КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-практический комментарий 11 страница
23. Компьютерные программы являются одним из самых молодых и в то же время самых сложных и специфических объектов права интеллектуальной собственности. Точкой отсчета в развитии компьютерных технологий принято считать 1946 год, когда был выдан патент создателям электронно-числового интегратора и вычислителя ENIAC. Работа этого интегратора состояла в выполнении определенной последовательности команд. Запись команд производилась в виде цепочки из нулей и единиц, затем вводилась в машину в виде чисел в двоичном, восьмеричном или шестнадцатеричном исчислении. Команды, созданные таким способом, назывались машинным кодом и не были доступны для человеческого восприятия. Программисты, не принимавшие участия в разработке компьютерной программы, как правило, не могли понять всех принципов ее использования, поэтому такие явления, как плагиат и заимствование чужих идей, среди программистов практически отсутствовали. Следующим этапом стало создание языков программирования высокого уровня, преследовавшее цель ускорить и упростить процесс разработки компьютерных программ. Такие языки предоставляли возможность вводить в электронно-вычислительную машину команды с помощью операторов. При этом используемые команды были более доступны человеческому восприятию, в результате чего копировать чужие программы стало гораздо проще. Далее развитие программирования шло по пути все большего упрощения процесса создания компьютерных программ, в результате чего программирование в определенной мере стало доступным даже обыкновенным пользователям. В литературе высказывается мнение о том, что современное программирование стало больше похоже на составительство программы из созданных другими модулей, участков программного кода и т.п., чем на написание программы "с чистого листа" <143>. -------------------------------- <143> Погуляев, В. Компьютерные программы и эволюция творчества / В.Погуляев, А.Теренин, П.Новиков // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - N 9. - С. 50 - 53.
Первоначально разработка и распространение компьютерных программ носили преимущественно научный характер, поскольку предназначались для ЭВМ, обслуживающих научно-исследовательские центры. Охрана самих электронно-вычислительных машин как новых устройств не вызывала особых проблем, поскольку они соответствовали всем признакам патентоспособных технических решений, и новые решения, положенные в основу новых моделей ЭВМ, защищались патентами. А поскольку в первые годы производства ЭВМ программное обеспечение составляло не более 5% в себестоимости машины, да и само программное обеспечение было жестко связано с определенной моделью ЭВМ, производимой определенной фирмой, отсутствовала сама необходимость правовой охраны программного обеспечения как самостоятельного объекта отдельно от ЭВМ. Однако с совершенствованием и усложнением самой электронно-вычислительной техники стало возрастать значение программного обеспечения, программные продукты получили статус продукта, предлагаемого на рынке. С появлением и массовым распространением персональных компьютеров компьютерные программы становятся объектом коммерческого использования и внедряются в экономический оборот как товар, имеющий свою стоимость. Соответственно назрела необходимость охраны программного обеспечения в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. На 29-м конгрессе Международной ассоциации по охране промышленной собственности была высказана мысль о том, что творчество в области создания программного обеспечения нуждается в охране исключительным правом; наличие такой охраны будет способствовать развитию программного обеспечения, его использованию и распространению знаний, связанных с ним <144>. -------------------------------- <144> Гельб, А.Б. Современное состояние проблемы правовой защиты программного обеспечения ЭВМ / А.Б.Гельб. - Таллин: АН ЭССР, 1983. - С. 8.
Юристы пытались применить к программному обеспечению традиционные правовые институты. Были предложены и обоснованы несколько форм правовой охраны программ: авторско-правовая, патентно-правовая, сочетающая нормы авторского и патентного права, в рамках законодательства о коммерческой тайне и другие; также в зарубежной литературе можно встретить предложения альтернативных режимов, например, охраны "jus generis", т.е. охраны "особого рода", или охраны на основе сочетания законодательства о коммерческой тайне и антимонопольного законодательства. В настоящее время правовая охрана компьютерных программ обеспечивается более чем девятью институтами права <145>. -------------------------------- <145> Титов, А.П. Правовая охрана компьютерных программ и баз данных / А.П.Титов. - М.: Ин-т техн. кибернетики НАН Беларуси, 2001. - С. 6.
