Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 15 страница




- сервисные программы, дополняющие и расширяющие возможности пользователя по использованию операционной системы и компьютера;

- программы - инструменты программирования;

- программы для обработки текстов и изображений (текстовые и графические редакторы);

- программы (системы) для управления базами данных;

- программы искусственного интеллекта;

- игровые программы;

- интегрированные системы, которые представляют собой совокупность различных программ, объединенных единым пользовательским интерфейсом;

- иные виды компьютерных программ.

Отдельное место занимают так называемые вредоносные программы, назначение которых состоит в получении несанкционированного доступа к информации, содержащейся на других компьютерах, создании помех в работе других компьютерных программ, нарушении авторских или смежных прав и др. Создание таких программ является злоупотреблением правом, в связи с чем суд в соответствии со ст. 9 ГК вправе отказывать их создателям в защите авторского права.

4. Законодатель указывает на то, что охрана распространяется как на исходный текст, так и на объектный код. Исходный текст - воспринимаемое человеком представление алгоритма на произвольном языке программирования. Следует обратить внимание на то, что по тексту комментируемого Закона используются два понятия: исходный текст и исходный код (п. 2 ст. 39 Закона). Однако эти понятия являются синонимами. Объектный код - исходный текст, преобразованный в машиночитаемую форму с использованием комбинации двух элементов: "0" и "1".

5. Законодатель указывает, что проектировочные материалы, не включенные в созданную компьютерную программу, не являются ее частью. Они могут охраняться как самостоятельные объекты авторского права при условии, что они соответствуют критериям охраноспособности, названным в ст. 6 Закона, а именно: являются результатом творческой деятельности и существуют в объективной форме.

6. Норма п. 2 комментируемой статьи определяет содержание исключительного права на компьютерную программу. При этом содержание этого права определяется путем как отсылки к норме ст. 16 Закона, так и дополнительного применения положений комментируемой статьи.

Особенностью содержания исключительного права на компьютерную программу является выделение дополнительных действий, которые может осуществлять или разрешать осуществлять правообладатель. К таким действиям отнесены:

- установка компьютерной программы на компьютер или иное устройство;

- запуск компьютерной программы;

- использование заложенных в компьютерную программу функциональных возможностей.

Необходимость такого подробного перечисления действий, которые может разрешать или запрещать правообладатель, обусловлена стремлением разработчиков программного обеспечения максимально защитить свои интересы, исключив возможности бездоговорного использования программ, в том числе ссылкой на то, что лицо не использовало компьютерную программу как объект авторского права, поскольку не осуществляло ее тиражирование.

Исключительное право на компьютерную программу имеет специальные ограничения, определенные в ст. 39 Закона, при этом в отношении компьютерных программ не применяются правила о допускаемом свободном воспроизведении в личных целях (п. 2 ст. 35 Закона).

7. Норма п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что лицу, правомерно владеющему экземпляром компьютерной программы, принадлежит право ее использования по прямому назначению, включая осуществление тех действий, которые требуют получения разрешения правообладателя (установка на компьютер или иное устройство, запуск программы, работа с программой). Однако норма п. 3 ст. 13 Закона не означает, что сам факт приобретения экземпляра компьютерной программы дает владельцу экземпляра право ее использования, поскольку законодатель одновременно указывает на то, что такое использование возможно на условиях, установленных автором или иным правообладателем. Эта отсылка предполагает, что использование компьютерной программы требует заключения договора с правообладателем.

8. Законодатель специально оговаривает, что переход права собственности на экземпляр компьютерной программы не влечет автоматического прекращения права использования компьютерной программы у прежнего собственника. Указанная норма является диспозитивной и применяется в том случае, если иное не определено условиями заключенного с правообладателем договора.

 

Статья 14. Авторское право на базу данных

 

1. Базы данных охраняются как составные произведения.

Охрана, предоставляемая базе данных, не распространяется на содержащиеся в ней данные или другую информацию.

2. К правам на базу данных применяются положения пункта 1 статьи 11 настоящего Закона.

 

Комментарий к статье 14

 

1. Комментируемая статья посвящена определению особенностей охраны авторским правом такого объекта, как база данных. О понятии базы данных см. комментарий к ст. 4 Закона.

