Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 9 страница




5. Объектами авторского права являются:

литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

музыкальные произведения с текстом и без текста;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.);

произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.);

произведения прикладного искусства и дизайна;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;

компьютерные программы;

произведения науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.);

иные произведения.

К объектам авторского права также относятся:

производные произведения;

составные произведения.

 

Комментарий к статье 6

 

1. Комментируемая статья определяет, что является объектом авторского права, а также устанавливает соотношение авторского права на произведение с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет объект авторского права, указывая на то, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства.

Под наукой понимается сфера человеческой деятельности, в ходе которой вырабатываются и систематизируются объективные представления об окружающей нас действительности.

Под литературой традиционно понимают произведения письменности.

Термин "искусство" может обозначать художественное творчество в целом (включая литературу, изобразительное и прикладное искусство, музыку, произведения хореографии, кинематограф, фотографию, архитектуру и т.п.), противопоставляемое таким образом творчеству научному.

Исследователи справедливо отмечают, что термины "наука", "литература", "искусство" используются в законодательстве об авторском праве в ином, нежели обычно, значении, поскольку в противном случае они бы пересекались и даже взаимно исключали друг друга. В теории авторского права делается вывод о том, что используемый законодателем термин "произведения науки, литературы и искусства" не должен толковаться буквально, поскольку основное его назначение - охватить весь возможный спектр произведений творчества. Формулировка о том, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, носит традиционный характер и не означает, что произведение, отвечающее установленным законодательством критериям охраноспособности, но не относящееся непосредственным образом к науке, литературе или искусству, не является объектом авторского права. Достаточно много объектов авторского права невозможно отнести к какой-либо из этих сфер. Авторским правом должны охраняться любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают предусмотренными законодательством признаками объекта авторского права.

3. Законодательство не раскрывает содержание понятия "произведение", несмотря на то, что оно является основополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, что любое возможное легальное определение понятия "произведение" не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Поэтому законодатель ограничивается тем, что указывает на ряд признаков, которыми произведение должно обладать для того, чтобы признаваться объектом авторского права. Во-первых, произведение должно быть результатом творческой деятельности (п. 1 ст. 6 Закона), во-вторых, должно существовать в какой-либо объективной форме (п. 2 ст. 6 Закона).

Попытки дать определение понятию "произведение" неоднократно предпринимались в теории авторского права. Так, Б.С.Мартынов говорил о том, что "авторское произведение появляется в результате деятельности, имеющей творческий характер, т.е. направленной на создание нового" <110>. М.В.Гордон определял произведение как комплекс идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде <111>. Наиболее удачным и поэтому наиболее распространенным является определение, сформулированное В.И.Серебровским: "произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" <112>.

--------------------------------

<110> Мартынов, Б.С. Права авторства в СССР / Б.С.Мартынов // Уч. зап. Всесоюз. ин-та юрид. наук. - М., 1947. - Вып. 9. - С. 136.

<111> Гордон, М.В. Советское авторское право / М.В.Гордон. - М.: Госюриздат, 1955. - С. 50.

<112> Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права / В.И.Серебровский. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 32.

 

4. Условием предоставления правовой охраны является то, что произведение должно быть результатом творческой деятельности. Данное правило закреплено в ст. 992 ГК и повторено в комментируемой статье.

Понятие творческой деятельности в законодательстве не раскрывается. Оно также недостаточно изучено и в теории права. Как справедливо отмечает проф. И.А.Зенин, "творчество - субъективный критерий... Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности" <113>.

--------------------------------

<113> Зенин, И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: учеб.-практ. пособие / И.А.Зенин. - М.: МЭСИ, 2001. - С. 23.

 

Творческая деятельность представляет собой особую форму умственной работы, при которой мозг человека на основе имеющихся способностей, собственного эмоционального восприятия окружающей действительности, а равно себя самого в этой действительности и приобретенных познаний создает новые идеи, образы, формы изложения, решения разного рода задач, выражает свои чувства и настроения <114>.

--------------------------------

<114> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой (постатейный) / отв. ред. канд. юрид. наук Л.А.Трахтенгерц. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2009. - С. 145.