Однако при охране патентным правом в отношении компьютерных программ возникли как юридические, так и патентоведческие проблемы, связанные с составлением формулы изобретения, выбором прототипа для патентуемой программы и с экспертизой на мировую новизну. Возникающие вопросы были связаны с технической природой программного обеспечения: его нельзя отнести к устройствам, которые характеризуются конструктивными признаками, а также сложно отнести к способам, характеризуемым определенной последовательностью действий, выполняемых над материальным объектом. Как отмечали ученые-правоведы, теоретическим обоснованием для признания алгоритмов и программ непатентоспособными как изобретений послужило то обстоятельство, что они не могут быть сведены к материальным объектам, т.е. не являются "техническими решениями" в традиционном для патентного права представлении <146>. -------------------------------- <146> Гаврилов, Э.П. Правовая охрана алгоритмов и программ для ЭВМ в СССР: современное состояние и перспективы / Э.П.Гаврилов // Вопросы изобретательства. - 1990. - N 1. - С. 9.
Охрана программного обеспечения при помощи правовых норм, обеспечивающих охрану нераскрытой информации, также имела существенные недостатки; если представление об алгоритме компьютерной программы как о ноу-хау разработчика вполне обосновано на стадии разработки программы, то с того момента, когда содержание алгоритма станет доступно неопределенному кругу лиц, такая охрана невозможна по определению <147>. -------------------------------- <147> Там же. - С. 11.
В 1978 году Всемирная организация интеллектуальной собственности приняла Типовые положения по охране программного обеспечения вычислительных машин (далее - Типовые положения), состоящие из десяти разделов, суммирующих позитивный опыт постановки и решения проблем в сфере правовой охраны программного обеспечения, накопленный к данному моменту в различных странах. В числе основных вопросов, рассматриваемых в Типовых положениях, было определение основных терминов, основных прав на программное обеспечение и условий их возникновения, сроков действия прав на программное обеспечение. В частности, согласно Типовым положениям охране подлежали: - компьютерная программа - набор команд, которые, будучи записанными на машиночитаемом языке, могут заставить машину, способную обрабатывать информацию, выполнить определенную функцию или достичь определенного результата; - описание программы - полное пооперационное изложение в словесной, схематической или другой форме, детализированное в степени, достаточной для определения набора команд, составляющих содержание соответствующей компьютерной программы; - вспомогательный материал - любой материал, кроме самой компьютерной программы или ее описания, созданный с целью облегчения понимания или применения компьютерной программы, например, описание проблемы или инструкции для пользователя <148>. -------------------------------- <148> Типовые положения по охране программного обеспечения вычислительных машин // Гельб, А.Б. Современное состояние проблемы правовой защиты программного обеспечения ЭВМ. - Таллин: АН ЭССР, 1983. - С. 93.
Подготовка такого проекта преследовала три основные цели: во-первых, устранить трудности в предоставлении международной охраны программным продуктам, вызванные различиями в правовой охране на национальном уровне; во-вторых, обеспечить возможно более серьезную степень унификации условий охраны средств математического обеспечения ЭВМ в различных странах; в-третьих, обеспечить относительно широкие возможности доступа к информации, содержащейся в программах для ЭВМ <149>. При этом Типовые положения не исключали возможности применения к компьютерным программам общих принципов законодательства или применения какого-либо другого закона, например, патентного. -------------------------------- <149> Матвеев, Ю.Г. Международная охрана авторских прав / Ю.Г.Матвеев. - М.: Юрид. лит., 1987. - С. 163.