2. Базы данных являются новым объектом авторского права, первое упоминание о них появилось в Законе редакции 1996 года. В Законе редакции 1996 года база данных была определена как объективная форма предоставления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Закон уже не ограничивает понятие базы данных только машиночитаемыми подборками информации, определяя ее как совокупность данных и другой информации, выраженную в любой объективной форме и представляющую собой по подбору или расположению этих данных или другой информации результат творческого труда (абз. четвертый ст. 4 Закона).

3. Законодатель относит базы данных к категории составных произведений, что соответствует норме ст. 993 ГК, где базы данных перечислены среди других составных произведений.

Комментируемая статья не содержит норм, устанавливающих какие-либо особенности в охране баз данных; более того, в силу прямого указания законодателя права на базу данных определяются как права на составное произведение (п. 1 ст. 11 Закона). Это означает, что создателю базы данных принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих собой результат творческого труда. Таким образом, обязательным условием охраны базы данных является творческий характер деятельности, приводящей к ее созданию; база данных, созданная с использованием шаблонных, неоригинальных подходов в подборе или расположении материала, авторским правом не охраняется независимо от того, насколько трудоемким и затратным был процесс ее создания и каков экономический интерес лица, создавшего или организовавшего создание такой базы данных, не допустить ее несанкционированного использования другими лицами.

4. Зарубежная практика правовой охраны баз данных является более разнообразной. Проблема охраны нетворческих баз данных, а также недостатки правовой охраны авторским правом тех баз данных, которые по подбору или расположению материала все-таки являются результатом творческой деятельности, заставляют законодателей искать более эффективные решения. Даже в том случае, когда база данных является результатом творческой деятельности, предоставляемая авторско-правовая охрана не в полной мере отвечает интересам правообладателей, поскольку ее пределы не позволяют отнести к числу неправомерных ряд действий, таких как несанкционированное извлечение третьими лицами всего содержания базы данных или существенной ее части для последующего использования, в том числе в своих базах данных. При этом первоначальные создатели баз данных несут серьезные убытки, поскольку их недобросовестные конкуренты могут выходить на рынок с более дешевым продуктом, они не несут расходов, связанных со сбором, проверкой, обработкой и расположением информации.

Таким образом, можно говорить о том, что действующая авторско-правовая охрана баз данных, отвечающих критериям творческой деятельности, несовершенна и не обеспечивает охрану имущественных интересов создателей баз данных. Те базы данных, которые не являются результатом творческой деятельности, вообще не охраняются ни в рамках авторского права, ни в рамках иных институтов гражданского права. Оптимальным решением является введение специального законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с охраной баз данных. Однако такая специальная охрана связана с рядом проблем, относительно которых велись и ведутся ожесточенные споры. Рассмотрим для примера европейский опыт решения вопроса охраны баз данных.

11 марта 1996 г. в рамках Европейского союза была принята Директива N 96/9 "О правовой охране баз данных" (далее - Директива) <180>. В ней база данных определена как "собрание независимых произведений, данных или других материалов, расположенных систематическим или методическим способом и доступных электронными или иными средствами". Таким образом, Директивой N 96/9 охраняются не только компьютерные базы данных, но также и иные базы данных, существующие, например, на бумажных носителях. В то же время Директивой N 96/9 не охраняются сами компьютерные программы, которые могут применяться при создании или использовании баз данных.

--------------------------------

<180> Official Journal of European Communities. - N L77/20 of March 27, 1996.

 

Директива N 96/9 предусматривает различную защиту для двух типов баз данных. Базы данных, которые в результате подбора или систематизации своего содержания составляют собственное авторское произведение (т.е. являются результатом творческой деятельности. - Прим. авт.), охраняются в качестве такового авторским правом. При этом охрана баз данных не распространяется на их содержание. Директивой N 96/9 обозначается, что автор базы данных должен быть физическим лицом или группой физических лиц, которые создали базу, или, если законодательство стран - членов ЕС это позволяет, юридическим лицом, которое определено правообладателем в соответствии с таким законодательством. Автору базы данных (юридическому лицу - правообладателю) предоставляется исключительное право на:

- временное или постоянное воспроизведение любыми средствами и в любой форме полностью или частично;

- перевод, адаптацию, систематизацию и любые другие изменения;

- любую форму распространения базы данных и ее копий;

- любое представление и демонстрацию общественности;

- любое воспроизведение, распространение, представление и демонстрацию общественности результатов любых изменений базы.