 

Наиболее глубокое изучение юридически значимых признаков творческой деятельности было предпринято советским цивилистом В.Я.Ионасом. Опираясь на исследования в области психологии, он предложил различать продуктивное (или творческое) мышление и репродуктивное мышление, то есть воспроизведение готовых, ранее существовавших мыслей. В первом случае происходит "оригинальное производство мыслей". Ко второму типу мышления относятся случаи, когда человек совершает по правилам логики в заученном порядке мыслительные операции и получает при этом заранее детерминированный (предопределенный) результат. Хотя и в первом, и во втором случаях процесс мышления может завершаться некоторым результатом, лишь тот результат, который является следствием продуктивного типа мышления, можно назвать результатом творческой деятельности и охранять авторским правом <115>. Именно такой подход, при котором творческая деятельность определяется как продуктивная мыслительная деятельность в противопоставлении ее репродуктивной, представляется наиболее обоснованным.

--------------------------------

<115> Ионас, В.Я. Произведения творчества в гражданском праве / В.Я.Ионас. - М.: Юрид. лит., 1972. - С. 54.

 

Авторское право не регулирует сам процесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособности произведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданию произведения, а соответствующий признак созданного в результате этой деятельности произведения. Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей называют его новизну; некоторые ученые используют термин "оригинальность". Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами. Пример с историей сюжета о Доне Жуане является хрестоматийным. В 1630 году появилась одна из первых литературных обработок образа Дона Жуана - пьеса "Севильский озорник, или Каменный гость" испанского драматурга Тирсо де Молина. Эта тема и сюжет в различных вариациях были воплощены впоследствии в произведениях Мольера, Гофмана, Мюссе, Моцарта, Байрона, Пушкина, Толстого и ряда других авторов. Однако в данном случае каждый из указанных авторов излагал одну и ту же историю в иной форме при помощи своих художественных приемов, использовал иные жанры и т.п. В результате каждое из указанных произведений, содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражало личность автора и воспринималось читателями как новое, самостоятельное произведение. Как справедливо отмечает Д.Липцик, главное состоит в том, чтобы произведение отличалось от своих предшественников, чтобы оно не было копией или подражанием другому произведению <116>. При этом можно согласиться с мнением И.А.Зенина о том, что имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов <117>.

--------------------------------

<116> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 58.

<117> Зенин, И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: учеб.-практ. пособие / И.А.Зенин. - М.: МЭСИ, 2001. - С. 23.

 

Всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью. В теории авторского права было выработано определение оригинальности произведения как признака, по которому можно судить о том, что данное произведение является результатом творческого труда; оригинальное - значит первоначальное, созданное в результате самостоятельного творческого труда, не заимствованное, не похожее на других, чуждое подражательности, своеобразное и необычное <118>. В отечественной правовой доктрине оригинальность понимается как отсутствие объективной возможности самостоятельного повторения полученного автором творческого результата (критерий "объективной новизны") <119>. Однако критерий оригинальности не следует рассматривать отдельно и тем более противопоставлять критерию творческого характера труда по созданию произведения, поскольку оригинальность является неотъемлемым признаком, характеризующим любое произведение, являющееся результатом творческого труда.

--------------------------------

<118> Гаврилов, Э.П. В патентном праве новизна, а в авторском - оригинальность / Э.П.Гаврилов // Патенты и лицензии. - 2007. - N 12. - С. 25 - 30.

<119> Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А.Близнец, Э.П.Гаврилов, О.В.Добрынин [и др.]; под ред. И.А.Близнеца. - М.: Проспект, 2010. - С. 47.

 

В отечественной науке гражданского права было высказано мнение о том, что критерий творчества в определенных сферах утрачивает свое значение, если речь идет о произведении, выраженном в цифровой форме, то таковым следует считать произведение, "первоначально созданное с применением или без применения творческого труда" <120>. Однако данное мнение не нашло поддержки в отечественной доктрине, авторы научных работ, оппонирующих данному тезису, указывают на то, что от критерия творчества вряд ли можно отказаться в обозримом будущем <121>.

