Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 12 страница




--------------------------------

<155> НРПА Республики Беларусь. - 2002. - N 91. - 1/3951.

 

О том, что придание художественному произведению статуса геральдического символа выводит его из сферы действия авторского права, свидетельствует судебная практика. Решением Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 29.11.2004 были частично удовлетворены исковые требования Т. к ИРУП "М" о взыскании компенсации в связи с нарушением авторского права. Ответчик в 2004 году издал и распространил книгу, на страницах которой на бездоговорной основе и без указания его, истца, имени как автора произведений воспроизвел в качестве иллюстраций ранее использовавшиеся другим издательством пятнадцать цветных графических рисунков гербов белорусских городов, созданных им, истцом, по законам геральдики. Суд пришел к выводу, что ответчик ИРУП "М", воспроизведя без заключения авторского договора на страницах научно-популярного издания 2004 года цветные графические рисунки гербов тринадцати белорусских городов, созданные истцом Т., не указав имени автора произведений и распространив экземпляры произведений, нарушил личное неимущественное авторское право Т. на имя и имущественные авторские права на воспроизведение и распространение, и поэтому взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию в размере 190 базовых величин. При этом суд также не нашел оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации в связи с воспроизведением ответчиком еще двух изображений гербов белорусских городов, поскольку указанные изображения задолго до обращения истца в суд были зарегистрированы в Государственном геральдическом регистре Республики Беларусь и являются официальными, а в силу нормы Закона "Об авторском праве и смежных правах" государственные символы и знаки не подпадают под объекты авторского права <156>.

--------------------------------

<156> Судовы веснiк. - 2005. - N 3. - С. 24.

 

8. До того как закон, судебное решение, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального документа или государственной символики, они создаются как произведения науки, литературы или искусства и охраняются авторским правом: в качестве Государственного гимна утверждается музыкальное произведение с текстом; эскизы денежных знаков являются произведениями изобразительного искусства и т.п. Закон не дает ответа на вопрос о том, требуется ли согласие автора на придание его произведению статуса официального документа или государственной символики. Отдельные исследователи полагают, что для превращения охраняемого авторским правом произведения в официальный документ или государственную символику необходимо согласие автора произведения; это соглашение должно представлять собой договор о выкупе или безвозмездном приобретении всех имущественных прав с одновременным прекращением всех личных авторских прав <157>. На практике же такие договоры о выкупе авторского права не заключаются. Переход результата творческой деятельности автора в соответствии с установленной законодательством процедурой или условиями творческого конкурса в категорию официальных документов или государственной символики автоматически прекращает авторское право на эти объекты. При этом необходимо отметить, что авторское право прекращается только в отношении произведения, воплощенного в официальном документе или государственной символике и используемого вместе с этим документом или символикой. Вне рамок официального документа или государственной символики результат творчества автора продолжает охраняться авторским правом. Так, например, рисунок на банкноте является частью государственного знака, а поэтому авторским правом не охраняется. Соответственно тиражирование банкнот не требует согласия автора. Однако авторское право на это произведение сохраняется за автором при других способах использования.

--------------------------------

<157> Гаврилов, Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" / Э.П.Гаврилов. - М.: СПАРК, 1996. - С. 39.

 

9. Определение термина "произведение народного творчества, автор которого неизвестен" дано в ст. 4 Закона. В этом определении народное творчество определяется как характерные элементы традиционного художественного наследия (народные сказки, народная поэзия, народные песни, художественные формы народных обрядов и т.п.). Основная отличительная черта этих произведений состоит именно в традиционности и повторяемости, переходящей из поколения в поколение.

Мотив исключения этих произведений из сферы действия авторского права очевиден: отсутствует субъект права, поскольку установить автора произведения, существующего "испокон веку", практически невозможно. В то же время существует вероятность того, что под видом народного существует авторское произведение (так называемая стилизация под народное творчество), которое выпускается в свет без указания имени автора. В частности, распространенным видом творчества является народное декоративно-прикладное искусство, которое определено в Законе Республики Беларусь от 09.07.1999 N 282-З "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь" <158> как "область традиционной народной культуры, связанная с созданием художественно оформленных предметов быта с использованием местных природных материалов". Возможно также создание произведений по мотивам народного творчества, таких как пересказы, музыкальные обработки и т.п. Такие произведения, бесспорно, должны охраняться авторским правом, если они соответствуют критериям охраноспособности, установленным в ст. 6 Закона.