Директивой N 96/9 также предусмотрена защита баз другого типа, не являющихся охраноспособными с точки зрения авторского права, а в качестве средства защиты используется так называемое право sui generis (право особого рода). Изготовителям баз данных при условии существенного количественного и / или качественного вклада в сбор, проверку или представление содержания базы данных предоставляется право запрещать извлечение или переработку содержания всей базы или ее существенной части. Причем под извлечением понимается перемещение или временное перемещение всего содержания базы или существенной его части в другую оболочку любыми способами и в любой форме. Переработкой Директива N 96/9 называет любую форму предоставления доступа общественности ко всему содержанию базы или существенной его части путем распространения копий, сдачи в аренду, вывешивания в сети Интернет или других форм передачи.

Кроме того, право sui generis применяется независимо от того, находится база данных под охраной авторского права или других прав или нет. Более того, оно должно применяться независимо от того, подлежит ли само содержание базы данных охране авторским правом или другими правами. Таким образом, базам данных, находящимся под охраной авторского права, предоставляется двойная защита. Можно предположить, что это сделано с той целью, чтобы обезопасить изготовителя базы данных и обеспечить его базе гарантированную охрану.

Право sui generis в отношении баз данных подчиняется принципу исчерпания права, и первая продажа копии базы данных на территории Европейского союза правообладателем лично или с его согласия ведет к прекращению его права контролировать последующие продажи этой копии в пределах Европейского союза. При этом публичный прокат не является актом извлечения или переработки.

Указанное выше право изготовителя запрещать извлечение или переработку содержания всей базы данных или существенной ее части может быть передано, уступлено или предоставлено по лицензионному договору.

В соответствии с Директивой N 96/9 не допускаются повторяющиеся и систематические извлечения и / или переработки несущественных частей содержания баз данных, являющиеся действиями, которые противоречат нормальной эксплуатации базы данных или противоречат законным интересам изготовителя базы данных.

Срок действия права sui generis начинает течь с момента завершения формирования базы и действует 15 лет начиная с 1 января года, следующего за датой изготовления. Однако, если изготовитель базы данных сделал ее доступной широкой общественности путем опубликования до истечения 15-летнего периода, то 15-летний срок действия права sui generis начинает течь с 1 января года, следующего после даты опубликования. Кроме того, Директивой N 96/9 также предусмотрено продление срока охраны на 15-летний период с момента внесения изготовителем существенных количественных или качественных изменений в содержание базы данных <181>.

--------------------------------

<181> Подшибихин, Л. Совершенствование правовой охраны баз данных / Л.Подшибихин // Интеллектуальная собственность. - 1999. - N 4. - С. 20 - 25.

 

Особого внимания заслуживает законодательная практика Российской Федерации. Действующая с 1 января 2008 г. часть четвертая ГК Российской Федерации устанавливает принципиально новые правила в отношении охраны баз данных. Определение базы данных дано в ст. 1260 ГК Российской Федерации: базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

В отношении базы данных законодательство Российской Федерации предусматривает две возможные формы охраны. База данных охраняется авторским правом, если она является результатом творческой деятельности по подбору или расположению включенных в нее материалов. Одновременно с этим база данных может охраняться смежным правом, которое признается за ее изготовителем независимо от наличия авторских прав на эту базу данных. Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. Как следует из нормы ст. 1334 ГК Российской Федерации, исключительное право признается в отношении не любых баз данных, а только тех, создание которых требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. Законодатель не называет критериев для определения существенности этих затрат, однако делает оговорку о том, что при отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее 10 тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов). Изготовителю такой базы данных принадлежит исключительное право извлекать из нее материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Исключительное смежное право изготовителя базы данных действует в течение 15 лет, однако этот срок возобновляется при каждом обновлении базы данных.

 

Статья 15. Личные неимущественные права автора

 

1. Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права:

право авторства, то есть право признаваться автором произведения;

право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);

право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 17 настоящего Закона. Автор вправе возражать против всякого искажения своего произведения, а также любого другого посягательства на произведение, способных нанести ущерб чести или достоинству автора. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

право на отзыв, то есть право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании. Право на отзыв может быть реализовано только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.

Право на обнародование и право на отзыв не применяются автором в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 17 настоящего Закона.

2. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу.

Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав автора, ничтожны.

 

Комментарий к статье 15

 

1. Комментируемая статья определяет содержание личных неимущественных прав автора.

Отечественное законодательство исходит из традиционного дуалистического понимания авторского права. Статья 982 ГК устанавливает, что авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат личные неимущественные и имущественные права.