--------------------------------

<120> Шакель, Н.В. Использование произведений в цифровой форме: тенденции в национальном и международном правовом регулировании: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н.В.Шакель. - Минск, 2010. - С. 3 - 4.

<121> Попова, И.В. Критерий творчества в понятии произведения науки, литературы, искусства / И.В.Попова // Промышленно-торговое право. - 2011. - N 2. - С. 49.

 

5. Охрана авторским правом предоставляется независимо от назначения или достоинства произведения.

Под достоинством понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к его форме или содержанию: актуальность темы, художественная ценность, научная глубина, авторский стиль и т.д. Авторским правом в равной степени охраняются и шедевры, и низкопробные работы. Иное решение вопроса открыло бы широкое поле для субъективизма, ибо невозможно выявить какие-либо объективные показатели "правильного" назначения и высокого художественного или иного достоинства. Более того, назначение авторского права в целом состоит не в том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечить интересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение может быть использовано другими лицами. А поскольку и у произведения, обладающего невысокими художественными достоинствами, могут быть свои читатели, зрители или слушатели, ему нельзя отказывать в охране авторским правом. Как отмечается в доктринальном исследовании Д.Липцик: "Ценность - это вопрос вкуса, и оценку дают публика и критики, но не право. Допустить обратное - значит открыть дверь произволу, особенно в сфере, где имеются многочисленные примеры того, как великие произведения были освистаны во время их первого представления, исполнения или выставки, что лишь со временем их широко признали и оценили. Примерами таких произведений могут служить "Травиата" Верди, "Шесть персонажей в поисках автора" и "Весна священная" Стравинского" <122>.

--------------------------------

<122> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 59.

 

6. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения.

Указывая на то, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, законодатель подчеркивает, что авторским правом охраняется любое произведение, существующее в объективной форме. Тем не менее деление произведений на обнародованные и необнародованные имеет принципиальное значение.

Понятие обнародования произведения определено в ст. 4 Закона. Юридическим последствием обнародования является то, что с этого момента изменяется правовой режим произведения; если до момента обнародования произведение неприкосновенно и находится под полным контролем автора, то с момента обнародования монопольное право автора распоряжаться своим произведением подвергается некоторым ограничениям: в отношении обнародованных произведений Закон допускает определенные случаи возможного использования без согласия автора.

Ведя речь об обнародовании произведения, нельзя не отметить терминологическую нестыковку прежнего и ныне действующего законодательства об авторском праве. ГК 1964 года оперировал термином "выпуск в свет", в качестве синонима которого также использовался термин "опубликование". В соответствии со ст. 474 ГК 1964 года произведение считалось выпущенным в свет (опубликованным), если оно издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио и телевидению или каким-либо иным способом сообщено неопределенному кругу лиц. При этом использованный в законодательстве термин "выпуск в свет" не совпадал по объему с аналогичным термином, используемым во Всемирной конвенции об авторском праве, что создавало определенную путаницу и вызывало справедливую критику.

Используемый в Законе термин "опубликование" охватывает только случаи изготовления и распространения экземпляров произведения, что в полной мере корреспондирует понятию "опубликование", используемому в Бернской конвенции.

Обнародование в контексте Закона понимается максимально широко: как осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.

7. Для того чтобы охраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Произведение - это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.

В теории авторского права под объективной формой, в которой существует произведение, понимается такая форма выражения произведения вне сознания автора, которая позволяет иным лицам ознакомиться с произведением.

Возможные объективные формы существования произведения названы соответственно в п. 2 комментируемой статьи и п. 2 ст. 992 ГК. При этом перечень возможных форм существования произведения является открытым, что позволяет применять нормы Закона в отношении любых возможных технологий хранения и распространения произведений, которые могут появиться в будущем.

8. Законодатель перечисляет возможные виды объективной формы существования произведения. Наряду с перечислением форм объективного существования произведения законодатель приводит и наиболее распространенные примеры той или иной формы. При этом приведенный в комментируемой статье перечень является открытым и допускает возможность признания объективной формой и иные варианты существования произведения.