--------------------------------

<158> НРПА Республики Беларусь. - 1999. - N 56. - 2/62.

 

Проблема может возникать в том случае, когда автор произведения, в котором использованы элементы традиционного наследия, не указывает свое имя. В соответствии со ст. 20 Закона анонимные произведения охраняются в течение 50 лет с момента опубликования. Поэтому представляется разумным относить к числу произведений народного творчества только те работы, содержащие характерные элементы традиционного художественного наследия, которые существуют в таком виде более 50 лет. Именно с учетом этого момента должна применяться норма Закона о том, что авторским правом не охраняются произведения народного творчества, авторы которых не известны.

10. Мотив отказа законодателя охранять нормами авторского права "собственно" идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты очевиден: все эти объекты не отвечают критериям охраноспособности, поскольку либо не могут являться результатами творческой деятельности, либо не могут быть облечены в какую-либо объективную форму.

11. Идея - это основная, главная мысль, определяющая содержание чего-либо <159>. Авторское право охраняет не идею произведения, а оригинальную форму ее выражения. Поэтому одна и та же идея может быть использована разными авторами для создания самостоятельных произведений. Именно поэтому законодатель прямо указывает на то, что идеи как таковые, даже выраженные в конкретных произведениях, авторским правом не охраняются и могут быть использованы для создания других произведений. Одновременно с этим идею как главную мысль произведения следует отличать от изложения этой идеи в виде аннотации, реферата, наброска или иного краткого представления произведения, которые могут охраняться авторским правом.

--------------------------------

<159> Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. - 19-е изд. - М.: Русский язык, 1997. - С. 193.

 

Как отмечают исследователи, "если бы на идеи как таковые предоставлялись исключительные права, это стало бы препятствием на пути распространения идей, помешало бы свободному развитию творческой мысли и появлению неограниченного числа различных произведений. К одной и той же идее, поиску, теме возвращаются до бесконечности. Обращаясь к ним, автор создает новое произведение, несущее отпечаток его личности и индивидуальности. Результат может быть иногда впечатляющим, в другой раз - незначительным, но именно возможность отталкиваться от того, что уже существует, без необходимости проделывать заново уже пройденный кем-то путь и позволяет каждому поколению вносить свой вклад в медленный прогресс цивилизации" <160>.

--------------------------------

<160> Липцик, Д. Авторское право и смежные права / пер. с фр.; предисловие М.Федотова. - М.: Ладомир: Издательство ЮНЕСКО, 2002. - С. 55.

 

Судебная практика также вырабатывает свои подходы к реализации нормы Закона о неохраноспособности идей. Решением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь от 29.08.2007 отказано в удовлетворении иска и защите нарушенного авторского права. В заявлении суду истец (СООО "К") указал, что его предприятием с 16 июня 2005 г. оказываются консультативные услуги с использованием знаний в области астрологии и карт Таро, для рекламы которых начиная с марта 2006 г. в периодической печати размещаются рекламные модули, созданные директором предприятия А. в порядке выполнения служебного задания. Ответчик (ПТЧУП "Э") с конца 2006 года стал оказывать аналогичные услуги и рекламировать свою деятельность в тех же периодических изданиях, используя с января 2007 г. рекламу, которая имеет сходство до степени смешения с рекламой истца, заимствовав общую композицию, слоганы, шрифты и цветовые решения. Поскольку ответчик без разрешения переработал и использовал переработанные рекламные модули, правообладателем которых является СООО "К", истец просил взыскать с ответчика компенсацию в связи с нарушением авторского права в размере 465000 руб., а также обязать ПТЧУП "Э" прекратить противоправные действия по осуществлению недобросовестной конкуренции.