Содержание признаваемых за автором произведения личных неимущественных прав раскрыто в комментируемой статье. Кроме того, отдельные положения, относящиеся к личным неимущественным правам авторов результатов интеллектуальной деятельности, закреплены в ГК.

Личные неимущественные права автора относятся к категории нематериальных благ (ст. 151 ГК).

2. Составляющие авторское право личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Это предопределяет их особенности, выражающиеся в непередаваемости и неотчуждаемости. Такая характеристика личного неимущественного права, как непередаваемость, означает, что данное право не может быть передано другому лицу на время, неотчуждаемость - невозможность совершения сделки, в силу которой обладателем данного права станет другое лицо. Норма ст. 982 ГК устанавливает, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.

Следующей особенностью личных прав автора является их неимущественный (нетоварный) характер, выражающийся в отсутствии у этих прав какого-либо экономического содержания: реализация личных неимущественных прав не связана с обретением материальных благ. Данная характеристика личных неимущественных прав предопределяет особенности их правовой защиты; в случае нарушения какого-либо личного неимущественного права их обладатель не сможет потребовать от нарушителя возмещения убытков, однако может потребовать компенсации причиненного ему морального вреда.

Еще одной особенностью личных неимущественных прав является их действие во времени. Пункт 2 ст. 988 ГК устанавливает, что личные неимущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности действуют бессрочно. Однако эта формулировка представляется, по меньшей мере, нелогичной. Действие права означает, что существует субъект, наделенный правом и этим правом пользующийся. Корректнее говорить о том, что личные неимущественные права могут действовать в течение всей жизни автора, однако с его смертью эти права уже не могут осуществляться, но могут защищаться от нарушений. Именно такой вывод вытекает из нормы п. 1 ст. 20 Закона, которая говорит о том, что "личные неимущественные права на произведения науки, литературы и искусства охраняются бессрочно". В юридической литературе высказывается мнение о том, что личные неимущественные права признаются и охраняются после смерти автора, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите <182>.

--------------------------------

<182> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П.Сергеев.: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 201.

 

Особенность осуществления личных неимущественных прав состоит в том, что законодатель не определяет пределы реализации этих прав управомоченным лицом, а устанавливает пределы возможного вторжения других лиц в личную сферу и, если эти пределы нарушаются, допускается применение предусмотренных законодательством мер защиты. Поэтому правоотношение, элементом которого является личное неимущественное право, имеет абсолютный характер: законодательство обязывает всех воздерживаться от нарушения этого права.

3. Закон признает за автором произведения следующие личные неимущественные права:

- право авторства, определяемое как право признаваться автором произведения;

- право на имя, определяемое как право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);

- право на неприкосновенность произведения, означающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений;

- право на обнародование, определяемое как право обнародовать произведение в любой форме;

- право на отзыв, определяемое как право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании.

Кроме того, наряду с правом на неприкосновенность произведения законодатель упоминает право автора возражать против всякого искажения своего произведения, а также любого другого посягательства на произведение, способных нанести ущерб чести или достоинству автора.

4. Право авторства традиционно определяется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и связанная с этим возможность требовать признания данного факта от всех остальных лиц. Советское авторское право прямо не называло право авторства в числе субъективных авторских прав, поэтому его выделяли путем анализа общих положений авторского права. Предусмотренное Законом выделение права авторства в отдельное субъективное право позволяет индивидуализировать результаты творческого труда и обеспечить интересы создателя произведения путем общественного признания связи его личности с произведением.

Право авторства является личным неимущественным правом и обладает всеми его признаками. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо. Право авторства не переходит по наследству. От права авторства нельзя отказаться, кроме тех случаев, когда лица, не являющиеся фактическими создателями произведений, оспаривают приписываемое им авторство.

Законодатель устанавливает, что право авторства может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Исключение из этого правила может составлять временное признание авторства в силу нормы п. 2 ст. 8 Закона, когда в отсутствие доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения.

Обладатель права авторства находится со всеми остальными лицами в абсолютном правоотношении, поскольку все окружающие автора лица обязаны воздерживаться от нарушения его права. Абсолютный характер правоотношений означает, что автор вправе защищать свое право авторства от всякого нарушения, и применение правовых средств защиты не зависит от наличия или отсутствия вины у нарушителя (например, в случае издания произведения под чужим именем меры защиты могут применяться как в отношении лица, присвоившего авторство, так и в отношении издательства, выпустившего такое произведение в свет).