Согласно норме п. 2 комментируемой статьи авторское право распространяется на произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.);

- звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и др.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, карта, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, фотокадр и др.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и др.);

- электронной, в том числе цифровой;

- в иной форме.

Перечень возможных форм объективного существования произведения приведен и в ст. 992 ГК, при этом ст. 992 ГК унифицирована с положениями Закона.

9. Норма п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что часть произведения (включая его название) также может быть объектом авторского права. Часть произведения (глава из книги, отрывок музыкального произведения, фрагмент произведения изобразительного искусства, кадр из фильма и т.п.) может рассматриваться как самостоятельное произведение, если оно отвечает двум общим критериям охраноспособности: является результатом творческой деятельности и существует в объективной форме, а также дополнительному условию: может использоваться независимо от произведения, частью которого оно является. При соблюдении указанных условий название произведения также может охраняться в качестве самостоятельного объекта авторского права.

В теории авторского права была предпринята попытка выделения в охраняемом авторским правом произведении "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов. К юридически безразличным (неохраняемым) элементам были отнесены тема, материал, сюжетное ядро, идейное содержание. К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения были отнесены художественные образы и язык произведения. Под художественным образом понимается обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; под языком произведения понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т.е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Художественные образы рассматриваются в качестве внутренней формы, а язык произведения - в качестве внешней формы произведения.

10. Несмотря на то, что Закон, говоря о части произведения, не упоминает персонажей произведения, этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения. Персонаж - это действующее лицо художественного произведения. Персонаж как имя действующего лица неохраноспособен, а вот персонаж, представленный в виде художественного образа, может рассматриваться в качестве части произведения, охраняемой авторским правом. В качестве примера решения вопроса можно привести законодательный опыт Российской Федерации: согласно п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) авторские права распространяются на персонаж произведения, если по своему характеру он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечает требованиям, установленным в отношении охраноспособности произведений.

Вопрос об использовании персонажей художественных произведений урегулирован в законодательстве о товарных знаках: в соответствии с подп. 5.2 п. 5 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 N 2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания" <123> "не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные названию известного в Республике Беларусь произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если право на соответствующее произведение возникло ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака".

--------------------------------

<123> НРПА Республики Беларусь. - 2000. - N 106. - 2/222.

 

11. Законодатель разграничивает два объекта гражданских прав: авторское право на произведение и вещь, в которой это произведение выражено. Материальным объектом, в котором выражено произведение, может быть как оригинал произведения, так и его экземпляр. Понятие экземпляра произведения определено в ст. 4 Закона. Аналогичное правило закреплено в ст. 987 ГК, которая предусматривает, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результат выражен.

Законодатель отграничивает юридическую судьбу авторского права на произведение от юридической судьбы вещи, в которой это произведение выражено. Сделки с оригиналом или экземпляром произведения не влияют на принадлежность и осуществление авторского права на произведение; приобретение лицом оригинала или экземпляра произведения само по себе не дает права собственнику использовать произведение - тиражировать, публично показывать и совершать иные действия, составляющие содержание исключительного авторского права. Это выражается в том, что передача права собственности на материальный объект или права владения и (или) пользования материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Данный тезис подтверждается судебной практикой. Решением Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 08.09.2006 были удовлетворены исковые требования фотографа А. к рекламному агентству "М" о взыскании компенсации за допущенное нарушение авторских прав. Ответчик осуществил использование семи фотографий гр. А. на рекламных панно, размещенных в общественных местах. При этом ответчик объяснял свои действия тем, что фотографии были приобретены у фотографа и за экземпляры фотографий ему было выплачено вознаграждение. В ходе судебного разбирательства было установлено, что рекламное агентство не заключило с фотографом договор, который предусматривал бы право использования фотографических произведений. Поэтому суд признал действия ответчика нарушением авторских прав гр. А. и взыскал компенсацию из расчета 50 базовых величин за каждое из незаконно использовавшихся произведений <124>.

--------------------------------

<124> Судовы веснiк. - 2007. - N 1. - С. 25.

