Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 10 страница




Применительно к данной разновидности объектов авторского права наиболее принципиальным представляется вопрос о том, что следует считать драматическим произведением - саму пьесу либо поставленный по этой пьесе спектакль? Закон не позволяет однозначно ответить на этот вопрос. Формулировка ст. 993 ГК, называющей драматические, музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы в числе "других сценарных произведений", делает более обоснованной именно первую позицию.

Термин "хореография" (от греч. choreia - пляска) первоначально использовался для обозначения записи танца при помощи системы специальных знаков. С середины XIX века хореографией стали называть искусство сочинения балетов и иных танцевальных произведений, а их авторов - хореографами. В юридической литературе предложено определить хореографическое произведение как "объединенную общим замыслом композицию движений и поз для танца, созданную для исполнения на сцене" <126>.

--------------------------------

<126> Месяшная, Е.А. Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Е.А.Месяшная. - М., 2007. - С. 11.

 

Пантомима (от греч. pantomimos - актер, играющий с помощью одних телодвижений, букв. "все воспроизводящий подражанием") - жанр сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа являются пластическая выразительность человеческого тела, жесты и мимика актера.

Особенностью хореографии и пантомимы является то, что средством художественного выражения в обоих жанрах является движение человеческого тела. Особенностью правовой охраны произведений хореографии и пантомимы до недавних пор было то, что они охранялись авторским правом только в том случае, если в отношении их существовали указания, изложенные письменно или иным способом (ст. 473 ГК 1964 года). Многие советские ученые-правоведы считали такое требование законодателя излишним, полагая, что объектом охраны должно быть само сценическое воплощение танца или пантомимы. Действующее законодательство не предусматривает в отношении хореографических произведений и пантомимы каких-либо специальных условий охраноспособности, поэтому указанные произведения должны охраняться в любом случае, даже если они существуют только в виде сценической постановки, без какой либо фиксации в материальной форме.

К сценарным произведениям относятся сценарии (сценарные планы), по которым снимаются фильмы, ставятся спектакли, театрализованные шоу и т.п. В зависимости от вида произведений, создаваемых на основании сценария, различаются и сами сценарии. В зависимости от того, создается ли сценарий "с чистого листа" либо в результате переработки чужого литературного или драматического произведения, сценарий будет относиться соответственно к категории оригинальных или производных произведений.

16. Музыкальные произведения с текстом или без текста. Основным средством художественного выражения в музыкальном произведении является звук. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит видимых картин мира, как это делает изобразительное искусство. Вместе с тем звук в музыкальных произведениях определенным образом организован и имеет интонационную природу. В юридической науке даже предлагалось определить музыкальное произведение как результат творческой деятельности автора, состоящий из зафиксированной серии связанных между собой звуков, выраженный в объективной форме <127>. Для того чтобы охраняться авторским правом, музыкальное произведение должно являться результатом творческой деятельности и иметь оригинальный характер.

--------------------------------

<127> Кован, Д.В. Авторские права на музыкальные произведения и их защита по гражданскому праву Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д.В.Кован. - М., 2011. - С. 6.

 

В любом музыкальном произведении выделяют мелодию, гармонию и ритм. Под мелодией понимается совокупность следующих друг за другом звуков различной высоты и соотносящихся друг с другом так, что их целостное восприятие способно воздействовать и на ум, и на чувства человека. Мелодию еще называют мыслью музыки. Мелодия тесным образом связана с гармонией, под которой понимаются сочетания звуков, издаваемых одновременно (аккордов), и ритмом - последовательным сочетанием с одинаковым интервалом громких и тихих звуков. Распространенным является представление о том, что гармония и ритм сами по себе неохраноспособны, а мелодия может охраняться авторским правом только в неразрывной связи с этими элементами музыкального произведения. В новейших научных исследованиях доказывается, что мелодия является объектом авторско-правовой охраны и соответственно ее использование другим композитором должно рассматриваться как нарушение права авторства <128>.