В качестве следующего шага предполагались подготовка и заключение соответствующего многостороннего международного договора об охране программного обеспечения: в 1983 году ВОИС выдвинула предварительный проект многостороннего международного договора, посвященного охране компьютерных программ. Однако такой договор так и не был заключен, поскольку начиная с середины 80-х годов XX века многие промышленно развитые страны адаптировали свое законодательство для охраны компьютерных программ как объектов авторского права. Данные поправки модернизировали законодательство, сделав его относительно приемлемым на текущий момент для адекватной правовой охраны программных продуктов. В результате вопрос разработки специального международного законодательства потерял актуальность и был снят с повестки дня международных организаций. Правоприменительная практика ведущих промышленно развитых государств пошла по пути охраны программного обеспечения нормами авторского права. В ноябре 1961 г. компьютерная программа была впервые зарегистрирована в библиотеке Конгресса США в качестве объекта авторского права. А с 1964 года ведомство по авторскому праву библиотеки Конгресса США начало осуществлять регистрацию компьютерных программ на регулярной основе, предоставляя им охрану в качестве произведений. В 1966 году специальная президентская комиссия сделала вывод о непатентоспособности компьютерных программ. Однако одновременно с этим в 1967 году Конгресс отклонил законопроект о внесении дополнений в закон об авторском праве, и в 1980 году удалось принять поправки, называющие компьютерные программы среди охраняемых объектов авторского права. После этого примеру США последовали большинство индустриально развитых стран: Австралия - в 1984 году, Франция, Великобритания, Япония - в 1985 году, Китай - в 1990 году <150>. -------------------------------- <150> Черячукин, В. Правовая охрана компьютерных программ за рубежом / В.Черячукин // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2002. - N 2. - С. 69.
Одновременно с этим именно в США на практике сложилась и существует в настоящее время наиболее либеральная система патентной охраны решений, связанных с компьютерными программами, существующая параллельно с предоставлением охраны в рамках авторского права. Завершающим этапом в установлении существующих международных правил в охране компьютерных программ стало заключение в рамках учреждаемой Всемирной торговой организации Соглашения ТРИПС, а также Договора ВОИС по авторскому праву 1996 года. Оба международных правовых акта предусматривают обязанности участвующих в них государств "охранять компьютерные программы, представленные в виде исходного или объектного кода, в качестве литературных произведений в соответствии с положениями Бернской конвенции; при этом охрана должна распространяться на все программы, независимо от способа и формы их выражения". В принятии такого решения не последнюю роль сыграла позиция крупнейших производителей программного обеспечения, для которых наиболее актуальной была проблема борьбы с массовым незаконным копированием их продуктов. Если анализировать существующую в настоящее время практику охраны компьютерных программ на уровне национального законодательства, необходимо отметить три основные тенденции: во-первых, большинство государств по умолчанию охраняют компьютерные программы нормами авторского права; во-вторых, многие государства не исключают возможности применения норм патентного права в отношении содержащихся в программном обеспечении решений, соответствующих общему понятию изобретения; в-третьих, продолжается поиск более эффективных правовых средств охраны именно компьютерных программ. Ведущие промышленно развитые страны обходят недостатки авторско-правовой охраны компьютерных программ путем одновременного применения двух основных институтов права интеллектуальной собственности: авторского права и патентного права. Такой кумулятивный способ охраны допускает возможность применения и иных названных выше правовых институтов. Среди ведущих индустриальных государств условно можно выделить три группы. Первую составляют страны, где не были проведены сколь-либо серьезные законодательные реформы и где вопросы охраны компьютерных программ в настоящее время решаются на основании норм существующего авторского права, которое применяется в отношении программных продуктов без каких-либо оговорок. Ко второй группе можно отнести страны, в которых проведены незначительные реформы авторского права, в результате которых компьютерные программы были прямо названы среди объектов авторского права, а также уточнены правила, касающиеся допускаемого свободного использования охраняемых программ и их возможного декомпилирования. К третьей группе относятся страны, которые