Возражая против заявленных требований, представители ответчика сослались на то, что ПТЧУП "Э" для рекламы своих услуг использовало самостоятельно созданную рекламу, схожесть которой с рекламой истца объясняется использованием общих идеи, образов и символов, отражающих знания человека в области астрологии и эзотерики. Исходя из установленного, сопоставив рекламные модули сторон и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к выводу, что ответчик для рекламы своих услуг использовал самостоятельно созданную рекламу, при разработке которой, как и при создании рекламы истца, были использованы общие идея, образы и символы, характерные для оказания астрологических и эзотерических услуг. Об использовании сторонами самостоятельно созданной рекламы свидетельствовали и имеющиеся в рекламных модулях различия. Доводы представителей ответчика о том, что некоторое сходство рекламы обусловлено оказанием сторонами аналогичных услуг и использованием при ее создании той же идеи, знаний и ряда астрологических и эзотерических символов, были подтверждены периодическими изданиями, содержащими рекламу третьих лиц, оказывающих услуги аналогичного характера, при создании которой были использованы тот же фон композиции, женский образ в роли ясновидящей с шаром в руках, земная полусфера с восходящей звездой и слоганы, отражающие суть услуг. В своем решении по делу суд, указав на то, что авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований <161>.

--------------------------------

<161> Судовы веснiк. - 2007. - N 4. - С. 27.

 

Метод (от греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом <162>. Метод как таковой неохраноспособен, поскольку, являясь последовательностью логических операций, он не несет на себе отпечатка личности автора.

--------------------------------

<162> Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главн. науч. ред. и сост. С.Ю.Солодовников. - Минск: МФЦП, 2002. - С. 499.

 

Процесс - ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо <163>. Будучи явлением объективной реальности, процесс может быть описан автором, но такое описание не предполагает творчества.

--------------------------------

<163> Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. - 19-е изд. - М.: Русский язык, 1997. - С. 511.

 

Система (от греч. systema - целое) - объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим местам занимают соответствующие им места <164>.

--------------------------------

<164> Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главн. науч. ред. и сост. С.Ю.Солодовников. - Минск: МФЦП, 2002. - С. 741.

 

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль <165>. Фактически концепция - это одна или несколько идей, объединенных общим предметом. Так же, как и идея, концепция неохраноспособна до тех пор, пока не будет воплощена в какой-либо объективной форме, отличающейся новизной и оригинальностью.

--------------------------------

<165> Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. - 19-е изд. - М.: Русский язык, 1997. - С. 237.

 

Принцип - основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения <166>. В отношении принципа применимо все сказанное в отношении идеи и концепции.

--------------------------------

<166> Там же. - С. 483.

 

Открытие как установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира до недавних пор являлось объектом, которому предоставлялась специальная охрана на основании норм раздела V ГК 1964 года. Охрана открытиям предоставлялась на основании решения специального государственного органа (Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР), а лицу, признававшемуся автором открытия, выдавался специальный диплом, выплачивалось единовременное вознаграждение, а также предоставлялись отдельные льготы. С принятием 3 марта 1994 г. Закона Республики Беларусь N 2840-XII "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь" <167> раздел V "Право на открытие" ГК 1964 года утратил силу. В соответствии с Законом открытие не охраняется авторским правом по тем же причинам, что и иные идеи и принципы, в силу отсутствия у них оригинальной формы выражения. В то же время изложение сути открытия в форме статьи или доклада представляет собой произведение науки, охраняемое авторским правом.

--------------------------------

<167> Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1994. - N 13. - Ст. 183.

 

Факт (лат. factum - сделанное) - действительное, реальное событие, явление <168>. Будучи отражением реальности, факт сам по себе не является результатом творческой деятельности.

--------------------------------

<168> Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю.Шведовой. - 19-е изд. - М.: Русский язык, 1997. - С. 692.

 

12. Комментируемая статья, в отличие от соответствующей статьи Закона редакции 1998 года, не называет в числе объектов, на которые не распространяется авторское право, информацию. Закон N 455-З <169> определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления.

--------------------------------

<169> НРПА РБ. - 2008. - N 279. - 2/1552.

 

Несмотря на то, что информация не названа в комментируемой статье, она как таковая не пользуется охраной авторским правом, поскольку, являясь лишь точным отражением события или явления, не создается творческой деятельностью автора.

13. Указание законодателя на то, что идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты могут быть выражены (отображены, объяснены) в произведении, призвано четко отграничить перечисленные объекты от произведения. Из указанного положения следует, что использование идей, фактов, методов и т.п., приведенных в произведении, другими лицами само по себе не является использованием произведения и не нарушает авторское право на него.

 

Статья 8. Возникновение авторского права

 

1. Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

3. При опубликовании произведения без обозначения имени (анонимно) или под вымышленным именем (псевдонимом), за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности, издатель, имя или наименование которого обозначены на этом произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

Положения части первой настоящего пункта действуют до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свое подлинное имя и не заявит о своем авторстве на произведение.