 

Оговорка об исключении случаев, предусмотренных Законом, относится к норме п. 3 ст. 32 Закона, согласно которой оригиналы произведений изобразительного искусства, оригиналы рукописей произведений писателей, композиторов и ученых могут быть публично показаны лицом, правомерно владеющим оригиналом произведения, а также воспроизведены в каталогах выставок и изданиях, посвященных коллекциям таких произведений, в том числе в случае, когда исключительное право на произведение не перешло к лицу, которое правомерно владеет оригиналом такого произведения.

Законодательства ряда зарубежных стран также предусматривают, что собственник оригинала произведения изобразительного искусства имеет право публично выставлять это произведение без согласия автора, если иное условие не было оговорено при приобретении произведения.

12. Закон редакции 1996 г. признавал за автором произведения изобразительного искусства право доступа. Данное право выражалось в том, что автор мог потребовать от собственника произведения предоставить ему возможность делать копии этого произведения, что являлось определенным ограничением прав собственника. Комментируемый Закон подобной нормы не содержит.

13. В п. 5 комментируемой статьи перечислены наиболее распространенные виды произведений, охраняемых авторским правом. Они определяются как объекты авторского права.

Приведенный перечень объектов авторского права не является исчерпывающим, поскольку в нем указаны и "иные произведения". Упоминание "иных произведений" имеет принципиально важное значение, поскольку означает, что любой результат творчества, отвечающий установленным законодательством об авторском праве критериям охраноспособности, будет признаваться объектом авторского права независимо от того, назван ли он в данном перечне или нет.

Аналогичный по содержанию примерный перечень объектов авторского права приведен и в ст. 993 ГК.

14. Литературные произведения. К числу литературных произведений Закон относит "в числе прочего" книги, брошюры, статьи. Данная норма унифицирована с соответствующей нормой ст. 993 ГК.

В ГК термин "литературные произведения" используется в более широком значении и охватывает любое произведение, в котором средством выражения мыслей автора является слово. Основанием для подобного толкования является, в частности, отказ законодателя противопоставлять литературные и научные произведения.

К числу литературных произведений относятся произведения всех жанров художественной литературы и публицистики, научные работы (монографии, статьи, отчеты и т.п.), учебная литература, речи, доклады, проповеди и иные устные произведения; произведения журналистики (статьи, интервью, дискуссии и т.п.), деловая и личная переписка и т.п. При этом литературные произведения могут существовать не только в письменной, но и в иной объективной форме.

В науке гражданского права предпринимаются попытки дать определение произведению литературы, при этом в качестве юридически значимого признака, отличающего его от иных охраняемых авторским правом произведений, называется словесное содержание <125>.

--------------------------------

<125> Самсонова, Л.В. Гражданско-правовое регулирование авторских прав на литературные произведения в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Л.В.Самсонова. - М., 2009. - С. 10.

 

Особенностью комментируемого Закона является то, что такие произведения, как монографии, статьи, отчеты и т.п., являющиеся по своей сути литературными произведениями, выделены в отдельную категорию - произведения науки.

15. Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения.

Драматические (от греч. drama - действие) произведения весьма близки к произведениям литературы. Их выделение в особый вид охраняемых авторским правом произведений, во-первых, является данью традиции, поскольку изначально литературные и драматические произведения предназначались для различных видов использования: литературные произведения издавались, драматические - публично исполнялись. Во-вторых, обособление драматических произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств выражения мыслей автора, поскольку в драматических произведениях основной акцент делается на изложение творческой идеи посредством монологов и диалогов персонажей.

Драматическое произведение можно определить как литературное произведение в диалогической форме, предназначенное для исполнения актерами на сцене. Объектами авторского права признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.

К числу музыкально-драматических произведений относятся: опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и иные произведения, представляющие собой синтез произведений различных жанров - музыкальной и литературной основы, изобразительного искусства и хореографии. Поэтому во многих случаях музыкально-драматические произведения создаются в соавторстве. В то же время достаточно распространенными являются написание либретто, создание сценографии и хореографии на уже существующее музыкальное произведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.