Право авторства неразрывно связано с личностью автора, поэтому действует в течение жизни автора, с его смертью прекращается, однако после смерти автора охраняется уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.

Право авторства имеет особое значение, поскольку его признание во многих случаях является необходимой предпосылкой признания иных субъективных авторских прав.

5. Право автора на имя не совпадает с общегражданским правом физического лица на имя. Из самого законодательного определения вытекает содержание данного субъективного правомочия автора, выражающегося в том, что автор вправе избирать, каким образом созданное им произведение будет связано с его личностью: путем указания собственного имени, вымышленного имени (псевдонима) или без указания имени (анонимно), причем этот выбор может сделать только сам автор.

Право на авторское имя реализуется не только при обнародовании произведения, но и в каждом случае последующего использования произведения с согласия автора. В тех случаях, когда Закон допускает свободное использование произведения без согласия автора, но с обязательным указанием его имени, таковым должен считаться тот вариант обозначения имени автора, который содержится в произведении, из которого осуществляется заимствование.

Право на имя действует в течение жизни автора, а после его смерти охраняется в качестве общественно значимого интереса. Право на имя по наследству не переходит, поэтому наследники автора не вправе осуществлять его и не имеют права избирать новый порядок указания имени автора: если произведение при жизни автора было опубликовано под псевдонимом или анонимно, то, выдавая разрешение на использование произведения покойного автора, наследники должны требовать такого же способа обозначения имени автора, а также пресекать действия иных лиц, нарушающих право на имя.

При обозначении произведения подлинным именем автор не только разрешает использовать произведение под подлинным именем (подлинное имя включает фамилию, собственное имя и отчество), но, очевидно, и выбирать полноту его указания: только фамилию; фамилию и имя; фамилию и инициалы; фамилию, имя и отчество. Произведения, созданные в соавторстве, обозначаются способом, определенным всеми соавторами совместно.

Иным способом реализации права на имя является использование псевдонима. Псевдоним может быть коллективным (использоваться коллективом соавторов). Закон не предусматривает каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним; сроки и объем использования псевдонима также определяются самим автором. Автор вправе использовать несколько псевдонимов, по-разному обозначая различные произведения, при этом Закон охраняет каждый из выбранных автором псевдонимов.

Можно согласиться с высказываемым в литературе мнением о том, что в некоторых случаях право автора выбирать псевдоним может быть ограничено. Недопустимо использование псевдонима, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например, когда он совпадает с подлинным именем другого автора. В обоих случаях право автора на имя ограничивается на основании нормы ст. 9 ГК, не допускающей злоупотребление гражданским правом.

Право на имя может быть реализовано и при решении автора использовать произведение анонимно. В данном случае охраняемый законом интерес автора состоит в том, что в силу каких-либо причин он не желает связывать произведение со своей личностью. Использование произведения без обозначения имени автора не означает отказа от авторства на произведение либо какого-либо ограничения авторских прав.

Нарушениями права на имя должны считаться любые действия по использованию произведения, при которых без согласия автора изменяется способ обозначения его имени. Нарушением права на имя является также раскрытие имени автора, если речь идет о произведениях, выпущенных в свет под псевдонимом или анонимно.

Право на авторское имя может быть в некоторых случаях ограничено. Так, правомерным является раскрытие личности автора анонимного произведения или произведения, выпущенного в свет под псевдонимом, если речь идет о судебной защите чести и достоинства лица, ущерб которому был нанесен содержащимися в произведении сведениями, либо в случае возбуждения уголовного дела по признакам состава клеветы, усматриваемой в содержании такого произведения.

Реализация права на имя в отношении отдельных видов произведений может иметь свои особенности, обусловленные спецификой их использования. В частности, такие особенности имеет осуществление права на имя в отношении произведений архитектуры. Если указание имени автора на проектной документации не вызывает проблем, этого нельзя сказать в отношении произведения, воплощенного в конкретном здании или сооружении. Именно поэтому в литературе высказывается предложение о законодательном закреплении обязанности собственников архитектурных объектов не препятствовать размещению на них информации об авторах произведений архитектуры <183>. В то же время с точки зрения законодательства об авторском праве автор архитектурного проекта, реализуя свое право на авторское имя, может требовать от лица, использующего его произведение, в том числе и воспроизводящего его в конкретном здании или сооружении, указания себя в качестве автора архитектурного решения, при этом собственники или обладатели иных вещных прав на здания или сооружения также не могут препятствовать реализации этого права архитектора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.