--------------------------------

<128> Там же. - С. 6.

 

Наиболее распространенной разновидностью музыкальных произведений являются музыкальные произведения с текстом - песни. Музыкальное произведение с текстом - это созданное в соавторстве композитором и поэтом оригинальное (т.е. не составное) произведение; оригинальный характер песни предопределяется тем, что все охраняемые элементы песни создаются ее соавторами, а также тем, что Закон прямо называет эти произведения среди оригинальных.

Авторским правом охраняются все виды музыкальных произведений: одни как оригинальные, другие, такие как вариации на тему ранее написанных произведений, аранжировки и т.п., как производные. Музыкальные произведения, навеянные мотивами народного творчества, по своему статусу должны относиться к категории оригинальных, поскольку положенные в их основу произведения народного творчества в соответствии со ст. 7 Закона авторским правом не охраняются.

17. Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.). Особое место среди объектов авторского права занимают аудиовизуальные произведения. Достаточно развернутое определение этого объекта авторского права содержится в ст. 4 Закона, в соответствии с которым аудиовизуальным является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением звуком или без него), создающих впечатление движения и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным Закон относит кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии.

Законодателем дано достаточно широкое определение, которое не позволяет ограничивать круг аудиовизуальных произведений только кинофильмами, телевизионными и анимационными фильмами, несмотря на то что они являются традиционными разновидностями аудиовизуальных произведений. Все большее значение приобретают такие произведения, как музыкальные клипы, рекламные видеоролики и т.п.; с точки зрения авторского права эти объекты также признаются аудиовизуальными произведениями.

Прежде всего, обращает на себя внимание комплексный, синтетический характер данного объекта авторского права. Аудиовизуальное произведение является органическим соединением разных видов искусств в единое художественное целое, несводимое к сумме составляющих его компонентов. Творческий вклад в создание кино- и телефильма вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых объединяется искусством режиссера в новое художественное целое.

Несмотря на то, что законодатель относит аудиовизуальные произведения не к категории производных, а к категории оригинальных произведений, следует обратить внимание на тот факт, что они создаются на основе иных охраняемых авторским правом произведений. Так, при создании художественного фильма используется литературное произведение, созданные на его основе сценарные произведения (постановочный и режиссерский сценарии), музыкальные произведения (музыкальная тема, песни, отрывки из иных музыкальных произведений), произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (декорации, костюмы, реквизит и т.п.) и иные произведения. Возникает вопрос о том, каким образом соотносится авторское право создателей всех перечисленных выше произведений с авторским правом создателей аудиовизуального произведения: являются ли права последних в отношении аудиовизуального произведения самостоятельными и независимыми от прав авторов всех использованных произведений, либо права создателей аудиовизуального произведения являются зависимыми и могут осуществляться только в тех пределах, которые определены авторами использованных произведений (например, разрешая киноадаптацию своего литературного произведения, автор ограничивает возможность использования аудиовизуального произведения определенными территориальными рамками; композитор, разрешая использование в фильме отрывка своего ранее созданного музыкального произведения, оговаривает временные рамки использования; художник, чьи декорации используются в фильме, предоставляет возможность использования фильма только путем театрального показа и т.п.). Согласиться с зависимым характером прав создателей аудиовизуального произведения - это значит не просто ограничить, а, по сути, свести на нет возможность его использования. Закон в п. 4 ст. 12 говорит о том, что "авторы ранее существовавших произведений, включенных в состав аудиовизуального произведения или переработанных для целей использования в аудиовизуальном произведении, сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиовизуального произведения". У приведенной в Законе формулировки может быть два толкования: 1) авторы произведений, включенных в аудиовизуальное произведение, сохраняют за собой авторское право в полном объеме, что помимо возможности использовать произведение отдельно от аудиовизуального произведения означает и возможность определять судьбу аудиовизуального произведения, в которое это произведение включено, либо 2) авторы произведений, включенных в аудиовизуальное произведение, сохраняют за собой авторское право только в части использования своих произведений отдельно от аудиовизуального. Здравый смысл требует согласиться именно со вторым вариантом. Однако само включение охраняемых авторским правом произведений в создаваемое аудиовизуальное произведение возможно лишь с согласия правообладателей.

18. Произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.). Законодательство об авторском праве не раскрывает понятия произведения изобразительного искусства. Очевидно, это просто невозможно сделать в силу того, что невозможно охватить все возможные формы и технические способы выражения творческой мысли в визуально воспринимаемом произведении; общее для всех произведений изобразительного искусства - это выражение идей автора в художественных образах и композициях. Произведения изобразительного искусства - это произведения живописи, графики, скульптуры, монументального и декоративного искусства и т.п. Общим, что объединяет произведения изобразительного искусства, является то, что они отражают замысел автора в наглядных, зрительно воспринимаемых образах и имеют предметно-визуальную форму. В современной науке гражданского права предлагается рассматривать изобразительность, под которой понимается особый способ объективизации авторского замысла, в качестве специфического признака, отличающего произведения изобразительного искусства от других объектов авторского права <129>.

--------------------------------

<129> Ефремова, В.В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции: автореф. дис.... 12.00.03 / В.В.Ефремова. - М., 2008. - С. 17.

 

В теории и практике авторского права до сих пор не существует единого мнения и единого подхода в определении правового статуса копий произведений изобразительного искусства. Речь в данном случае идет не о любых копиях - репродукциях, фотографиях и т.п., а о копиях, повторяющих оригинальную предметную форму. Некоторые юристы полагают, что даже самая высокохудожественная копия является результатом технической работы и объектом авторского права не признается <130>. Другие юристы полагают, что создание копий - это особое искусство, результат которого должен охраняться в качестве самостоятельного произведения копировщика <131>, а деятельность по копированию произведения от руки не является воспроизведением, а является творческим трудом, в результате которого создается самостоятельное произведение <132>.

--------------------------------

<130> Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права / В.И.Серебровский. - М., 1956. - С. 34.

<131> Ионас, В.Я. Произведения творчества в гражданском праве / В.Я.Ионас. - М., 1972. - С. 71.

<132> Удалкин, В.А. Интеллектуальные права на произведения изобразительного искусства: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / В.А.Удалкин. - М., 2010. - С. 10.

 

К произведениям изобразительного искусства примыкают произведения прикладного искусства и дизайна, которые законодатель обоснованно выделяет в отдельный вид охраняемых произведений.

19. Произведения прикладного искусства и дизайна. В отличие от ранее действовавшего законодательства, комментируемый Закон не содержит специальных определений, относящихся к понятию прикладного искусства.

Прикладной характер произведений означает, что они предназначены не только для удовлетворения чисто эстетических потребностей публики, но и выполняют иные, практические функции.

Среди произведений прикладного искусства все большее значение приобретают произведения дизайна. Дизайн - это искусство придания окружающей человека предметной среде эстетических качеств, поэтому дизайн как направление в прикладном искусстве имеет множество проявлений: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений и т.п.

Произведения декоративно-прикладного искусства являются наиболее распространенной разновидностью охраняемых произведений прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство традиционно понимают как одно из направлений декоративного искусства и отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для использования в быту (игрушка, керамика, роспись, чеканка, вышивка, ковроткачество, мебель, резьба, ювелирное искусство и т.п.) <133>. Решая в совокупности практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания материальных и духовных ценностей. В декоративно-прикладном искусстве традиционно выделяют две формы воплощения творческой деятельности автора: форму созданного им изделия и декор, то есть нанесенное на предмет произведение изобразительного искусства.

--------------------------------

<133> Большая советская энциклопедия. - М., 1972. - Т. 8. - С. 48.

 

20. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Подобно произведениям дизайна данная категория произведений также имеет двойственную природу: они должны не только удовлетворять насущные материальные потребности - создавать жилье, благоустраивать окружающую среду, выполнять производственно-технические функции, но и удовлетворять эстетические потребности человека.