 

Комментарий к статье 8

 

1. В комментируемой статье закреплен принцип автоматической охраны объектов авторского права.

Согласно ст. 981 ГК правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает в силу факта их создания либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным органом. Закон уточняет, что в отношении объектов авторского права применяется принцип предоставления охраны в силу факта их создания.

Принцип автоматической охраны отличает авторское право от второй составляющей права интеллектуальной собственности - права промышленной собственности, которое обеспечивает правовую охрану таких результатов интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения и др., охрана которым предоставляется на основании решения патентного органа о регистрации после соответствующей процедуры экспертизы, сложность и длительность которой зависят от вида охраняемого объекта.

2. Создание произведения является юридическим фактом (юридическим поступком), служащим основанием для возникновения имущественных и личных неимущественных прав, составляющих авторское право.

Законодательство об авторском праве устанавливает критерии, необходимые для признания работы объектом авторского права: она должна быть результатом творческой деятельности и существовать в какой-либо объективной форме. Поэтому моментом возникновения объекта авторского права является момент придания произведению какой-либо объективной формы.

3. Для возникновения авторского права в отношении произведения не требуется выполнять какие-либо дополнительные действия, которые законодатель называет "формальностями". К этой категории, в частности, относятся такие действия, как регистрация или депонирование произведения.

Принцип автоматического предоставления правовой охраны, положенный в основу авторского права, обусловлен особенностями самого объекта. Такой объект права промышленной собственности, как изобретение, представляет собой новое техническое решение, применимое в отраслях народного хозяйства. Техническое решение - это идея, которая может быть реализована во множестве вариантов; поэтому сама идея и является объектом правовой охраны. В произведениях науки, литературы и искусства основное значение имеет не идея, а оригинальная форма выражения этой идеи. Поскольку авторское право охраняет форму, то такой специальной экспертизы объективно не требуется; любая новая форма воплощения одной и той же идеи самоценна, воспринимается публикой как самостоятельное произведение и в связи с этим требует охраны в качестве нового объекта авторского права.

4. Несмотря на законодательно закрепленный принцип автоматической охраны объектов авторского права, на практике он в отдельных случаях фактически подменяется регистрацией. Речь идет о так называемой регистрации компьютерных программ, осуществляемой НЦИС.

Согласно информации, размещенной на интернет-сайте НЦИС, эта организация "оказывает на возмездной основе услуги по заявительной регистрации компьютерных программ". На основании поданной заявки и приложенных к ней документов НЦИС заключает с заявителем возмездный договор о добровольной регистрации компьютерной программы, вносит сведения о компьютерной программе в Реестр зарегистрированных компьютерных программ, депонирует материалы заявки, позволяющие идентифицировать компьютерную программу, и выдает заявителю свидетельство о регистрации компьютерной программы. При этом внешние атрибуты осуществляемых НЦИС действий в отношении программных продуктов, таких как использование слова "регистрация", требование к заявителю представить материалы в сброшюрованном и прошитом виде либо с подписью на каждом листе, включение сведений о программе в специальный Реестр зарегистрированных компьютерных программ, выдача номерного свидетельства о регистрации, а также статус организации, которая осуществляет такую деятельность, вполне могут привести к тому, что многие субъекты хозяйствования станут рассматривать такую регистрацию если не как основание для правовой охраны компьютерной программы, то, по крайней мере, как необходимое условие использования программы в хозяйственной деятельности.

В то же время в представленной на сайте НЦИС информации указывается, что "такая регистрация не является основанием или условием возникновения и осуществления авторского права и производится добровольно по усмотрению автора или иного обладателя исключительного имущественного права на компьютерную программу для целей дополнительного удостоверения факта существования компьютерной программы, принадлежности авторского права и других фактических обстоятельств в объеме сведений, содержащихся в заявке на регистрацию компьютерной программы и прилагаемых к ней материалах". Однако использование термина "регистрация" не настолько безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Упоминание о регистрации может ввести в заблуждение как самого заявителя, так и третьих лиц и подменить предусмотренный Законом принцип автоматической (в силу факта создания) охраны объектов авторского права. Кроме того, регистрация без проведения экспертизы компьютерной программы на оригинальность и степень заимствования связана с тем, что в качестве авторов или правообладателей в выдаваемом свидетельстве о регистрации компьютерной программы могут быть указаны лица, таковыми не являющиеся. При этом свидетельство о регистрации компьютерной программы может быть использовано в качестве доказательства авторства лица в отношении программы, что войдет в противоречие с уже предусмотренной в Законе презумпцией авторства.

