за автором с последующим автоматическим переходом этого права от автора к нанимателю решает несколько серьезных проблем.

В основе всех правоотношений, связанных со служебным произведением, находится факт создания произведения. Признание автора первоначальным обладателем всех прав на произведение позволяет построить логически непротиворечивую схему определения последующих правообладателей.

Более логичным становится применяемое правило исчисления срока действия исключительного права на произведение исходя из продолжительности жизни автора.

Наниматель, которому в силу предусмотренной Законом фикции переходит исключительное право, получает правовое основание для выплаты автору служебного произведения авторского вознаграждения, вознаграждение выплачивается за состоявшийся переход исключительного права от автора к нанимателю.

Кроме того, механизм перехода исключительного права позволяет решить ранее существовавшую проблему принадлежности исключительного права на произведение в случае ликвидации юридического лица - нанимателя и вместо перехода произведения в общественное достояние, как это следовало из норм Закона редакции 1998 года, эти права будут возвращаться автору или переходить к его наследникам.

7. Установленная Законом презумпция перехода исключительного права на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Однако законодатель не оговаривает, какой договор должен быть для этого заключен. А поскольку он использует родовое понятие "договор", то им может быть как трудовой договор (контракт), в который будут включены положения об ином порядке распределения имущественных прав на служебное произведение между работником и нанимателем, так и специально заключенный гражданско-правовой договор.

Вопрос о том, что может быть предметом договоренности автора и нанимателя "об ином", требует особого рассмотрения: необходимо определить, какие варианты иного допускает комментируемое положение.

Во-первых, автор и наниматель могут своим договором отменить презюмируемый переход исключительного права нанимателю, сохранив авторское право на служебное произведение в полном объеме за автором. В этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового режима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в использовании произведения, необходимо будет заключить с работником авторский договор.

Во-вторых, автор и наниматель могут договориться о том, что исключительное право перейдет к нанимателю в ограниченном объеме, при этом критериями для ограничения могут быть способы и территория использования произведения, а также ограничение переходящего нанимателю исключительного права определенным сроком. Несмотря на то, что такой вариант ограниченного перехода исключительного права нанимателю напоминает авторский договор, в его основе лежит принципиально иная схема.

При этом следует отметить, что договор, отменяющий презюмируемый переход исключительного права нанимателю или ограничивающий объем переходящих прав, может быть заключен до момента создания произведения; последующее изменение обладателя исключительного права возможно на основании заключаемых правообладателем договоров, в том числе и с самим автором служебного произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.