Охрана произведений архитектуры в отечественном праве имеет долгую историю. Первый закон, признающий результат труда архитектора объектом авторского права, появился в Российской империи в 1846 году <134>. В качестве самостоятельной разновидности художественных произведений произведения зодчества были названы в Законе Российской империи об авторском праве от 20.03.1911. Однако в отношении этих произведений был установлен специальный правовой режим: согласно п. 57 указанного Закона "каждый может производить постройки и сооружения по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор при самом опубликовании не оговорит, что такое право он сохраняет за собой" <135>. Именно поэтому юристы того периода склонялись к мнению о том, что авторское право на архитектурное произведение ограничивается архитектурными планами и рисунками и не распространяется на воплощение этих произведений в зданиях и сооружениях <136>.

--------------------------------

<134> Гервиц, Я.Г. Авторское право на архитектурные произведения / Я.Г.Гервиц. - Петроград: Госуд. тип., 1917. - С. 13.

<135> Беляцкин, С.А. Новое авторское право в его основных принципах / С.А.Беляцкин. - СПб.: изд-во юрид. книжн. склада "Право", 1912. - С. 145.

<136> Там же. - С. 34.

 

Советское законодательство, признавая произведения архитектуры объектами авторского права, тем не менее, устанавливало дополнительные ограничения прав их авторов; при этом первые законодательные акты советского периода во многом следовали традициям дореволюционного законодательства. Основы авторского права 1925 года <137> называли произведения архитектуры в числе объектов авторского права. За автором признавалось исключительное право воспроизводить произведение всеми дозволенными законом способами. Однако производство построек и сооружений по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам не считалось нарушением авторского права, за исключением случаев, когда автор при самом опубликовании оговаривал, что сохраняет такое право за собой.

--------------------------------

<137> СЗ СССР. - 1925. - N 7. - Ст. 67.

 

Еще большие ограничения авторских прав архитекторов были предусмотрены в ГК 1964 года. Согласно ст. 510 ГК 1964 года выполненные по заказу организаций архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки могли быть использованы заказчиками для своих нужд, переданы ими для использования третьим лицам или воспроизведены в печати без выплаты авторам дополнительного вознаграждения.

Закон редакции 1996 года уравнял архитектурные произведения с иными произведениями, признав за их авторами исключительное право на использование, а также упразднив ранее существовавшие ограничения авторских прав архитекторов.

Специального определения произведения архитектуры в законодательстве об авторском праве нет. В литературе высказывается мнение о том, что произведением архитектуры следует считать любое произведение в сфере архитектурной деятельности <138>. При этом в теории преобладающим является мнение о том, что авторско-правовой охране подлежит именно художественное, а не конструктивно-техническое решение зданий и сооружений <139>. Для обозначения этой охраняемой авторским правом части проекта используется термин "архитектурное решение" <140>.

--------------------------------

<138> Люкшин, А.М. Авторское право на произведения архитектуры: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.М.Люкшин; СПГУ. - СПб., 2004. - С. 6.

<139> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. / А.П.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - С. 150.

<140> Легальное определение термина "архитектурное решение" дано в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации": "Архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте".

 

Безусловно, авторско-правовая охрана распространяется как на внешний вид объекта, так и на художественное решение внутреннего пространства (интерьер).

В литературе высказывается мнение о том, что необходимо закрепить юридически значимые элементы произведения архитектуры в специальном законодательстве об архитектуре и архитектурной деятельности <141>. Насколько это необходимо? Полагаем, что попытка законодательно разграничить техническую и художественную составляющие архитектурного проекта неизбежно будет связана с необходимостью определения понятия "произведение", что представляет собой нерешаемую задачу. Кроме того, закрепление таких признаков в специальном законодательстве об архитектурной деятельности создает предпосылки для коллизий с законодательством об авторском праве. Поэтому полагаем, что названных в законодательстве критериев охраноспособности произведения как такового, а также определения неохраноспособности идей, методов и способов, к которым относятся и технические решения, достаточно для определения того, что следует охранять в качестве произведений архитектуры. Именно к такому выводу приходят ученые, исследующие данную проблематику: произведение архитектуры отвечает всем закрепленным законодательством об авторском праве признакам произведения науки, литературы и искусства и не нуждается в дополнительных критериях охраноспособности <142>.