осуществили серьезную модернизацию норм авторского права, включив в него положения, специально посвященные особенностям правовой охраны компьютерных программ. Каждый из известных в современной юридической науке способов охраны сам по себе не обеспечивает компьютерным программам полную и надежную охрану. Поэтому поиск наиболее адекватной формы правовой охраны компьютерных программ продолжается до сих пор. Охрана авторским правом, в отличие от патентной охраны, является более простой и эффективной, поскольку она предоставляется в силу факта создания программы. При этом не требуется долгой процедуры экспертизы, предшествующей выдаче патента, уже в течение которой компьютерная программа может морально устареть и оказаться невостребованной на рынке. Именно поэтому в последнее время авторско-правовой метод охраны компьютерных программ получает все большее признание как в национальном законодательстве, так и в международном праве. Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года и заключенное в рамках Всемирной торговой организации Соглашение ТРИПС обязывают предоставлять компьютерным программам охрану на основании законодательства об авторском праве. В то же самое время, обеспечивая охрану компьютерных программ нормами авторского права, законодатель неизбежно сталкивается с проблемами, обусловленными спецификой компьютерной программы как охраняемого объекта, поскольку в ней содержание (алгоритм) имеет безусловный приоритет над формой (алгоритм, изложенный языком программирования). Основное значение для компьютерной программы имеет ее функциональность, которая предопределяется алгоритмом, а написание программы на том или ином языке программирования может быть безразлично для пользователя. Обеспечивая охрану форме произведения, авторское право не защищает лежащий в ее основе алгоритм. Этот тезис подтверждается нормой п. 2 ст. 7 Закона, устанавливающей, что авторское право не распространяется на системы, методы функционирования, концепции, принципы и т.п. Поэтому все более актуальным представляется вопрос о необходимости предоставления компьютерной программе специальной охраны, которая бы, во-первых, учитывала особенности объекта охраны и, в отличие от авторского права, распространялась не только на форму, но и на положенный в основу программы алгоритм, во-вторых, была более оперативной, дешевой и доступной, нежели существующая система патентной охраны. Закон устанавливает, что авторским правом охраняются компьютерные программы, выраженные на любом языке, при этом охрана распространяется как на исходный текст, так и на объектный код. Исходный текст - это написанная на языке программирования компьютерная программа, которая для восприятия компьютером должна быть трансформирована в комбинацию двух элементов - "0" и "1", которая и называется объектным кодом. Закон, определяя компьютерную программу как "совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанную на материальном носителе", относит к компьютерной программе и сопутствующую электронную информацию. Однако помимо электронной информации компьютерная программа может содержать и иные объекты, в том числе и произведения, охраняемые авторским правом (литературные и музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографии и т.п.). Каким образом включение охраняемых авторским правом произведений в компьютерную программу влияет на ее правовой режим, становится ли в таком случае компьютерная программа зависимым произведением либо нет? Предусмотренное Законом определение компьютерной программы в качестве самостоятельной разновидности объектов авторского права позволяет избежать такого рода неопределенности. 24. Произведения науки. Закон, выделяя научные произведения в самостоятельную разновидность объектов авторского права, приводит в качестве примеров монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторскую документацию и др. Поскольку в этих произведениях мысли автора выражаются при помощи слова, они являются разновидностью литературных произведений, отличающейся своей тематикой. 25. К числу объектов авторского права относятся также производные и составные произведения. В комментируемой статье они выделены в самостоятельную категорию объектов авторского права, что представляется абсолютно оправданным в связи с тем, что авторское право на эти категории произведений носит зависимый характер. Определение производного произведения дано в абз. 21 ст. 4 Закона, определение составного произведения - в абз. 31 ст. 4 Закона. Особенности правового режима производных произведений определены в ст. 10 Закона, а составных - в ст. 11 Закона (см. комментарии к ст. 10 и 11 Закона). К производным произведениям относятся переводы и иные переработки