5. Норма п. 2 комментируемой статьи определяет такое понятие, как "презумпция авторства". Данная презумпция применяется в тех случаях, когда отсутствуют какие-либо доказательства того, что автором произведения является другое лицо. Соответственно презумпция авторства действует до того момента, пока не появятся доказательства авторства другого лица.

Законодатель не разъясняет, что следует понимать под доказательствами, которыми опровергается презумпция авторства. Поэтому можно предположить, что презумпция авторства может применяться в случае, если отсутствуют какие-либо сведения об ином лице, требующем признания себя в качестве автора данного произведения. В случае, если на признание в качестве автора претендуют несколько лиц, спор о признании автором должен разрешаться в судебном порядке (см. комментарий к ст. 56 Закона).

Предоставляя произведению правовую охрану, законодатель одновременно решает вопрос о принадлежности авторского права в отношении произведения. Неопределенность в данном вопросе может привести к тому, что произведение невозможно будет использовать. Поэтому Закон наделяет лицо, указанное в качестве автора на экземпляре произведения, полномочиями, составляющими авторское право. Данные полномочия носят временный характер и прекращаются с момента, когда будет признано авторство другого лица на данное произведение.

6. В случае обнародования произведения под псевдонимом и в еще большей степени - при использовании произведения анонимно имеет место неопределенность в вопросе о том, чье разрешение необходимо получить для последующего использования произведения. Поэтому Закон предусматривает, что в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное правило не применяется в том случае, когда используемый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности.

Механизм, предусмотренный комментируемой статьей, необходим для того, чтобы дать возможность автору, не желающему раскрывать свою личность, при помощи издателя осуществлять и защищать права на свое произведение, выпущенное в свет под псевдонимом или анонимно.

Формулировка "защищать права" означает, что издатель может в качестве законного представителя автора обращаться в суд с иском в интересах автора.

Формулировка "обеспечивать права" означает, что издатель может в качестве законного представителя автора заключать договоры об использовании произведения.

Норма о праве издателя осуществлять и защищать права автора никоим образом не означает, что издатель становится правопреемником автора. Данные отношения являются отношениями представительства, основанного на законе (ст. 183 ГК), поэтому в результате действий издателя права и обязанности возникают не у него, а у автора, личность которого на данный момент общественности неизвестна.

Отношения представительства прекращаются в случае, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве на произведение (имеется в виду раскрытие личности автора для публики, а не для издателя). Раскрытие имени автора помимо его воли не является основанием для прекращения указанных отношений представительства.

 

Статья 9. Соавторство

 

1. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно, если иное не предусмотрено договором между ними.

Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между ними.

Доходы от совместного использования произведения распределяются между всеми соавторами поровну, если иное не предусмотрено договором между ними.

Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения.

3. Не признаются соавторами лица, способствовавшие созданию произведения путем оказания помощи технического, административного или финансового характера.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

 

Комментарий к статье 9

 

1. Комментируемая статья называет условия возникновения соавторства, а также определяет порядок использования созданного в соавторстве произведения.

Соавторство - это правовые отношения, возникающие в силу факта совместного создания произведения несколькими лицами.

Соавторство является сложным правоотношением, в котором следует выделять две группы составляющих его отношений: 1) внутренние - отношения между самими соавторами; 2) внешние - отношения соавторов с третьими лицами.

2. Закон называет два условия возникновения соавторства: 1) произведение должно быть создано совместным трудом двух или более лиц; 2) труд всех участвующих в создании произведения лиц должен носить творческий характер.

В литературе, посвященной вопросам авторского права, преобладающим является мнение о том, что совместный характер труда должен оцениваться не по совместному процессу работы, а по совместно достигнутому результату; важно не то, как и в какой форме трудились соавторы, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий <170>. Поэтому можно говорить о том, что для возникновения соавторства имеет значение совместный труд, понимаемый как деятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованного результата, каковым является создание произведения. При этом совместная деятельность не означает ее единство во времени и пространстве, а означает лишь то, что авторы трудятся над произведением сообща и каждый из них вносит свой вклад в его создание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.