--------------------------------

<141> Белявский, С.Ч. Определение понятия "произведение архитектуры" для целей авторского права / С.Ч.Белявский // ИБ "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск" [Электронный ресурс]. - Минск, 2012.

<142> Люкшин, А.М. Авторское право на произведения архитектуры: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.М.Люкшин; СПГУ. - СПб., 2004. - С. 4.

 

В литературе по авторскому праву можно встретить утверждения о том, что объективной формой произведения архитектуры являются лишь архитектурные проекты - чертежи и эскизы, но не сами объекты, созданные по этим проектам. Согласиться с таким подходом нельзя уже в силу того, что здание, построенное по проекту архитектора, является не чем иным, как материальным воплощением проекта, т.е. архитектурного произведения.

Особенностью произведений архитектуры является то, что за автором утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта признается право участвовать в разработке строительного проекта и осуществлении авторского надзора за строительством объекта (см. комментарий к ст. 19 Закона).

21. Фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. На заре своего существования фотография воспринималась как механическое копирование людей и окружающей обстановки, а труд фотографа представлялся сугубо технической работой. Поэтому ее достаточно долго не рассматривали как объект творческой деятельности и в отличие от иных произведений изобразительного искусства авторским правом не охраняли. Несмотря на то, что техника фотографии появилась в середине XIX века, законодательства развитых государств начали включать фотоснимки в число охраняемых произведений только с начала XX века. В 1908 году фотографические произведения были включены в число произведений, охраняемых на основании Бернской конвенции.

Советское законодательство об авторском праве увязывало охрану фотографических произведений с соблюдением определенных формальностей: авторское право на эти произведения признавалось только в том случае, если на каждом экземпляре произведения были указаны имя автора, место и год выпуска произведения в свет (ст. 473 ГК 1964 года). В основе подобного подхода лежала идея о том, что сам фотограф должен решить, следует ли рассматривать его фотографию в качестве творческой работы и соответственно охранять авторским правом либо нет. Именно поэтому многие фотографии, выпущенные в свет до принятия Закона редакции 1996 года, авторским правом не охранялись.

Закон называет в качестве охраняемых объектов фотографические произведения, включая в это понятие "произведения, полученные способами, аналогичными фотографии". Указание на произведения, полученные аналогичными фотографии способами, имеет важное значение. Классический процесс получения изображения путем экспонирования фотопленки (негатива) с последующим получением отпечатков является в настоящее время только одним из множества возможных вариантов. Широкое распространение получили голография (объемное изображение), цифровые фотокамеры, формирующие изображение в электронной форме, которое может быть распечатано при помощи компьютера, к этой категории также относятся отдельные кадры из кино- и видеофильмов.

К категории охраняемых относятся фотографические и аналогичные им произведения всех видов независимо от объекта (портрет, пейзаж, репортаж и т.п.), а также преследуемой цели (профессиональная или любительская съемка) и т.п.

Однако не любое запечатленное на снимке изображение может признаваться фотографическим произведением и охраняться авторским правом. Обязательным условием для признания фотографии объектом авторского права является то, что она является результатом творческой деятельности (ст. 992 ГК). Это означает, что фотография, признаваемая произведением, должна нести отпечаток личности автора, выражающийся в оригинальной композиции и (или) технике съемки (выбор момента съемки, способа съемки, светового решения и др.). Поэтому в число охраняемых не должны включаться снимки, являющиеся лишь результатом механического фиксирования объективной реальности. И поэтому суды, рассматривающие дела, связанные с защитой авторского права на фотографии, вполне обоснованно в числе прочих вопросов решают и вопрос о том, являются ли спорные фотографии результатами творческой деятельности, назначая для этого искусствоведческие экспертизы.