произведения, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация, резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка. В определении производного произведения, данном в ст. 4 Закона, приведен примерный перечень таких произведений, в который законодатель включил обработку, обзор, пересказ, аннотацию, резюме, реферат, инсценировку, музыкальную аранжировку. Обработка - наиболее широкое по содержанию понятие, означающее придание произведению каких-либо новых свойств. Обработкой произведения чаще всего является совершенствование формы произведения, придание ему необходимых художественных или профессиональных достоинств. В результате литературной обработки документальные записи известного лица превращаются в публицистическое произведение, в результате музыкальной обработки музыка песни может стать музыкальной темой кинофильма и т.п. Обзор - это сжатое сообщение о ряде объединенных общей темой явлений. Как правило, обзор создается на основе нескольких произведений и содержит краткий пересказ основных их положений. Пересказ произведения - это авторское изложение содержания чужого произведения, осуществляемое в той же форме и относящееся к тому же жанру, что и оригинальное произведение. Аннотация (от лат. annotatio - замечания) - это краткая характеристика содержания произведения. Указание аннотаций среди производных произведений представляется недостаточно обоснованным. В ряде случаев аннотации, написанные литературными или музыкальными критиками, являются самостоятельными произведениями, поскольку в них не используются охраняемые элементы произведений, которым они посвящены; поэтому такие аннотации должны относиться к категории оригинальных произведений. Резюме (от. франц. resumer - излагать вкратце) - это краткое изложение речи, статьи, краткий обобщающий вывод. Резюме сходно по своему назначению с рефератом, однако отличается от него большей краткостью изложения материала. Реферат (от лат. refero - сообщаю) представляет собой краткое содержание книги, статьи или иного подобного произведения. От аннотации реферат отличается тем, что автор реферата не делает критический анализ, а только кратко пересказывает содержание произведения. Инсценировка - это переработка произведения для постановки на сцене или создания на его основе аудиовизульного произведения. Как правило, при инсценировке происходит переработка литературного произведения в произведение драматическое: меняется форма произведения, которая преобразуется в монологи и диалоги действующих лиц. Аранжировка - это переложение музыкального произведения для исполнения на другом музыкальном инструменте или для другого состава инструментов; вариантом аранжировки является оркестровка, при которой происходит переложение музыкального произведения исполнения другим составом исполнителей. Подобное переложение связано с изменением формы музыкального произведения, поэтому законодатель относит аранжировки к категории производных произведений. К составным произведениям относятся сборники, в том числе энциклопедии, антологии и базы данных. Отдельно среди составных произведений законодатель назвал газеты и журналы. Понятие "сборник" является родовым, им обозначаются составные произведения, в состав которых входит несколько произведений, как охраняемых, так и не охраняемых авторским правом. Антологии - непериодические сборники литературных произведений разных авторов, имеющие общую тематику. В соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ ГОСТ 7.60-2005 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 20.01.2005 N 2 (далее - СТБ ГОСТ 7.60-2005) <151>, антология определена как "непериодический сборник, включающий избранные литературно-художественные произведения или извлечения из них, преимущественно стихотворные". -------------------------------- <151> Текст стандарта доступен в электронной версии Национального фонда технических нормативных правовых актов Республики Беларусь по адресу: http://tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=157044.
Энциклопедии - сборники научных сведений и справок на различные темы, предназначенные для широкого круга читателей. Согласно СТБ ГОСТ 7.60-2005 энциклопедия определена как справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. Базы данных. База данных определена в ст. 4 Закона как "совокупность данных или другой информации, выраженная в любой объективной форме, представляющая собой по подбору или расположению этих данных или иной информации результат творческого труда". Газета - разновидность периодического печатного издания. Согласно СТБ ГОСТ 7.60-2005 под газетой понимается периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Журнал - это также разновидность периодического печатного издания. Согласно СТБ ГОСТ 7.60-2005 журнал - это периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения.