Пункт 4 разд. VI Закона редакции 1996 года устанавливал, что действие Закона редакции 1996 года распространяется на произведения, ранее не охранявшиеся авторским правом, в случае, если они правомерно выпущены в свет, изготовлены и распространены на территории Республики Беларусь до опубликования этого Закона редакции 1996 года. Последующие редакции Закона не изменили этот принцип. Большинство фотографических произведений выпускалось в свет без соблюдения требуемых ГК 1964 года формальностей, в связи с чем они авторским правом не охранялись. В настоящее время такие изданные, но ранее не охранявшиеся авторским правом произведения подлежат охране в соответствии с Законом, если в отношении этих произведений еще не истек срок действия авторского права, установленный ст. 20 комментируемого Закона.

Несмотря на то, что этот вопрос не связан с авторским правом, его нельзя оставить без внимания. В ранее действовавшем законодательстве содержалась норма, определяющая права лица, изображенного в произведении. Согласно ст. 509 ГК 1964 года опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускались лишь с согласия изображенного. Такое согласие не требовалось, если это делалось в государственных или общественных интересах либо лицо позировало за плату. Несмотря на то, что речь шла только о произведениях изобразительного искусства, установленные правила на практике распространялись и на фотографические произведения. Действующее законодательство Беларуси подобной нормы не содержит. Однако это не означает, что права лица, изображенного на фотографии, не должны учитываться. Статья 151 ГК называет в качестве объекта правовой охраны достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства. Судебная практика также идет по пути решения возникающих споров, исходя из общего представления о праве гражданина на защиту принадлежащих ему нематериальных благ. Поэтому фотографам, которые используют в своих работах образы лиц, а также субъектам хозяйствования, которые предполагают коммерческое использование таких фотографий, целесообразно письменно оформлять договоренность с позирующим лицом и определять при этом цели, в которых будет использоваться фотография.

22. Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам. Картографические произведения традиционно признаются объектами авторского права.

Закон в комментируемой статье дает открытый перечень охраняемых картографических произведений, который включает помимо карт также планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам.

Основной вопрос, который возникает применительно к охране картографических произведений, состоит в том, что зачастую трудно установить творческий характер деятельности их создателей. Если еще несколько десятилетий назад создание карт требовало значительных творческих усилий и создаваемые разными геодезистами карты могли существенным образом отличаться, то в настоящее время абсолютно справедливы утверждения о том, что современные планы и карты создаются преимущественно техническими средствами: при помощи аэрокосмической съемки, глобального позиционирования и компьютерной обработки полученных данных; перевод карты из одного масштаба в другой также производится при помощи компьютерной техники. Однако в ряде случаев создание картографических произведений требует не только технической, но и творческой работы. Творчество создателей картографической продукции может выражаться не столько в создании географической основы, сколько в детализации наносимых на карту объектов, оригинальном художественном оформлении карты и т.п.

Существенной особенностью картографических произведений является то, что они создавались ранее и создаются сейчас преимущественно в стенах специализированных картографо-геодезических предприятий. Над созданием карты могли трудиться целые коллективы, при этом вклад многих членов этих коллективов можно было признать творческим. Ранее действовавшее законодательство не предусматривало признания авторского права на данный вид произведений за юридическими лицами, несмотря на то, что здесь прослеживалась четкая аналогия с периодическими изданиями. Очевидно, таковой необходимости просто не было, поскольку издавать картографическую продукцию могли только специализированные предприятия, которые в условиях плановой экономики между собой не конкурировали. Следовательно, вопрос о присвоении прав на выпускаемую продукцию просто не возникал. Поэтому формально действовал общий принцип признания авторского права за коллективом создателей-соавторов, именно они должны сейчас признаваться обладателями авторского права на созданные в советские времена картографические произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.