Статья 7. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
1. Не являются объектами авторского права: официальные документы (правовые акты, судебные постановления, иные документы административного и судебного характера, учредительные документы организаций), а также их официальные переводы; государственные символы Республики Беларусь (Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь, Государственный гимн Республики Беларусь), символы государственных наград Республики Беларусь (ордена и медали), государственные знаки (денежные знаки Республики Беларусь, почтовые марки и иные знаки), официальные геральдические символы (флаги, гербы административно-территориальных единиц Республики Беларусь, геральдические знаки, знамена, нагрудные знаки, эмблемы государственных органов и др.); произведения народного творчества, авторы которых неизвестны. 2. Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
Комментарий к статье 7
1. Понятия "произведение" и "объект авторского права" не тождественны. Первое понятие шире, поскольку законодательство называет несколько категорий произведений, которые, обладая всеми признаками охраняемых авторским правом, в силу разного рода причин выведены из сферы его действия. В п. 1 комментируемой статьи приведен перечень произведений, которые не охраняются авторским правом даже в том случае, если отвечают установленным критериям охраноспособности. При этом данный перечень является исчерпывающим. 2. В соответствии с нормой абз. второго п. 1 комментируемой статьи не являются объектами авторского права официальные документы. К числу официальных документов Закон относит правовые акты, судебные постановления, иные документы административного и судебного характера, учредительные документы организаций. При этом перечень объектов, составляющих понятие "официальные документы", дан законодателем как исчерпывающий. К категории правовых актов относятся нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, локальные нормативные правовые акты, ненормативные правовые акты. К категории "судебные постановления" относятся процессуальные документы, принимаемые судом: решения, постановления, приговоры, определения. К текстам административного характера следует, очевидно, отнести все документы, издаваемые наделенными властными полномочиями органами и должностными лицами. Понятие "тексты судебного характера" шире по объему и помимо судебных постановлений включает все иные процессуальные документы: исковые заявления, ходатайства, отзывы, пояснения, заключения экспертов и т.п. 3. Наряду с официальными документами не являются объектами авторского права их официальные переводы. Из этого положения следует, что переводы официальных документов, не имеющие статуса официального перевода, могут охраняться авторским правом при условии, что они отвечают установленным законодательством критериям охраноспособности. 4. Государственными символами в соответствии со ст. 19 Конституции Республики Беларусь являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Порядок использования государственной символики регулируется Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 N 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" <152>. -------------------------------- <152> НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 111. - 2/1050.
5. К объектам авторского права не относятся символы государственных наград Республики Беларусь. Законодатель уточняет, что понятие "государственные награды" относится к орденам и медалям. Система государственных наград определена Законом Республики Беларусь от 18.05.2004 N 288-З "О государственных наградах Республики Беларусь" <153>. -------------------------------- <153> НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 88. - 2/1037.
6. В числе государственных знаков в комментируемой статье называются денежные знаки Республики Беларусь, почтовые марки и иные знаки. Все они выведены из сферы действия авторского права в силу того, что они предназначены для всеобщего использования, имеют публичный характер, поэтому Закон отказывает в признании каких-либо частных прав, в том числе авторских прав, на эти объекты. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 15.12.2003 N 258-З "О почтовой связи" <154> устанавливает, что почтовая марка является государственным знаком почтовой оплаты, отпечатанным на бумаге и имеющим художественное изображение. -------------------------------- <154> НРПА Республики Беларусь. - 2004. - N 2. - 2/1007.
И денежные знаки, и почтовые марки, являясь платежными средствами, содержат в себе произведения изобразительного искусства. Однако признание этих произведений объектами авторского права и наделение определенного лица исключительным правом вступают в противоречие с назначением знаков оплаты, на которых эти произведения воспроизведены. 7. Из числа объектов авторского права исключены официальные геральдические символы. Согласно норме подп. 3.5 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2002 N 441 "Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь" регистрация официальных геральдических символов и их включение в Государственный геральдический регистр Республики Беларусь осуществляется Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь <155>. Причина, по которой официальные геральдические символы исключены из сферы действия авторского права, - их публичный характер, исключающий возможность существования в отношении таких объектов исключительного права автора или иного правообладателя.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |